Основные этапы развития ребенка до 17 лет

Основные этапы развития ребенка до 17 лет thumbnail

«Возрастные этапы развития ребенка.»

 Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому.  Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку,  открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами 

Ранний возрастной этап развития ребенка

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит  фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Источник

Экзамен для родителей

Родитель понимает, что перед ним еще ребенок, а вовсе не взрослый. Мамам и папам непросто принять происходящее: и рассуждения дочерей и сыновей пока еще незрелые, и ориентация на друзей раздражает. В этот момент взрослые волнуются: пытаются понять, какие ошибки допустили в воспитании, переживают по поводу необдуманных поступков, пытаются срочно воспитать «деточку», привить ему «правильные» ценности. Только усилия эти нечасто приводят к должным результатам.

Я называю подростковый возраст экзаменом для родителей. Во-первых, именно тогда ребенок предъявляет нам все свои обиды и претензии, которые не был готов озвучить раньше. Во-вторых, то, как пройдет этот период, во многом зависит не от подростка, а от взрослых. Найдут ли те в себе силы начать больше доверять, поддерживать контакт с этим новым «ершистым» существом и строить конструктивный диалог?

Переходный период

Подростковый возраст — это переход из детства во взрослую жизнь. Это не значит, что ребенок вдруг станет совсем независимым и самостоятельным. Но постепенно он начнет отвечать за свои поступки, делать свой осознанный выбор в вопросах морали и интересов.

Это период, когда интересы ребенка из зоны семьи перемещаются во внешний мир. По этой причине мнение сверстников становится важнее позиции родителя. Ведь теперь там, среди таких же, как он, надо искать свое место и доказывать свою ценность. Это происходит со всеми детьми без исключения. И с теми, кто постоянно протестует и буянит, и с теми, кому культура семьи не позволяет открыто заявлять свою позицию. Все интересы теперь где-то там, вне дома.

Все эти психологические метаморфозы случаются на фоне полового созревания. Происходит гормональная и физическая перестройка организма, который к концу пубертата будет идентичен взрослому.

Столь бурные процессы в теле и, соответственно, в глубинных отделах головного мозга требуют огромного количества энергии. И ее не хватает на обеспечение процессов когнитивных. Именно поэтому интеллектуальные способности у подростков зачастую заметно снижаются. Это добавляет неприятных переживаний и родителям, и самому ребенку, но скоро проходит.

Бунтарство и самостоятельность

Суть типичных конфликтов часто сводится к тому, что подросток отказывается выполнять требования родителей и настаивает на собственной позиции. Это самый простой и быстрый путь к ссоре: «Тебе говорят делать так!» — «А я так делать не буду!». Этого уже достаточно, чтобы начать выяснять отношения и полностью выйти из поля сотрудничества.

Но ребенку пора принимать самостоятельные решения в некоторых вопросах. А как научиться их принимать, если все время следовать указаниям родителей? Значит, настало время отказаться от готовых решений и искать собственные. Сразу может не получиться. Ошибки возможны, даже неизбежны.

Что делать родителю? Чаще всего у него два пути. Он может быть рядом и поддерживать, когда решения подростка оказались неудачными, а может выступать в роли жестокого прокурора.

Есть и другой сценарий, когда подростку вдруг дают слишком много свободы, ссылаясь на то, что теперь он «взрослый». Только и требования к нему предъявляются соответствующие: наломал дров — сам разбирайся с последствиями. И если ребенок попал в эту «взрослость» неподготовленным, ему трудно самостоятельно справиться со всеми обстоятельствами новой жизни.

Сохранять отношения

Во всех ситуациях поддержка взрослого необходима в той мере, в которой в ней нуждается подросток. Ему так проще входить в новый этап взросления, а родитель сохраняет связь с ребенком и определенное влияние на его решения.

Не потерять контакт очень важно. Подростковый возраст — это этап в жизни семьи, когда ребенок превращается во взрослого. Уже непродуктивны прежние иерархические взаимоотношения: родитель главный, а ребенок подчиняется его требованиям. Надо перестраиваться, учиться общаться на равных, с обоюдным уважением к позиции каждого.

В этом много нового не только для ребенка, но и для взрослого. То, как будет проходить перестройка отношений, чем она завершится, сильно повлияет на будущее подростка.

Путь к автономии

До подросткового возраста семья была основным средоточием интересов, эмоций, социальной жизни ребенка. Но пришло время «вылупиться» из этой «скорлупы». Выход необходим, чтобы в дальнейшем чувствовать себя полноценной личностью.

Если родитель использует свое влияние, чтобы не отпустить подростка, есть риск, что последний в этой «скорлупе» так и останется. И речь идет не о физическом отлучении сына или дочери от семьи, а о психологической автономности, которая формируется в подростковом возрасте. В кризисе переходного возраста ключевую роль играет готовность родителя признать эту автономность, поддержать ее.

Соблюсти баланс между зависимостью и независимостью ребенка в этот период очень сложно. Успех в этом связан не только с особенностями личности родителя и подростка, но и с семейной культурой, с собственным опытом прохождения подросткового кризиса у родителей.

Однако в отношениях непреодолимых препятствий нет. Просто надо разговаривать, слушать и слышать друг друга, искать компромиссы.

Подростковый период заканчивается, уходят протест и постоянные противоречия. Если родитель смог сохранить контакт с ребенком и перестроить свое отношение к нему в соответствии с возрастом, то в дальнейшем в семье будут царить мир и спокойствие.

Читайте цикл статей детского нейропсихолога Светланы Лукки о периодах развития ребенка. Статьи «Периоды детского развития: младенчество», «Периоды детского развития: от 1 года до 3 лет», «Периоды детского развития: от 3 до 7 лет» и «Периоды детского развития: от 7 до 12 лет» уже на сайте.

Источник фотографий:Getty Images

Источник

На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Оставить комментарий

Источник