Основные концепции психологического развития ребенка

Основные концепции психологического развития ребенка thumbnail

Школа-интернат № 2 является коррекционным учебным заведением, в котором обучаются и воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим образовательный процесс в школе имеет особую специфику, учитывающую особенности психики, развития познавательной деятельности детей-логопатов и их обучения, усвоения ими учебного материала. Так как роль речи в формировании высших психических функций является одной из ключевых, учебные курсы и воспитательные мероприятия корректируются с учетом данной специфики, с целью наибольшей эффективности для детей –логопатов.

Работа психолога в данном учебном заведении также имеет отличия от массовых школ. В первую очередь это составление коррекционных программ, рассчитанных на детей с нарушениями речи и большая доля индивидуальной работы с учащимися, а также длительное сопровождение детей, обнаруживающих проблемы в познавательной либо эмоционально-волевой сфере, количество которых значительно выше, чем в общеобразовательных школах.

Психолог тесно работает в тандеме с другими специалистами:

 -логопеды;

          – медицинские работники;

-социальный педагог.

Таким образом сформирована служба сопровождения, которая «ведет» ребенка, на всем протяжении обучения, всесторонне поддерживая его.

При работе психолога в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи важно учитывать целый ряд факторов –

Психическое развитие данного контингента детей имеет массу специфических закономерностей, свойственных детям с ограниченными возможностями – например, сниженную, по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации, эти закономерности необходимо учитывать для эффективного взаимодействия с детьми.

При этом наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с ограниченными возможностями, в частности – логопатов.

К ним, прежде всего, относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.

В связи с изложенным, работа с учащимися в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на основные положения детской возрастной психологии.

Возрастная психология –  отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом – на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Детская психология является разделом возрастной психологии.

К числу важнейших практических задач, стоящих перед детской возрастной психологией, относятся:

1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценность содержания и условиями психического развития ребенка;

2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;

3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Основными, фундаментальными  теориями, на которые опирается  в настоящее время детская возрастная психология, и которые применяются в педагогике, являются:

  1. Био- и социогенетические концепции развития психики  

Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми.

  1. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже

Жан Пиаже – психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

Исследования привели Пиаже к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. 

Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально – логических операций.

Формальная логика, по Ж. Пиаже, – это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

  1. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского

Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

 Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой

 Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный – сензитивный  период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

 Закон развития высших психических функций. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в

том, что оно подчиняется не действию биологических  законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов.

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

  1. Концепция Д. Б. Эльконина

 Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

– Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

–  Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

–  Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее “взрыву” – кризису. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

  1. В. С. Мухина 

Предлагает принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Идентификация – механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой сущности.

Обособление – механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности.

В настоящее время в педагогической психологии наиболее принята возрастная периодизация В. С. Мухиной:

Младенчество (от 0 до 12-14 мес.)

Ранний возраст (1 до 3 лет)

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет)

Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)

Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет)

Эти периоды представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах.

Особенностью концепции В. С. Мухиной является ее универсальность для любых слоев населения, географических и этнологических особенностей, социальных групп.

Таким образом, основываясь на  теориях и концепциях детской возрастной психологии, с учетом особенностей развития детей с нарушениями речи,  служба сопровождения коррекционной школы-интерната №2 выработала положения для работы с учащимися данного учебного заведения:

Факторы, которые необходимо учитывать при работе с детьми- логопатами:

– возрастная периодизация

– наличие сензитивных периодов

– наличие кризисов развития (7 лет, 11 лет)

– концепция о ведущшей деятельности в каждый возрастной период

– концепция развития интеллекта Ж. Пиаже

          – особенности развития детей с ограниченными возможностями.

– особый акцент на развитии речи у учащихся

На период обучения в школе-интернате приходятся 3 этапа психического развития:

Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)

К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это:

– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

– рефлексия, анализ, внутренний план действий;

– развитие нового познавательного отношения к действительности;

– ориентация на группу сверстников.

Согласно Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет ребенок переходит к конкретно –операциональному мышлению, возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить к конкретной ситуации логическое мышление.

У детей логопатов данный период проходит сложнее, все процессы развиваются медленнее, так как нарушения речи зачастую связаны с органическими нарушениями головного мозга, кора больших полушарий может созревать медленнее. Хуже развиваются навыки самоконтроля, задержка в развитии речи накладывает отпечаток на формирование мыслительных операций.

Данный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным):

– для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

– развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

– раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

– развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации;

– становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

– усвоения социальных норм, нравственного развития;

– развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Развитие функций, которые являются сензитивными для данного периода является основными задачами работы службы сопровождения с детьми данной возрастной категории в школе-интернате.

Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет)

Появляется ряд специфических черт – стремление к общению со сверстниками, стемление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Причем общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности.

Период оптимален для развития вербальных компонентов мышления.

Центральное личностное новообразование – новый уровень самосознания, Я-концепции, стремление понять себя. Свои возможности и особенности, неповторимость.

Происходит переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Для детей логопатов этот переход особенно сложен в связи с взаимозависимостью развития логического, вербального мышления и нарушенной у них речевой функции, при этом он для них особенно важен, при успешном прохождении, учащиеся могут во многом сократить дистанцию со здоровыми сверстниками.

Также на данный возраст приходится подростковый кризис независимости, который характеризуется строптивостью, негативизмом, отрицательное отношение к требованиям взрослых и т. п. либо зависимости – напротив конформное поведение, чрезмерное послушание.

Служба сопровождения школы-интерната на данный период ставит перед собой следующие задачи:

– формирование операций вербального мышления у подростка;

– развитие речевой функции, активизация словаря;

– помощь в преодолении подросткового кризиса, коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.

– самопознание и формирование положительной Я-концепции.

Юность (15-18 лет)

Продолжается процесс развития самосознания.

Главным новообразованием юности является готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Детям с нарушениями речи может быть свойствен некоторый инфантилизм, отражающийся в задержке возникновения самоопределения, чувства личной идентичности. Они испытывают значительные сложности в сфере личности.

Это выражается в трудностях профориентации, склонности к вливанию в различные субкультуры, неадекватном поведении. Подросток «ищет себя».

Также появляется проблема сдачи экзаменов, психологической готовности к ним.

Основные задачи развития:

– обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

– обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

– профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

– развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Служба сопровождения школы-интерната решает данные задачи, опираясь на индивидуальный уровень развития учащихся, их особенности.        Проводится профориентационная работа, консультирование, оформлен стенд для учеников.

В итоге работа службы сопровождения коррекционной школы-интерната №2 строится с  учетом положений возрастной психологии и особенностей детей с логопедическими нарушениями.

Разработаны комплексные программы коррекционно-развивающей работы психолога, для речевой школы. Концепции возрастной психологии учитывают логопеды и другие специалисты учреждения. Все это позволяет добиваться оптимальных результатов в обучении, воспитании и комплексном сопровождении детей с речевыми нарушениями.

ГОУ специальная (коррекционная)

 школа-интернат № 2 (V вида)

Адмиралтейского района

Основные положения и концепции детской возрастной психологии

(применительно к работе психолога и службы сопровождения школы V вида)

Выполнила: педагог-психолог

Поливина А. А.

Санкт-Петербург

2008/2009 учебный год

Источник

В результате освоения данной главы студент должен: знать

  • • основные концепции и теории психического развития ребенка;
  • • основания построения различных периодизаций психического развития; уметь
  • • анализировать периодизации психического развития;
  • • давать психологический портрет дошкольника в различных подходах; владеть
  • • критериями сравнительного анализа концепций психического развития ребенка.

Основные положения концепции психического развития 3. Фрейда

Зигмунд Фрейд в психологии стал наиболее противоречивой фигурой, которую или яростно критиковали, или восхищенно хвалили. Его влияние на психологию, в том числе психологию ребенка, колоссально. Фактически теория Фрейда открывает ряд научных периодизаций психического развития, где авторы определяют логику развития психики, обоснованно выделяют этапы ее становления и обозначают механизмы психического развития в онтогенезе.

Оценка

Из послания к 80-летнему юбилею Фрейда, подписанного Томасом Манном, Роменом Ролланом, Гербертом Уэллсом и множеством других видных интеллектуалов:

«Этот смелый провидец и целитель на протяжении двух поколений ведет людей в неведомые области человеческой души… Пусть даже будущее придаст другую форму и изменит тот или иной результат его исследований, никогда больше не удастся замолчать вопросы, поставленные 3. Фрейдом перед человечеством; его вклад в знания не может быть оспорен или скрыт… Если какое-нибудь деяние нашей расы останется незабвенным, это будет его проникновение в глубины человеческой психики»[1].

Вот как охарактеризовал вклад Фрейда в мировую культуру один из историков психологии: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме». Главным достижением концепции Фрейда применительно к детскому возрасту является открытие детской сексуальности и пристальное внимание к той роли, которую играют отношения с родителями в становлении личности.

Основные концепции психологического развития ребенка

Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Создатель теории психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.

Наиболее важные работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

Лечение психиатрических больных и изучение причин отклонений в эмоциональных переживаниях пациентов позволили Фрейду сначала выделить факторы неврозов, коренящиеся в раннем детстве, а затем проанализировать и описать общую логику психического развития и становления личности как процесс трансформации энергии либидо и зарождения различных структурных компонентов личности (эго и супер-эго). Переживания детства, такие как любовь и ненависть к родителям, чувства вины и стыда, чувственное влечение, — становятся основой формирования личности и влияют на ее последующее развитие, а неразрешенные детские конфликты запускают механизм развития неврозов. Таким образом, родительско-детские отношения и сексуальные переживания оказываются неотъемлемой частью становления личности, определяя влечения и подсознательные мотивы.

Рассматривая психику как имеющую три уровня функционирования: сознание, предсознание и бессознательное, Фрейд сосредоточился на феноменологии и логике функционирования бессознательного. Он не открывал бессознательное, вопреки традиционному представлению, но наполнил знания о бессознательном совершенно новым содержанием. До Фрейда бессознательное обычно понималось как некое хранилище неактуальных опыта и информации. Благодаря клинической практике великий австрийский аналитик выявил активную и наиболее влиятельную роль бессознательного в психической жизни человека в сравнении с другими структурным компонентами. Бессознательное оказалось вовсе не мирным хранилищем, а ареной баталий страстных и примитивных импульсов, желаний и побуждений, которые непрерывно оказывают влияние на сознание.

Вызвавшая взрыв в венском обществе работа Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» раскрывает взгляды автора на сексуальность как доминирующую причину поведения человека и указывает, что все люди изначально рождаются с мощным сексуальным влечением, во многом извращенным. Соответственно, задача общества — правильно воспитать личность и направить сексуальные импульсы на адекватные объекты и социально приемлемые способы удовлетворения потребности в удовольствии1.

Современная психология уже не оспаривает некогда радикальный вывод Фрейда об инфантильной сексуальности. Фрейд писал: «Кажется несомненным, что новорожденный приносит с собой на свет зачатки сексуальных стремлений, которые в течение некоторого времени развиваются дальше»[2][3]. Однако следует понимать, что сексуальность, или энергия либидо, для Фрейда представляет общее стремление к чувственному удовольствию любого рода и является базовой энергией организма, определяющей его стремление к жизни (Эрос). Так, переживание удовольствия младенцем связано с ласковыми прикосновениями к любой части тела, а сосредоточено в области рта.

В дальнейшем анатомию психики Фрейд представил как динамическую модель взаимодействия трех компонентов: ид, эго и супер-эго. Ид полностью принадлежит бессознательному, а эго и супер-эго располагаются на всех трех уровнях психики: сознании, предсознании и бессознательном.

Супер-эго и ид ведут личность в противоположных направлениях, а эго — «слуга двух господ» — регулирует конфликт между ними и обеспечивает удовлетворение желаний ид социально приемлемыми способами, которые не вызывали бы отторжения со стороны супер-эго.

В качестве примера такого внутриличиостного конфликта можно привести ситуацию, когда воспитатель сердится, скажем, на гиперактивного, неугомонного ребенка, который мешает ей вести занятие. Его непослушание и разрушительное поведение выводят педагога из себя настолько, что у нее возникает желание ударить ребенка, чтобы компенсировать негативные эмоции. Это желание ид. Но супер-эго взрослого человека говорит воспитателю, что детей бить нельзя, напоминает все профессиональные ценности и жестко налагает запрет на агрессию в отношении детей. В свою очередь, эго, руководствуясь принципом реальности, ищет рациональный выход и подсказывает допустимые формы удовлетворения импульсов ид не нарушая запреты супер-эго — постучать указкой по столу или строгим голосом сделать ребенку замечание. Возможно, остаточные импульсы педагог выразит чуть позже в эмоциональной беседе с коллегой или в физической активности в спортзале. Здоровая личность функционирует в разумном равновесии всех компонентов психики.

Фрейд полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития (табл. 3.1) и каждая из них воздействует на формирование личности. Кроме того, фиксация на любой из стадий (неспособность или невозможность решить задачи конкретного периода) ведет к формированию определенного патологического характера.

Источник