Основные этапы психомоторного развития ребенка

Основные этапы психомоторного развития ребенка thumbnail

Психомоторное развитие проходит в три этапа:

1. Таламо-паллидарный – от рождения до 4-6 мес.

2. Стриопаллидарный – с 4-6 до 10-11 мес. (появления антигравитационных механизмов, снижение мышечного тонуса, развитие движений на основе врожденных рефлексов).

3. Созревание корковых функций – с 12 месяцев (формирование 2-й сигнальной системы, активизация психической деятельности).

Развитие движений

Постепенное созревание пирамидных путей и стриарного тела обуславливают снижение мышечного тонуса, появление примитивных механизмов синергии и установок – удержание головы в вертикальном положении (1мес.), переворачивание с живота на спину и обратно (3-4 мес.), удерживание игрушки в руке (4,5 мес.), появление возможности сидеть самостоятельно (6-7мес.), умение ползать (8-9 мес.), умение стоять с поддержкой (8 мес.), ходить (10-12 мес.).

Переворачивается с живота на спину и обратно (3-4 мес.),

Удерживает игрушки в руке (4,5 мес.),

Сидит самостоятельно (6-7мес.) Умеет ползать (8-9 мес.)

Ходит (10-12 месяцев)

С созреванием коры головного мозга движения становятся произвольными, осмысленными, совершенными (созревание моторных, чувствительных и ассоциативных центров коры головного мозга). Ребенок открывает и закрывает коробочку, складывает кубики, пирамидки (12-15мес.), взбирается на мебель, прыгает (20-21 мес.), поднимается по лестнице, придерживаясь за что-нибудь (2 года). Прыгает, танцует, спускается по лестнице, пытается рисовать, катается на трехколесном велосипеде (3 года), бегает, может пользоваться ножницами, охотно рисует (4 года).

Наряду с моторикой и статикой важное значение в оценке нервно-психического развития ребенка имеет становление речи ребенка.

Этапы развития речи

Предпосылкой для развития речи служат зрительное и слуховое сосредоточение. Первое возникает к 2 месяцам, второе – к 3 месяцам. В процессе становления речи выделяют два периода:

1.Доречевой 2.Речевой.

Доречевой период появляется вначале (до 1мес.) неосознанным криком, с 1 мес. начинает развиваться комплекс оживления, с 2-3 мес. возникает гуление и с 5-6 мес. – детский лепет (произнесение слогов). Лепет – индикатор хорошего состояния ребенка, положительного эмоционального тонуса. Содержание лепета – разнообразное звукосочетание ба, ма, де, и др. Лепет не является подражанием. Положительная роль его состоит в развитии артикулярного аппарата.

Речевой период складывается из начального (предложения из одного слова), совпадающего с произнесением слов и с периодом лепета – с 6 мес. до 1,5 лет, и периода зрелой речи (предложения из 2-х и более слов с 1,5 лет).

Идет одновременное развитие сенсорной и моторной речи. Но темпы развития сенсорной речи опережают темпы развития моторной речи. Набор слов, которым ребенок овладевает в сенсорной форме к 1 году равен 50. Моторная речь проходит несколько фаз:

1. Фаза диффузной нерасчлененной речи. Это самая компактная речь. Здесь одним звуковым сигналом связывается разнообразное содержание (например, «ко»- это и яйцо, и молоко, и кошка, с 8-10 мес. до 15-18мес).

К концу этого периода ребенок произносит до 10 слов.

2. Фаза простейших суждений, когда речь строится из простого примыкания слов, без грамматического согласования (с 18 до 36 мес.).

3. Фаза характеризуется усвоением грамматического языка, т. е. ребенок может составлять из 3-4 слов предложения, в которых слова грамматически связаны (с 3-х лет).

К 5 годам ребенок свободно говорит на своем национальном языке.

Запас слов общий (сенсорной и моторной речи):

· к 1 году — 50-70;

· к 2 годам — 400-1000 (из 200-300 моторной речи);

· к 3 годам — 1000-2000 (из них 500 моторной речи);

· к 5 годам — 5000.

До 4-х лет в языке преобладают слова первосигнального значения, после 4-х лет бурно увеличивается запас слов второсигнального значения (игрушки, лес, вещи и т.д.). К 6-7 годам заканчивается освоение, формирование устной формы речи, а к 7-9 годам происходит освоение графической речи (письма).

Критерием нервно-психического развития ребенка может быть оценка его познавательной деятельности в процессе игр.

Этапы игровой деятельности

Целью игр на первом году жизни является формирование умений. Все игры на первом году жизни проводятся с участием взрослого индивидуально с каждым ребенком и сопровождаются ласковым разговором («игра рядом»).

В последующем в процессе игр происходит формирование определенных (цель – лучших) черт личности ребенка.

В организации и проведении игр с возрастом ребенка большую роль приобретает речь. Речь – вопрос. Речь – утверждение результатов игры. Речь – как форма планирования у детей старшего дошкольного и школьного возраста.

В 1-2 месяца жизни ребенку предлагается погремушка – яркая, способствующая ускорению развития зрительного и слухового сосредоточения.

К 4 месяцам ребенок при непроизвольных движениях руками соприкасается с игрушкой.

К 4,5-5 месяцам – крепко удерживает игрушку в руке.

В 8-9 месяцев – рассматривает игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, катает мячик. Предпочитает игрушки мелкие.

В 8-10 месяцев – складывает кубики.

В 11-12 месяцев – машет рукой, исследует игрушки и свои части тела.

К 24 месяцам – складывает свои игрушки, самостоятельно играет со строительным материалом, играет индивидуально, но интересуется действиями других детей. Отражает в игре окружающие впечатления.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

В 36 месяцев (3 года) – рассматривает картинки, называет изображенные там предметы.

К 5-6 годам игры усложняются, в них появляются элементы абстракции. Нарисованное на картинке, не только называет, но и описывает действия. Игры коллективные. Возникает высокая форма игры – ролевая игра. Развивать у детей в процессе совместных игр чувство коллективизма, справедливости, доброжелательности.

Существенное представление о нервно-психическом развитии ребенка дает оценка имеющихся у него навыков. Своевременность развития навыков у ребенка обусловлена как морфофункциональной готовностью ЦНС, так и его правильными и планомерно проводимыми воспитательными воздействиями. Следует помнить, что процесс усвоения навыков проходит три фазы: иррадиация возбуждения, концентрация и формирование динамического стереотипа.

Этапы усвоения полезных навыков

В течение первого года жизни формируется положительное отношение ко всем режимным моментам (стереотип режима детей первого года жизни: кормление – бодрствование – сон). К 6-7 месяцам ребенок должен научиться пить из чашки. К 9-10 месяцам хорошо ест из ложки, жует корочку хлеба, сам держит чашку и самостоятельно пьет. Выполняет просьбы (поднимает руку, ногу при одевании); подает сигнал о своих физиологических потребностях. К 12-15 месяцам – самостоятельно пользуется ложкой. К 18 месяцам – снимает чулки, расшнуровывает ботинки. Просится на горшок. К 3 годам самостоятельно обслуживает себя: ест, одевается, моет руки перед едой, пользуется салфеткой, говорит: «спасибо».

Читайте также:  Развитие экспрессивной речи у ребенка

Самостоятельно обслуживает себя

В оценке интеллектуальной сферы имеют значение упомянутые выше понимание обращенной к ребенку речи, запас слов, запас приобретенных сведений и навыков. Кроме того, учитывается способность к конкретному и отвлеченному мышлению, память, внимание.

О развитии мышления у ребенка можно судить в возрасте 1,5 – 2,5 лет (сроки очень индивидуальны) по выделению им определенного объекта из окружающей среды. «Машина едет», «папа идет», «Сережа идет» (о себе), «Кукла – Катя». В последующем (2,5-3 года) начинается выделение субъекта. Начинает употреблять местоимения «Я», «мое», «меня». В центре мира оказывается собственная персона. К 3 годам, вместе с выделением «Я» от окружающих происходит и дифференцировка полового восприятия: «он», «она», что означает начало полового воспитания. К 3-4 годам можно выделить стадию выяснения взаимоотношений. Ребенок задает тысячи «почему?».

Развитие памяти

На 2 году ребенок может воспринять короткий рассказ, а это значит, что ребенок помнит названия употребляемых в нем предметов и действий. К 2,5 – 3 годам запоминает стихи. С 4-х лет ребенок хорошо рисует, развивается счет. С 4-5 лет запоминает буквы. Знает длинные стихи. В 5-7 лет учится читать. С 6-7 лет учится писать.

Оценка нервно-психического развития школьника производится по усвоению школьной программы (понимание, память, конкретное и абстрактное мышление).

Этапы эмоционального развития

В процессе онтогенеза происходит переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций. Общее направление эмоциональной эволюции идет по пути развития новых специфических человеческих форм эмоционального поведения, связанных с процессами познания, с социальными и моральными обязанностями.

Новизна впечатлений и неспособность понять является основой возникновения у детей изумления, удивления, любопытства и затем любознательности (ориентировочный рефлекс).

Первой эмоциональной реакцией новорожденного является крик (плач), который вначале не носит характера отрицательной эмоции, а является лишь безусловнорефлекторным сигналом привлечения к себе внимания после истощения резервов физиологической компенсации того или иного дефекта, нарушения в организме, дискомфорта или нарушения удовлетворения физиологической потребности (охлаждение, голод, боль).

Важно, что первой, истинно эмоциональной реакцией ребенка является положительная эмоциональная реакция – улыбка, возникающая с первого месяца жизни в ответ на радостное обращение, ласковый голос взрослого. Это признак возникновения новой для ребенка социальной потребности в общении со взрослыми.

Сразу вслед за улыбкой формируется целый комплекс положительных эмоциональных реакций, отражающих радость от общения со взрослыми – этот комплекс эмоций называют «комплексом оживления» (улыбка, разбрасывание в стороны ручек, усиление двигательной активности ног). Комплекс оживления ускоряет исчезновение гипертонуса конечностей, наступление речи, нормализует обмен веществ.

«Комплекс оживления»

Максимум развития комплекса оживления приходится на возраст 2-3 месяца. К 3-4 месяцам эмоциональная реакция радости формируется в ответе и на яркую игрушку, появление в поле зрения другого ребенка, а не только на общение со взрослыми, т.е., происходит усложнение эмоциональной реакции «радость».

В 4-5 месяцев впервые возникает смех, вначале от тормошения или подбрасывания, затем и при обращении без тормошения.

В этом же возрасте впервые возникает и отрицательная эмоция – эмоция неудовольствия. Здесь плач уже может носить эмоцию неудовольствия, а не только быть отражением нарушения физиологических потребностей. Неудовольствие ребенок может проявлять и не только через плач, но и новой для взрослых мимикой, выражением глаз, губ.

С 5 месяцев может формироваться такое устойчивое эмоциональное состояние, как привязанность к близким. Более не к тем, кто кормит, а к тем, кто чаще и больше ласкает, радует.

К 6-7 мес. на смену исчезающему комплексу оживления формируется новый более сложный эмоциональный комплекс – игра. Это совпадает с повышением интереса к двигающимся предметам, игрушкам, в связи с началом созревания функции бинокулярного зрения (аккомодации).

Чрезвычайно важно знать и помнить, что основой всех положительных эмоциональных реакций и наиболее мощным источником радости для детей грудного возраста является акт сосания груди матери – естественное вскармливание (несмотря на известную трудоемкость акта сосания).

В период от 1 до 2-х лет возникают и формируются оттенки эмоций (ласковость, жалость, участливость, заботливость). Здесь возрастает роль копирования в формировании данных эмоциональных оттенков. Возникают сложные эмоциональные реакции, формирующие уже определенное поведение ребенка (в игре, общении).

В 2 года при условии социальной депривации (дефиците внимания взрослых) впервые возникает сложная эмоция страха. Страх замедляет или снижает созревание важнейшего для будущей жизни ребенка ориентировочного рефлекса (интереса, любознательности, влечения ко всему новому, исследовательских черт интеллекта).

Обе эти эмоциональные реакции, находясь в противоположных очагах, могут быть источником наиболее ярко-выраженного эмоционального поведения (радость – хлопанье в ладоши, подпрыгивание, страх – плач, закрывание глаз, обездвиженность и т. п.).

Уже с 2-3 лет возникают: эстетическое переживание (от букета цветов), чувство вины за плохой поступок, сострадание ко всему живому, злость, раздражение. Естественно, что решающая роль здесь принадлежит взрослым, главным образом, матери, родителям, родственникам. После 4-5 лет, когда все виды эмоциональных реакций, комплексов и их оттенков, все стереотипные привычки поведения фиксируются в определенный характер, время для формирования правильных привычек, стереотипов и характера еще не упущено, но усилия взрослых требуется уже значительно больше, так как речь идет уже не о воспитании, а перевоспитании. Перевоспитание требует от взрослых больше знаний, терпения, настойчивости, чем формирование фундаментальных эмоциональных типов поведения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды рефлексов новорожненных.

2. Назовите этапы развития сенсорной сферы.

3. Назовите рефлексы орального автоматизма и технику их выявления.

4. Назовите спинальные двигательные автоматизмы и технику их выявления

5. Назовите позотонические автоматизмы и технику их выявления.

6. Перечислите умения ребенка в возрасте 0-3 месяца.

7. Перечислите умения ребенка в возрасте 3-6 месяцев.

8. Перечислите умения ребенка в возрасте 6-9 месяцев.

9. Перечислите умения ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

10. Перечислите умения ребенка в возрасте1-3 года.

11. Перечислите умения ребенка в возрасте 3-5 лет.

12. Назовите этапы эмоционального развития, значение положительных эмоций для нервно-психического развития ребенка.

13. Каково значение игры в познании детьми окружающего мира, подбор игрушек для детей различного возраста.

Читайте также:  Игры и упражнения на развитие внимания у ребенка

14. Назовите этапы развития речи у детей.

15. Охарактеризуйте доречевой период.

16. Охарактеризуйте речевой период.

17. Назовите фазы моторной речи.

18. Что такое “Комплекс оживления” и в каком возрасте он появляется.

19. В каком возрасте формируется эмоциональный комплекс – игра.

20. В какие игры нужно играть с ребенком на первом году жизни?

21. В какие игры нужно играть с ребенком на втором году жизни?

22. В какие игры нужно играть с ребенком с 3-его по 6-ой год жизни?

23. Перечислите этапы усвоения полезных навыков в соответствии с возрастом ребенка.

24. Каково значение окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Доречевой период не включает:

1. Неосознанный крик

2. «Комплекс оживления»

3. Детский лепет

4. Гуление

5. Простые слова

2. К году общий запас слов составляет:

1. 50-70 слов

2. 100-150 слов

3. 1000-2000 слов

3. Целью игры на первом году жизни является:

1. Формирование умений

2. Формирование черт личности ребенка

4. Укажите последовательность этапов развития сенсорной речи:

1. Знает своё имя

2. На вопрос ”где” находит предмет, лежащий в определённом месте

3. По просьбе взрослого выполняет и повторяет ”ладушки”, ”до свидания”

4. Знает название частей тела

5. Выполняет простые просьбы взрослого ”дай”, ”на”

5. Укажите последовательность развития моторной речи:

1. Начинает гулить

2. Громко произносит различные слоги

3. Подражает разным слогам взрослого

4. Произносит слоги ”ма”, ”ба”

5. Лепет

6. Произносит первые слова обозначения ”мама”, ”кис-кис”

7. Произносит 8-10 слов

6. «Комплекс оживления» не включает:

1. Улыбку

2. Разбрасывание в стороны ручек

3. Плач

4. Усиление двигательной активности ног

7. Первой истинно эмоциональной реакцией ребенка является:

1. Улыбка

2. Плач (крик)

3. Лепет

8. Первой безусловнорефлекторной эмоциональной реакцией новорожденного является:

1. Крик (плач)

2. Улыбка

3. Лепет

9. Стереотип режима детей 1 года жизни:

1. Кормление-бодрствование-сон

2. Кормление-игра-прогулка

3. Кормление-массаж-сон

10. Ведущее место в режиме дня детей после года занимает:

1. Бодрствование

2. Сон

3. кормление

Источник

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

Читайте также:  Маршрут развития ребенка по логопедии

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник