Основные направления развития ребенка в детском саду
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-
Коммуникативное
развитие
Художественно –
Эстетическое
развитие
Цель и задачи
цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
задачи:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи:
– сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Средства
– Физические упражнения
– Воспитание культурно – гигиенических навыков
– Подвижные и спортивные игры
– Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода
– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
-игры
-Познавательные занятия
– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры
– разнообразные виды игр
– искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества
Методы и приемы
– наглядные,
– словесные,
– практические
-игра
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность.
Проблемная ситуация.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми
метод приучения,
.
— метод убеждения,;
— метод приучения,;
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Формы организации
физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
– Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы
– дидактические и развивающие игры,
Индивидуальная работа,
Прогулки,
Организованная образовательная деятельность,
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,
Организованная образовательная деятельность,
с/р игры,
– дидактические и развивающие игры.
Организованная образовательная деятельность,
Досуги,
утренники,
театральная деятельность,
музыкальные занятия,
самостоятельная деятельность.
Источник
Наталья Стребкова
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника»
Детство – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство – это значит дети,
Детство – это значит мы!
Р. Рождественский
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Особенности содержания программы Детство
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направленона их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
В каждом разделе программыпредусматривается действие общего механизма:
происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Девиз Программы Детство
«Чувствовать-Познавать-Творить».
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Линия познания. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Принципы программы «Детство»
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
содействия и сотрудничества детей и взрослых.
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.
В обновленной Программев соответствии с ФГОС дошкольного образования:
определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».
мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития качеств ребенка:
– Сформированы основные физические качества
– Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
– Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
– Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
– Способен самостоятельно действовать
– Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
– Откликается на эмоции близких людей и друзей.
– Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
– Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства
– Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
– Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником
– Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых
– Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
– Соблюдает правила поведения на улице в общественных местах
– Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, гак и им самим;
– Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,
– Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
– Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
– У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
– сформированны социальных чувств и нравственных переживаний воспитанников;
– повышен уровень познавательной активности и любознательности;
– сформировано умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию;
– повышен уровень развития речи;
– повышен уровень творческой активности детей и творческой самостоятельности;
Источник
Хуторная Татьяна
Приоритетные направления работы ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька»
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
Ведение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связан с рядом преобразований:
– появление новых условий (Запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
– появление новых нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность дошкольной организации (Закон об образовании, ФГОС);
– привлечение родителей к активным партнерским отношениям.
«Дошкольное образование – развивающее и развивающееся» – эти слова как нельзя лучше отражают жизнь сегодняшних детских садов Крыма. Новый закон об образовании, новый устав, новые инструкции, новые образовательные программы нацеливают нас на новые задачи, а значит и на новые направления работы, которые обеспечивают целостное содействие личностному развитию ребенка. В нынешних условиях образование не только видоизменяется, но и придает импульс инновационным процессам. Педагогами нашего детского сада ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
Приоритетными направлениями работы нашего дошкольного учреждения являются: физическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Реализация новых требований к качеству дошкольного образования предполагает пристальное внимание к физическому воспитанию, результативность которого достигается благодаря использованию всей системы средств – это оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения. Широко используем игры и занятия на свежем воздухе. Работа физпроцедурного кабинета способствует снижению заболеваемости.
В работе с детьми используются разнообразныеформы физкультурных занятий: сюжетные, игровые, тематические, комплексные, учебно-тренирующего характера, развивающие занятия «театра физического воспитания» (стретчинг-гимнастика, раздельные физкультурные занятия для девочек и мальчиков). В рамках сетевого взаимодействия наше дошкольное заведение сотрудничает с Телерадиокомпанией «Керчь». Дети стали участниками телепередачи «Островок», где представлена утренняя гимнастика в стихах «Путешествие по Африке» и развлечение «Зимнее утро». Эти передачи способствуют пропаганде здорового образа жизни и созданию духа единой команды с родителями. Результат нашей работы – это призовые места в соревнованиях среди команд ДОУ «Веселые старты», которые стали традицией и ежегодно проводятся в нашем городе к 11 апреля Дню освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нашей работы с детьми. В ДОУ сложилась система работы по ознакомлению детей с родным городом, его славной, героической историей, по формированию гражданственности и патриотизма.
Воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности способствует работа дошкольного учреждения по поликультурному воспитанию. В течение ряда лет педагогический коллектив работает над проблемой формирования социальной компетентности дошкольника в условиях поликультурного пространства. Видим необходимость продолжения экспериментальной работы. С учетом национально-культурных особенностей региона определены задачи работы:
– воспитание любви к Крыму, осознание его многонациональности;
– формирование общей культуры с учетом этнокультурного образования;
– воспитание толерантных взаимоотношений.
Формированию поликультурной компетентности способствует социальное партнерство с обществом Таврика, с ДОУ «Золотая рыбка» ПГТ Щелкино. Творческая группа в рамках экспериментальной деятельности работает над созданием календаря праздников народов Крыма с методическими рекомендациями по их проведению.
Художественно-эстетическое направление работы охватывает несколько направлений: музыкальная деятельность, художественно-речевая и изобразительная. В ходе реализации задач художественно-эстетического воспитания особое внимание мы уделяем поддержке талантливых детей. Реализация данного направления обеспечена на основе федеральной целевой программы «Дети России», где предусматривается «Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей». Работа подкреплена приказом управления образования о подготовке и проведении ежегодного конкурса «Веселые нотки». В ДОУ созданы условия для обучения и развития творческих способностей дошкольников. Результатами реализации этого направления является создание системы поддержки одаренных детей через сеть конкурсов, соревнований и других мероприятий различных уровней. Ребята принимают участие в городских конкурсах, дистанционно – региональных. В конкурсе «Созвездие дошколят» как юная художница отмечена Камнева Оля (преподаватель Дегтярук Алексей Алексеевич, как вокалистка Ткачук Эвелина (преподаватель Ткачук Елена Петровна). В этом учебном голу проведен конкурс рисунков «Наш друг светофор», «Осень золотая» и конкурс поделок из природного материала «Подарки осени» с участием родителей. Фестиваль осенних развлечений удивил педагогов и родителей сиянием новых маленьких одаренностей, которым теперь нужно дать возможность осознать собственное «Я», поддержать и помочь. В детском саду созданы условия для занятий творчеством в изостудии, музыкальной и спортивной деятельностью в музыкальном и спортивном залах. Обеспечено социальное партнерство с муниципальными организациями «Школой искусств», «спортивной и музыкальной школами».
Для успешного вхождения в ФГОС ДО и реализации приоритетных задач в ДОУ разработана дорожная карта, где предусмотрены
Психолого-педагогическое
Методическое
Кадровое сопровождение
Ведущую роль в этом отводится кадровому вопросу.
Использование разнообразных форм работы с педагогами (семинары, семинары-практикумы, деловые игры, банк идей, мастер-класс, союз единомышленников, кружок качества) определяет успешное вхождение в Федеральный государственный образовательный стандарт.
В условиях динамических процессов для реализации выбранных направлений важна компетентность и педагогическая мобильность педагогов, что предусматривает
– постоянное повышение педагогической культуры;
– навыки самообразовательной работы;
– владение приемами переработки информации;
– ИКТ компетентность.
Объединенные усилия педагогического коллектива позволяют нам решить поставленные задачи, обеспечить взаимодействие субъектов образовательного процесса, открытость дошкольной образовательной организации, вовлечь в управление педагогическим процессом родителей с тем, чтобы увидеть возможности целостного содействия личностному развитию каждого конкретного ребенка.
Источник