Основные факторы возрастного развития ребенка

Основные факторы возрастного развития ребенка thumbnail

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Факторы развития личности ребенка

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник

В психологии выделяют два направления, объясняющих процесс детского развития.

1) Биологизаторское направление

2) Социологизаторское направление

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 месяцев мальчик недоношенный

Противоречия между потребностями и способностями, потребностями и требованиями общества – являются источником развития ребенка. Разрешение противоречий позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов мате­риальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобра­зие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобре­таемых в процессе развития.

Факторы развития могут способствовать или препят­ствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка. Они содержат в себе источники развития и направляют его

Факторы развития – это «движущие силы», которые определяют поступательное развитие ребенка и являются его причинами.

Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Таким образом, факторами развития может выступать совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.

Обучение идет впереди развития и создаетзону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать сам и что – с помощью взрослых

Обучение неразрывно связано с деятельностью, которая также является источником развития психики ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущие виды деятельности играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.

Вопрос 4. Периодизации психического развития ребенка

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику возрастных этапов. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Содержание и временные границы определяются авторами на основе различных критериев.

Выготский Л.С. изучив работы многих ученых, выделил три группы периодизаций: по внешнему признаку; по внутреннему признаку (по одному и по нескольким признакам детского развития); на основе определения стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К первой группе относятся периодизации на основе внешнего признака, но связанного с самим процессом развития.

Периодизация В. Штерна. Автор видел в периодах развития ребенка – отголоски давно ушедших веков

Периодизация Рене Заззо. В ней ступени детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения. По мнению автора – развитие и воспитание взаимосвязаны.

До 3 лет – раннее детство.

3-6 лет – стадия дошкольного возраста (воспитание в семье или дошкольном учреждении).

6-12 лет – стадия начального школьного образования (приобретение основных интеллектуальных навыков).

12 -16 лет – стадия обучения в средней школе (ребенок получает общее образование).

После 16 лет – стадия высшего или университетского образования.

Существуют и другие периодизации (Гетчинсона, А. Валлона).

Во второй группе периодизаций используется внутренний признак детского развития (чаще всего только один).

Павел Петрович Блонский выбрал для критерия развитие костной ткани у детей, появление и смену зубов. По этой периодизации детство делится на три эпохи.

От 8 мес. до 2,5 лет – эпоха беззубого детства.

От 2,5 лет. до 6,5 лет – детство молочных зубов.

Далее идет эпоха – детство постоянных зубов (заканчивается с появлением зубов «мудрости».

Зигмунд Фрейдсчитал, что главным источником человеческого поведения является бессознательное, которое насыщено сексуальной энергией – либидо. Автор считал, что этапы развития отличаются друг от друга способом фиксации либидо. Сексуальное развитие служит критерием данной периодизации. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон.

До 1 года – оральная стадия. Эрогенная зона – слизистая рта и губ.

1-3 лет – анальная стадия. Эрогенная зона – слизистая кишечника. Ребенок усваивает социальные нормы.

3-5 лет – фаллическая стадия. Эрогенная зона – гениталии. Высшая ступень развития детской сексуальности.

5-12 лет – латентная стадия. Наблюдается временное прерывание сексуального развития ребенка. Его интересы направляются на общение с друзьями.

12-18 лет – генитальная стадия. Все эрогенные зоны объединяются, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

В третьей группе периодизаций периоды психического развития ребенка выделяются на основе определения: стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К этой группе относятся периодизации, предложенные Львом Семеновичем Выготским и Даниилом Борисовичем Элькониным.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоя­тельств растягиваясь до года или даже двух лет.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окру­жающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появ­лением «трудновоспитуемости», как пишет Л. С. Выготский. Ребе­нок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действо­вать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конф­ликты с близкими людьми – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабля­ется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Читайте также:  Что такое центр раннего развития ребенка

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.

Главные изменения, происходящие во время кризисов, – внутрен­ние. Изменяются интересы ребенка и его ценности.

Кризис новорожденности

0-1 месяц – период новорожденности

1 месяц – 1 год – младенчество

Кризис 1 года

1-3 года – раннее детство

Кризис 3 лет

3-7 лет – дошкольный возраст

Кризис поступления в школу

7-10 лет – младший школьный возраст

10-15 лет – подростковый возраст

Кризис 12 лет

15-18 лет – старший школьный возраст

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Дополнительная информация.

Из других современных периодизаций детского развития заслужи­вают внимания периодизации А. В. Петровского и Д. И. Фельдштейна.

А. В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс ин­теграции в различных социальных группах. Согласно А. В. Петровскому, детство – это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество – про­явление своей индивидуальности. В юности должна произойти интег­рация в обществе.

Д. И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка от рождения до ранней юности определяет положение «Я» в социуме.

Он выделяет два блока социального развития личности. Эти бло­ки можно обозначить как фазы становления личности.

На первой фазе (от 0 до 10 лет) – фазе собственно детства – происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания.

На второй фазе (от 10 до 17 лет) – фазе подросткового возраста – наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступа­ющего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития лично­сти, фиксируя результат этой формы социального развития – ста­новление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции.

В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

– период новорожденности — до 1 мес.;

– период младенчества —1 – 12 мес.;

– период раннего детства — 1 – 4 года;

– дошкольный период — 4 – 7 лет;

– младший школьный — 7-12 лет;

– подростковый период — 12 – 16 дет;

– ранняя юность — 16 – 19лет;

– поздняя юность — 19 – 21 год;

– молодость (ранняя зрелость.) — 21 – 35 лет;

– зрелость — 35 – 60 лет;

– первая старость (пожилой возраст) — 60 – 75 лет;

– старость (преклонный возраст) — 75 – 90 лет;

– долгожительство — старше 90 лет.



Источник

Исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные закономерностям развития ребенка дошкольного возраста позволили выделить факторы, обуславливающие течение и результаты данного процесса: наследственность, среда и воспитание.

Фактор – движущая сила, причина какого либо процесса. Развитие личности – качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому в процессе социализации личности. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Необходимо отметить, что без участия взрослого человека развития ребенка невозможно. Взрослый (семья, педагоги, окружающие) выступает посредником в процессе социализации ребенка.

Движущими силами формирования личности являются возникающие в процессе воспитания противоречия биологических (наследственность) и социальных (среда) закономерностей.

Движущая сила развития личности имеет следующие противоречия:

1. Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения.

2. Между возросшими духовными и физическими возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности.

Основные факторы, влияющие на развитие личности дошкольника.

1. Наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, обеспечивающие наследственную программу развития человека.

Основные наследственные свойства:

а) анатомо-физиологические особенности человеческого организма;

б) задатки речи, мышления, прямохождение;

в) цвет кожи, глаз и волос; телосложение;

г) тип нервной системы.

2. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле:

а) в широком смысле «среда» – природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни;

б) в узком смысле «среда» – непосредственное предметное и человеческое окружение ребенка.

3. Воспитание (всегда носит целенаправленный и организованный характер). Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности, которая является залогом формирования различных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной.

Возрастная периодизация

Полная возрастная периодизация включает в себя всю человеческую жизнь с ее характерными стадиями.

Рассматриваются различные подходы ученых к возрастной периодизация дошкольников.

П.П. Блонский. Основа периодизации – периоды смены зубов, что связано с умственным развитием ребенка и с процессом его социализации.

Читайте также:  Роль кризисов в психологическом развитии ребенка

Л.С. Выготский. Основа периодизации – теория свободного возраста и кризисов развития:

– новорожденность;

– младенчество;

– ранний возраст;

– дошкольный возраст.

Д.Б. Эльконин. Основа периодизации – смена ведущего вида детской деятельности. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка и его возможностями. Виды деятельности сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. Данная теория дополняет теорию Л.С. Выготского.

Сензитивный период – период, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий и др.).

Виды периодизации, принятые современной наукой

1. Психологическая периодизация:

– пренатальный период;

– период новорожденности (до 6 недель жизни);

– грудной период (до года);

– ползунковый возраст (1-3 года);

– дошкольный период (от 3 лет и до поступления в школу);

– школьный возраст (6-11 лет);

– пубертантный период (11-15 лет);

– юношеский период (15-20 лет).

2. Педагогическая периодизация:

– младенчество (первый год жизни);

– ранний возраст (от 1 года до 3 лет);

– дошкольный возраст (от 3 до 7 лет):

– младший дошкольный возраст (3-4 года)

– средний дошкольный возраст (4-5 лет)

– старший дошкольный возраст (5 лет – до школы).

– младший школьный возраст (с момента поступления в школу до перехода ребенка в среднее звено – 5 класс);

– средний школьный возраст (с момента перехода в среднее звено и до 15 лет);

– старший школьный возраст (15-18 лет).

Основные педагогические характеристики младенчества:

1. Действия с предметами – основа познавательного развития.

2. Совершенствование нервной системы.

3. Увеличение массы тела и роста.

4. Возрастание двигательной активности.

5. Формирование механизмов речи.

6. Овладение умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать.

Основные педагогические характеристики периода раннего возраста (1-3 года):

1. Речь становится ведущим фактором становление личности.

2. Усвоение ребенком в процессе общения и разнообразных видов деятельности моральных норм и социального опыта.

3. Появление первых признаков самостоятельности в поведении и действиях.

4. Усвоение ребенком основных способов использования предметов – развитие предметной деятельности.

5. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память и др.

6. Сенсорное развитие через ощущение и восприятие.

7. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития.

8. Ведущий вид деятельности раннего возраста – предметная деятельность, в процессе которого происходит усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Основные педагогические характеристики периода

дошкольного возраста (от 3 лет до момента поступления в школу)

1. Формирование логического мышления, появление элементов абстрактных рассуждений.

2. Начало всестороннего развития и формирования личности.

3. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления.

4. Игра по-прежнему лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации замыслов, желаний и стремлений.

5. Деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышлений и речи приводят к формированию чувственного этапа познаний мира.

6. Формирование произвольности – в игре, рисовании, конструировании и др.

7. Происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, активно формируется костно-мышечная система, повышается двигательная активность.

Ведущий вид деятельности дошкольного возраста – игровая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

К 6-7 годам ребенок владеет навыками сюжетно-ролевой игры, использует народные и дидактические игры, в рисунке отображает людей, бытовые сюжеты, картины природы, по собственному замыслу создает конструкции из разных материалов, владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни, стремится быть причастным к труду взрослых, инициативен в общении со взрослыми и сверстниками, свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, умеет грамматически правильно строить сложные предложения, имеет элементарные представления о языковой действительности (звук, слово, предложение) и высокий уровень познавательного развития, у него развито самосознание, он проявляет интерес к практическому экспериментированию, обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению, инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий, умеет преодолевать трудности и т.д. У ребенка формируется готовность к систематическому обучению в школе, т.е. ведущей становится учебная деятельность, характеризующая систематическим и целенаправленным усвоением знаний, умений и навыков.

Проблеме развития и воспитания детей дошкольного возраста посвящены исследования Р.С. Буре, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Т.А. Репиной и др.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ учитывает возрастные возможности и способности детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Вопрос для обсуждения

1. Дайте определение возрастным особенностям человека.

2. Перечислите факторы развития личности дошкольника.

3. Раскройте основные виды периодизации принятые современной наукой.

4. Назовите основные характеристики младенчества и раннего возраста.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник