Основные параметры психического развития ребенка на которые опирается начальное обучение в школе

Показатели психологической готовности

ребенка 6-7 лет к школьному обучению

1) Готовность к школе (школьная зрелость) определяется по следующим наиболее основным параметрам, которые у ребенка должны быть на начало обучения достаточно хорошо сформированы:

1. Эмоционально-личностная готовность

 – сформирована учебная мотивация, достаточно развиты познавательные интересы. Готов ребенок тогда, когда школа привлекает не школьными атрибутами, не внешней стороной, а возможностью узнать что-то новое. Учебная мотивация сформируется тогда, когда у ребенка имеются широкие познавательные интересы, он любознателен, активен в освоении нового.

– может управлять своим поведением, имеется развитый самоконтроль не только над своим поведением, но может контролировать свои эмоции, как отрицательные, так и положительные (т.е. у ребенка к началу школьного обучения должна быть достаточно хорошо сформирована произвольная сфера, которая является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов – восприятия, памяти, мышления и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания). У ребенка должны быть сформированы учебные навыки, такие как умение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом и т.д.

2. Интеллектуальная готовность

Широкий кругозор, достаточно большой запас знаний, развитое восприятие, мышление, память, внимание, речь и т.д.

3. Социально-психологическая готовность

Сформированность у ребенка таких качеств, которые позволили бы ему общаться с детьми, учителями (умение уступать и защищаться, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, потребность в общении).

Некоторые психологи выделяют такой важный аспект школьной готовности ребенка как сформированность таких компонентов учебной деятельности (Эльконин, Давыдов), как:

– умение принять учебную задачу (при этом принять именно ту задачу, которую предлагает взрослый, подчинить свое поведение и деятельность требованиям и нормам. Ребенок должен удерживать поставленную цель – построить именно этот дом, а не тот, который у него случайно получится, или который ему хочется).

– учебные действия: ребенок должен уметь искать и выделять общие способы решения задач (иметь программу исполнительных действий – алгоритм решения поставленной учебной задачи).

– уметь осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, уметь адекватно оценить свою работу, найти ошибки, их исправить.

2) В течении последнего десятилетия в России интенсивно используются методики диагностики школьной зрелости. Хотя в специальной литературе практически отсутствуют данные сравнительной прогностичности методик.

В диссертационном исследовании Солдатовой Светланы Викторовны был проведен эксперимент с целью проверить степень надежности психологического прогноза школьной успешности, учитывая при этом, что прогноз делается на основании уровня интеллектуального развития ребенка.

Основная задача исследования: определить связь между уровнем интеллектуального развития ребенка и его успешностью в первоначальном школьном обучении.

Проведенное исследование никоим образом не включало в себя задачу сравнения степени надежности, эффективности, прогностической валидности или каких-либо других показателей авторских психологических методик. Интересовала лишь общая зависимость между степенью успешности ребенка при выполнении заданий психологических методик и степенью его успешности в учебной деятельности.

Методики

Тест Г. Витцлака

Тест П.Я. Кеэса

Тест А. Керна-Йирасека (графич.)

Тест А. Керна-Йирасека (вербал.)

Диагностич. Комплект Р.И. Бардиной

Методика А.Я. Ивановой

Кол-во совпадений

76%

66%

74%

72%

60%

70%

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что успехи первоначально обучения ребенка чаще всего находятся в статистической зависимости от степени успешности выполнения психологических методик, однако значения коэффициентов корреляции не всегда бывают высокими. Что означает и невысокую надежность прогнозов, выстроенных на этих связях. То есть разные психологические качества психики ребенка не в одинаковой степени востребованы в учебном процессе. Иными словами то, что диагностируется у дошкольников, не вполне соответствует тому, что требуется в школе, тем интеллектуальным качествам, на которые опирается обучение в школе.

 3) Таким образом, большое значение приобретает  проведение  целенаправленной психологической работы с детьми данной возрастной группы старшего дошкольного (с профилактической целью) и младшего школьного возраста (уже  с целью коррекции имеющихся нарушений), которые были выявлены в результате тех или иных диагностических обследований.

Дети с трудностями в обучении (низкий уровень техники чтения, обилие ошибок на письме, плохой почерк, трудности со счетом, решением задач), а также с общей двигательной неловкостью, поведенческими проблемами, имеют, как показывает практика и существующие исследования (Лурия А.Р., Семенович А.В., Ахутина Т.В. и т.д.), несформированность школьно-значимых показателей в когнитивной сфере. Они имеют в своей основе: фрагментарность зрительного восприятия, несформированность пространственных представлений, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, недостаточная сформированность фонематического слуха, наличие игровой мотивации, нарушения в развитии двигательной сферы.

Читайте также:  Психология речевого развития ребенка реферат

Собственный опыт ведения групповой корреционно-развивающей работы с детьми по программе «Вижу, слышу, ощущаю», разработанной совместно с нейропсихологом нашего центра Кандидатом психологических наук Спиревой Е.Н., может утверждать об целесеобразности и эффективности совместной работы различных специалистов с детьми, и психологов, и нейропсихологов, и желательно логопедов.

Цель нашей программы – помочь ребенку быстрее овладеть школьными навыками (чтение, письмо, математика и т.д.), развить произвольную сферу. Так как психические процессы  связаны между собой и взаимообусловлены  в своем функционировании и развитии, то, развивая одни процессы, мы «подтягиваем» и другие (принцип синестезии). Любое упражнение и действие требует для своего выполнения работы нескольких анализаторов, способствует развитию нескольких психических функций. Необходимо также в работе опираться на сохранные анализаторы и психические процессы. Программа составлена в определенной последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на психические процессы в результате усложнения заданий. Так, в программе применяется много упражнений, использующих тактильное восприятие, т. е. подключаются тактильные анализаторы, благодаря этому развивается зрительное восприятие пространства, что в свою очередь позволяет развивать пространственное мышление.  Или, к примеру, развитие фонематического слуха (распознавание речевых звуков), необходимо начинать с глубинного уровня – распознавание неречевых звуков (бытовых шумов, музыкальных звуков, ритмов и т.д.). Развитию мелкой моторики предшествуют упражнения общедвигательной направленности (развитие крупных движений ног, рук).

Все  задания, представленные в программе допускают вариации  со стороны ведущего: подбор другого игрового средства, изменение хода занятия в плане обогащения, усложнения (или упрощения) процедуры выполнения, внесение дополнительных игровых моментов в зависимости от возраста детей, развития или ситуации. Занятия могут проводиться как в условиях группы, так и индивидуально. Форма групповых занятий, постепенно приучает ребенка к школьным условиям, т.е. происходит мягкий способ адаптации к школе или смягчение уже имеющихся проявлений дезадаптации у детей уже обучающихся.

        Существующие программы и имеющиеся занятия с психологом, логопедом в детских садах, школах имеют ряд недостатков. Так, к примеру, занятия общедвигательной направленности в условиях школы достаточно сложно организовать. Тактильное восприятие, как и тактильная память, которые могут являться базовыми составляющими для более сложных видов гнозиса и мнемических процессов практически не развиваются, так как занятия, как правило, проходят с использованием бланковых заданий (на листочках), возможно и с привлечением каких-либо предметных картинок, изредка дидактических материалов. Ребенок, как и на уроке, также вынужден принимать сидячее положение, наклонившись над столом, хотя, конечно, бывает, что специалист включает в занятие своего рода физкультминутки, но они скорее используются с целью снятия статичного напряжения мышц у ребенка, переключения внимания и т.д.  В связи с этим использование игровых средств, к примеру, из комплекта «Дусима», «Пертра» имеет ряд преимуществ. Занятия проходят в игровой форме, поэтому для детей данной категории активное включение игровых приемов позволяет быстрее «включиться» в работу, быстрее сформировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка. К тому же все материалы можно (и нужно) потрогать, пощупать, послушать, т.е. включаются в работу сразу несколько анализаторов (тактильное, зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивается мелкая моторика). При этом обогащается, формируется  сенсорный опыт ребенка. Как известно, результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств.  Применение данного оборудования содействует физическому развитию, корректируется моторная неловкость (развивается крупная и мелкая моторика), развиваются зрительно-моторные и слухо-моторные координации, развиваются пространственные представления. Психомоторная игровая деятельность развивает у ребенка социально-психологические и учебные навыки. Таким образом, идет системное развитие, быстрее формируются высшие психические процессы.    

Источник

 Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Такое представление о психическом развитии ребенка вытекает из американской теории бихевиоризма, в которой психическое развитие сводится к совокупности усвоенных человеком навыков и форм поведения.

В отечественной психологии на протяжении всего ХХ  столетия развивался принципиально иной подход к пониманию психического развития человека. В работах Л.С. Выготского было разработано понятие психологического возраста, характеризующегося определенными параметрами. Каждый возрастной период, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка, на которых строится  развитие в следующем возрастном периоде. В силу такого понимания развития каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного психического развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В психологии доказано, что в семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. То есть: при долгом нахождении на уроке, длительность которого занимает 40 минут, ребенок не испытает стресса от переутомления, т.к. занятие в детском саду в среднем занимает от 20 до 30 минут. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, в силу возникающих психологических новообразований, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Функциональную готовность «школьная зрелость» – степень созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций по отношению к условиям и задачам школьного обучения (мозг формируется у детей от 7-9 лет: у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8-9 лет). В целом мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни.

Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 5,5 – 6 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах.  При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.

Читайте также:  Развивающие мультики развития речи ребенка

Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре.

В качестве выработки устойчивости к психотравматике, в период подготовки к школе можно выделить ряд психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью:

Наличие познавательных и социальных мотивов учения;

Умение ребенка работать по образцу;

Умение ребенка работать по правилу;

Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;

Умение ребенка обобщать.

Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.

В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. Можно выделить три основных направления психологической подготовки ребенка к обучению в школе:

– уровень общего развития ребенка;

– самоконтроль;

– мотивация учения.

Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, поэтому задача психолога осуществлять подготовку ребенка к школе через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых  необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад солнышко

Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.

Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок  приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.

В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность.  Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний. Среди основных способов выработки устойчивости к психотравматике в период подготовки ребенка к школе можно выделить следующий набор знаний, который прививается ребенку в детском саду:

1. Подготовка к письму (развитие мелкой моторики):

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

2. Развитие мышления:

Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

3. Развитие речи:

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

4.Развитие памяти:

Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

5. Развитие внимания:

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

6. Содействие становлению учебной мотивации:

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

7. Снятие эмоционального напряжения:

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу

Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.

Источник