Основные подходы к психическому развитию ребенка
В теории и практике зарубежной и отечественной психологической науке существуют три основных подхода к психическому развитию детей.
Биологизаторский подход, который основывается на том, что в основе развития ребенка лежит наследственность, т.е. тот генотип, который ребенок получил от родителей по наследству. Известные зарубежные психологи: Бюлер, Ревеш, Баумгартер и другие представители данного подхода видели и видят в развитии психики человека первичные инстинкты, которые имеют врожденную природу и совсем не зависят от социальных условий.
Английский генетик Ауэрбах говорила: «Каждый человек начинает свою жизнь, имея на руках гены, как игрок начинает партию, имея на руках определенный набор карт. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний. Уровень умственного развития, особые способности, личностные качества – все это результат взаимодействия генов».
Американский психолог Торндайк писал около полувека назад, но и сейчас его мысли трактуются учеными биоголизаторского направления так же. «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».
Т.о.: биоголизаторский подход основным фактором психического развития ребенка считает наследственность, отвергая всякое влияние социальной среды в которой живет ребенок.
Вторым подходом является – социологизаторский, который базируется на том, что главным фактором развития психики ребенка выступают социальные условия. Представителями данной теории являются: Д.Роттер и другие. По их мнению, для того чтобы изучить ребенка и определить и спрогнозировать уровень его психического развития достаточно изучить и проанализировать структуру среды его обитания. Отсюда вывод: какова среда, в которой живет ребенок, такова и личность человека, механизм его поведения, пути его развития.
Но тогда остается открытым вопрос: Как в одинаковой социальной среде формируются совершенно различные личности. И даже однояицовые близнецы имеют существенные индивидуальные особенности в психическом развитии.
Основная идея данного направления заключается в процессе социализации, т.е. психика ребенка развивается под влиянием социума, при усвоении ребенком ЗУН, социальных ролей, которые навязывает им социальное общество.
Т.о.: социологизаторский подход основным фактором психического развития личности считает социальную среду, в которой живет ребенок, исключая всякое влияние наследственности на развитии психики.
Третий подход, который в отечественной психологической науке является наиболее признанным – деятельностный. Основоположником данного направления считают известного отечественного психолога Л.С.Выготского. Последователи данного подхода: Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и другие отечественные психологи.
В основе данного подхода лежит «Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским», которая не отвергает влияния на развитие психической деятельности ни наследственности, ни среды, в которой живет ребенок. Она рассматривает психическое развитие в совокупности этих факторов и решающую роль отдает деятельности, в ходе которой идет обучение. Нет деятельности – нет развития и обучение должно занимать центральное место во всей системе организации жизни ребенка. Главная идея данной теории, есть то, что психическое развитие осуществляется в процессе усвоения социального опыта, через учение. Формирование личности человека идет не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции. Психическое развитие невозможно без общения, без деятельности, без усвоения тех ЗУН, которое накопило человечество за весть исторический период развития общества.
Т.о.: теория развития психических функций рассматривает развитие психики в совокупности наследственности, среды обитания и деятельности.
Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 4119 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.
Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.
Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.
Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.
В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Нужна помощь в написании работы?
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – темп и предел. Среда становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции Холла, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
А) Теория созревания А. Гезелла
Основной предмет исследования | Содержание и темпы развития ребёнка от рождения до полового созревания |
Методы исследования | Наблюдение, тесты, опросы родителей, лонгитюд, сравнение развития близнецов |
Основные понятия Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к Расчет | Созревание, развитие, прирост поведения, последовательность развития, скорость роста |
Основные идеи | Зависимость психического развития от созревания нервной системы, неравномерность темпов психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием |
Факторы развития | Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм) |
Направления критики | Акцентирование биологической основы развития |
Б) Теория трёх ступеней К. Бюлера
Основной предмет исследования | Закономерности психического развития, выделение стадий |
Методы исследования | Зоопсихологический эксперимент |
Основные понятия | Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие |
Основные идеи | Перенос закономерностей развития психики животных на психическое развитие ребёнка. Психика ребёнка – связующее звено между животным и взрослым человеком. 3 стадии: Инстинкт – наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в стимулах. Дрессура – образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки (но игра – не дрессура, а инстинкт) Интеллект – приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания. Считал, что при развитии происходит смещение удовольствия от конца к началу. |
Факторы развития | Преформизм, наследственность |
Направления критики | Игнорирование специфики развития человека |
Теория рекапитуляции С.Холла
Основной предмет исследования | Поиск закономерностей психического развития |
Методы исследования | Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов |
Основные понятия | Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология |
Основные идеи | Психическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества |
Факторы развития | Биологический фактор, созревание инстинктов |
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социогенетическом направлении. Его истоки – в идеях философа ХУII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как лист бумаги. На нём воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
3) Вильям Штерн
выдвинул принцип конвергенции двух факторов (социобиогенетичкий подход). По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Обе стороны развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (например, Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Основной предмет исследования | Развитие психики |
Методы исследования | Наблюдение |
Основные понятия | Задатки, наследственность, одарённость |
Основные идеи | Стадии детского развития, этапы становления мышления, речи и других сторон психики ребёнка |
Факторы развития | Конвергенция факторов наследственности и среды |
Направления критики | Внутренние причины психического развития; активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается) |
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Категория развития в психологии и философии
В философии сложилось несколько методологических установок при подходе к проблеме развития.
Первый подход – натурализм – развитие есть созревание имеющихся способностей, склонностей и т.д.
Второй подход – историзм – субъективизация (формирование субъектности человека).
Основные признаки развития (по работам Л.С. Выготского и др.) это качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта.
Выделяются 2 основных типа развития:
1) Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие);
2) Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка).
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
I. В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
а) В рамках биогенетического направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Э.Г. Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюлер):
–инстинкт;
–дрессура;
–интеллект.
II. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его истоки — в идеях философа ХVII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. В качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социоло-гизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
III. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Но теория конвергенции не рассматривала:
– внутренние причины психического развития;
– активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается.
3. Отечественная теория психического развития
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно,чемвысшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Л.С. Выготский сформулировал законы психического развития:
1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды;
2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами);
3) сензитивность психического развития (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия);
4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества – слух, тактильные ощущения, обоняние)
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) – те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) – задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
А.К. Маркова выделяла третий уровень развития – зона ближайшего саморазвития.
Источник