Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

 Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Читайте также:  Физические показатели правильного развития ребенка дошкольного возраста

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Источник

Основные направления социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении” обеспечение социально-личностного развития детей – одна из задач дошкольного образования.

        Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, также включают «социализацию» как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский и И.Г,Пестолоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через   беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.

Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и  государстве.

Читайте также:  Проблемы у ребенка в развитии связной речи

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в  трудные жизненные условия: растет  число разводов и количество неполных семей,  ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.   Статистика свидетельствует: почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. К сожалению, дети, не имеющие положительного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей.

        В детском саду педагоги сталкиваются со следующими  проблемами: встречаются малыши с  нарушениями в общении, с  повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети  и пр. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям.

Эти данные говорят о важности и необходимости проведения  работы по социально-личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация  продолжается в течение всей жизни человека, но  дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.

В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми:

  1. Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно.
  2. Для ребенка характерна подражательность, которая и накладывает отпечаток на его поведение.
  3. Эгоцентризм (от лат. ego — я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном “Я”; крайняя форма эгоизма.  Дети считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Швейцарский психолог Ж. Пиаже понятие эгоцентризм определяет как особую стадию развития ребёнка от 3 до 6 лет. Он считал, что социализация, есть процесс, позволяющий ребенку преодолеть собственный эгоцентризм.
  4. Эмоциональность – сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные.

                Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие “пакости”. Все эти отношения остро переживаются детьми. Недостаточное взаимопонимание становится причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Необходимо создавать условия для формирования толерантности  (толерантность – терпимость, способность понять другого человека, не похожего на тебя). У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

        Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности  с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. (В раннем возрасте – предметной деятельности, в дошкольном –  игровой, в школе – учебной и т.д) Развитие детей происходит в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства детского сада: игровую, учебную, трудовую, вне учебную деятельность детей. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости.

Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа – Я. Необходимо обратить внимание ребенка на самого себя: кто я, какой я, мой организм, мои возможности,  чувства, мысли, умения, поступки. Необходимо учить ребенка анализировать свои поступки, умения, переживания. Процесс самовоспитания, самосовершенствования лишь постепенно становится для него привлекательным.

Поэтому перед педагогами встают задачи:

  1. Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
  2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
  3. Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
  4. Уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;
  5. Повышать правовую грамотность воспитанников; включать  в социально- значимую деятельность.
  6. Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
  7. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально – педагогических проблем ребенка.
Читайте также:  Как влияет курение матери на развитие ребенка

Таким образом, краткий обзор основных  проблем социального развития позволяет сделать следующие выводы:

  1. социальное развитие представляет собой  многоаспектный процесс в результате которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному”.
  1.  дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
  2. социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Литература:

  1. Трубайчук Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Дошкольное воспитание № 6 – 2010г.стр 45.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание № 4 – 2010г. стр5.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника

Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребенка...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребенка

Описание слайда:

Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника Подготовили: Лавренкова О.Г., Ушакова И.А.

2 слайд

Социально – коммуникативное развитие Это «процесс усвоения и дальнейшего разв

Описание слайда:

Социально – коммуникативное развитие Это «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

3 слайд

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

4 слайд

Развитие игровой деятельности Формирование первичных личностных представлений

Описание слайда:

Развитие игровой деятельности Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях и др.); гендерных представлений (принадлежность к определенному полу, отношениях и взаимосвязях) Формирование первичных представлений о семье и об обществе (о родственных отношениях, деление семейных обязанностей, традиций, ближайшем социуме и месте в нем) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Формирование представления об окружающем мире Развитие навыков коммуникации Развитие трудовой деятельности (освоение детьми разных видов деятельности соответствующих их возрастным возможностям) Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного).

5 слайд

Социально-коммуникативное развитие дошкольника

Описание слайда:

Социально-коммуникативное развитие дошкольника

6 слайд

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

7 слайд

Через игру ребенок воплощает свои взгляды, представления; Дети отражают отнош

Описание слайда:

Через игру ребенок воплощает свои взгляды, представления; Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают; Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта; Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни и деятельности окружающих; Формируют взаимоотношения друг с другом на разных уровнях: при одиночных играх, кратковременного и постоянного взаимодействия.

8 слайд

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

9 слайд

Компоненты патриотического воспитания

Описание слайда:

Компоненты патриотического воспитания

10 слайд

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

11 слайд

Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных зна

Описание слайда:

Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения; Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

12 слайд

Виды труда (трудовая деятельность)

Описание слайда:

Виды труда (трудовая деятельность)

13 слайд

Постоянная, непрерывная работа по всем четырем направлениям данной области,

Описание слайда:

Постоянная, непрерывная работа по всем четырем направлениям данной области, способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

14 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

Курс повышения квалификации

Основные направления социального развития ребенка в дошкольном возрасте

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-020648

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник