Основные направления развития ребенка согласно фгт
Одна из основных целей введения федеральных государственных требований – сохранение единства образовательной системы Российской Федерации. ФГТ ориентированы на выполнение следующих задач: Формирование у ребенка не только необходимых навыков, но и потребности в общении с искусством. Приобретение опыта творческой деятельности. Ознакомление с национальным и мировым культурным наследием. Выявление в раннем возрасте склонностей и талантов и дальнейшее их развитие. Подготовка детей к учебе в заведениях профессионального образования. Вырабатывание умения правильно планировать время, осуществлять самостоятельный контроль результатов своей работы. Формирование у детей с раннего возраста лояльного и уважительного отношения к другим точкам зрения. Воспитание культуры взаимодействия с коллективом и преподавательским составом. Приобретение навыка анализа причин своих неудач или достижений и умения эффективно повышать собственную результативность. Создание базы знаний для дальнейшего профессионального образования в выбранной сфере деятельности. Каждое учебное заведение должно предоставить программу обучения, разработанную с учетом возраста учащихся и содержащую сроки выполнения поставленных целей, критерии оценки полученных результатов. ФГТ к различным организациям дополнительного образования: ФГТ по специальности «фортепиано» предполагают выявление и развитие одаренных детей, приобретение ими навыков игры на инструменте, обучение сольному и ансамблевому выступлениям. Предпрофессиональное образование должно сформировать знания о характерных особенностях каждого музыкального стиля. ФГТ для хорового пения направлены на развитие навыков вокального искусства, обучение передачи замысла автора с помощью сочетания слов песни и музыки, а также на подготовку детей к поступлению в высшие музыкальные учреждения. ФГТ направления «Живопись» ориентированы на обучение ребенка элементарным правилам и техникам рисования, терминологии ИЗО и работе с эскизами и набросками. Предпрофессиональное образование в области изобразительного искусства развивает навыки самостоятельной работы в различных художественных техниках. ФГТ для театральных школ устанавливают, что учебные учреждения обязаны изложить ребенку технику безопасного поведения на сцене, привить навыки публичного выступления и обучить основам актерского мастерства. ФГТ для школ хореографического искусства: заведения должны научить исполнению как классического, так и народного танца, умению преодолевать трудности во время тренировок, познакомить с техникой безопасности при выполнении движений, приучить сохранять отличную физическую форму. ФГТ по декоративно-прикладному искусству направлены на приобретение знаний об основных видах художественного народного творчества, обучение рисованию с натуры и по памяти предметов окружающего мира, получение навыков копирования выдающихся образцов прикладного искусства. Учащиеся обязаны освоить гармоничную передачу световоздушного пространства, знать законы линейной перспективы и равновесия. ФГТ в области духовых, струнных, ударных и народных инструментов: изучение технических особенностей сольного и оркестрового исполнения, музыкальной терминологии; подготовка к самостоятельному разучиванию произведений. Сегодня учреждения дополнительного образования – это уже не просто кружки и секции, где ребенок проводит свое свободное время, а серьезные организации, цель которых заключается в создании основательной базы знаний и умении применять их на практике.
Источник: https://edunews.ru/additional-education/fgt-dopolnitelnogo-predprofessionalnogo-obrazovaniya.html© edunews.ru
Источник
| 28.01.2013 Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения разрабатывают новые образовательные программы на основе примерных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»). На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем: 1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.; 3) решать поставленные цели и задачи предлагается: – максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; – в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В первую очередь, ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации, ориентированной на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающей вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: – формирование их общей культуры, – развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, – формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, – сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, – коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. Коротко: ФГТ по дошкольному образованию Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: Направления развития (4) Образовательные области (10): 1. Физическое развитие (физическая культура, здоровье) 2. Познавательно-речевое развитие (познание, коммуникация, чтение художественной литературы) 3. Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество) 4. Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность) Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности: -двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»); -игровая («Социализация»)-ведущий вид деятельности! -трудовая («Труд»); -восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»); -коммуникативная («Коммуникация»); -познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»); -музыкально-художественная («Музыка»); -продуктивная (Художественное творчество»). Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса: “Совместная деятельность взрослого и детей” и “Самостоятельная деятельность детей”. ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Документ (приказ о ФГТ) ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В работе также используется вступивший в силу 2 декабря 2011 года приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Возврат к списку |
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
д/с №34 комбинированного вида
Выступление по теме: «Реализация образовательных областей
в ДОУ в соответствии с ФГТ»
Выполнил воспитатель:
Тихонова Е.В.
2012г.
р.п. Большие Вяземы
Реализация ФГТ в ДОУ
«Федеральные государственные образовательные требования» –
нормы и положения, обязательные при реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования образовательными учреждениями.
«Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования:
социально-личностное,
познавательно-речевое,
физическое,
художественно-эстетическое развитие.
10 образовательных областей
«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области, выделенные в ФГТ:
здоровье,
физическая культура,
социализация, труд,
безопасность,
чтение художественной литературы,
коммуникация,
познание,
музыка,
художественное творчество.
Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.
Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей)
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ?
Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.
Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:
Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Одно из требований программы – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная
- Подвижные дидактические игры
- Подвижные игры с правилами
- Игровые упражнения
- Соревнования
- Игровая
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Продуктивная
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
Коммуникативная
- Беседа ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление отгадывание загадок
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Трудовая
- Совместные действия
- Дежурство
- Поручение
- Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
- Наблюдение
- Экскурсии
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Игры с правилами
Музыкально-художественная
- Слушание
- Исполнение
- Импровизация
- Экспериментирование
- Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
- Чтение
- Обсуждение
- Разучивание
Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Resource id #4478
Источник