Основные этапы развития ребенка раннего возраста в педагогике

           Малыш родился… Он начал жизненный путь, встретил свой первый рассвет, ощутил свой первый луч солнца. Он такой маленький и беспомощный, но если вы будете правильно за ним ухаживать и воспитывать, он сможет показать неограниченные возможности развития. Необходимо создавать ребенку условия, при которых он сможет реализовать свои возможности. Для этого необходимо установить с малышом двусторонний контакт, слушать и понимать его. Чему надо научить ребенка? 

Начало жизни ребенка – годы родительского творчества. Именно в эти годы родители помогают становлению личности малыша. Развивающие игры, общение, занятия с малышом являются очень важным этапом развития. Малыш должен знать, что он любим родителями.

Каждый период отличается друг от друга и имеет свои особенности.

    В период развития малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев поведение малыша заметно меняется. Малыш, как губка, впитывает в себя всю информацию. Происходит качественный скачок в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Значительно повышается интерес к окружающим предметам. Ребенка уже интересует, не как они выглядят, а что с ними можно делать. Увеличивается длительность занятия с одной игрушкой. Малыш меньше отвлекается во время занятий и игр. Если малыш чего-то не понимает, он вглядывается в лицо взрослого, пытается сопереживать, ждет от родителей объяснений чего-либо.

Ребенок очень подвижен, умеет взбираться на высоту, спускаться, передвигаться в разных направлениях. «Я – сам!» — вот лозунг этого периода жизни малыша. Ребенок не теряет ни минуты времени, ведь столько еще непознанного. Взрослым необходимо уделять как можно больше внимания, ведь малыш многого ждет от родителей.

Появляется  относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. Теперь ребенок, желая потрогать какой-либо незнакомый предмет, сначала исследует его пальчиком, а потом уже всей рукой. И обязательно следит за реакцией родителей, если они спокойны, то все в порядке.

Малыш становится более разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Прекрасно понимает слова «можно» и «нельзя». Кроха не идет на прямой конфликт с родителями, но стоит вам отвернуться, как он берется за свое. Появляются такие слова, как «хочу» и «не хочу», малыш заявляет о своих правах.

Активно развивается речь. Малыш говорит на «своем языке», понять который могут только родители. Дитя все так же использует лепетную речь, может объединять слова, возможно даже не очень по смыслу. Конечно, каждый ребенок индивидуален, некоторые уже болтают без умолку, другие произносят всего несколько слов. Создавайте условия для развития активной речи малыша, ведь это один из показателей развивающего интеллекта.

Задачи воспитания развития малыша 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

·         создайте благоприятную обстановку на улице и дома для развития малыша

·         учите ходьбе по ограниченной поверхности (узкой дорожке, доске)

·         учите малыша ходить в разных направлениях

·         учите двигаться в быстром и замедленном темпе

·         учите подниматься и спускаться, перешагивать через препятствия

·         развивайте глазомер

·         проводите предметные игры (строительные, сюжетные, метание шариков, ловить рыбок и т.д.)

·         показывайте как надо использовать те или иные предметы

·         знакомите с окружающим миром

·         обогащайте словарный запас малыша

·         учите общаться с другими детьми и взрослыми

·         знакомьте ребенка с песнями, стихами, сказками

·          

В период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет малыш учится по-новому мыслить. Зависит от вас, родители, насколько полезно пройдут эти месяцы. Оценив уровень развития малыша, проанализируйте (если есть какие-либо отставания) причины недочетов. Главное трепетно и бережно относитесь к крохе, это и будет залогом успеха.

В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет особую значимость приобретает социальное развитие, малыш начинает исполнять требования взрослых, высказывает свое мнение. Начинает понимать слово «надо». Поведение становится более управляемым. К ребенку приходит послушание, которое строится не на страхе, а на уважении и любви к родителям. Дитя радуется любой похвале в его адрес.

К 2 годам ребенок все меньше отвлекается,  играет с игрушками более долгое время, может сосредоточиться на практическом задании. Кроха уже умеет подбирать предметы, подходящие друг другу (например, крышка к соответствующей коробке), выбирать из кучи предметы одинаковые по названию, цвету, форме. Со всеми игрушками малыш проводит более сложные манипуляции.

Развивается интеллект. Теперь малыш знает, что дом – это, где живут люди, дупло – там живет белочка. Понимает, что люди и животные едят, спят. Рассматривая картинки, узнает сюжеты из виденных им. Ребенок уже не воспринимает картинку, как игрушку, а именно, рассматривает ее. К 2 годам начинает понимать сказки. Читать сказки с превращениями ребенку двух лет не рекомендуется, он не понимает этих превращений, что это «понарошку».  Лучшие сказки, описывающие бытовые ситуации.

Читайте также:  Развитие сигнальной системы у ребенка

Малыш продолжает безобразничать? Всему этому есть объяснение. Например: почему он кормил кота из ложки, потому что вчера он кормил игрушечного кота; надел собаке свою шапочку, да потому что он знает, что без шапочки выходить на улицу нельзя. Ситуация требует от родителей аккуратного руководства и никаких строгих замечаний. Ребенок экспериментирует. На смену любопытству пришла любознательность. У родителей должно найтись терпение, ведь это интеллектуальная потребность ребенка.

Малыш нуждается во внимании родителей. Мама и папа должны осознавать, что малыш полностью копирует их поступки. Необходимо призадуматься, что отражает дитя в своем поведении, чем будет наполнена его жизнь в плане подражания.

Развитие речи. Словарный запас возрастает в 10 раз. Общайтесь с ребенком, делая паузы и объясняя понятным языком. Новое в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет– умение строить предложения из двух — трех слов. Речевые возможности детей очень разные и это удается не каждому ребенку. Поощряйте все попытки повторять слова за взрослыми.

Задачи воспитания в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

·         обеспечить ребенку общение со взрослыми и сверстниками, развивающие виды деятельности

·         показывайте ребенку своим примером хорошее отношение к окружающим

·         формируйте отношение к своему поступку (хорошо, плохо, молодец)

·         развивайте и поощряйте самостоятельность во всем

·         знакомьте с культурой поведения, послушанием

·         учите понимать слова такие, как устал, замерз и т.д.

·         вводите новые слова, обозначающие предметы и действия с ними

·         приучайте малыша к труду, гимнастике

·         развивайте речь ребенка, расширяйте активный словарный запас

·         развивайте интеллект малыша, воспитывайте интерес к книгам

·         играйте в сюжетные игры

·         развивайте все виды ходьбы, удерживанию равновесия, практикуйте быструю ходьбу

·         формируйте навыки в быту: правильно сидеть за столом, мыть руки, последовательно одеваться, знать свои индивидуальные принадлежности

Казалось, это было вчера – первая улыбка малыша, первое слово, первый шаг. И вот кроха уже полностью самостоятельный, способен на различные эмоции, с ним можно вести беседы, помогает родителям по дому.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет делится на два этапа: от двух лет до двух лет шести месяцев и от двух лет шести месяцев до трех лет.

Вам кажется, что в этот период жизни ребенка будет легче воспитывать, потому что он повзрослел и с ним можно договориться? Нет, вы ошибаетесь. Это период формирования личности. Ребенок заявляет о своих правах и ждет от вас общения на равных. К концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Не лишайте ребенка самостоятельных действий, учите его всему, поощряйте его достижения. Кроха по-прежнему чувствителен и эмоционален, привязан к родителям.

На что же нужно обратить внимание в период развития ребенка, чтобы обеспечить его психофизическое благополучие:

·         прежде всего, предоставьте малышу полную самостоятельность в тех вещах, с которыми он сможет справиться без вашей помощи

·         относитесь ко всем его действиям с полной серьезностью

·         проявляйте терпение к малышу и ко всему, что он делает, даже если у ребенка что-то не получается

·         не допускайте негативных высказываний в адрес крохи

·         доверяйте своему малышу, показывайте, что вы уверенны в том, что он справится с заданием

·         поддерживайте и хвалите ребенка (только, если он этого заслуживает, похвала должна быть адекватной)

·         дайте понять малышу, что все что он делает вам очень важно

·         создавайте условия, чтобы ребенок преодолевал какие-либо сложности

·         добивайтесь, чтобы действия малыша приводили к положительному результату

·         исключайте ситуации, где малыш может выступить в роли неудачника

·         не завышайте и не занижайте самостоятельные возможности ребенка

·         если у крохи что-то не получается, скажите – «завтра или позже обязательно получится»

·         развивайте интерес к играм, занятиям

·         не давайте слишком много легких заданий

·         формируйте у малыша интерес к другим людям, их занятиям, отношениям

·         не прерывайте резко игры и занятия ребенка назойливыми указаниями

·         относитесь к малышу, как к формирующейся личности

Развитие малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев должно строиться на индивидуальном подходе, учитывая особенности ребенка. Дети этого возраста по-разному развиваются и это нормально. Ниже мы приведем примеры задач воспитания и показатели развития ребенка. К ним надо стремиться, но не быть фанатом – во что бы то ни стало выполнить все в срок. Не старайтесь опережать события. А если ребенок сам по себе идет вперед по показателям, не тормозите его.

Читайте также:  Физических упражнений в развитии ребенка

Задачи воспитания в период развития малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев:

·         учите ребенка более тонко различать предметы по цвету, форме, их применению, учитывать особенности каждого

·         учите ориентироваться на два свойства одновременно

·         учите собирать и разбирать более сложные пирамидки, совмещать рисунки на кубиках

·         развивайте координацию, мелкую моторику пальцев

·         разыгрывайте различные игровые сюжеты, давайте малышу роли

·         конструируйте с малышом

·         учите играть с другими детьми

·         развивайте и поощряйте самостоятельность

·         учите общению с другими детьми и взрослыми

·         прививайте хорошие привычки, отношение ко всему окружающему

·         знакомьте ребенка с окружающим миром

·         развивайте речь малыша, вступайте с ним в диалог

·         познакомьте малыша с такими видами деятельности, как рисование, музыка, лепка, пение, танцы

·         обеспечьте малышу активный образ жизни

·         воспитывайте культурно – гигиенические навыки у ребенка

К периоду развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет кроха научился уже очень многому. Сам собирает матрешки, любит книги, строит предложения. А главное слово в его жизни – «Я сам!».

Этап развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет – формирование личности малыша. Он начинает воспринимать все по-другому. Поэтому ему будет непонятно, если вы говорите одно, а делаете другое. Думайте о том, как малыш воспримет ваши слова и поступки.

Задачи воспитания в развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет:

·         учите не только действовать с предметами физически, но и развивайте действия в уме (находить решения, прогнозировать)

·         продолжайте обучение с различными развивающими игрушками

·         продолжайте конструировать

·         продолжайте сюжетно-ролевые игры

·         способствуйте осознанию малышом своего «Я»

·         формируйте культуру поведения во всем

·         продолжайте знакомство с окружающим миром

·         развивайте речь, поддерживайте общение

·         учите запоминать, а потом рассказывать

·         учите грамматике

·         учите рисовать, лепить, делать аппликации

·        

Источник

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Читайте также:  Центр развития ребенка no 2437

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

– развитие предметной деятельности;

– развитие общения с взрослыми;

– развитие речи;

– развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник