Основные направления развития предметных действий ребенка

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Направления развития предметной деятельности у детей раннего возраста

1. Формирование интереса к сотрудничеству со взрослым у детей второго года жизни в процессе манипулятивных действий

Чтобы установить положительный эмоциональный контакт с ребёнком, педагогу следует совершать двигательные и тактильные действия (поглаживание ребёнка и поглаживание его руками глаз, рта, щек педагога), проводить игры перед зеркалом, «заражать» ребёнка эмоциями радости, подхватывать его встречные действия, проводить игры с пальчиками, ручками, ножками ребёнка, используя потешки и короткие стихи; побуждать ребёнка проявлять положительные эмоции (целовать, обнимать и т.д.).

2. Формирование ориентировки на оценку своих действий взрослым (осуществляется на всех занятиях)

Чтобы научить детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого, проявляющуюся в виде жестов, мимики, речевых высказываний («Так», «Не так», «Правильно», «Неправильно», «Молодец», «Хорошо» и др.); сформировать представление о конечном результате действия, рекомендуется побуждать ребёнка выполнять задания так, как показал педагог, подчиняясь его контролю и оценке (положительной или отрицательной), ориентируясь на общепринятый результат, завершающий каждое конкретное действие с предметом; взглядом, жестом, словом искать оценки правильности производимого действия; в случаях затруднений побуждать малыша с помощью жестов или слов обращаться за помощью к педагогу; давать оценку выполненным действиям; отвечать на вопросы взрослого о правильности выполнения действия; побуждать завершать начатое действие (самостоятельно, с помощью), переносить усвоенные действия на другие ситуации; создавать ситуации, в которых каждое последующее действие возможно только в том случае, если предшествующее было выполнено правильно.

3. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. К важным задачам в этом направлении относятся следующие: сформировать у ребёнка перцептивные действия по обследованию окружающих объектов и адекватному отражению действительности (рассматривание, ощупывание, выслушивание); научить захватывать и удерживать предметы в руке, а также выполнять действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства; развивать тонкие, дифференцированные движения кистей и пальцев рук; учить выполнять согласованные действия обеих рук и по показу, и самостоятельно; развивать зрительно-двигательную координацию.

Для решения этих задач рекомендуется использовать совместные обследующие движения ладонью и пальцами рук с концентрацией внимания на мелких деталях; учить перераспределять пальцы руки на предмете в зависимости от его величины, толщины и объёма; побуждать манипулировать предметами (захватывать их с противопоставлением большого пальца), выполнять чередующиеся движения рук, различные действия пальцами, действия руками под речевое сопровождение педагога; учить вкладывать и вынимать предметы, используя различные ёмкости; выполнять пальчиковую гимнастику, захватывать мелкие предметы или сыпучие материалы указательным типом хватания (большим и указательным пальцами), щепотью; выполнять специфические действия пальцами рук с предметами (нанизывание, продергивание, шнурование, застегивание, вкладывание форм в отверстия, наливание и насыпание в различные ёмкости, включение, выключение, открывание, закрывание, наклеивание, нанизывание, щелчки, вращение); перестраивать ручную операцию в орудийную по образцу педагога.

4. Формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами. В работе по этому направлению решаются следующие задачи: формировать поисково-ориентировочные действия («Что это?», «Что с этим можно делать?»), закреплять знания о назначении предметов; учить ребёнка сравнивать и различать предметы по из функции, применяя такое же действие и к другим сходным, но не одинаковым предметам.

Для реализации данных задач целесообразно жестами и речевой инструкцией побуждать ребёнка самостоятельно выполнять действия с предметами (дай, открой, кати, сюда, бросай и др.), обследовать их с помощью зрительно-тактильно-кинестетической афферентации (видоизменение положения кисти и пальцев рук в зависимости от свойств предметов при соприкосновении с ними); производить ощупывание, обведение, поглаживание, рассматривание, сравнение, сопоставление и др.; использовать сопряженные действия (ребёнок одновременно выполняет те же действия, что и педагог, с аналогичным предметом), отраженные действия (ребёнок действует с предметом вслед за педагогом, который чередует действия ребёнка с собственным показом, а в отдельные моменты управляет его рукой; например, обучая различать круглую форму, обводит контур предмета взглядом, пальцем вместе с ребёнком, сопровождает свои действия речью: «Смотри, мяч круглый! Подержи его в ладонях»; затем педагог вместе с ребёнком катит мяч маме, закрепляя способ действия с мячом); побуждать искать и прятать предметы, игрушки в комнате; показывать, как совершать одно и то же действие с разными, сходными предметами, выделяя существенный для данного действия признак; переносить действия, усвоенные в одной ситуации, на другие ситуации.

Чтобы сформировать у ребёнка практическую ориентировку на свойства объектов, сопоставляя их с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами величины (большой, маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, желтый, синий, зеленый), объёма (шар, кубик, кирпичик, крыша); на пространственные отношения и т.д.; выполнять действия с предметами с учетом их свойств, рекомендуется показывать сенсорные эталоны, используемые в качестве образцов и способов сопоставления с воспринимаемым предметами в процессе внешних действий (сближая их друг с другом, накладывая один на другой и т.д.). Так, при формировании у ребёнка практической ориентировки на свойства предметов рекомендуется начинать с использования контрастных сенсорных эталонов (шарик-кубик, желтый-синий, большой-маленький и т.д.). Начальный этап направлен на обучение ребёнка умению соотносить предметы, одинаковые по заданному признаку (цвет, форма, величина и т.д.) с помощью примеривания (наложения, соединения двух предметов), фиксируя идентичность признака словами такой, не такой и называя признак («Правильно, это такой, красный».) Подбираются предметы, одинаковые по форме (большие и маленькие шарики, желтые и синие ёлочки), по величине и цвету (шарики и кубики) и т.д. Следующий этап направлен на формирование умения вычленять заданный признак в разных предметах (машинки, шарики, ёлочки двух цветов, кубики, куклы, пуговицы двух величин и т.д.). Особое внимание уделяется называнию признака, нахождению по просьбе педагога предмета с заданным свойством («Принеси красный шарик», «Строим башню только из маленьких кубиков», «Какая это кукла – большая или маленькая?» и т.д.). Затем включаются задания, направленные на развитие умения чередовать предметы с заданным свойством (строим дорогу из красных и синих кирпичиков: синий-красный-синий-красный и т.д.).

Еще один приём – побуждать использовать усвоенные сенсорные эталоны для обследования предмета и оценки его свойств; учитывать свойства предметов в подборе в соответствии с их формой и величиной или расположением в каком-либо порядке; использовать жесты и голосовое модулирование 9произносить слово большой громким голосом, подкрепляя соответствующим жестом; маленький – шепотом, подкрепляя таким же жестом.

Одна из задач в реализации этого направления состоит в том, чтобы формировать у ребёнка способы ориентировки (целенаправленные пробы, практическое примеривание). Практическое примеривание, основанное на сближении объектов друг с другом, нуждается во внешних вспомогательных действиях (накладывание, прикладывание, вкладывание), в переборе вариантов. Овладение примериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста производить дифференциацию свойств предметов (поиск, обнаружение, различение и идентификация объектов) и осуществлять отображение свойств объектов, их восприятие на основе образа, что находит своё выражение в возможности выбирать по образцу.

Другая задача – учить ребёнка овладевать общественно выработанными действиями с предметами, использовать их по назначению.

Для решения указанных выше задач целесообразно совместно совершать пробы и примеривание (наложение); комментировать действия; побуждать ребёнка выполнять такие задания, когда свойства и отношения предметов, подлежащие вычленению, не называются педагогом даже в том случае, если ребёнок их не знает. В этих случаях используются выражения «Делай так, как я» или «Дай такой (такой же)», «Построй такой же», «Нарисуй такой же», «Сделай сам». Такая форма подачи задания. С одной стороны, вырабатывает у ребёнка обобщенное представление о том, что означает так же, такой же, что чрезвычайно важно для познавательного развития, а с другой – подводит к значительно большей самостоятельности при выделении существенных для данной деятельности признаков, свойств и отношений. Это важно, так как ребёнок часто, выделяя знакомое свойство по слову, не может его выделить, когда слово не называется взрослым. Ребёнок должен ориентироваться на свойства и отношения, которые вычленил сам. После каждого совместного выполнения действия ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей долей самостоятельности.

Одной из существенных задач является формирование у ребёнка умения осуществлять действие предметом-заместителем; для её решения рекомендуется создавать ситуации, когда для осуществления определенного действия нет необходимого предмета; показывать, чем и как можно его заменять для выполнения игрового действия; побуждать использовать предмет-заместитель.

5. Формирование соотносящих действий. Чтобы научить ребёнка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами по показу взрослого и самостоятельно, рекомендуется показывать предметы, игрушки, используемые при формировании соотносящих действий и способов действий с ними; побуждать одним предметом воздействовать на другой, действовать двумя предметами одновременно, разъединять целый предмет на части, раскладывать однородные и неоднородные предметы.

6. Формирование орудийных действий

В работе по данному направлению решаются следующие задачи: закреплять ранее усвоенные предметные действия; формировать способы использования простейших орудий, применяемых при выполнении практических заданий. Педагог побуждает ребёнка использовать простейшие приспособления, которые вначале не отделяются от самого предмета. Детей учат выделять вспомогательную роль этих приспособлений, показывают, что ими можно приблизить к себе какой-либо предмет, изменить его форму, передвинуть и т.д. В каждом новом игровом упражнении в качестве вспомогательного средства ребёнку предлагается новый его тип (палка, лопата, стул, сачок и т.д.). Для формирования умения переносить принцип действия с одного орудия на другое детям дают предметы-орудия одного и того же типа, но разные по величине, фактуре, цвету (палки, стулья разного размера и т.п.).

При решении этих задач рекомендуется демонстрировать предметы-орудия, вспомогательные предметы и способы действия с ними (ложка, чашка, мыло, расческа, салфетка и др.); побуждать действовать двумя предметами одновременно; действовать с простейшими приспособлениями сначала по показу, затем по речевой инструкции и самостоятельно; побуждать объединять уже усвоенные предметно-игровые действия в цепочку действий; переходить от более примитивных ручных операций к более сложным орудийным; перед выполнением задания знакомиться с условиями его выполнения.

Необходимо отметить, что в ходе проведения систематической педагогической работы по формированию предметных действий у детей появляется:

– потребность в познании окружающей действительности;

– положительное эмоциональное отношение к предметам, игрушкам;

– интерес к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами;

– желание самостоятельно действовать с игрушками в соответствии с их функциональным назначением.

Целенаправленное обучение положительно сказывается не только на становлении у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой), но и на развитии связной речи, появлении предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование), самостоятельности в быту.

Вывод: Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.

Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок, созданы людьми и созданы для определенной цели: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку надевают на голову, а ботинки— на ноги. Это — общепринятые способы их употребления.

Особенно важными для психического развития ребёнка являются соотносящие и орудийные действия, бурное развитие которых наблюдается на 2-м году жизни. Участь соотносить свои действия по закрыванию коробочек или кастрюлек (по аналогии с действиями взрослого), обучаясь есть ложкой, черкать карандашом, стучать молоточком, ребёнок не только приобретает опыт активного практического взаимодействия с различными предметами, но и развивает наглядно-действенное мышление.

 Лишь в результате обучения под руководством взрослого ребёнок овладевает правильными способами использования предметов домашнего обихода, переходит от примитивных ручных к более сложным орудийно-предметным операциям, в которых движение руки подчиняется общественно сформировавшейся логике употребления орудия. У него совершенствуется зрительно-двигательная координация, улучшается точность и целенаправленность движений, развивается речь.

Источник