Основные этапы развития ребенка педагогика
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Педагогика как наука о воспитании человека.
План
1. Основные этапы развития педагогики.
2. Предмет педагогики.
3. Основные категории педагогики.
4. Связь педагогики с другими науками.
Прочитайте!
Свое название педагогика получила от греческих слов “раida – пайдос” – ребенок и “gоgоs – аго” – вести. Прямой перевод слова “пайдагогос” означает “проводник ребенка”. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин “педагогика”. Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.
Некоторое время бытовало мнение, что педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанников, но педагогика – это не только искусство, но и наука, имеет свои объективные законы и закономерности. До недавнего педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучение и образование подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.
Итак, распространенным в современной педагогике является определение: педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее кратко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.
Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда беспокоиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовленной к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.
Законспектируйте!
В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:
I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно -воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.
II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения отождествление понятий “воспитание”, “обучение”, “образование”, возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.
III этап, системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категорийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.
Прочитайте и кратко законспектируйте!
Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. До этого периода она была составной частью философии.
Воспитания возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.
Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.
Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы – спартанская и афинская – свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы – презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.
В Древней Греции зародились первые педагогические теории о развитии личности. Среди их авторов – Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Протагор и другие.
Античном идеала физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на принципах христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучению Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.
Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, есть любовь и уважение к человеку, которая рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.
Прочитайте и законспектируйте информацию о деятельности выдающихся педагогов разных эпох!
Развитие общества, появление на исторической арене нового класса – буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика выходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге “Великая дидактика” теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, которые стали основой классно-урочной системы, которая действует и сегодня.
В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения. Среди них особое внимание проблемам воспитания уделяли Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).
Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) – основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др..
Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д. Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.
Во второй половине XIX – начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просвитяне – Т.Г. Шевченко (1814-1861) – “Букварь южнорусский” (1861), Грабовский (1864-1902), Леся Украинский (1871-1913), О.В. Духнович (1803-1865), Х.Д. Алчевська (1841-1902) и др..
Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т. Шацького (1878-1934), П.П. Блонського (1884-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ. О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др..
Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.
Источник
В процессе развитием общества изменялись сам смысл и понятие «педагогики». В зависимости от ее содержания, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.
1-й этап (VI в. до н.э. – XV в.) – формирование эмпирической педагогики (предпедагогики).
2-й этап (XV-XVI вв.) – создание теоретических предпосылок педагогической науки.
3-й этап (XVII-XIX вв.) – оформление педагогики в самостоятельную науку.
4-й этап (XX век) – педагогика выступает теоретической и практической основой обучения и воспитания людей.
Развитие педагогики в России
В России в 16-17 вв., в противовес христианско-феодальной концепции воспитания как преодоления первородной греховности человека и выработки у него чувства смирения, покорности и религиозности, начинают распространяться гуманистические взгляды на человека (Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.), выражавшиеся в понятиях и терминах православного вероучения.
В 18 в. (Ф. Ф. Салтыков, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев и др.) началось становление первой государственной системы школ, закрепленной уставом 1786. Взгляды на задачи, содержание и методы воспитания и обучения отражали интересы «просвещённого абсолютизма» и испытали сильное влияние идей французских просветителей. В конце 18 в. начинает развиваться дидактика, что связано с необходимостью обеспечить сеть школ учебниками и учебными пособиями, а учителей — рекомендациями по организации и методике обучения.
До 60-х гг. 19 в. прогрессивные педагогические идеи в России развивались преимущественно в русле революционно-демократической общественной мысли (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, А. Н. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Целью воспитания они считали подготовку гражданина-патриота с революционно-материалистическим мировоззрением, непримиримого борца с общественным злом, широко образованного и трудолюбивого.
Общий подъём освободительного движения, начавшийся с середины 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-педагогическое движение, которое носило антикрепостнический характер. В обсуждении школьной реформы принимали участие Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Х. Вессель и др. Началось движение за создание национальной системы воспитания. Это способствовало выделению педагогики в самостоятельную отрасль научной деятельности.
Становление педагогики как науки в России связано с именем К. Д. Ушинского, который, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к середине 19 в., создал стройную психолого-педагогическую концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Ушинский подошёл к пониманию обусловленности воспитания социально-экономическими условиями жизни людей, заложил основы педагогической антропологии (науки о воспитании развивающегося человека – т.е. педагогики). Под влиянием идей Ушинского и при участии его последователей в конце 19 – начале 20 вв. начинают разрабатываться общие проблемы педагогики и дидактика (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отдельных учебных предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, и др.).
Поворотным пунктом в становлении и развитии научной педагогики явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине 19 в. теории диалектического и исторического материализма. В их трудах рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др.
В настоящее время педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и коллективов их объединяющих. Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов:
1. теории и практики воспитания
2. теории и практики обучения (дидактики).
Чтобы ответить на вопрос, является ли педагогика наукой (табл. 1), обратимся к энциклопедическому словарю, где указаны признаки науки:
Таблица 1. Признаки педагогики как науки
Признаки науки | Признаки педагогики |
Возникает из потребностей общества. | Для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) все новым и новым поколениям. Выделилась область науки — педагогика как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. |
Имеет свой предмет исследования. | Имеет свой предмет: воспитание человека как особая функция общества. |
Имеет собственный категориальный аппарат. | Имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся образование, развитие, воспитание, обучение. |
У каждой науки имеются свои методы исследования. | Наряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются такие методы педагогического исследования, как педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа. |
Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. | Педагогика является наукой в том смысле, что осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы. |
Объект педагогики
Объект педагогики – реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. При этом человек должен рассматриваться как целостность, в которой в единстве сочетаются биологическое и социальное.
Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Оно представляет те стороны реальных процессов, которые мы непосредственно воспринимаем, наблюдаем, описываем, и характеризуется необычайной сложностью, богатыми взаимосвязями и большой динамичностью.
Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Он может не являться непосредственным результатом чувственного восприятия. Педагогическое явление становится научным фактом тогда, когда оно включается в систему научного знания.
Таким образом, о бъектом педагогики являются процессы обучения, воспитания и развития личности.
Предмет педагогики
Важной составляющей предмета педагогики является управление процессом развития личности и индивидуальности.
Предмет педагогики – закономерности обучения, воспитания и развития личности. Педагогика как наука изучает процессы развития и формирования человека во взаимодействии с социальными институтами общества, процессы, реализующие воспитательные функции.
Таким образом, предметом педагогики является педагогический процесс. Говоря об общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что у каждого педагогического исследования имеется свой предмет, отражающий то явление, которое изучается педагогом.
Задачи педагогики
Основными задачами педагогики являются: выявление и изучение закономерностей, основных принципов, методов, организационных форм обучения и воспитания и построения на этой основе педагогического процесса.
Функции педагогики
Функции педагогики как науки – это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях;
– изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;
– выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях;
– прогностическое исследование педагогической деятельности.
Технологическая функция имеет также три уровня реализации:
– разработка методических материалов;
– внедрение достижений педагогической науки в педагогическую практику;
– оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.
Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Основные педагогические технологии:
Источник