Основные этапы развития ребенка в онтогенезе таблица
при общении со взрослыми.
положении удерживает голову не постоянно.
в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при
общении со взрослым.
согнутые под острым углом, лежа на животе.
звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает
голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются
нецеленаправленные движения рук.
При тракции за руки из положения лежа на спине – активно приподнимает (сгибает)
голову – подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.
Переворачивается со спины на бок.
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.
ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее
от других взрослых).
и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью
ребенка.
Переворачивается со спины на живот.
тон, по- разному реагирует на них.
или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно
берет игрушку из руки взрослого с любой стороны.
– «ма», «ба»
животе. Начинает поворачиваться о животам на спину.
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать
друг об друга.
вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция).
держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его.
предмет, находящийся в определенном постоянном месте.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается.
Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.
«до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д.
На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет,
независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.
Поворачивается на собственное имя.
Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет
в другой.
части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании
или дефекации.
торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела.
«кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует
целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка
и др.) или действием «ам-ам» – еда).
чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает
тянуть предметы и игрушки в рот.
которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых.
и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания
звуками и жестами.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.
закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке.
Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.
словаре – произвольное использование знакомых слов; существование особого
«жаргона» (облегченные слова).
жидкую пищу ложкой.
куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные
ему предметы, животных и др.
использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости,
чтобы назвать предмет.
вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается
строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок.
Частично одевается – ботинки, носки, шапку.
затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
При игре может контактировать с другими детьми.
баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди
в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым.
50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет
свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.
завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.
действий без предметов. Появление ролевой игры – например, играя с куклой,
говорит; «я – мама», «я – доктор».
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик».
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия
между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).
о себе «я».
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения,
размышления.
Источник
Этапы развития моторных функций в онтогенезе
Возраст
Развитие моторных функций
от 2 до 3 месяцев
У ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.
До 3, 5 – 4 месяцев
Движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.
В 4 – 4, 5 месяцев
Появляются простые движения рук при контакте с объектом.
От 4 до 7 месяцев
В развитии действий с предметами наступает этап простого “результативного” действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании.
В 6 месяцев
Он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения
От 7 до 10 месяцев
Возникает этап “соотносящего” действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 – 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.
У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.
С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев
Отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.
В 1 год 3 месяца
Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.
В возрасте 2-3 лет
Психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
Четырехлетние дети
Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
В 5 лет
Функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
В 6 лет
Моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности – заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.
Между 7 и 10 годами
В связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные .
Источник
Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22
+ в цитатник
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет местоимение “Я” | 2 года 3 мес. |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
Возраст | Развитие |
2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. |
0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. |
1 месяц | Успокаивается песней. |
3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. |
5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. |
6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. |
К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
3 года | Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. |
7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
Возраст | Развитие |
2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. |
3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. |
5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. |
6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. |
8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». |
1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. |
2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. |
4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. |
5-6 лет | Р, Л. |
СЛОВАРЬ | |
Возраст | Развитие |
Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи |
Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % – прилагвтельные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) |
Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. |
Около 4 лет | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. |
Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |
Возраст | Развитие |
1 год | Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям. |
К концу 1, началу 2-ого года | Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. |
II половина 2 года | Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. |
К концу 2-ого года | Появляется грамматическое оформление предложения. |
3 года |
Серия сообщений “ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ”:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 – РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 – 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений “Онтогенез детской речи”:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 – ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 – 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
…
Часть 10 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 – ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Метки:
онтогенез речи в таблицах
возрастные особенности речи
Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник