Основные механизмы познавательного развития ребенка

Основные механизмы познавательного развития ребенка thumbnail

Познавательное развитие детей — сложный, многогранный процесс. Он предусматривает развитие системы знаний дошкольников о природе, обществе, искусстве, себе самом; представлений об эталонах (сенсорных, нравственно-этических, эстетических и т.д.); овладение средствами и способами познания и описания окружающего мира (язык цифр, звуков, движений и т.д.); формирование интеллектуальных способностей и умений и пр. Познавательное развитие осуществляется в ходе изобразительной, двигательной, трудовой и иной деятельности и, конечно, собственно познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательная деятельность включает все компоненты, характерные для любой деятельности: побудительно-мотивационный, предмет деятельности, средства осуществления (действия и операции), результат (самооценка и самоконтроль).

Можно выделить характерные черты познавательной деятельности применительно к дошкольному возрасту.

  • 1. Познавательная деятельность дошкольника направлена на перцептивное узнавание (отражение действительности органами чувств), поиск информации, познание свойств, качеств предметов, явлений, объектов, их группировку, классификацию и т.д.
  • 2. Результат такой деятельности не всегда предметен и не всегда имеет материализированный выход. Итогом познавательной деятельности дошкольника могут быть реализация познавательного интереса, овладение действием планирования, способами познания (анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.)
  • 3. Познавательная деятельность осуществляется на разных уровнях:
  • 1) на подражательном — повторение действий за воспитателем, другими детьми;
  • 2) репродуктивном — усвоение знаний, способов действий, последовательности их осуществления;
  • 3) поисково-творческом — самостоятельный поиск решения, проявление познавательной активности в виде гипотезы, предположения, раскрытия существенных связей, взаимозависимостей в предметах, явлениях.
  • 4. Познавательная деятельность дошкольников отличается эмоциональным характером протекания и эмоциональным же характером принятия познавательного материала. Эмоции детей влияют на выбор познавательной цели, способы решения интеллектуальных задач, приводят в движение механизмы произвольной регуляции активности, побуждают к проявлению волевых усилий, активизируют решительность и уверенность личности.
  • 5. Ведущими методами и средствами организации познавательной деятельности являются:
    • а) дидактические и развивающие игры (игры-головоломки, словесные игры, детские кроссворды, лабиринты т.д.);
    • б) поисковая деятельность, цель которой проясняется в ходе специального поиска, а действия носят пробующий характер;
    • в) экспериментирование, когда ребенок целенаправленно воздействует на предметы, явления с целью познания, освоения их качеств, особенностей.
  • 6. Познавательная деятельность в дошкольном возрасте — это не всегда специально организованная, гностическая деятельность. В образовательном процессе дошкольных организаций познавательная деятельность часто возникает стихийно, непроизвольно, например, во время прогулки, рассматривания иллюстраций, подготовки атрибутов к празднику и т.д.

Познавательная сфера дошкольника включает в себя три компонента (Т. И. Гризик):

  • а) психические (познавательные) процессы — восприятие, память, воображение, мышление; особое место занимает речь, словарный запас ребенка;
  • б) информацию, которую осваивает ребенок, в виде фактов, сведений, событий окружающего мира и т.д.;
  • в) отношение к информации, или эмоционально-чувственный опыт, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на предметы, события окружающего мира.

Эмоции служат механизмом, приводящим в движение когнитивные процессы, оказывают влияние на направленность и продолжительность умственных действий, служат средством включения детей в познавательную деятельность, способом обогащения их новыми мотивационно-значимыми впечатлениями, образами окружающего мира.

Цитата

Здесь уместно вспомнить мысль К. Д. Ушинского о том, что «все проникающее в человеческий разум идет туда через чувства», и это чувственное разумение «служит основанием для разумения умственного»[1].

Успех познавательного развития дошкольников должен определяться не столько информированностью детей, сколько желанием овладеть знаниями, умениями и использовать их в практической деятельности, жизненных ситуациях.

Каждый ребенок имеет свой образ мира и уровень миропозна- ния. Первоначально возникает познавательная направленность, которая помогает детям осваивать близлежащее окружение, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, что проявляется в поисковых действиях, потребности получить новые впечатления об окружающем мире (Т. И. Гризик). С развитием ребенка познавательная активность начинает принимать форму познавательной деятельности.

Н. Н. Поддьяков выделил основные направления и условия, обеспечивающие успешность познавательного развития дошкольников:

  • 1) формирование обобщенных знаний, овладение основными отношениями действительности: часть — целое, предмет — предмет, предмет — система предметов;
  • 2) овладение умениями: анализировать объект с разных точек зрения, включать его в разные системы предметов; сравнивать предмет, группировать, рассуждать, строить выводы, элементарные умозаключения, предвосхищать результаты действий; видеть связи между структурными компонентами деятельности;
  • 3) создание условий для проявления способности к прогнозированию изменений в предметах, объектах, способности к преобразованию предметов в процессе поисковой деятельности, экспериментирования;
  • 4) развитие способности к использованию известного в новых ситуациях, нахождению новых приемов решения задач и т.д.;
  • 5) поддержка и стимулирование познавательной активности, самостоятельности в решении познавательных задач в разных видах детской деятельности.

Л. А. Венгер ведущее место в познавательном развитии детей отводил развитию способностей:

  • а) сенсорных, что предусматривает развитие действий наложения, приложения, идентификации и др. посредством использования сенсорных эталонов;
  • 6) интеллектуально-познавательных, что предполагает развитие способности к наглядному моделированию — замещению реальных предметов предметами-заместителями посредством использования моделей;
  • в) интеллектуально-творческих, что предполагает развитие продуктивного воображения посредством использования символических образов воображения.

Требования к познавательному развитию содержит ФГОС (подробнее см. разд. 1.5).

Источник

АЛЕКСАНДРА ФЕДИЧЕВА
Основы познавательного развития детей дошкольного возраста

Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения комаровский

Необходимо отметить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей. В возрасте 2-3лет дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно – манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. К 3-4 годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами- понятиями. Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Крупнейший учёный А. В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив». Задача дошкольных учреждений – развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Иными словами, необходимо развивать и формировать познавательный интерес дошкольника. Что же представляет собой познавательный интерес? Психологи В. З. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов дают такое определение интересу. Интерес – потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себе новые связи предметного мира. А. В. Петровский, Р. Я. Немов определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Н. В. Мясищев, В. Г. Иванов определяют интерес как активно-познавательную форму отношения человека к миру. Г. Н. Щукина рассматривает познавательный интерес как целостное развитие личности, основа которого состоит из взаимосвязанных компонентов.

Надо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду.

По мнению Лисиной М. И., решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком – педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

Что может сделать воспитатель в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников:

-развивать интересы в рамках всех занятий;

-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников, а необходимо активизировать процесс освоения знаний – использовать блоково-тематическое планирование;

Читайте также:  Игры для развития у ребенка самостоятельности

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме;

-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать, формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте, «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям, обмена информации «Я сегодня узнала»;

-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности;

-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность;

-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности»;

Отметим и педагогические условия, которые направлены на формирование и развитие познавательного интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач;

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта;

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей;

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса;

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий;

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми;

«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств – включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении;

И, конечно, очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности.К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и соответствующем подходе к ним учителей.

Источник

Познавательное развитие детей дошкольного возраста является важной частью работы с малышами. Появляясь на свет, ребенок уже имеет познавательную направленность, которая позволяет ему исследовать окружающий мир и успешнее адаптироваться. Позднее направленность переходит в познавательную активность — состояние психики ребенка, когда он готов к действиям, более активному исследованию окружающего мира, в процессе которого он получает новую информацию.

Таким образом формируется познавательная деятельность дошкольников. Развитие познавательной активности дошкольников непрерывно. Это важнейший этап построения когнитивных функций психики, которые Л.С. Выготский определял как высшие психические функции. Постепенно активность переходит в познавательную деятельность.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Познавательное развитие

Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.

Познавательная деятельность отвечает за формирование первоначального образа мира у детей, в построении которого принимают участие:

  1. Развитие познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь.
  2. Доступная ребенку информация и опыт, накопленный в процессе познания мира.
  3. Эмоциональная реакция на различные объекты окружения.

Воображение дошкольника, которое относится к познавательным процессам, также имеет свое развитие в процессе первичного становления восприятия мира.

В свою очередь, особенности развития воображения у дошкольников отличаются от таковых при становлении, к примеру, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоций.

Познавательные процессы и способности

Развитие познавательных способностей детей — залог их успешного исследования окружающей действительности и, позднее, социализации. Познавательные способности — это естественные источники информации об окружающем мире, данные человеку с рождения, однако требующие непрерывного развития. Существуют различные виды познавательных способностей, которые всегда взаимосвязаны.

Формирование каждой способности имеет свои особенности, характерные для определенного возраста. Например, развитие восприятия у детей дошкольного возраста отличается от того же процесса у школьника.

Ведущим познавательным процессом ребенка является восприятие. Сразу после рождения малыш оказывается окружен множеством цветов, запахов, прикосновений, вкусов. Остальные познавательные процессы, такие как внимание, память, воображение, речь, мышление, подключаются позже, первично же восприятие, связь ребенка с окружающим миром.

Познавательные способности дошкольников проявляются в раннем детстве. Позднее в психике человека появляются способности к индукции, аналогии и т.д. В дошкольном возрасте малыш только начинает познавать окружающее, поэтому важно правильно направлять и сопровождать его.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Развитие познавательных способностей

Существуют упражнения на развитие каждого вида познавательных способностей. Познавательные способности ребенка изначально носят непроизвольный характер. Малыш не контролирует, на что ему обращать внимание, оно рассеяно. Однако чем старше становится ребенок, тем сильнее развивается произвольность — важнейший аспект психики. Дошкольник может сам выбирать, как распределять внимание или память.

Слаборазвитая произвольность может стать причиной больших проблем в учебе, например, ребенку будет сложно сосредоточиться на речи учителя или предлагаемом задании. Он будет отвлекаться на малейший раздражитель. Для такого ученика переход от игровой деятельности к классно-урочной системе будет проходить особенно тяжело.

Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра. Именно в игре ребенок лучше всего познает окружающую его действительность, происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Человеком движет естественное любопытство, стремление узнать, что происходит в таком большом и интересном мире.

Игра как инструмент развития

Специалисты считают, что правильным будет использовать игры для развития познавательного интереса у дошкольников. Поэтому существуют, например, игры на развитие воображения, памяти, внимания и т.д. В игровых процессах ярче всего проявляется исследовательская деятельность, потому что для ребенка игровой опыт — это жизненный опыт, для него еще не существует разделения на «понарошку» и «всерьез».

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста в примерах

Результатом игры является реальное развитие объекта психики. Именно таким образом происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста. Как только воображение обретает произвольность, оно становится одним из важнейших когнитивных процессов, игры начинают приобретать сюжетный характер, развитие мышления получает мощный стимул. Малыш уже может спланировать достижение какой-либо цели, представить себе результат и процесс его достижения.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Эксперимент

Экспериментирование — важный этап в развитии когнитивных процессов. С помощью эксперимента ребенок предполагает результат и пути его достижения. Проведя эксперименты, малыш сравнивает итоги со своими предположениями, то есть анализирует свою деятельность. Таким образом, этот этап служит своеобразной характеристикой сформированности мышления.

В игре формируется экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников. Дети — прирожденные исследователи, любой объект окружающей действительности они исследуют с различных сторон, что помогает в формировании реальных представлений о нем. Если в такой игре присутствует взрослый, родитель или воспитатель, он может подсказывать исследователям дальнейшие действия и отвечать на бесчисленные вопросы. Познавательная деятельность ребенка-дошкольника проявляется в таких экспериментах ярче всего.

Кроме того, изменяется познавательная деятельность детей, улучшается память, речь, умственные способности, экспериментально-исследовательская деятельность оказывает влияние почти на все когнитивные функции.

Поисково-исследовательская деятельность

Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру. Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой.

Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников. Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс. Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.

Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Становление речи

Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.

Чем лучше сформирована речь, тем успешнее будет обучение дошкольника.

Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.

Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.

Речь и мышление

Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.

Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.

Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.

Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.

Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Значение познавательного развития

Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека. Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки. Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.

Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.

В детском возрасте человек развивается интенсивнее всего в жизни. Глубокие психические процессы, на которые опирается человек в старшем возрасте, закладываются именно в детстве. Важнейшая задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы развитие познавательных способностей у дошкольников проходило успешно и приводило в будущем к отличным результатам в образовании и внутренней гармонии в жизни человека.

Источник