Основные направления развития ребенка и образовательные области

Отправлено 17 окт. 2014 г., 07:21 пользователем Светлана Шаховская

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Содержание Программы должно охватывать следующие
определенные образовательные области (направления развития и образования детей)

·       
Социально-коммуникативное развитие

·       
Познавательное развитие

·       
Речевое развитие

·       
Художественно-эстетическое развитие

·       
Физическое развитие

     Личностное развитие проходит
через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития
детей.

     Рассмотрим задачи в
каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное
развитие

   Основная цель –  позитивная социализация
детей дошкольного возраста,  приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи,
общества и государства

Основные задачи:

·       
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…

·       
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

·       
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…

·       
Развитие социального и эмоционального интеллекта…

·       
Формирование готовности к совместной деятельности

·       
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации

·       
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

·       
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления
реализации ОО «С-К развитие»

·       
Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;

·       
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;

·       
Трудовое воспитание;

·       
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие

    Основная цель – развитие
познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно
подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и
интеллектуально-творческие

Основные задачи:

·       
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации

·       
Формирование познавательных действий, становление сознания

·       
Развитие воображения и творческой активности

·       
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных
традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях
природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие

     Основная цель – формирование
устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.

Основные задачи:

·       
Овладение речью как средством общения и культуры

·       
Обогащение активного словаря

·       
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи

·       
Развитие речевого творчества

·       
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

·       
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов  различных жанров детской литературы

·       
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте

Основные направления
работы по развитию речи детей в дошкольной организации

1.    Развитие словаря

2.    Развитие звуковой
культуры речи

3.    Формирование
грамматического строя

4.    Развитие связной речи

5.    Формирование
элементарного осознания явлений языка и речи

6.    Воспитание любви и
интереса к художественному слову

Средства развития речи

·       
Общение взрослых и детей

·       
Культурная языковая среда

·       
Обучение родной речи на занятиях

·       
Художественная литература

·       
Изобразительное искусство, музыка, театр

·       
Занятия по другим разделам программы

Художественно-эстетическое
развитие

Основные задачи:

·       
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы

·       
Становление эстетического отношения к окружающему миру

·       
Формирование элементарных представлений о видах искусства

·       
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

·       
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

·       
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Читайте также:  Процесс развития ребенка движущие силы

Физическое развитие

Основная цель:

·       
гармоничное физическое развитие

·       
 формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой

·       
 формирование основ здорового образа жизни

Основные задачи (оздоровительные, воспитательные,
развивающие):

·       
Приобретение опыта в двигательной деятельности…

·       
Развитие физических качеств…

·       
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

·       
Правильное выполнение основных движений

·       
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

·       
Овладение подвижными играми с правилами

·       
Становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере

·       
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его
элементарными нормами и правилами …

Направления физического развития:

1.    Приобретение детьми
опыта в двигательной деятельности:

·       
связанной с выполнением упражнений

·       
направленной на развитие таких физических качеств как
  координация и гибкость

·       
способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
  организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики

·       
связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

2.    Становление
целенаправленности  и саморегуляции  в двигательной сфере

3.    Становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.)

Источник

Образовательные области

задачи

Виды деятельности

Формы деятельности

Социально-коммуникативное развитие

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (ФГОС ДО п.2.6.)

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения.

Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений. Подвижные (в том числе народные),

игры диалоги. Дидактические словесные

(в том числе народные) игры, викторины.

Игра (индивидуальная, совместная с воспитателем, совместная со сверстниками), чтение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация,

экскурсия, ситуация морального

выбора, проектная деятельность,

праздник, совместные действия, рассматривание, просмотр и анализ

мультфильмов, видеофильмов, телепередач, экспериментирование,

поручение и задание, дежурство, упражнение, совместная деятельность

взрослого и детей тематического характера.

Познавательное развитие

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

(ФГОС ДО п.2.6.)

Опыты, исследования, игры-экспериментирования с разными материалами.

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов.

Читайте также:  Развитие личности ребенка через проектную деятельность

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет.

Оформление тематических выставок.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов). Игры:

дидактические, интеллектуальные, развивающие, сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-путешествия.

 конструирование, экспериментирование,

 игра, наблюдение, проблемная ситуация, рассказ, беседа, коллекционирование,

 моделирование, проектирование,

исследование,

Речевое развитие

владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п.2.6.)

Художественно-речевая деятельность:  Специальное моделирование ситуаций общения:«Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Викторины.

Чтение, беседа, рассматривание,

решение проблемных ситуаций.

Разговор с детьми

Игра

Проектная деятельность

Создание коллекций

Интегративная деятельность

Обсуждение.

Рассказ.

Инсценирование

Ситуативный разговор с детьми

Сочинение загадок

Проблемная ситуация

различных видов театра

Художественно-эстетическое развитие

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

(ФГОС ДО п.2.6.)

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр

Экспериментирование со звуками.

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.

Попевки,  распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.

Драматизация песен.

Музыкально-театрализованные игры

Музыкальные и музыкально-дидактические игры.

Концерты-импровизации.

Разнообразная интегративная деятельность:

*музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.

Восприятие литературных произведений с последующими:

*свободным общением на  тему литературного произведения,

*решением проблемных ситуаций,

*дидактическими играми по литературному произведению,

*художественно-речевой деятельностью,

*игрой-фантазией,

*рассматриванием иллюстраций художников,

придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

*просмотром мультфильмов,

*созданием этюдов, сценариев для театрализации,

*театрализованными играми,

*созданием театральных афиш, декораций,

театральных кукол,

*оформлением тематических выставок .

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.

Создание макетов, коллекций и их

    оформление

Рассматривание эстетически

     привлекательных предметов

Игра

Организация выставок

Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки

Музыкально- дидактическая игра

Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)

Интегративная деятельность

Совместное и индивидуальное

                 музыкальное  исполнение

Музыкальное упражнение.

Попевка. Распевка

Двигательный, пластический

танцевальный этюд

Танец

Творческое задание

Концерт- импровизация

Музыкальная  сюжетная игра

Физическое развитие

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка 4 могилев

(ФГОС ДО п.2.6.)

Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Спортивные упражнения

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке

Физкультурное занятие

Утренняя гимнастика

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Рассматривание.

Интегративная

деятельность

Контрольно-

диагностическая

деятельность

Спортивные и

физкультурные досуги

Спортивные состязания

Совместная деятельность

взрослого и детей

тематического характера

Проектная деятельность

Проблемная ситуация

Источник

Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС

1.Физическое развитие:

– развитие физических качеств

– правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

– правильное выполнение основных движений

– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

– овладение подвижными играми с правилами

– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

– физическая культура

2.Художественно – эстетическое развитие:

– развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы

– становление эстетического отношения к окружающему миру

– формирование элементарных представлений о видах искусства

– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

– реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

– приобщение к искусству

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

– конструктивно – модельная деятельность

– музыкальная деятельность

3.Речевое развитие:

-владение речью как средством общения

– обогащение активного словаря

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

– развитие речевого творчества

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

– речевое развитие

– приобщение к художественной литературе

4.Познавательное развитие:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

– формирование познавательных действий становление сознания

– развития воображения и творческой активности

– формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира

– развитие познавательно – исследовательской деятельности

– приобщение к социокультурным ценностям

– формирование элементарных математических представлений

– ознакомление с миром природы

5. Социально –коммуникативное развитие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

– формирования готовности к совместной деятельности

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

– социализация, развитие общения, нравственное воспитание

– ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

– самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

– формирование основ безопасности

Источник