Основные линии развития ребенка дошкольного возраста ответ
Основные линии развития в дошкольном возрасте
Возрастной период от трех лет до семи в детской психологии и дошкольной педагогике имеет название дошкольного возраста. С этого возраста в России ребенок обычно начинает посещать детские дошкольные образовательные учреждения. Дошкольник характеризуется интенсивным развитием речи и мышления, которые позволяют ребенку относительно легко адаптироваться к группе сверстников детского сада. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте — база для формирования интеллектуальных способностей, которые в полной мере проявляют себя только в начальной школе. Дошкольный возраст ребенка, как правило, интересует специалистов: детских психологов, педагогов, дефектологов и невропатологов в случае наличия у ребенка отклонений в интеллектуальном развитии. По статистическим сведениям, процент дошкольников с выраженными нарушениями формирования интеллекта (в форме задержки психического развития) и отклонениями в развитии речи (логопедические нарушения, общее недоразвитие речи) увеличивается в крупных городах каждые пять лет на 5 %. Этот процесс выдвигает сложную медико-психологическую проблему диагностики и коррекции речевых и интеллектуальных дефектов в дошкольном возрасте, которая должна быть решена до поступления ребенка в школу.
Начало четвертого года жизни соответствует кризису трех лет, основное содержание которого связано с первыми проявлениями самостоятельности ребенка и первым этапом разрыва отношений зависимости от родителей. Семья, оставаясь основной социальной средой, уже не может полностью обеспечить процесс социализации ребенка. В связи с этим в дошкольном возрасте необходимо обеспечить ребенку как можно более широкие и адекватные социальные связи. Существуют работы, в которых установлено, что именно широта социальных контактов в семье и за ее пределами — основное условие нормального развития сознания и самосознания ребенка. В дошкольном возрасте формируется первый личный опыт решения социальных конфликтов, который дошкольнику необходим для развития адекватной самооценки.
Дошкольный возраст — решающий этап формирования социально адаптивной личности при условии принятия ребенка близкими взрослыми и своими сверстниками. Отвержение родителями ребенка или дефицитарные родительско-детские отношения служат причиной девиантного варианта личностного развития. Высокая психическая пластичность может быть использована для компенсации нарушенных социально-семейных отношений. Проявляющиеся девиантные формы поведения и реакции в дошкольном возрасте могут быть еще скорректированы. Процесс коррекции поведения ребенка, возраст которого выходит за рамки дошкольного, становится затруднительным. В связи с большим значением дошкольного возраста для коррекционно-компенсаторной работы роль диагностики в этом возрастном диапазоне чрезвычайно велика. Чем раньше определяется психологический диагноз и чем он точнее, тем более эффективна коррекционно-развивающая и коррекционно-компенсаторная работа. Основная трудность диагностического обследования дошкольников, как уже отмечалось, заключается в слабом развитии у детей рефлексивного мышления и самосознания, что не позволяет практическим психологам использовать стандартные тестовые подходы, хорошо себя зарекомендовавшие в тестологии. Указанные проблемы являются причиной интенсивных разработок психофизиологических подходов оценки нормы и патологии интеллектуального и социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Источник
Познавательное развитие
В раннем возрасте интенсивно развивается потребность к новым впечатлениям. Приучать малыша выполнять действия, связанные с нахождением предметов и игрушек, одинаковых формой и величиной, упражняться в ориентировании на собственном теле показать глаза, нос, уши, волосы. Знакомя малыша с предметным миром, воспитатель учит его отслеживать зрением местонахождение предметов.
Раннее детство приходится на первые 2-3 года жизни ребенка. Этот период жизни является стартовым и играет особую роль в становлении личности, во многом определяя её последующее развитие.
Возраст 2 года предопределен противоречием между физическим и психологическим развитием ребенка, появлением элементарных навыков самостоятельности. Ребенок хочет больше, чем может. Взрослый, конкретно воспитатель, уже не действует за ребенка, а находится рядом и является помощником.
Художественно-эстетическое развитие.
В возрасте от 1,5 года до 2-х лет очень важно привлекать внимание ребенка к предметам ярких цветов, к изобразительным материалам и инструментам; развивать эмоциональную чувствительность к цвету; рассматривать картинки, активно реагируя на их содержание. В общении с ребенком воспитатель должен использовать игровые упражнения: “Найти цвет” и т.д. Малыш радостно воспринимает разнообразные звуки, прислушивается, эмоционально реагирует на них. Воспитатель должен создать радостную атмосферу музыкальными средствами, вызвать желание слушать её, выполнять несложные движения (ладушки, пружинки, и др.) Очень важно развить у ребенка познавательный интерес к чтению книг.
Малыши охотно рассматривают яркие книжки, игрушки, очень радуются узнавая изображения животных и получают от воспитателя подтверждение правильности своих догадок.
Важное условие полноценного познавательного развития ребенка – стабильное теплое общение с ним. Такое общение должно включать комментирующую и обращенную речь воспитателя: “Посмотри, какая птичка”, “Давай её покормим”.
Воспитатель сопровождает мимикой, жестами воспроизводит голосом явления природы: “кап-кап” – дождик; голоса животных: “мяу-мяу” – кошка, “гав-гав” – собака.
Развивая познавательную активность ребенка, направленную на ознакомление с его собственным “Я”. Воспитатель предлагает рассматривать собственные руки, ноги, отображение в зеркале собственного лица. Надо одобрять действие малыша, побуждать повторять и совершенствовать их.
Речевое развитие
Важное задание воспитателя использовать образцы речи разной интонационной расцветки. Побуждать ребенка к игровым словесным упражнениям. Очень важно, чтобы воспитатель употреблял, общаясь с малышом не только слова-признаки предметов ближайшего окружения, но и разные виды искусств, (конкретно сказки). Общаясь с малышом нужно использовать приятные по тону выражения, сопровождать их эмоциями, мимикой, жестами. Повторение звуковых комплексов. Например: прячем лицо и открываем его с “ку-ку”, поглаживание по головке (“Женя хороший мальчик…”). Впоследствии ребенок уже сам будет выполнять подобные игровые действия, комментируя их.
Автор – Золотова Камилла
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
1. формирование произвольного поведения;
2. овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3. переход от эгоцентризма к децентрации;
4. мотивационная готовность;
5. все ответы верны.
–
19. Технология организации познавательной деятельности дошкольников лежит в основе образовательной программы
1. «Детский сад 2100»;
2. «Развитие»;
3. «Программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста»;
4. «Золотой ключик».
20. Высшим видом памяти считается:
1. слуховая;
2. логическая;
3. вербальная;
4. зрительная.
Для какого возраста детей характерны сюжетные игры?
1. 2 г. 6 мес.
2. 1 г. 6 мес.
3. 2 г.
4. 1г. 9 мес.
22. Наиболее сенситивный период для музыкально-сенсорного развития ребенка:
1. от 3 до 5 лет;
2. от 1 года до 3 лет;
3. от 3 месяцев до 5 лет;
4. от 3 до 7 лет.
23. Период развития музыкальных способностей ребенка:
1. от 3 до 5 лет;
2. от 3 до 9 лет;
3. от 3 месяцев до 5 лет;
4. от 2 до 7 лет.
24. Какой из перечисленных разделов является новым самостоятельным разделом / программа “Истоки”/
– “Эстетика”
– “Сенсорное развитие”
– “Конструирование”
– “Здоровье”
25. Указать программу воспитания и обучения детей в детском саду в возрасте от 3 до 10 лет:
– “Истоки”
– “Детство”
– “Радуга”
– “Золотой ключик”
26. Какой возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе, как к части природы / “Методика экологического воспитания в детском саду” С.И.Николаевой/
– 3-4 года
– 4-5 лет
– 5-6 лет
– 6-7 лет
–
Чувствовать – Познавать – Творить» – ведущий принцип программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста
– «Развитие»
– «Детство»
– «Радуга»
– «Истоки»
Требование к организации предметно-развивающей среды (по концепции «Развивающая предметная среда» С.Л. Новоселовой)
а) соответствие возрастным особенностям
б) соответствие целям и задачам образовательной программы
в) удовлетворение потребностей ребенка в новизне, в преобразовании и самоутверждении
Дидактический принцип развивающего обучения, обоснованный Л.В. Занковым
а) принцип осознания процесса обучения
б) принцип обучения на высоком уровне трудности
в) принцип научности
г) принцип наглядности
30. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения:
а. 16-летнего возраста.
б. 18-летнего возраста.
В 14-летнего возраста
Г 12-летнего возраста
31. Являются ли информационная компетентность, знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательными требованиями квалификационной характеристики по должности «музыкальный руководителя »?
1) Да
2. Нет
3. Требование предъявляется дифференцированно от направления образовательной деятельности и квалификации работника
4. Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит
32. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
a) Ж.-Ж.Руссо
б)Дж. Локк
в)Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
a) К.Д.Ушинским
б) В.Ф.Одоевским
в) Я.А. Коменским
Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
a) Дж. Локк
б) Я.А.Коменский
в) К.Д.Ушинский
Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
a) П.Н.Леонтьев
б) Л.С. Выготский
в) К.Д.Ушинский
г) П.П. Блонский
СПЕЦТЕСТ
1. Одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метроритмическом отношении:
1. модуляция;
2. кульминация;
3. мелодия;
4. секвенция.
Как называется перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз, приводящий к изменению его тональности?
1. альтерация;
2. хроматизм;
3. транскрипция;
4. транспозиция.
3. Отметьте обозначение медленного темпа в музыке:
1. Moderato;
2. Adagio;
3. Allegro;
4. Presto.
Источник
Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста
1. Особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.
Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.
Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.
Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»
-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам
-Обесценивание – ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.
2. Профессиональные качества воспитателя
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.
Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Эмпатия.
Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
Педагогический такт.
Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
Педагогический оптимизм.
Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.
Культура профессионального общения.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.
Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.
Педагогическая рефлексия.
Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.
Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.
Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.
Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность
Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:
– педагогический такт,
– педагогический оптимизм,
– креативность,
– самореализация,
– педагогический долг и ответственность,
– эмпатия.
Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:
владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
широкая эрудиция
педагогическая интуиция
высокий уровень интеллекта
высокоразвитая нравственная культура.
3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста
Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.
Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.
Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.
Комплексные основные программы дошкольного образования
«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.
«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.
«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».
«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.
«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».
Парциальные основные программы дошкольного образования
«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.
«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.
«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.
«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.
Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.
4. Работа педагога с родителями
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
На что надо опираться в работе с родителями:
1. Использование навыков положительного общения.
1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.
2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:
используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.
даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.
своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.
сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.
помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.
Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;
Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.
Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.
Формы работы с семьей.
Групповые родительские собрания.
Разнообразные формы организации таких мероприятий:
«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.
Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.
Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.
Открытые занятия с детьми.
Посещение на дому.
Источник