Основные характеристики среды развития ребенка

Основные характеристики среды развития ребенка thumbnail

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Источник

Предметно-развивающая среда — это пространство, которое, во-первых, побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития. Каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, либо способствуют росту (интеллектуальному, эмоциональному, творческому), либо становятся преградами на пути, которые так и хочется убрать с глаз долой, а еще лучше — разбить в щепки.

Впрочем, ко многим тонкостям, необходимым для развития ребенка, взрослые могут быть не так чувствительны. Поэтому в педагогике существуют определенные установленные правила и принципы, которые помогут создать правильную развивающую среду. Эти принципы пригодятся как при организации предметно-развивающей среды в группе детского сада, так и в обустройстве домашней детской комнаты.

Требования к предметно-развивающей среде

Существуют конкретные, вытекающие из многолетнего мирового педагогического опыта критерии, которые, согласно ФГОС, предъявляются к предметно-развивающей среде.

Содержательная насыщенность

Этот критерий означает, что развивающая среда должна быть наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети смогут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития. Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, должны позволять детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе действиями, направленными на развитие крупной и мелкой моторики). Содержательные компоненты развивающей среды должны предоставлять возможность для самовыражения детей и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Вариативность

В основе принципа вариативности лежит важнейшая идея о том, что ребенку должна быть предоставлена свобода выбора. Это значит, что все материалы и обучающие средства должны быть разнообразными и предлагать возможность для самых разных видов активности. И, конечно, поскольку определенная предметно-развивающая среда поддерживает развитие детей определенного возраста, с ростом детей среда должна дополняться и меняться. Как минимум один раз в полгода необходимо дополнять пространство средствами и материалами.

Трансформируемость

Оборудование предметно-развивающей среды должно быть достаточно мобильным, чтобы педагоги могли видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей.

Полифункциональность

Полифункциональность материалов предметно-развивающей среды предполагает, что одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций. Другими словами, за предметами, содержащимися в развивающей среде, не должна быть закреплена единственная конкретная функция.

Доступность

Все предметы должны находиться в зоне доступа детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.   

Безопасность 

Все предметы должны быть пригодны к использованию, не представлять опасности здоровью и жизни детей, соответствовать требованиям безопасности.

Зонирование предметно-развивающей среды

Любое пространство должно быть разделено на функциональные зоны. Такое пространство естественным образом подсказывает ребенку, что во всем может присутствовать порядок и организованность. Как правило, при создании предметно-развивающей среды в ДОУ выделяют следующие зоны.

Спокойная зона — место для отдыха, спокойного общения, снятия эмоционального напряжения. Это уютная зона с кроватями и мягкими креслами, в которой, к примеру, приятно проводить время послеобеденного отдыха.

Рабочая зона — пространство для обучения и творчества, которое помогает ребенку стать собранным, уделить внимание одному занятию или практике. Эта зона хорошо освещена, оснащена столами, стульями, принадлежностями для творчества и обучения, в этой же зоне может находиться книжный уголок.

Активная зона — зона для игр, спортивных и физических упражнений, танцев, то есть зона, в которой дети могут по максимуму проявлять свою живость и активность. Именно поэтому к безопасности этой зоны предъявляются особые требования.  

Подобное зонирование является классическим, но не единственно возможным. Исходя из целей и задач конкретного учреждения, педагоги могут выделять и оснащать и другие специальные зоны.

Эстетическое оформление предметно-развивающей среды

Каждая зона предметно-развивающей среды должна быть уютной. Среда, в которой дети проводят весь день, должна быть такой, чтобы в ней хотелось находиться как можно дольше: светлой, теплой, красивой. Есть несколько правил создания такой среды.

Не пренебрегайте предметами декора, но и не переусердствуйте. Картины и постеры, живые цветы, симпатичные предметы интерьера могут отвлекать внимание детей, не позволяя им сосредоточиться, тем самым увеличивая возбужденность, поэтому таких вещей не должно быть слишком много. Для выставки детских работ (рисунков, аппликаций и пр.) выделите определенное место.

Обращайте особое внимание на цветовое оформление зон. Цвет может создавать нужное настроение или напрочь его убивать. Избегайте слишком ярких, навязчивых, раздражающих цветов.

Желая создать тематическое предметно-развивающее пространство, подумайте дважды. Часто в дошкольных учреждениях можно увидеть попытку создать тематическое пространство, то есть оформить зоны в тематике русских народных сказок, космоса, популярных мультфильмов и т. д. Это может помогать создавать определенное настроение и погружаться в определенную тему, но важно помнить, что тематика пространства ограничивает нас в глубоком погружении в другие темы. Создавая тематическое пространство, помните, что через несколько месяцев одну тему предстоит заменить другой, полностью переоформив развивающую среду. Если вы к этому не готовы, не стоит делать ваше образовательное пространство группы тематическим.

Чего не нужно делать, создавая развивающую среду

Мы уже коснулись некоторых ошибок, которые можно совершить при создании предметно-развивающей среды: перегруженность предметами и декоративными элементами, небезопасность материалов, неуместное цветовое и тематическое оформление. Вот еще некоторые ошибки, совершаемые повсеместно.

Мебель и оборудование слишком тяжелые, лишены мобильности. Этот недостаток может быть не заметен на первый взгляд, но проявит себя сразу, как появится необходимость в перестановке и реорганизации пространства. Для детских учреждений исключительно важно выбирать легкую и мобильную мебель и любое оборудование, чтобы в случае необходимости педагоги могли переставить или убрать что-либо, не прибегая к специальной помощи.

Присутствует нарочитое разделение пространства на зоны для мальчиков и девочек. Привычка оформлять все девчачье в розовый, а мальчишечье в голубой, кажется, намертво врослась в нашу ментальность. Однако психологи, педагоги, исследователи замечают, что подобное разделение лишено особого смысла и к тому же мешает детям проявлять себя и свободно исследовать пространство вокруг.

В организации и оформлении среды не учтены актуальные интересы детей. В конце концов, может быть так, что развивающая среда создана с учетом всех правил, но… с оглядкой на прошлое! Такая среда могла бы оказаться идеальной двадцать лет назад, но не сегодня. Поэтому не забывайте, что так или иначе предметно-развивающая среда должна включать в себя элементы, понятные и интересные именно современным детям, будь то игрушки, предметы интерьера или что-либо еще.

Принципы предметно-развивающей среды в разных педагогических системах

В некоторых педагогических системах созданию вполне определенной развивающей среды уделяется особое внимание. Вот примеры таких систем.

Развивающая среда в педагогике Монтессори

Один из принципов создания развивающей среды в педагогике Марии Монтессори заключается в попытке создать такое пространство, в котором ребенок, во-первых, будет обладать максимальной свободой выбора интересного занятия, а во-вторых, будет настолько самостоятельным, насколько это возможно. Педагог в данном случае лишь направляет, но не учит и не показывает, что и как делать. Чтобы эти принципы воплощались в жизнь, развивающая среда предполагает включение множества тщательно продуманных и хорошо оборудованных зон: зоны сенсорного развития, языковой зоны, математической зоны, зоны практической жизни и пр.

Развивающая среда в вальдорфской педагогике 

В вальдорфских детских садах и школах развивающая среда исключительно важна. Считается, что именно правильно созданная среда может привести в движение все механизмы естественного, комфортного и счастливого развития детей. Вот некоторые особенности организации развивающей среды в таких учреждениях.

Все экстерьеры и интерьеры должны основываться на природных формах. В вальдорфской системе принято отказываться от острых и прямых углов, так как они ассоциируются с чем-то искусственным, а плавные и округлые линии, напротив, максимально приближены к тому, что встречается в самой природе.

Декорации и игрушки часто изготавливаются из природных материалов, то есть из дерева, ракушек, плодов, желудей. Интерьер меняется в соответствии со временем года.

Создавайте продуманные развивающие пространства!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник