Основные идеи теории трех ступеней бюлера психическое развитие ребенка

Значительный вклад в развитие детской психологии внес и известный немецкий психолог Карл Бюлер (вюрцбургская школа, эксперименты в области мышления). Постепенно отошел от этого направления, создав свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г. он жил и работал в Вене, а с 1938 г. – в США.

В своей теории он пытался объединить позиции вюрцбургской школы и гештальт-психологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию. Справедливо отмечая, что в каждом из психологических направлений отражается один из реальных аспектов психической жизни человека, К.Бюлер стремился, соединив эти подходы, преодолеть тот методологический кризис, в котором находилась психология в первой трети XX в. В своей работе «Кризис психологии» (1927) К.Бюлер доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени – интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.

Считал приоритетным для своих исследований изучение интеллектуального развития ребенка. При этом он стремился изучить именно творческое мышление, момент инсайта, что привело его впоследствии к мысли о том, что интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени творчество.

К.Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи: речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от Штерна, К.Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – это цепь открытий.

На первой стадии ребенок открывает значение слов. Это открытие происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое имя. Это открытие расширяет словарный запас ребенка, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых.

На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения ребенок приходит к открытию того, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка» (1924). Обратившись к процессу решения задач, он пересмотрел связь между ассоциацией и осознанием, заявив, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность, т.е. сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть мгновенный творческий процесс. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживанием». Такое схватывание отношений, т.е. процесс «ага-переживания» и есть процесс мышления. Таким образом, мышление не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что развитие рисования оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Поэтому он одним из первых детских психологов начал исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, но рассказ о нем. Поэтому, отмечал К.Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их и самостоятельно рисовать.

Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятия «схема». Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке он использует схему, которая представляет собой обобщение образа предмета, а не его точную копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения К.Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников).

Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни; он разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. При этом он часто цитировал слова Гёте: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для полноценного психического развития, К.Бюлер анализировал и роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основных стадии психического развития:

инстинкт;

дрессуру (образование условных рефлексов);

интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).

Помимо интеллектуального развития, при переходе от стадии к стадии развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно; так собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец, при интеллектуальной деятельности ребенок может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде, считал К.Бюлер.

По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется в основном во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней. Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций.

Читайте также:  Игра для развития ребенка 3 лет фигуры

Модифицируя теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функционального удовольствия. Доказывая, что игра находится на стадии дрессуры, а потому игровая деятельность связана с получением функционального удовольствия, Бюлер объяснял тот факт, что в игре нет своего продукта. Это связано не с тем, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а с тем, что игра и не нуждается в продукте, так как ее цель – это сам процесс игровой деятельности.

Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а также мотивации упражнения, необходимого для психического развития ребенка.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт – все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) – требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект – доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации.

Этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.

К. Бюлер разделял взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

К.Бюлер стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир.

Ее значение в том, что она, как подчеркивал Д.Б.Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.

Закон о перемещении удовольствия.

К.Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия “с конца на начало”. По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: “функциональное удовольствие”. Закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования. Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия “с конца на начало”, по К.Бюлеру – основная движущая сила развития поведения.

Зоопсихический эксперимент в детской психологии.

К.Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В.Келлер проводил на шимпанзе, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.

Критика Л.С. Выготским концепции К. Бюлера.

1. Односторонний и ошибочный взгляд на психологическое развитие ребенка как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

2. Бюлер самую эпоху появления первичных форм мышления у ребенка назвал шимпанзеподобным возрастом.

3. Привел к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития человеческого ребенка.

4. Весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека для него совершается в восхождении по единой биологической лестнице.

5. История развития высших форм поведения ребенка принципиально не выделена из общей истории развития элементарных биологических процессов.

6. История образования понятий принципиально ничем не отличается от истории развития любой элементарной функции, непосредственно связанной с органической эволюцией ребенка.

7. Тенденция рассматривать развитие высших форм поведения, являющихся в плане филогенеза продуктом исторической эволюции человечества и имеющих в онтогенезе особую историю и особый путь развития, в том же плане, что и развитие элементарных функций приводит к двум печальным последствиям:

1) Наряду с шимпанзеподобным возрастом Бюлер различает как особую эпоху в развитии ребенка возраст сказок, возраст Робинзона. Исторически возникшую, социальную, классово обусловленную закономерность он возводит в ранг вечного закона природы.

2) Общее глубокое искажение всей возрастной перспективы детской психологии не только в смысле принципиального смешения биологических и социальных критериев в определении фаз и эпох детского развития, но и в отношении объективного распределения всего процесса детского развития между отдельными возрастными эпохами.

8. Детская психология в глазах этого исследователя есть психология раннего детского возраста, когда вызревают основные и элементарные психологические функции.

9. Биологические функции психики и связанный с ними внутренний ритм ее развития выдаются за целое всей детской психологии.

10. Две основные линии теоретических размышлений:

1) Психологизация биологии.

2) Биологизация психологии.

11. Антидиалектичность.

Пытается свести к первичной основе все развитие в целом и тем самым придать абсолютное значение первичным формам, игнорирует объективную диалектику развития, игнорирует диалектический метод научного познания как единственный адекватный способ раскрытия объективной диалектики развития.

«Природа не делает скачков, развитие всегда происходит постепенно».

12. Линия биологической эволюции поведения и ее исторического развития в филогенезе, обе линии в онтогенезе принципиально не выделяются автором как два различных типа развития.

Читайте также:  Препараты способствующие развитию речи ребенка

13. В один ряд выстраивается филогенез и развитие ребенка и объявляется, что в развитии ребенка проявляются определенные основные законы духовного прогресса, совершенно независимо от внешних влияний, т. е. одинаково действительные в развитии человека в доисторические времена и в детстве.

14. Взамен анализа социально-экономических факторов, обусловливающих преступность, это чисто социальное явление — продукт социального неравенства и эксплуатации — выдается за наследственный биологический признак, передающийся от предков к потомкам с такой же закономерностью, как определенная окраска глаз.

Теория трёх ступеней детского развития

К Бюлер (Австрия) намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребёнка (существа пассивного, беспомощного, лишённого всяких душевных движений) – в человека.

Он считал, что для исследования детского развития в первые годы жизни форма эксперимента может быть заимствована из области зоопсихологии. Теория трёх ступеней в развитии ребёнка. Каждый ребёнок в своём развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Биологический фактор рассматривался им как основной. Он настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчёркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.

Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определённых стимулах. Набор готовых инстинктов у ребёнка (новорожденного) узок – крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.

Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) даёт возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи (навыковые формы реагирования на внешние воздействия). Детская игра – естественное продолжение игры у животных – возникает на данной стадии.

Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Возможность творческого решения задач, создания нового продукта.

Бюлер всячески подчёркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни.

При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причём происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу (от результата, от самого процесса, предвосхищение).

Детская психология для Бюлера – это прежде всего психология раннего возраста, и развитие человека в целом отождествляется с развитием ребёнка.

Теория трёх ступеней детского развития  К.Бюлера

Основной предмет исследования

Закономерности психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект)

Методы исследования

Зоопсихологический эксперимент

Основные понятия

Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие

Основные идеи

Перенос закономерностей эволюции психики животных на психическое развитие ребёнка. Рассмотрение психики ребёнка как связующего эволюционного звена между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии

Факторы развития

Преформизм, наследственность

Направления критики

Биологизаторский подход – невидение, игнорирование специфики развития человека, принижение возможностей ребёнка» перенос фактов, полученных в результате зоопсихологических экспериментов на человека

Ценное

Применение эксперимента в изучении детского развития, идея развития

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Попытка преодоления биогенетического
подхода: Теория трех ступеней детского
развития

БюлерКарл
(1879–1963)
— немецко-австрийский
психолог. В первый период творчества
примкнул к Вюрцбургской школе, где
разрабатывал методики экспериментального
изучения мышления, в частности метод
свободного отчета испытуемого о своих
психических процессах при решении
сложных задач. После первой мировой
войны сосредоточился на изучении проблем
развития детской психики.

Он намеревался представить весь путь
развития от обезьяны до взрослого
культурного человека как восхождение
по единой биологической лестнице,
проанализировать процесс превращения
ребенка (существа, по его мнению,
пассивного, беспомощного, лишенного
всяких душевных движений) — в человека.
Задача исследования, по Бюлеру, заключалась
в том, чтобы найти вечные, основные,
независимые от внешних влияний законы
развития в чистом виде. По замыслу
Бюлера, подходящая форма эксперимента
для исследования детского развития в
первые годы жизни может быть заимствована
из области зоопсихологии. Это «эксперименты
над деятельностью», «планомерное
использование искусственных ситуаций»,
по сути, решение детьми задач такого
типа, которые предлагал обезьянам В.
Келер.

Ряд его исследований посвящен проблемам
теории и психологии языка и речи. Вопросы
методологии научного познания Б.
рассматривал в работе «Кризис психологии»
(1927), считая, что выход этой науки из
кризисной ситуации возможен путем
интеграции трех основных направлений:
интроспективной концепции сознания,
бихевиористской концепции поведения
(см. Бихевиоризм) и культурологических
исследований психики, ставящих личность
в зависимость от системы ценностей. В
дальнейшем предпринял попытку дать
собственную трактовку принципа
целостности в жизнедеятельности человека
и животных.

К. Бюлер известен как автор преформистской
теории трех ступеней в развитии ребенка.
Каждый ребенок в своем развитии
закономерно проходит стадии, которые
соответствуют стадиям эволюции форм
поведения животных: инстинкт, дрессура,
интеллект. Биологический фактор
(саморазвитие психики, саморазвертывание)
рассматривался им как основной. Бюлер
настаивал на биологической обусловленности
развития в детстве, на наследственной
природе способностей, однако подчеркивал,
что без упражнения природные задатки
не раскроются в полной мере.

Читайте также:  Ребенок в пять месяцев развитие

Инстинкт – низшая ступень развития;
наследственный фонд способов поведения,
готовый к употреблению и нуждающийся
лишь в определенных стимулах. Все
инстинктивные формы поведения врождены,
не требуют научения, одинаковы у всех
представителей вида и обеспечивают
узкую степень адаптации. Инстинкты у
человека — расплывчатые, ослабленные,
расщепленные, с большими индивидуальными
различиями. Набор готовых инстинктов
у ребенка (новорожденного) узок — крик,
сосание, глотание, защитный рефлекс.

Дрессура (навык) – (образование
условных рефлексов, прижизненно
складывающиеся навыки) дает возможность
приспособиться к различным жизненным
обстоятельствам, опирается на награды
и наказания, или на успехи и неудачи.
Навыки требуют упражнения; адаптация
в пределах опыта, узкая область переноса.
Детская игра, по Бюлеру, — естественное
продолжение игры у животных, возникает
на данной стадии.

Интеллект – высшая стадия развития;
приспособление к ситуации путем
изобретения, открытия, обдумывания и
осознания проблемной ситуации. Интеллект
доступен только на определенной стадии
развития ЦНС, осуществляется по принципу
инсайта, обеспечивает неограниченные
возможности адаптации.

К. Бюлер связывал эти ступени, их
возникновение не только с созреванием
мозга и усложнением отношений с
окружающей средой, но и с развитием
аффективных процессов, с развитием
переживания удовольствия, ) связанного
с действием. К. Бюлер сформулировал
закон функционального удовольствия:
любой живой организм испытывает
удовольствие от более совершенного
функционирования. В ходе эволюции
поведения отмечается переход
удовольствия “с конца на начало”.
По его мнению, первый этап – инстинкты
– характеризуются тем, что наслаждение
наступает в результате удовлетворения
инстинктивной потребности, то есть
после выполнения действия.

На уровне навыков удовольствие
переносится на самый процесс совершения
действия. Появилось понятие: “функциональное
удовольствие”. Но существует еще
предвосхищающее удовольствие,
которое появляется на этапе
интеллектуального решения задачи.
Таким образом, переход удовольствия
“с конца на начало”, по К. Бюлеру, –
основная движущая сила развития
поведения.

Главный интерес Бюлера сосредоточен
вокруг первых лет жизни ребенка. Детская
психология для него — это, прежде всего,
психология раннего возраста, и развитие
человека в целом отождествляется с
развитием ребенка. Бюлер считал, что
фазы детства нужно определять по
интересам и успехам в развитии. Некоторые
выделяемые Бюлером эпохи: шимпанзеподобный
возраст; стадия вопросов о названиях
предметов; стадия вопросов «почему»;
возраст сказок; возраст Робинзона и др.
Фазы детства Бюлер рассматривал как
биологические фазы развития; относительное,
свойственное ребенку определенной
эпохи и определенной социальной среды
приравнивалось к абсолютному, всеобщему,
необходимому закону развития. Л.С.
Выготский подчеркивал, что в теоретических
построениях Бюлера есть ценная,
пронизывающая все идея развития и
тенденция рассмотреть психическое
развитие, в общем аспекте биологического
развития. Однако стремление непосредственно
вывести всю полноту душевной жизни,
психических функций и форм из биологических
корней, найти причины типичных успехов
нормального ребенка в структурном
развитии коры большого мозга принципиально
ограничивает позицию Бюлера, делает ее
антидиалектичной. Филогенез и онтогенез
психики оказываются в одинаковой мере
подчинены законам биологической
эволюции. Проводя на детях , эксперименты,
подобные тем, которые В. Келер проводил
на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство
примитивного употребления орудий у
человекоподобных обезьян и ребенка, и
поэтому сам период проявления первичных
форм мышления у ребенка он назвал
“шимпанзе-подобным возрастом”.
Изучение ребенка с помощью зоопсихологического
эксперимента было важным шагом к
созданию детской психологии как науки.
Заметим, что незадолго до этого В.
Вундт писал, что детская психология
вообще невозможна, так как ребенку
недоступно самонаблюдение.

К. Бюлер никогда не причислял себя к
биогенетистам. В его работах можно найти
даже критику биогенетической концепции.
Однако его взгляды – еще более глубокое
проявление концепции рекапитуляции,
так как этапы
развития ребенка отождествляются со
ступенями развития животных
. Как
подчеркивал Л. С. Выготский, К. Бюлер
пытался привести к одному знаменателю
факты биологического и социально-культурного
развития и игнорировал принципиальное
своеобразие развития ребенка. К.Бюлер
разделял с почти всей современной ему
детской психологией односторонний и
ошибочный взгляд на психическое развитие
как на единый и притом биологический
по своей природе процесс.

Много позднее критический анализ
концепции К. Бюлера был дан К. Лоренцем.
Он указал, что представление К. Бюлера
о надстройке в процессе филогенеза
высших ступеней поведения над низшими
противоречит истине. По мнению К.
Лоренца, это три независимые друг от
друга, возникающие на определенном
этапе животного царства линии
развития. Инстинкт не подготавливает
дрессуры, дрессура не предшествует
интеллекту. Развивая мысли К. Лоренца,
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что между
стадией интеллекта и стадией дрессуры
нет непроходимой грани. Навык – это
форма существования интеллектуальным
образом приобретенного поведения,
поэтому может быть иная последовательность
развития поведения: сначала интеллект,
а затем навык.

Если это верно для животных, то тем более
это верно для ребенка. В развитии ребенка
условные рефлексы возникают на
второй-третьей неделе жизни. Нельзя
назвать ребенка инстинктивным животным
– ребенка надо учить даже сосать К. Бюлер
глубже, чем Ст. Холл, стоит на позициях
биогенетического подхода, так как
распространяет его на весь животный
мир. И хотя теория К. Бюлера сегодня уже
не имеет сторонников, ее значение в
том, что она, как справедливо подчеркивал
Д. Б. Эльконин, ставит проблему истории
детства, истории постнатального
развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник