Основные этапы развития языковой способности ребенка
Формирование языковой способности ребенка в норме.
Якимова Лариса Анатольевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
г.Санкт-Петербург, ГБДОУ компенсирующего вида
e–mail:Larasoft03@yandex.ru ,тел. 89110229686
Теоретическое обоснование проблемы построено на данных лингвистики, психологии, психофизиологии, общей педагогики, логопедии и специальной педагогики.
Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также правил их конструирования и употребления.
Каждый ребенок постигает родной язык своим собственным путем. Различия определяются объективными факторами.
К основным относятся факторы биологические (обстоятельства, связанные с появлениям ребенка на свет, перенесенные им и матерью заболевания и т.д.). Многое в речевых способностях зависит от времени созревания у детей отдельных отделов мозга, ответственных за функции усвоения и порождения речи.
Огромную роль в усвоении речи играет тип функциональной межполушарной асимметрии мозга, а именно предпочтение правой или левой руки, правого или левого глаза, уха (исследования Т.В.Ахутиной, Т.П.Хризман, Т.В.Черноговской, В.Д.Еремеевой, В.Г.Визель и др.). Существенно различаются в этом отношении мальчики и девочки, что связано с различием в строении мозга и функциях его отделов. У мальчиков лучше выражена межполушарная асимметрия мозга и она более динамична.
На овладение ребенком родным языком влияет объем и характер речи взрослого, которую воспринимает или может воспринять ребенок. Недостаточное общение ребенка со взрослым, малый процент речевой продукции, адресованной ребенку, – приметы госпитализма-специфических условий, в которые поставлены дети, проводящие много времени в больнице или воспитывающиеся в домах ребенка. При этом обнаруживается психическая депривация, проявляющаяся в так называемом сенсорном голоде – недостатке информации для нормального функционирования слуховых, зрительных и прочих анализаторов, недостатке впечатлений, ограниченности практического опыта и т.п.
Из-за этих обстоятельств речь детей, воспитывающихся в домах ребенка, качественно иная, что проявляется не только в бедности лексикона, но и в специфичности понимания ими значений отдельных слов, примитивности синтаксических структур, аномальном характере звуковых субститутов и т.п.
Психическая депривация встречается и в семьях, когда родители мало общаются с детьми. В последнее время появилась особая категория депривативных детей – с виду совершенно благополучных, сытых, хорошо одетых, окруженных дорогими игрушками, но при этом лишенных настоящего внимания и заботы.
Обстановка материального благополучия, в которой живут дети, не может компенсировать недостатка общения со взрослыми, которое им так необходимо. Особенно важно общение ребенка с матерью в первые три года жизни.
Для усвоения определенного языка необходимо овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила использования их в речи.
Механизм, обеспечивающий усвоение языка, по мнению Н.Хомского, имеется у ребенка уже от рождения, в процессе развития ребенка формируется и языковая способность.
Начальными «стадиями в развитии речи» являются крик, лепет и даже первые слова, по мнению Л.С.Выготского [3].
Крик новорожденного извещает о его появлении на свет. Крик – это врожденная реакция, не зависящая ни от пола ребенка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усвоить.
Около 2-х месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки—гуление. К 3-м месяцам гуление достигает максимума. Его характер и продолжительность зависят от реакции матери.
Следующая стадия доречевых вокализаций—лепет. Это сочетание звуков, никак не связанное со смыслом. Лепет возникает в возрасте около 6 месяцев. Очень простой вначале, лепет постепенно усложняется по нескольким направлениям: возникают все новые и новые сочетания звуков; удлиняются звуковые локализации: от одного слова до цепочки слов из 3-4-х и более одинаковых слогов; постепенно слоговые цепочки становятся все более разнообразными: с одинаковыми и разнотипными слогами. В лепете 6-7 месячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации, причем все с большей степенью определенности прослушиваются контуры интонационных конструкций, свойственных родному языку. По лепету и его характеру можно сказать о том, будут или не будут у ребенка проблемы с речью, считает С.Н.Цейтлин [14, с.15-18]. Чем разнообразнее и выразительнее лепет ребенка, тем меньше основания для беспокойства относительно дальнейшего речевого развития. В этот период происходит упражнений голосовых связок, ребенок учится прислушиваться к себе, соизмерять слуховые и двигательные реакции.
В.И. Бельтюков отметил интересную закономерность: последовательность появления в лепете аналогична последовательности появления звуков в словесной речи. [2, с.3-5]. При этом в лепете появление звуков непроизвольно, неосознанно, что же касается артикулирования того или иного звука в составе слова, то тут его требуется произнести так, чтобы быть понятным, т.е. подстроиться под эталон, контролируя себя, соизмеряя речедвигательные усилия и акустический образ. Переход от лепета к словесной речи – это переход от дознакового общения к знаковому. «Слово всегда относится…к целой группе или целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение», – считает Л.С.Выготский [3, с.269].
Переход от доречевой стадии к первым словам—серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50-70 слов (по наблюдениям западных исследователей). Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи.
От чего зависит перевод слова из пассивного лексикона в активный?
В качестве «разрешающего» фактора выступает доступность артикуляционных работ, необходимых для произнесения слова. Имеют значение и частотность ситуаций, в которых это слово задействовано, и невозможность для ребенка выйти из затруднительного положения, употребив вместо слова тот или иной протознак, т.е. указать на предмет или определить его жестом. При этом ведущим остается фактор прагматический – необходимость номинации явления в соответствии с процессом общения.
Сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет
выявить некоторые закономерности формирования начального лексикона. С.Н.Цейтлин [14] отмечает, что на начальном этапе формирования лексики, преобладают звукоподражательные слова, некоторые—общеупотребительные, которые просты по фонетическому облику.
Дети постепенно переходят от звукоподражательных слов к нормативным.
В речи малышей от 1г. до 2-х лет наблюдается интересное явление: они создают слова по своим правилам, не принятым в их родном языке. Необходимость подобрать номинации для разных явлений приводит к созданию составных наименований из элементов, усвоенных ранее. Ребенок усваивает чрезвычайно глубокие закономерности, лежащие в основе языка вообще.
Каким образом формируется у детей активный словарь?
По данным американских исследований, в 1 год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1г.3 мес.— 19 слов, в 1 г.6 мес.—22 слова, в 1г.9 мес.—118 слов. Такое быстрое увеличение словаря у ребенка совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и к многословным. Рассмотрим внутреннюю, содержательную сторону употребляемых ребенком лексических единиц.
В исследованиях Л.С.Выготского и А.Р.Лурия убедительно продемонстрировано, что детские слова лишь постепенно приобретают статус полновесных словесных знаков. Значения, за ними закрепляемые, постепенно изменяются и развиваются.
Знаковая природа слова предполагает его предметную и понятийную соотнесенность. Именно последняя и лежит в основе лексического значения.
Единство трех специфических признаков слова: его звуковой оболочки, предметной соотнесенности и понятийного содержания принято изображать в виде треугольника. Для обозначения предметной соотнесенности используют термин «денотат», а для обозначения понятийной соотнесенности «сигнификат».
Итак, первый этап овладения словом – формирование устойчивой предметной соотнесенности, т.е. осознание того, что слово всегда будет применимо к определенному предмету, независимо от его положения в данный момент. В течение какого-то времени слово может быть закреплено за одним единственным предметом, превратившись в подобие его собственного имени. Затем возникает определенное обобщение (генерализация) однородных предметов (денотатов). Они объединяются в сознании ребенка, образуется сигнификат, который и составляет собственно значение слова.
Формирование сигнификативного значения слова—следующий этап усвоения значения слова. Для образования сигнификата требуется различить существенные и несущественные признаки предмета.
При осознании этого различения и формируется понятийная соотнесенность слова с предметами.
В основе усвоения значений слов лежит постоянно совершаемая ребенком работа по обобщению его опыта. При осмысливании значений слов у ребенка много трудностей. Так, может быть явление «перехлеста» установленных в мышлении границ—лексико-грамматическая сверхгенерализация (возможна и грамматическая сверхгенерализация). Сверхгенерализация предполагает расширение классов денотатов по сравнению с тем, который существует в нормативном языке. Возможны и случаи формирования класса более узко, чем в норме.
Так, в один класс могут быть объединены предметы, сходные по размеру, форме, цвету, функциям т.п.
Сверхгенерализация может касаться не только предметов, но и действий и признаков.
Чем меньше ребенок, чем уже его лексикон, тем больше у него сверхгенерализованных слов. Благодаря этому свойству лексических единиц ребенок может дать номинации большему числу явлений.
По наблюдениям Рескорла, если в репертуаре ребенка от 1 до 25 слов, то среди них 45% сверхгенерализовано, если от 26 до 50 слов—то 35%, если от 51 до 75 слов—то 20% и т.д. Постепенно число сверхгенерализаций уменьшается. Овладение лексикой, рост лексической компетенции ребенка заключается не только в численном увеличении активного словаря, но и в уточнении семантики каждого слова.
С.Н.Цейтлин [14] выделяет три ступени формирования значения слова на раннем этапе речи:
ситуативная закрепленность;
предметная соотнесенность (денотативное значение);
понятийная соотнесенность (сигнификативное значение).
На следующих этапах формируется система сигнификативных значений слова (если оно многозначно), т.е. возникает собственно значение слова, понимаемое как совокупность его лексико-семантических вариантов.
В течение какого-то периода некоторые слова (нарицательные существительные, обозначающие класс однородных предметов) употребляются в качестве собственных, т.е. могут быть отнесены ребенком к одному-единственному предмету. Позднее постигнув факт двуименности многих денотатов (предмет может быть назван и нарицательным, и собственным именем), дети начинают требовать двуименности во всех случаях.
Сигнификативный аспект является ядром лексического значения слова [9, с.139].
Собственно значение слова или сигнификативность, реализуется в феномене системности языка. Оно определяется местом, которое слово занимает в системе языковых значений [11, с.199]. Системность языковых значений заключается в существовании разных групп, рядов и т.п., выделяемых по разным характеристикам и известных в лингвистике как лексические или семантические поля [9, с.139]. Каждое слово занимает в системе определенное место, выделяемое отношением данного слова к другим.
Ю.С.Степанов [11] вычленяет 2 вида группировки слов: пологическим основаниям (универсальные для всех языков мира) и ассоциативный вид, т.е. основанный на психологических ассоциациях предметов, понятий и их знаков—самих слов, на своеобразном «притяжении» слов друг к другу.
Концептуальное значение слова существует не изолированно, а в определенном соотношении с концептуальными значениями других слов, прежде всего слов того же “семантического поля”. Термином семантическое поле обозначают большее или меньшее множество слов, точнее — их значений, связанных с одним и тем же фрагментом действительности. Слова, значения которых входят в поле, образуют “тематическую группу” более или менее широкого охвата [9, с.96, 139].
Список литературы
Бадалян Л.О. Невропатология. Москва-Академа, 2001. С.24-28. С.224с.
Бельтюков В.И.Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики. «Дефектология», 1973 №3. С 3-10.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.:Лабиринт,1996. С.200-293.
Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. М.:Изд-во Международные отношения, 1974. 244с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. С.159.
Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. А.Д.Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320с.
Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н. М.: Владос, 1999. 678с.
Маркова Ф.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. 239с.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1975. 327с.
Сорокин Ю.А. Психолингвистичекие проблемы семантики. М.: Наука, 1983, С.241-246.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: Учеб.пособие. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1975. 271с.
Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М.:Наука, 1962. 287с.
Уфимцева А.А. Семантика слова//Аспекты семантических исследований. М.: Наука, 1980. С.5-8.
Цейтлин Г.В. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240с.
Источник
Рейтинг Развитие речевых навыков у ребенка происходит естественно, но могут возникнуть и некоторые трудности |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.
Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.
Развитие речи у ребенка
Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.
Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.
Этапы развития языковых навыков у детей
Доречевой этап
На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.
Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.
3–4 года
В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.
На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:
1. Ребенок быстро учит новые слова.
2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).
3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:
- составляет предложения из четырех и более слов;
- знает и понимает детские стихотворения;
- правильно употребляет местоимения.
4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:
- использует длинные и сложные предложения;
- может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
- задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.
В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.
5–8 лет
В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.
Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:
1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.
2. Пятилетний ребенок:
- имеет более обширный словарный запас;
- может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.
3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.
4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.
5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.
6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.
Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.
Речевые расстройства у детей
Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.
Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).
Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?
Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:
- пониманием речи окружающих;
- следованием инструкциям;
- организацией своих мыслей.
Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:
- их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
- их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
- им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
- они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
- они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.
Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:
- у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
- в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
- дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
- дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
- дети путают времена глаголов.
Причины речевых расстройств
Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:
- ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
- некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
- причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
- расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
- смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
- речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
- такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.
Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.
Диагностика и лечение речевых расстройств
- врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
- врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
- слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.
Как развить речь у ребенка: полезные советы
1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».
2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.
3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.
4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.
5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.
6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.
7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.
8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.
9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.
10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.
11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.
12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.
Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка
Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?
На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.
Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.80 из 5 на основе
5 оценок.
Развитие ребенка
16.05.2018
Источник