Основные отклонения в психическом и личностном развитии ребенка
Задержка психического развития – не приговор. Некоторые виды отклонений при соответствующем лечении и благоприятной обстановке в семье поддаются коррекции вплоть до полной отмены диагноза.
Этапы психического развития ребенка
Этапы психического развития ребенка – это периоды взросления, в которых у ребенка появляются новые навыки и свойства, которых не было раньше.
Возраст ребенка | Этап психического развития |
0-1 месяц | Новорожденный |
1-12 месяцев | Младенец |
1-3 года | Раннее детство |
3-5 лет | Преддошкольный возраст |
5-7 лет | Дошкольный возраст |
7-11 лет | Младший школьный возраст |
11-15 лет | Подросток |
15-18 лет | Старший школьный возраст |
Оценка психического развития детей
- Ребенок в возрасте 2-3 месяца должен уметь держать головку прямо; фиксировать взгляд на предметах, подносимых к лицу; реагировать на свет, звук, прикосновения; эмоционально отзываться на общение родителей
- В 1-2 года ребенок ходит (самостоятельно или при поддержке взрослых); выражает свои потребности при помощи слов; ярко выражены подражательные способности; проявляет активный интерес к разным предметам
- В 3 года ребенок хорошо знает назначение бытовых предметов (зубная щетка, расческа, кружка, ложка) и умеет ими пользоваться; проявляет активный интерес к взаимодействию со взрослыми; интерес к предметам носит результативный характер – изучение с конкретной целью; проявляет самостоятельность и настойчивость; способен следовать речевой инструкции взрослых (воспроизводить простейшую последовательность действий); стремится не только слушать, но и сообщать взрослым какие-то сведения; проявляет интерес к рассказам и картинкам
Периоды психического развития детей
- В возрасте 4-6 лет нарушение психического развития ребенка имеет следующие проявления:
- излишняя двигательная активность, часто бессмысленного характера
- легко возбудим, проявления эмоций носят неконтролируемый характер
- с трудом понимает инструкции взрослых
- не может удержать внимание при выполнении заданий или соблюдении условий игры
- чаще нуждается в помощи взрослых по сравнению со сверстниками
- не способен играть или говорить тихо, испытывает трудности в играх со сверстниками
- отклонением от нормы в 5-6 лет считается явное опережение сверстников в развитии, особенно когда ребенка явно интересует только какая-то одна сфера;
в 5-6 лет должны насторожить «откат» в поведении и утрата хорошо освоенных ранее навыков: потеря интереса к играм, снижение общения, отказ пользоваться бытовыми предметами
Помощь детям с задержкой психического развития
К важнейшим психическим процессам у детей относят следующие составляющие:
- Память
- Мышление
- Речь
- Восприятие
Развитие памяти у детей
- В младенчестве память носит условно-рефлекторный характер (взяли на руки в положение кормления – рефлекторно ищет ртом грудь). С полугода начинается «узнавание» — ребенок отличает знакомые лица и предметы, эмоционально на них реагирует
- К концу первого года жизни подключается «вспоминание», когда малыш ищет глазами предмет, который его просят найти. В 2-3 года ребенок помнит только то, что имеет для него существенное значение в текущий момент, быстро забывая все, что выпадает из поля зрения
- Преднамеренное запоминание начинается в дошкольном возрасте вместе с развитием игровых навыков, при этом ребенок лучше всего запоминает наглядные образы (картинки). Речевой материал дети этого возраста легче запоминают, если он несет образный и ярко-эмоциональный характер. Отвлеченные понятия в дошкольном возрасте практически не усваиваются. Ребенок оперирует только механической памятью: воспроизводит точно копируя увиденное
- С началом обучения в школе под влиянием систематических занятий развитие памяти быстро прогрессирует, появляются отвлеченные виды памяти: логическая и абстрактная
Развитие мышления у детей
- Развитие мышления неразрывно связано с процессом воспитания и обучения. В первые годы жизни мышление очень предметно и связано с конкретными задачами: собрать пирамидку, достать игрушку, принести мячик для игры
- С развитием речи мышление приобретает новые качества: ребенок может выделить главное, наиболее яркое для восприятия физическое свойство предмета: мягкий, горячий, большой, громкий. Затем подключаются логические связи: «девочка плачет = девочке грустно»; «мама надела сапоги = мама идет на улицу»
- Мышление младшего дошкольника постепенно меняется от наглядно-действенного (что вижу, о том говорю), к наглядно-образному (говорю о том, что представляю в воображении). При этом младшие дошкольники оперируют только собственным опытом (я могу говорить о том, что увидел-потрогал сам)
- Старшие дошкольники могут выходить за рамки собственного опыта и строить предположения о том, чего не знают, на основе логических рассуждений
- С началом обучения в школе все больше возрастает способность рассуждать об отвлеченных понятиях, дети свободнее оперируют абстрактными предметами и выстраивают между ними логические связи
Развитие речи у ребенка
- Развитие речи начинается еще в младенчестве: проявляя голосовые реакции (плач, крик, гуканье) ребенок активно тренирует речевой аппарат к последующему использованию
- С полугода ребенок начинает активно узнавать и различать звуки. К концу первого года жизни появляется логическая связь между определенными звуками и предметами: «мяу-мяу=кошка», «тик-так=часы»
- Первые осмысленные слова ребенка связаны с наиболее востребованными объектами и действиями: мама, папа, дай. Поначалу речь ребенка носит пассивный характер: он воспринимает гораздо больше слов, чем может произнести сам
- В процессе общения ребенок выясняет, что речь – это способ сообщить окружающим о своих потребностях. Чем выше потребности малыша, тем больший запас слов ему необходим. Он не может описать сложные действия одним словом (дай) или жестом (схватить). Чтобы быть понятым, ребенок увеличивает словарный запас
- Первые примитивные предложения выглядят простым набором слов: мама, кухня, каша, есть. К концу младшего возраста ребенок овладевает простейшими грамматическими правилами построения речи, его предложения выглядят более согласованными: дай шапку, пойдем гулять
- В младшем дошкольном возрасте происходит стремительный рост словарного запаса, идет активное овладение правилами языка. Ребенок осваивает правильное употребление отдельных грамматических форм: предлоги (над, под, за, перед), модальные глаголы (хочу, могу, должен), согласование числа, рода и падежа
- При этом, ребенок усваивает лексику и грамматику исключительно в виде накопления опыта общения на родном языке. Как таковых правил русского языка он не знает
- В старшем дошкольном возрасте развитие речи напрямую влияет на развитие мышления, памяти, воображения и восприятия. Происходит значительное обогащение словарного запаса
- Ребенок начинает пытаться анализировать языковые правила, контролировать собственную речь на предмет соответствия этим правилам
- В школьном возрасте к устной речи добавляется овладение письменной речью, чтением. Начинается сознательное овладение правилами языка, его богатством и разнообразием
Развитие восприятия
- Восприятие – это познание окружающего мира через органы чувств (вкус, цвет, запах, вид). В раннем возрасте восприятие играет главную роль в психическом развитии ребенка. Через восприятие младенец начинает изучать окружающий мир
- Восприятие младенца носит рефлекторный характер. Он воспринимает только то, что связано с его главными потребностями
- В раннем детстве внимание ребенка могут привлекать посторонние вещи. Он может оперировать несколькими предметами, пытаться их соотнести (сложить вместе, пожить одно в другое), но он не способен к их длительному изучению. Он еще не способен к зрительной оценке предметов, поэтому соотносит их путем примеривания: соединил, не подошло, соединил по-другому
- К третьему году ребенок способен воспринимать разные свойства вещей: теплый, пушистый, зеленый, сладкий. Он умеет сравнивать предметы по определенному признаку: круглый как мячик, мягкий как пух. Однако восприятие еще очень нечетко: к примеру, дети младшего возраста не узнают в Снегурочке переодетого воспитателя. Или при составлении кубиков он не видит ошибки, если приставил голову собаки к ногам коровы. Сведения о предмете они извлекают путем непосредственного взаимодействия с ним: взять в руки, надавить, понюхать
- В дошкольном возрасте ребенок умеет сравнивать между собой много предметов, ранжируя их по конкретному признаку (большой, больше, самый большой). Он осваивает понятия «высота», «длина», «ширина», «форма». Умеет воспроизводить то, что видит, словами или на рисунке, в лепке, в аппликации. Различает не просто цвета, а их оттенки. Может изучать и описывать предмет визуально, а не только контактируя с ним физически. Пространство воспринимается не только относительно своего тела, а из разных точек отсчета. Восприятие людей также усложняется, и оценка внутренних качеств начинает превалировать над внешними
Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра в раннем детстве и дошкольном возрасте является важнейшим и основным инструментом психического развития ребенка. Через игровую деятельность происходит его обучение, воспитание, самовоспитание, формирование важнейших качеств личности.
Игры делятся на три основные группы:
- Сюжетно-ролевые – игры в «дом», «дочки-матери», «школу», «больницу», «магазин». Сюжетно-ролевые игры учат ребенка общению и взаимодействию с другими людьми. По поведению ребенка в таких играх можно судить о качествах формирующейся личности и принимать своевременные меры по их коррекции (агрессия, насилие). Можно обучать ребенка недостающим навыкам, прививать правильную модель поведения в той или иной ситуации
- Дидактические – это обучение в игровой форме. В основе дидактических игр лежит необходимость анализа, сравнения, рассуждения и других мыслительных действий. К дидактическим играм относятся кубики, пирамидки, конструкторы, паззлы. Дидактические игры хорошо развивают внимание, усидчивость, стремление достичь результат
- Подвижные – «кошки-мышки», «прятки», «ручеек», спортивные эстафеты. Помимо физической активности, необходимой ребенку в младшем и дошкольном возрасте, подвижные игры развивают память (необходимо запомнить правила или последовательность действий), скорость реакции, умения соблюдать установленные правила
Важно, чтобы в жизни ребенка присутствовали все три вида игр, поскольку они развивают разные стороны психики ребенка.
Развитие психических процессов у детей
- Каждый этап развития определяет объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Нормой принято считать соответствие уровня развития ребенка большинству детей его возраста. К примеру, основная задача младенца – изучение собственных физических возможностей. В раннем детстве дети активно овладевают психомоторными навыками (умение пользоваться лопаточкой, собирать кубики, кушать ложкой)
- Определить отклонения в развитии ребенка бывает непросто. Если в семье растет несколько детей, оценить уровень развития ребенка родитель может эмпирическим путем, сравнивая ребенка со своими братьями и сестрами. Если же в семье всего один ребенок, понять, насколько он соответствует сверстникам по развитию, довольно сложно
- К тому же в пределах каждого возраста существуют субъективные индивидуальные особенности ребенка, что делает задачу оценки развития еще более затруднительной
Ранняя диагностика психического развития ребенка
Причины, по которым ребенок может отставать в психическом развитии, можно разделить на три группы:
- Пренатальные – возникшие при внутриутробном развитии плода вследствие генетических отклонений, внутриутробных инфекц ий, патологий беременности, курение мамы, употребление спиртных и наркотических веществ в период беременности
- Натальные – возникшие во время родов: обвитие пуповиной и последующая асфиксия, применение щипцов во время родов, иные травматические воздействия на новорожденного
- Постнатальные – послеродовые обстоятельства, приведшие к поражению психического развития ребенка: осложнения на перенесенные заболевания, дефицит внимания и эмоционального общения со стороны взрослых в младенчестве, педагогическая запущенность и отсутствие условий для развития функций и навыков, определяющих психическое развитие малыша
Нарушением психического развития считается расстройство психомоторных функций, возникающих при негативном воздействии перечисленных факторов на мозг.
Чтобы определить наличие отклонений у ребенка, необходимо пройти консультацию узких специалистов: невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога, и других. Только они могут отличить явные отклонения от возрастных проявлений характера и назначить соответствующую коррекционную работу.
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Чаще всего задержка психического развития проявляется у детей с началом посещения детских дошкольных учреждений. Основные виды задержки психического развития:
- Соматогенная – возникшая вследствие перенесенных тяжелых заболеваний; внешне проявляется в общей ослабленности ребенка, снижении выносливости, повышенной возбудимости или наоборот апатии, хроническом переутомлении
- Церебрально-астеническая – связанная с органическим поражением мозга; проявляется как гиперактивность, чрезмерная возбудимость, внезапные и частые перепады настроения
- Психогенная – является следствием социальной запущенности ребенка, недостатка воспитания, возникает у детей из неблагополучных семей
- Конституционная – причина в недоразвитости лобных долей головного мозга; основной признак такого отставания выражается поведении, которое не соответствует возрасту; интересы, потребности и навыки дошкольника остаются на уровне 2-3-4-летних детей
Диагностика отставания в психическом развитии требует большой осторожности, так как иногда перечисленные признаки могут быть связаны с особенностями характера здорового малыша: гиперактивность, нежелание выполнять приказы посторонних, природная замкнутость и тому подобные.
Важно понимать, что задержка психического развития относится к пограничным отклонениям между нормальным развитием и умственной отсталостью. Такой диагноз говорит об отставании ребенка в развитии, которое можно нагнать, то есть проблема носит временный характер и в большинстве случае устранима при правильной и своевременной коррекции.
Коррекция задержки психического развития ребенка
Коррекция задержки психического развития у ребенка подразумевает комплексную работу врачей, педагогов и родителей. Она требует длительного времени и постоянных усилий взрослых.
Особое внимание при работе с этими детьми уделяется характеру обучения. Занятия должны быть небольшими по времени, требуется частая смена занятий, максимальное использование наглядных видов представления информации, частое повторение учебного материала.
Большую роль в развитии детей с задержкой психического развития играют групповые и индивидуальные занятия с психологами, игровые формы и арт-терапия.
В отдельных случаях коррекционную работу подкрепляют медикаментозным лечением и физиопроцедурами.
Обучение детей с задержкой психического развития
Согласно сложившейся в настоящее время практике дети с задержкой в психическом развитии не нуждаются в изоляции и могут посещать общеобразовательную школу. Однако важно помнить, что результат обучения у таких детей будет ниже, чем у сверстников, и нагнать его можно только при комплексном подходе, в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
Видео: Помощь детям с задержкой психического развития
Видео: Коррекция психического развития ребенка через игру
Источник
«Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Факторы риска — это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска — это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]
В результате анатомо — патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов — от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные возможности зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]
Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по — разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ
Биологические факторы
В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.
Патогенные факторы:
- физические и психические травмы матери;
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
- различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
- токсикозы беременности;
- резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
- интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
- дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально — волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.
Наследственные генетические поражения организма.
Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах– нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.
Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.
Приобретенные нарушения
К нарушениям во время родов, как правило, относятся:
- Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).
Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.
- Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.
Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
- различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
- интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
- различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.
Семейные факторы
В семье огромную роль играет – эмоциональный фактор воспитания:
- бескорыстная любовь родителей к детям;
- эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.
Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать — дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.
Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.
В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.
К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:
- длительная разлука с родителями;
- аффективные конфликты супругов;
- депрессивное или тревожное состояние родителей;
- непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
- недостаточная организация развивающих занятий и игр;
- неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
- жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
- неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально — поведенческие и коммуникативные реакции;
- отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
- необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
- неумение сформировать для ребёнка коррекционно — развивающую среду.
В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.
Также учитывается:
- стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
- особенности воспитания в семье;
- наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.
Психологические факторы
- Неблагоприятные семейные обстоятельства:
– неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;
– нежелание иметь дитя;
– негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;
– страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;
– неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;
– отсутствие внешней помощи и поддержки;
– наличие депрессии у матери;
– бытовая неустроенность;
– патология беременности, родов.
- Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
- Состояния психологического внутреннего дискомфорта:
– необоснованное беспокойство о будущем;
– постоянные размышления о своём поведении;
– ощущения себя плохим и никому ненужным;
– страх всего нового;
– страх ошибиться;
– страх быть неуспешным;
– неуверенность в одобрительном отношении окружающими;
– наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.
Социальные факторы
Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]
Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.
Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:
– глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);
– общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);
– связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;
– семейные.
Эмоциональные факторы
- Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
- При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
- Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.
Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.
Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА – 2012.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
- Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
- Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
- Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
- Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.
Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
Источник