Основные направления развития ребенка и образовательные области
Отправлено 17 окт. 2014 г., 07:21 пользователем Светлана Шаховская
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
Содержание Программы должно охватывать следующие
определенные образовательные области (направления развития и образования детей)
·
Социально-коммуникативное развитие
·
Познавательное развитие
·
Речевое развитие
·
Художественно-эстетическое развитие
·
Физическое развитие
Личностное развитие проходит
через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития
детей.
Рассмотрим задачи в
каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное
развитие
Основная цель – позитивная социализация
детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи,
общества и государства
Основные задачи:
·
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…
·
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
·
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…
·
Развитие социального и эмоционального интеллекта…
·
Формирование готовности к совместной деятельности
·
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации
·
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
·
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления
реализации ОО «С-К развитие»
·
Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;
·
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;
·
Трудовое воспитание;
·
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие
Основная цель – развитие
познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно
подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и
интеллектуально-творческие
Основные задачи:
·
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
·
Формирование познавательных действий, становление сознания
·
Развитие воображения и творческой активности
·
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных
традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях
природы, многообразии стран и народов мира
Речевое развитие
Основная цель – формирование
устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.
Основные задачи:
·
Овладение речью как средством общения и культуры
·
Обогащение активного словаря
·
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи
·
Развитие речевого творчества
·
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
·
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы
·
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте
Основные направления
работы по развитию речи детей в дошкольной организации
1. Развитие словаря
2. Развитие звуковой
культуры речи
3. Формирование
грамматического строя
4. Развитие связной речи
5. Формирование
элементарного осознания явлений языка и речи
6. Воспитание любви и
интереса к художественному слову
Средства развития речи
·
Общение взрослых и детей
·
Культурная языковая среда
·
Обучение родной речи на занятиях
·
Художественная литература
·
Изобразительное искусство, музыка, театр
·
Занятия по другим разделам программы
Художественно-эстетическое
развитие
Основные задачи:
·
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы
·
Становление эстетического отношения к окружающему миру
·
Формирование элементарных представлений о видах искусства
·
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
·
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
·
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
Основная цель:
·
гармоничное физическое развитие
·
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой
·
формирование основ здорового образа жизни
Основные задачи (оздоровительные, воспитательные,
развивающие):
·
Приобретение опыта в двигательной деятельности…
·
Развитие физических качеств…
·
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
·
Правильное выполнение основных движений
·
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
·
Овладение подвижными играми с правилами
·
Становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере
·
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами …
Направления физического развития:
1. Приобретение детьми
опыта в двигательной деятельности:
·
связанной с выполнением упражнений
·
направленной на развитие таких физических качеств как
координация и гибкость
·
способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики
·
связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
2. Становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
3. Становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.)
Источник
Образовательные области
задачи
Виды деятельности
Формы деятельности
Социально-коммуникативное развитие
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (ФГОС ДО п.2.6.)
Свободное общение на разные темы.
Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок.
Специальное моделирование ситуаций общения.
Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)
Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства выразительности).
Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений. Подвижные (в том числе народные),
игры диалоги. Дидактические словесные
(в том числе народные) игры, викторины.
Игра (индивидуальная, совместная с воспитателем, совместная со сверстниками), чтение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация,
экскурсия, ситуация морального
выбора, проектная деятельность,
праздник, совместные действия, рассматривание, просмотр и анализ
мультфильмов, видеофильмов, телепередач, экспериментирование,
поручение и задание, дежурство, упражнение, совместная деятельность
взрослого и детей тематического характера.
Познавательное развитие
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
(ФГОС ДО п.2.6.)
Опыты, исследования, игры-экспериментирования с разными материалами.
Рассматривание, обследование, наблюдение.
Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов.
Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.
Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет.
Оформление тематических выставок.
Оформление уголка природы.
Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов). Игры:
дидактические, интеллектуальные, развивающие, сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-путешествия.
конструирование, экспериментирование,
игра, наблюдение, проблемная ситуация, рассказ, беседа, коллекционирование,
моделирование, проектирование,
исследование,
Речевое развитие
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п.2.6.)
Художественно-речевая деятельность: Специальное моделирование ситуаций общения:«Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.
Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.
Дидактические словесные (в том числе народные) игры.
Викторины.
Чтение, беседа, рассматривание,
решение проблемных ситуаций.
Разговор с детьми
Игра
Проектная деятельность
Создание коллекций
Интегративная деятельность
Обсуждение.
Рассказ.
Инсценирование
Ситуативный разговор с детьми
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
различных видов театра
Художественно-эстетическое развитие
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
(ФГОС ДО п.2.6.)
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр
Экспериментирование со звуками.
Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.
Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.
Драматизация песен.
Музыкально-театрализованные игры
Музыкальные и музыкально-дидактические игры.
Концерты-импровизации.
Разнообразная интегративная деятельность:
*музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.
Восприятие литературных произведений с последующими:
*свободным общением на тему литературного произведения,
*решением проблемных ситуаций,
*дидактическими играми по литературному произведению,
*художественно-речевой деятельностью,
*игрой-фантазией,
*рассматриванием иллюстраций художников,
придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,
*просмотром мультфильмов,
*созданием этюдов, сценариев для театрализации,
*театрализованными играми,
*созданием театральных афиш, декораций,
театральных кукол,
*оформлением тематических выставок .
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
Создание макетов, коллекций и их
оформление
Рассматривание эстетически
привлекательных предметов
Игра
Организация выставок
Слушание соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки
Музыкально- дидактическая игра
Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
Интегративная деятельность
Совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение
Музыкальное упражнение.
Попевка. Распевка
Двигательный, пластический
танцевальный этюд
Танец
Творческое задание
Концерт- импровизация
Музыкальная сюжетная игра
Физическое развитие
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
(ФГОС ДО п.2.6.)
Физические упражнения.
Физминутки и динамические паузы.
Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).
Ритмика, ритмопластика.
Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.
Игры-имитации, хороводные игры.
Народные подвижные игры.
Пальчиковые игры.
Спортивные упражнения
Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке
Физкультурное занятие
Утренняя гимнастика
Игра
Беседа
Рассказ
Чтение
Рассматривание.
Интегративная
деятельность
Контрольно-
диагностическая
деятельность
Спортивные и
физкультурные досуги
Спортивные состязания
Совместная деятельность
взрослого и детей
тематического характера
Проектная деятельность
Проблемная ситуация
Источник
Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС
1.Физическое развитие:
– развитие физических качеств
– правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
– правильное выполнение основных движений
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
– овладение подвижными играми с правилами
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
– физическая культура
2.Художественно – эстетическое развитие:
– развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
– становление эстетического отношения к окружающему миру
– формирование элементарных представлений о видах искусства
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
– приобщение к искусству
– изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
– конструктивно – модельная деятельность
– музыкальная деятельность
3.Речевое развитие:
-владение речью как средством общения
– обогащение активного словаря
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
– развитие речевого творчества
– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
– речевое развитие
– приобщение к художественной литературе
4.Познавательное развитие:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
– формирование познавательных действий становление сознания
– развития воображения и творческой активности
– формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира
– развитие познавательно – исследовательской деятельности
– приобщение к социокультурным ценностям
– формирование элементарных математических представлений
– ознакомление с миром природы
5. Социально –коммуникативное развитие:
– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
– формирования готовности к совместной деятельности
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
– социализация, развитие общения, нравственное воспитание
– ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
– самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
– формирование основ безопасности
Источник