Основные методы исследования психического развития ребенка

Основные методы исследования психического развития ребенка thumbnail

1) Наблюдение – наблюдение за поведением ребенка в определенной ситуации.

2) Тестирование – воспроизведение и измерение психических способностей с помощью специальных заданий.

3) Лонгиттюдное исследование – длительное изучение одних и тех же детей в разных возрастах, измерение каких-то психических процессов через значительные промежутки времени и сравнение с данными предыдущего этапа. Это сравнение испытуемого с самим собой, анализ кардинальных скачков в индивидуальном развитии (напр., памяти, самооценки в 5-летнем и подростковом возрасте).

4) Комбинированный метод – неоднократное на протяжении времени когортное исследование 2-х и более групп индивидов, развивающихся в разное время.

5) Сравнительный метод – сравнение истории индивидуального развития с выявленными обще-возрастными закономерностями.

6) Стратегия срезов Гизелла – изучение развития психики методом специальных проб (корректурные пробы внимания, восприятия и т.д.). Суть: одновременное исследование испытуемых разного возраста, у которых замеряют определенные психические процессы в различных состояниях. Затем выделяют средние показатели для каждого возраста и строится идеальный график возрастного явления. Индивидуальные графики отражают соотношение идеального и реального развития.

7) Метод «стратегия сочетания наблюдения и эксперимента» (Эльконин). Напр., экспериментальное исследование детей в одном классе с помощью подготовленного наблюдателя, вхожего в детский коллектив.

8) Генетический метод – метод исследования развития психической функции (Л.С. Выготский). В лабораторных условиях моделируют развитие функции психики или способности ребенка, которой он до этого не обладал. Это стратегия экспериментального развития психических способностей как процесс формирования конкретной способности. Например, формирование способности к опосредованному запоминанию.

9) Проективные методики (рисуночные, словесные – описание картинок, задачи, ситуации с элементом неопределенности, а ребенок должен продолжить).

10) Анализ индивидуальных случаев – сочетание наблюдения и интервью.

3. Современное понятие развития. Терминологические проблемы: дифференциация понятий «развитие», «созревания», «рост»

Развитие (филос.) – всеобщее свойство материи и сознания, способность объекта к обязательным множественным и направленным качественным изменениям в результате прогрессивного накопления факторов, которые изменяют структуру изначально заданного, усложняя и усиливая функции.

Основные характеристики развития:

– качественные изменения есть суть развития;

– направленность изменений может быть разной (прогресс или регресс);

– преодоление накопившихся противоречий через кризис;

– кризисное разрешение противоречий может носить позитивный и негативный характер (дуализм).

Свойства процесса развития: необратимость; направленность; протяженность во времени; закономерность изменений, происходящих в развивающемся объекте; преодоление противоречий через кризис.

Развитие (психол.) – это процесс необходимо направленных, закономерных изменений в психике, необратимых и последовательных, приводящий к количественным, качественным и структурно-функциональным преобразованиям (А. Реан).

Понятие «развитие» дифференцируют от других понятий, обозначающих изменения.

Рост – процесс количественных изменений организма и психики, которые имеют конечный результат, оптимальную точку роста (высота роста, объем головы, груди, размер кисти руки и ступни ноги, пр.).

Созревание – процесс, зависящий от наследственных свойств индивида. Это последовательная программа изменений в строении и функций сенсорных органов и функциональных систем (двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, иммунологической, эндокринной, половой и т. д.).

Рост и созревание – количественные процессы.

Развитие – качественное изменение, т.е. более высокоорганизованный процесс системных структурно-функциональных преобразований.

Принципиален вопрос о соотношении биологического роста и созревания со становлением психики – познавательной сферы и психологических свойств личности. Рост связан преимущественно с количественными изменениями (увеличение количества ткани ГМ и пр.). Развитие подразумевает качественные преобразования – изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Разделение роста и развития в психологии особенно сложно, т.к. становление психики тесно связано с ростом ее материального субстрата – ГМ.

Психическое развитие – это закономерное изменение психики во времени от менее совершенного состояния к более совершенному, от нерасчлененных, недифференцированных проявлений к специфически дифференцированным, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Особенности развития психики – закономерная необратимость изменений и их направленность.

Основные признаки развития (Л.С. Выготский)

1. Дифференциация – расчленение на части ранее бывшего единым элемента (напр., разделение восприятия/внимания/памяти на непроизвольные и произвольные).

2. Появление новых сторон в самом развитии (напр., возникновение абстрактного, словесно-понятийного мышления).

3. Перестройка связей между сторонами объекта (напр., формирование зрительно-двигательной координации).

Общие закономерности психического развития в норме

1. Цикличность развития психики и поэтапность созревания психических функций:

а) сложная организация во времени;

б) наличие интенсивных (сензитивных, критических ) и относительно стабильных замедленных периодов формирования.

2. Гетерохропность – неравномерный темп психического развития:

а) активное созревание мозга в отдельные периоды жизни ребенка, т.е. изменение функций;

б) развитие отдельных функций психики на базе ранее сформированных (так, в раннем возрасте активно развивается восприятие и речь, где речь сопровождает восприятие, позже – речь перестраивает восприятие в произвольное);

в) психическое развитие сочетает процессы эволюции и инволюции (преобразование/отмирание).

г) объединение отдельных компонентов психики в системы межфункциональных связей (соотношение речи и мышления);

д) возрастная перестройка связей между психическими функциями и степень развития каждой функции через включение в систему межфункциональных связей.

3. Пластичность НС и способность к компенсации (чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его НС обладает высокими резервами пластичности и возможностями к компенсации).

Читайте также:  Показатели нервно психического развития ребенка второго года жизни

4. Качественные и структурные преобразования психики (а не количественные изменения), которые зависят от обучения, воспитания и общения со взрослым.

5. Формирование и развитие психики проходит в различных видах деятельности.

6. Соотношение и взаимосвязь биологических и социальных факторов в процессе психического развития

Закономерно возникающий вопрос о границах и особенностях динамики психического развития ставит проблему типов развития.

4. Типы развития психики. Факторы развития психики

Источник

При
изучении развития психики ребенка в
основном применяются те же методы,
которые использует и общая психология,
— это наблюдение и эксперимент. Однако
эти методы в детской психологии
приобретают некоторые специфические
особенности. Такой широко применяемый
в детской психологии метод исследования,
как наблюдение, должен удовлетворять
ряду требований.

Во-первых,
до начала наблюдения нужно четко
сформулировать его цель, т. е.
определить, какие именно стороны
деятельности или поведения детей следует
наблюдать. Наблюдение за поведением в
целом очень трудно, почти невозможно.
Поэтому без ясной цели, поставленной
перед наблюдением, все исследование
становится отрывочным, случайным,
путаным.

24

Во-вторых,
наблюдение должно быть объективным.
Ошибка недостаточно опытного наблюдателя
обычно состоит в том, что объективная
фиксация наблюдаемого процесса
подменяется необоснованным толкованием
субъективных состояний ребенка.

В-третьих,
наблюдение должно проводиться
систематически, без больших перерывов,
ибо только так можно получить данные,
характеризующие именно процесс развития,
а не отдельные состояния ребенка.

В-четвертых,
наблюдение нужно проводить таким
образом, чтобы ребенок о нем не знал.
Если он замечает, что за ним наблюдают,
то это может коренным образом изменить
всю картину его поведения, которое из
естественного и непринужденного
становится нарочитым и искусственным.

В-пятых,
наблюдение позволяет собрать полноценные
материалы только тогда, когда исследователь
владеет техникой достаточно быстрой
записи (фиксации) наблюдаемых фактов.

Метод
наблюдения имеет свои недочеты, в
частности невозможность повторно
воспроизводить с достаточной точностью
условия, в которых наблюдался тот или
иной процесс, невозможность варьировать
условия протекания наблюдаемого явления.
Это в значительной степени ограничивает
возможности применения наблюдения как
метода психологического исследования.

Основным
методом изучения психического развития
ребенка является эксперимент. Именно
этот метод позволяет изменить условия
протекания психических процессов, дает
возможность вычленять отдельные его
элементы и подвергать их более детальному
анализу.

Применение
эксперимента к исследованию детей имеет
свои особенности. Прежде всего
экспериментирование с детьми связано
с существенными трудностями, так как
при включении ребенка в экспериментальную
ситуацию его поведение может приобрести
черты, которые не свойственны ему в
естественных условиях. Особенно это
относится к изучению таких видов
деятельности, как, например, игра.
Экспериментальное исследование игры
затруднено тем, что при вмешательстве
со стороны взрослых она теряет присущие
ей специфические черты, превращаясь
лишь в своеобразные занятия со
взрослым-экспериментатором. То же
следует сказать и о других видах
деятельности ребенка (изобразительная
и конструктивная деятельность, учение
и т. д.).

А.
Ф. Лазурским [111] был разработан метод
естественного эксперимента, при котором
деятельность ребенка и условия ее
протекания остаются по возможности
естественными, т. е. такими, какими
они являются в жизни. Задача экспериментатора
состоит в том, чтобы, целенаправленно
изменяя естественное поведение ребенка,
вскрыть психологические особенности
его протекания. Например, вместо
искусственного эксперимента по
исследованию

25

памяти
дошкольников можно организовать такую
игру, естественное и непринужденное
участие в которой требует от ребенка
запоминания и воспроизведения ряда
слов (такая ситуация была создана в
исследовании З. М. Истоминой, когда детям
давалось в игре поручение «купить»
разные предметы в «магазине»). В школьном
возрасте исследование памяти может
быть проведено в форме урока, на котором
запоминание и воспроизведение какого-либо
особого материала будет естественно
входить в обычную учебную работу
школьников.

В
отечественной детской психологии
исследователи при проведении экспериментов
стремятся к тому, чтобы их условия по
возможности наиболее соответствовали
условиям естественного протекания
изучаемых форм деятельности ребенка
того или иного возраста.

При
проведении экспериментов с детьми особо
стоит вопрос о степени надежности
получаемых фактов. Дело в том, что
психологический эксперимент часто
связан с решением испытуемым той или
иной задачи, предлагаемой экспериментатором.
Взрослые испытуемые в большинстве
случаев правильно понимают и принимают
эту задачу. Иначе ведут себя дети. Как
показало специальное исследование В.
И. Ленина [10], существенным условием
эксперимента с детьми являются отношения,
которые в ходе его возникают между
взрослым-экспериментатором и
ребенком-испытуемым, а также отношение
ребенка к самой задаче, мотивы его
действий при ее решении. Так, в этом
исследовании было обнаружено, что одна
и та же задача решалась младшими детьми
и не решалась более старшими только
потому, что старшие дети единственно
возможный способ решения считали слишком
простым и легким, не выявляющим их
умений, ловкости и сообразительности.
В силу этого дети не применяли его, а
пускались в поиски других, более сложных
способов и не решали задачу даже тогда,
когда им давали подсказку. На основании
этого исследования В. И. Ленин пришел к
правильному выводу о том, что анализ
внутренних, психологических условий
эксперимента имеет решающее значение
для установления степени надежности
получаемых данных.

В
последнее время в детской психологии
разрабатываются новые экспериментальные
приемы изучения психического развития
детей. Их особенность состоит в том, что
экспериментатор специально создает
условия, приводящие к возникновению
новых психических качеств или к изменению
старых, специально организует процесс
приобретения детьми новых знаний, умений
и навыков. В ходе таких экспериментов
изучаются адекватные условия самого
процесса формирования психики ребенка.
Тем самым эксперимент создает как бы
модель реального процесса воспитания
и обучения ребенка. Такому виду
эксперимента, несомненно, принадлежит
будущее, так как он не только позволяет
устанавливать

Читайте также:  Безруких физиология развития ребенка скачать

26

наличие
тех или иных особенностей поведения и
психики ребенка, но и показывает сам
процесс их формирования.

Для
создания максимально благоприятных
условий экспериментирования и наблюдения
за детьми, а также в целях более тщательной
фиксации экспериментальных данных в
современной детской психологии
применяется ряд приспособлений и
аппаратов. Речь ребенка чаще всего
записывается посредством магнитофона;
движения, жесты детей фиксируются
киноаппаратом. Все это позволяет уловить
и сохранить для последующего анализа
такие детали поведения, которые при
простом наблюдении могут ускользнуть
(например, интонация речи, изменение
мимики, характер мелких движений рук
или глаз и т. п.). Наблюдения за обычным
поведением ребенка или за выполнением
им экспериментального задания проводятся
часто через телевизионную установку
или через полупрозрачный зеркальный
экран. Эти приспособления обеспечивают
определенную изоляцию испытуемого от
экспериментатора, а тем самым и более
естественные условия для поведения
ребенка.

27

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов (по Ананьеву).

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. – –Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

1.  Стратегия наблюдения.  Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной  последовательности.
Наблюдение – это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение – незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение – сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Читайте также:  Игры для развитие как научить ребенка читать

2.  Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза – в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется “продольным исследованием”. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются “поперечными” срезами.
Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование – метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование – диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

3.  Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель – активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.  Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
– постановка цели;

– планирование хода эксперимента;

– проведение эксперимента (сбор данных);

– анализ полученных экспериментальных данных;

– выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1.              Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2.  Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3.  Контрольный этап. Его задача – оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник