Основные направления сенсорного развития ребенка раннего возраста

               Сенсорное развитие детей раннего возраста

        С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

        Мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1,6 -3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество. Что же такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

           Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию,  выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и другому. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира,  а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

       Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

         Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.             В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

      Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.

       Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.          Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

       Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же;  и т.д.

        Знакомя малыша с различными свойствами предметов, помните, что пока не следует в обязательном порядке добиваться запоминания и употребления названий этих свойств. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с ребенком, употребляет названия форм и цветов, но не требует этих названий от малыша. В этой статье подробно описаны методы знакомства детей раннего возраста с наиболее значимыми признаками предметов – цветом, формой, величиной и количеством. Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, звучание, вкус и запах, однако их изучение выходит за рамки данной статьи.         Основные признаки предметов мы предлагаем изучать на разных уровнях, с постепенным повышением сложности: сначала это практический уровень, когда малыш имеет возможность манипулировать предметом или игрушкой; затем мы используем картонные фигурки и карточки из настольных игр, которые ребенок также может брать в руки, перекладывать их; только после прохождения двух предыдущих уровней становится возможным выполнение графических заданий, а также выполнение устных упражнений. Изучение признаков предметов в ходе занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием также требует отдельного разговора.

Знакомство с цветом

В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

1. Сравнение предметов по цвету (без называния):

• Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

• Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

2. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

          Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

– используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.;

– рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.;

– рассматривая картинки в книжках;

– в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией;

– предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

          Здесь вы найдете описание игр с дидактическими игрушками и настольными играми, которые помогают познакомить малыша с цветом. Начинайте обучение с 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет – хорошо, а если нет – научится позже.

Игры с использованием игрушек и предметов

Счётные палочки

Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все зелёные палочки, а здесь – все розовые. Молодец!

Построй башню!

Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! – покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху. Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз. В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков разных цветов.

Найди колечко!

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета:Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета – подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой – не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот – такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.

Разноцветные пирамидки

Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда – такие, а на этот стержень – вот такие. После выполнения ребенком задания, назовите цвета: Ты всё правильно сделал! Здесь красные шарики, здесь жёлтые, а здесь – синие!

Игры с использованием фигур и картинок

Найди цветок для бабочки!

Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

Выбери цветную картинку!

Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом – например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного цвета:Найди красный цветок! Дай синий цветок!

Подбери пару по цвету!

Разложите на столе картинки – красный и синий домики, красная и синяя машинки. Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это домики, а это машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку. (приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением синей машинки)Такая картинка? Нет не такая. (приложите к красному домику красную машинку) Такая картинка? Да, такая! Красный домик и красная машинка. А вот синий домик и синяя машинка. Помогите приложить картинки друг к другу для сравнения цвета, а затем положить рядом на столе. Называйте цвета только в конце игры. Игру можно продолжать с другими картинками, постепенно увеличивая количество цветов в игре.

Сортировка по цвету

Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам:Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Цветное лото

В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше – каждый игрок получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого большая красная карта – тот будет собирать красные картинки. У кого большая зеленая карта – тот будет собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом. У кого такая картинка?И т.д. Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а только на слух, ориентируясь на название цвета.

Четвёртый лишний

Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог:Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка. Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.

«Цветной» диктант

В этой игре малыш учится подбирать картинку по цвету, ориентируясь на слово-название цвета – составлять ряд картинок под диктовку. Например, разноцветные машинки: Разноцветные машинки выезжают на дорогу. Давай расставим машинки в ряд! Сначала на дорогу выезжает желтая машинка – вот так. За ней едет красная машинка. Найди красную машинку и положи картинку рядом с желтой. Следом едет синяя машинка. И т.д. При необходимости помогите ребенку разложить карточки в ряд на столе или на полу. Количество цветов в этой игре можно постепенно увеличивать. Таким же образом можно играть с другими картинками: сделать улицу из разноцветных домиков, посадить на клумбу разноцветные цветочки, построить в ряд разноцветных гномиков.

Источник

Колбухова Татьяна Владимировна
Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Как мы уже указывали выше, ранний возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания, по мнению профессора Н. М. Щелованова.

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов – чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т. д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий – хватания и манипулирования.

Основным условием правильного воспитания ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л. А. Венгер, Ш. А. Абдуллаева, Э. Г. Пилюгига, Н. П. Сакулина и др.).Для выполнения этого условия необходимо: соответ-ствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметовпо их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий – от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятияпронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, что можно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Сенсорный эталон — это определенное качество предмета, которое было выделено в процессе развития человека (например, яблоко — круглое, гладкое). Все сенсорныекачества имеют свои словесные названия: цвет, вкус, форма, вес и т. д.

Этапы освоения:

1. Дети до 2 лет отражают лишь отдельные особенности предметов. Например, вкус, затем звук.

2. Дети 3-5 лет могут закрепить отдельные качества за конкретным предметом, так называемые предметные эталоны. Например, яблоко сладкое, и очень удивятся, если попробуют яблоко, и оно окажется кислым.

3. Дети 5-7 лет осваивают общепринятые эталоны. Например, яблоко круглое, сладкое, а может быть и кислым.

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Исходя из этого, определена основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т. д.

Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в ко-торых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

В настоящее время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:

– создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

– формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;

– своевременное и правильное соединение опыта со словом;

– формирование плана представлений (Гаврилушкина О. П., Катаева А. А., Соколова Н. Д., Стребелева Е. А. и др.)

Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием – предметной, игровой, изобразительной (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.).

В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной деятельности детей раннего возраста О. П. Гаврилушкина выдвигает задачу овладения способами и действиями восприятия.

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение обследованию,включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, рас-положения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделиру-ющих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О. П. Гаврилушкина).

В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием, ана-лизом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

Обобщение опыта практической работы в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.

Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М. Б. Медведевой и Т. П. Бабич. Данная система ставит своей целью развить «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимaние, аналитикосинтетическую деятельность.» и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметовавторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально-трудового прогноза является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н. Ф. Дементьева, Н. М. Доценко, Э. В. Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорноперцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г. В. Цикото, изобразительной (А. А. Еремина, игровой (А. Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.

2. У детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.

3. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле – как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы.

4. Важнейшими задачами сенсорного воспитания являются:

– создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

– формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений, усвоению необходимой сенсорной базы;

– своевременное и правильное соединение опыта со словом;

– формирование плана представлений (Гаврилушкина О. П., Катаева А. А., Соколова Н. Д., Стребелева Е. А. и др.)

– формирование у детей систем перцептивных действий;

– формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

– формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Источник