Основные направления развития ребенка в доу по фгос
Елена Лыкова
Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Возрастные особенности
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия
В процессе игры роли могут меняться. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО
Цель и задачи деятельности ДОУ
по реализации основной образовательной программы определяются по ФГОС ДО, Уставом, реализуемой программой «От рождения до школы», приоритетного направления – физического развития и художественно –эстетического развития с учётом регионального компонента, на основе результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума в котором находится дошкольное учреждения.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Условия реализации: сюжетно-ролевые и дидактические игры ; наблюдения; экспериментирование; беседы, разговоры, чтение, просмотр мультфильмов; решение проблемных ситуаций; совместная деятельность педагога и ребёнка; самостоятельная деятельность ребёнка.
Познавательное развитие предполагает:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательных действий, становление сознания;
– развитие воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Условия реализации: занятия по познавательному развитию; тематические прогулки, наблюдения, экскурсии; оборудование уголков по познавательному развитию; наличие наглядного материала; проведение экспериментальных занятий; наличие программного обеспечения по познавательному развитию; интеллектуальные игры, дидактические игры; уголок наблюдения за природой.
Речевое развитие включает
– владение речью как средством общения и культуры;
– обогащение активного словаря;
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развитие речевого творчества;
– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Условия реализации: занятия по развитию речи;
музыкально-речевые игры и занятия;
наличие программного обеспечения по развитию речи;
наличие наглядного материала;
пальчиковые и дыхательные гимнастики;
оборудована уголки по развитию речи;
участие в праздниках, конкурсах и спектаклях.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– формирование элементарных представлений о видах искусства;
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Условия реализации: занятия по художественно-эстетическому развитию; наличие программного обеспечения; наличие наглядного материала (картины, портреты, иллюстрации и т. д.); дидактические игры; организация уголков продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, уголка ряженья и театрального уголка; проведение вечеров досуга и тематических вечеров; участие в конкурсах и выставках, в театральных постановках и праздниках.
Физическое развитие включает
– приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
– способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Условия реализации: режим дня, приём и зарядка (с весны по осень) на улице; комплексные занятия по подгруппам; НОД по физкультуре (в физ. зале и на прогулке); насыщение физкультурного уголка спортинвентарём; подвижные игры на прогулках; физкультминутки; физ. досуги, игры-забавы, спортивные праздники; закаливание, витаминотерапия.
«Социально-коммуникативное развитие»
Консультации для родителей: «Адаптация детей к условиям детского сада».
Помощь родителей в организации дня Театра, в оформлении уголка «Папа, мама, ты и я – называемся семья»,
в организации экскурсии по детскому саду. Семейная акция по посадке многолетних цветов «Аленький цветочек».
«Познавательное развитие»
Консультации: «Погода, организм и здоровье», «Прогулка зимой», «Живая природа и дети», «Ребёнок познаёт мир», «Лето красное идёт и здоровье всем несёт».
Родительские собрания на темы: «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста», «Хочу знать о талантах своего ребёнка».
Вечер досуга «День Защитника Отечества».
«Речевое развитие»
Участие в конкурсе чтецов.Пополнение книжного уголка книгами: А. Барто., русские народные сказки.
«Художественно-эстетическое развитие»
Участие во всех праздниках сада: «Новый год», «Масленица», «Мамин день 8 марта»,
Изготовление поделок на выставки: «Подарки Осени», «Зимняя карусель», «Для любимых наших мам!», «День молока», «Птичий хоровод», «Папины уроки».
Изготовление декоративных кормушек, птиц (ворона, снегирь, синица, зимних построек на участке, «Мастерим скворечник с папой».
Участие в конкурсе театральных афиш.
«Физическое развитие»
Работа родителей по благоустройству прогулочного участка.Снежные постройки: лабиринт, дорожка для скольжения, снежная горка. Пополнение физкультурного уголка новыми атрибутами (кегли, мячи) и на участок (мячи, мыльные пузыри).
Источник
Хуторная Татьяна
Приоритетные направления работы ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька»
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
Ведение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связан с рядом преобразований:
– появление новых условий (Запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
– появление новых нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность дошкольной организации (Закон об образовании, ФГОС);
– привлечение родителей к активным партнерским отношениям.
«Дошкольное образование – развивающее и развивающееся» – эти слова как нельзя лучше отражают жизнь сегодняшних детских садов Крыма. Новый закон об образовании, новый устав, новые инструкции, новые образовательные программы нацеливают нас на новые задачи, а значит и на новые направления работы, которые обеспечивают целостное содействие личностному развитию ребенка. В нынешних условиях образование не только видоизменяется, но и придает импульс инновационным процессам. Педагогами нашего детского сада ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
Приоритетными направлениями работы нашего дошкольного учреждения являются: физическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Реализация новых требований к качеству дошкольного образования предполагает пристальное внимание к физическому воспитанию, результативность которого достигается благодаря использованию всей системы средств – это оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения. Широко используем игры и занятия на свежем воздухе. Работа физпроцедурного кабинета способствует снижению заболеваемости.
В работе с детьми используются разнообразныеформы физкультурных занятий: сюжетные, игровые, тематические, комплексные, учебно-тренирующего характера, развивающие занятия «театра физического воспитания» (стретчинг-гимнастика, раздельные физкультурные занятия для девочек и мальчиков). В рамках сетевого взаимодействия наше дошкольное заведение сотрудничает с Телерадиокомпанией «Керчь». Дети стали участниками телепередачи «Островок», где представлена утренняя гимнастика в стихах «Путешествие по Африке» и развлечение «Зимнее утро». Эти передачи способствуют пропаганде здорового образа жизни и созданию духа единой команды с родителями. Результат нашей работы – это призовые места в соревнованиях среди команд ДОУ «Веселые старты», которые стали традицией и ежегодно проводятся в нашем городе к 11 апреля Дню освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нашей работы с детьми. В ДОУ сложилась система работы по ознакомлению детей с родным городом, его славной, героической историей, по формированию гражданственности и патриотизма.
Воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности способствует работа дошкольного учреждения по поликультурному воспитанию. В течение ряда лет педагогический коллектив работает над проблемой формирования социальной компетентности дошкольника в условиях поликультурного пространства. Видим необходимость продолжения экспериментальной работы. С учетом национально-культурных особенностей региона определены задачи работы:
– воспитание любви к Крыму, осознание его многонациональности;
– формирование общей культуры с учетом этнокультурного образования;
– воспитание толерантных взаимоотношений.
Формированию поликультурной компетентности способствует социальное партнерство с обществом Таврика, с ДОУ «Золотая рыбка» ПГТ Щелкино. Творческая группа в рамках экспериментальной деятельности работает над созданием календаря праздников народов Крыма с методическими рекомендациями по их проведению.
Художественно-эстетическое направление работы охватывает несколько направлений: музыкальная деятельность, художественно-речевая и изобразительная. В ходе реализации задач художественно-эстетического воспитания особое внимание мы уделяем поддержке талантливых детей. Реализация данного направления обеспечена на основе федеральной целевой программы «Дети России», где предусматривается «Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей». Работа подкреплена приказом управления образования о подготовке и проведении ежегодного конкурса «Веселые нотки». В ДОУ созданы условия для обучения и развития творческих способностей дошкольников. Результатами реализации этого направления является создание системы поддержки одаренных детей через сеть конкурсов, соревнований и других мероприятий различных уровней. Ребята принимают участие в городских конкурсах, дистанционно – региональных. В конкурсе «Созвездие дошколят» как юная художница отмечена Камнева Оля (преподаватель Дегтярук Алексей Алексеевич, как вокалистка Ткачук Эвелина (преподаватель Ткачук Елена Петровна). В этом учебном голу проведен конкурс рисунков «Наш друг светофор», «Осень золотая» и конкурс поделок из природного материала «Подарки осени» с участием родителей. Фестиваль осенних развлечений удивил педагогов и родителей сиянием новых маленьких одаренностей, которым теперь нужно дать возможность осознать собственное «Я», поддержать и помочь. В детском саду созданы условия для занятий творчеством в изостудии, музыкальной и спортивной деятельностью в музыкальном и спортивном залах. Обеспечено социальное партнерство с муниципальными организациями «Школой искусств», «спортивной и музыкальной школами».
Для успешного вхождения в ФГОС ДО и реализации приоритетных задач в ДОУ разработана дорожная карта, где предусмотрены
Психолого-педагогическое
Методическое
Кадровое сопровождение
Ведущую роль в этом отводится кадровому вопросу.
Использование разнообразных форм работы с педагогами (семинары, семинары-практикумы, деловые игры, банк идей, мастер-класс, союз единомышленников, кружок качества) определяет успешное вхождение в Федеральный государственный образовательный стандарт.
В условиях динамических процессов для реализации выбранных направлений важна компетентность и педагогическая мобильность педагогов, что предусматривает
– постоянное повышение педагогической культуры;
– навыки самообразовательной работы;
– владение приемами переработки информации;
– ИКТ компетентность.
Объединенные усилия педагогического коллектива позволяют нам решить поставленные задачи, обеспечить взаимодействие субъектов образовательного процесса, открытость дошкольной образовательной организации, вовлечь в управление педагогическим процессом родителей с тем, чтобы увидеть возможности целостного содействия личностному развитию каждого конкретного ребенка.
Источник
Рауза Тахташева
Консультация для родителей «Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до»
В настоящее время для педагогических коллективов ДОО актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования,который предъявляет 3 группы требований: к структуре образовательной программы дошкольного образования; условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
В детских садах укореняются специфические атрибуты детства: игра как ведущая деятельность, экспериментирование, исследовательская деятельность.
Главным стало воспитание и развитие (а не обучение) детей на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества.
Повысился социальный статус дошкольного образования и профессии «воспитатель».
Как известно, детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Одной из причин разработки стандарта является преобладание занятий как основной формы обучения детей. Отказ от учебной модели, т. е. от занятий в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми – совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые позволяют педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В введении ФГОСДО много положительного: желание сделать жизнь ребёнка в детском саду более осмысленной и интересной; создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Так как стандарт дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствуют с игровой оболочкой. Диктующая педагогика наконец-то изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменили более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности» – это одно из требований стандарта. В детском саду с детьми надо играть, а не устраивать для них подобие уроков. ФГОС обязывает распространить эту практику. Он построен так, что вся система общественного дошкольного воспитания работает на ребенка, строится вокруг его интересов.
Мир вокруг нас кардинально изменился. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства.
Введение стандарта отразилось на всей системе образования,в том числе и на их участниках: на педагогах, на детях, на семье.
В частности, семья стала реальным участником образовательного процесса. Ведь именно она является великим благом для ребенка. И родители, безусловно, могут дать и дают своему малышу гораздо больше, чем любой другой взрослый. Семью не может заменить ни один социальный институт общественного воспитания. Но тут есть несколько «но». Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе на улице. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами все время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап, оказываются лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. Они не вырабатывают важные социальные навыки. И второй очень важный момент. Меньше половины родителей каждый день играют со своими малышами или читают книги.
Компенсировать дефицит общения и внимания можно только в детском саду.
Актуальными направлениями развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО являются пять направлений, обеспечивающих познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Конкретное содержание указанных направлений зависит от возрастных особенностей детей,определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности: общении, игре, поисково-исследовательской работе.
Если говорить о ФГОС образно, можно отметить, что если раньше образ воспитателя представлялся квочкой, ведущей за собой цыплят, то сейчас время другое, и дети сами выбирают содержание работы и подсказывают его воспитателю. А педагог, в свою очередь направляет ребёнка в нужное русло. Когда я показываю ребёнку на Луну и он видит её, а не указующий палец, значит, он меня понимает.
Жизнь не стоит на месте, мир меняется на глазах, много реформ проходит в системе ДО. Но основа работы остаётся прежней. Моё выступление мне хотелось закончить заповедью, которая очень подходит воспитателю.
Она была осознана мной после прочтения прекрасной сказки Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»: «Твоя роза так дорога тебе, потому что ты вложил в неё свою душу. Но помни и не забывай – ты в ответе за тех, кого приручил!»
Источник