Основные этапы и закономерности развития ребенка

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Данная статья будет посвящена общей закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, которая требует особого внимания. Развитие и воспитание детей, как раннего возраста, так и дошкольного, все самое интересное и полезное Вы сможете прочесть в этой статье.

Я познакомлю Вас с множеством новой и интересной информации, которая заинтересует Вас. В каждой семье с появлением долгожданного ребенка возникает масса разных вопросов, которые непосредственно касаются о воспитании и развитии ребенка.

Общие закономерности развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

В особенности зачастую молодые родители сталкиваются с проблемой развития ребенка и воспитания в раннем возрасте. Потому что, как правило, именно в этот период начинается формирование психологического и физического процесса.

Наш ребеночек начинает расти уже не по дням, а по часам, мы не успеваем следить за его ростом, как изменяется его размер окружности головки и грудной клетки. Со временем уже начинают прорезаться наши первые зубки, движения рук становятся все четче и резче.

Все это можно отнести к раннему возрасту развития ребенка, в конце него малыш уже имеет навыки которые помогут ему развиваться дальше. А именно ребенок уже может различать цвета, фигуры, ярко и четко издавать звуки, резко реагировать на запах.

В раннем возрасте малыш уже овладевает речью!

Именно в этот период он проходит два этапа развития речи:

– подготовительный (лепет);

– речевой (активная речь).

Когда ребенок достигает 3-х лет, у него уже возрастают и потребности в действиях. Ребенок изъявляет желание быть самостоятельным и хочет быть взрослым, это может проявляться в ролевой игре. Исходя, из этого можно выделить, следующие закономерности в развитии детей раннего возраста:

– психологическое развитие;

– физическое развитие;

– приобретенные первоначальные навыки малыша благодаря общению;

– манера поведения;

– эмоциональная зависимость;

– нужда в личном общении со взрослыми.

Дошкольный возраст принято считать детей от 3-х лет до семи.

Этот тот возраст, когда ребенок уже может:

– четко контролировать свои движения;

– у него хорошо развита моторная память;

– хорошая физическая подготовка;

– умственно развит.

Что касается умственного развития в дошкольном возрасте, то он весьма высокий. Это связанно с тем, что ребенок становится все больше проявлять интереса к миру и к жизни. Ближе к семи годам ребенком необходимо весьма усердно заниматься, и больше уделять внимание словесно-логическому мышлению!

Именно в этом возрасте меняются основные мотивы умственной деятельности от игровой заинтересованности до познавательной.  В этом возрасте ребенок должен уже уметь четко поставить задачу и предложить способы ее решения, а так же оценить результаты.

Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять ребенку все больше времени и вкладывать в него как можно больше новых и полезных знаний. В этот период ребенок пополняет свой словарный запас, учиться произносить звуки в правильной форме и развивает свое логическое мышление.

Все эти навыки ребенок может получить в форме игры, когда будет общаться со своими сверстниками на улице. Ведь социальная активность так же играет весомую роль в развитии ребенка.

Благодаря игре со своими друзьями сверстниками он сможет:

– научиться согласовываться свое мнение с мнением других ребят;

– контролировать свое поведение в обществе;

– проявлять милосердие;

– оказывать первую помощь свои друзьям и т.д.

Если кратко, то общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте между собой непосредственно тесно связаны. И для того что бы Ваш ребенок был воспитан и развит в соответствии с возрастом, необходимо уделить должное внимание.

В раннем возрасте необходимо больше разговаривать и стараться доносить информации правильно. Что касается дошкольного возраста, то тут уже больше акцентируется внимание на мышление и умственных способностях.

В каждом возрасте имеются свои интересы и свои потребности. Поэтому задача родителей, не только обучить своих детей и воспитать, а так же создать благоприятную атмосферу и все условия которые позволят применить им свои навыки.

Источник

На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Оставить комментарий

Источник

«Возрастные этапы развития ребенка.»

 Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому.  Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку,  открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами 

Ранний возрастной этап развития ребенка

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит  фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Источник