Основные факторы семьи влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка

Основные факторы семьи влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка thumbnail

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Семья как социальный институт

Основная, первая функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

А) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

В) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

Д) духовного общества – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

З) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются: на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Механизмы социализации ребенка в семье

Социализация – это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.

В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым. Как темперамент ребенка влияет на родителей, так и особенности характера родителей отражаются на способах обращения с ним. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников, школу.

Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.

1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.

Факторы воспитательного потенциала семьи

Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.

Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей.

К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетны. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. В семье систематическое пьянство, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют.

Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики:

Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу.

Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношения родителей.

Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной.

Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями.

Семья – «третий лишний» – родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром» – в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает конфликт и нервное перевозбуждение.

Особенности семейного воспитания

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

– родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

– власть используется лишь в меру необходимости;

– в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

– родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

– он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Статья подготовлена по материалам книги Суоми И. П. «Основы воспитания в семье» Уч. Пособие. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007

Основные факторы семьи влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка

Общество сегодня более напоминает «салат», а не «плавильный тигель». Психологи считают, что нужно учиться уважать и ценить наше культурное многообразие, а не ожидать, что все должны стать одинаковыми. Мультикультурализм придает равный статус различным этническим, расовым и культурным группам.


Основные факторы семьи влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.


Основные факторы семьи влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка

Источник

Определение 1

Семья – один из главных факторов, непосредственно влияющих на формирование личности ребенка. Именно она во многом определяет будущее человека. Главной характеристикой семьи является то, что она представляет собой воспитательную среду, в которой совместно протекает жизнь взрослых и детей. Важное влияние на процесс становления личности оказывает качество взаимодействия с социальным окружением и другими микросредами, процесс усвоения культуры.

В основе семейного воспитания лежат чувства. Семья должна быть построена на любви, которая создает дома особую нравственную атмосферу, тон и стиль взаимодействия ее членов: нежность, ласка, забота, терпимость, великодушие, умение прощать, чувство долга складываются в полезную для личности обстановку.

Семейная среда формирует для ребенка своего рода культурную нишу. Она состоит из предметно-пространственного, социально-поведенческого, событийного и информационного окружения. В семье должны быть созданы необходимые гигиенические условия, обеспечено полноценное качественное питание, с помощью различных воспитательных средств созданы позитивные модели поведения. Чем лучше организована семейная среда, тем выше эффективность воспитания ребенка.

Семейная жизнь складывается из большого количества социальных ситуаций. Если родители могут придать им правильную целевую направленность, то они могут выступать в качестве педагогических средств. Иначе говоря, самые обычные, привычные вещи тоже могут быть факторами семейного воспитания: на личность могут влиять особенности интерьера, порядок в доме, привитое отношение к вещам, семейные торжества, отношения между родителями и другими родственниками, соблюдение традиций и др. Благоприятная домашняя среда становится пищей для воспитания мыслей и чувств, формирования правильного поведения. От того, какие ценности родители прививают ребенку, и от того, какая обстановка царит в доме, зависит, сможет ли ребенок развить в себе чувство самодостаточности.

Замечание 1

Отличительными особенностями воспитательной деятельности в семье является ее естественный и непреднамеренный характер.

Современная семья уделяет не слишком много внимания специальным воспитательным мероприятиям. В целом семейное воспитание сильно различается в рамках одной и той же культуры: оно персонализировано и имеет конкретную направленность. Именно благодаря этому инициируется активность ребенка.

Определение 2

Основа построения социально-психологической стороны личности базируется на деятельной активности. В отличие от воспитания в образовательных учреждениях, семейное воспитание обладает более разнообразным и менее регламентированным содержанием, поэтому семья помогает ребенку легче принять разнообразие мира вокруг, создать в себе иммунитет к его негативным сторонам. Наблюдая, как ведут себя близкие в той или иной ситуации, он выстраивает свое отношение к жизни, собственные представления о ценности чувств, объектов, явлений.

То, как ребенок относится к окружающему миру, воспринимает нормы поведения, зарождается в нем опосредованно через общение с близкими родственниками. Семья показывает ему первые примеры поведенческих моделей, на которых позже будет выстроено его собственное поведение с учетом приобретенного общественного опыта. Дети учатся сравнивать, оценивать, выбирать, как себя вести, как общаться с окружающими.

Важно помнить, что при всех ее достоинствах семья является относительно закрытой группой, замкнутой общностью, в которой люди воспитывают друг друга, ориентируются на мнения друг друга, передают опыт из поколения в поколение. Конечно, постепенно формируются и новые способы взаимодействия с ребенком, которые взрослые усваивают из специальной литературы, примеров других семей, советов знакомых, врачей.

Организующий фактор семейного воспитания

Семья имеет сильное воспитательное воздействие еще и потому, что является формой организации деятельности людей. У новорожденного ребенка нет навыков и умений, чтобы жить самостоятельно, следовательно, ему нужны взрослые, чтобы организовать взаимоотношения с внешним миром. Семья привлекает его к разной деятельности: трудовой, учебной, общественной, предметной, познавательной, игровой. На ранних этапах деятельность обязательно является совместной, но постепенно ребенок овладевает нужными навыками и получает возможность организации своей собственной, привлекательной лично для него деятельности. Со временем ребенок становится полноценным субъектом, активным участником всех семейных дел. Чтобы успешно развиваться, дети должны постоянно получать внимание родителей, чувствовать их одобрение и поддержку, получать помощь, когда она нужна. Родителям важно помнить, что соотношение детской и своей активности должно оставаться разумным. Конечно, зачастую проще сделать все необходимое вместо ребенка, чем добиться от него верного выполнения поставленной задачи, но такой подход является одной из самых частых ошибок семейного воспитания. Включить ребенка в дело непросто, но если этого не делать, то у него постепенно сформируется синдром беспомощности, инфантилизм. Ребенок, как и взрослый человек, имеет отчетливую потребность в целесообразном действии, которое приводит к видимому результату. Выполнение таких действий помогает развивать усидчивость, самоконтроль, самооценку, настойчивость.

Однако не стоит и забывать о том, что возможности ребенка весьма ограничены, и необходимость выходить за их рамки не будет приносить удовлетворения. Успех рождает ощущение эмоционального подъема, что, в свою очередь, стимулирует желание повторить, попробовать новое, продолжать изучение, а работа “на износ”, постановка слишком трудных задач закрепляет в ребенке ощущение неудачи.

Специфика семьи как воспитательного фактора

Как мы уже говорили, основная функция семьи – это воспитание подрастающего поколения.

Определение 3

Семейным воспитанием детей называется целенаправленное взаимодействие ребенка с членами семьи, которое основано на любви, уважении чести и личного достоинства. Оно предполагает всестороннюю психологическую и педагогическую поддержку ребенка, защиту и помощь в формировании личности с учетом его потребностей и возможностей в соответствии с семейными и общественными ценностями.

Воспитательный потенциал каждой семьи различен, поскольку семьи заметно отличаются друг от друга по составу, материальной обеспеченности, региону проживания. Внутри семьи может царить совершенно разная психологическая обстановка, приверженность традициям и обычаям или их отторжение, разный образовательный и культурный уровень.

Специфика семьи как воспитательного фактора

В целом можно сказать, что семья может быть, как положительным, так и отрицательным фактором становления личности детей. Главные условия, которые обеспечивают наилучший тип семейного воспитания, это:

  • любовь к детям;
  • последовательность в поведении и установлении норм;
  • единство требований ко всем членам семьи;
  • обоснованность любых воспитательных воздействий, особенно наказаний;
  • недопустимость участия ребенка во взрослых конфликтах.

Степень проявления чувства также важна: если ребенок получает недостаточно любви, он делается грубым и черствым к чужим бедам, не может ужиться в коллективе, проявляет чрезмерную замкнутость и застенчивость. Если же любовь выражается слишком горячо, то это может стать причиной развития эгоизма, эгоцентризма, избалованности.

Воспитание в семье продолжается достаточно длительное время. Оно может длиться в течение всей жизни человека, поскольку его влияние ощущается и вне дома. Степень влияния на воспитание и развитие ребенка в разные временные периоды различна: в дошкольном возрасте ребенок больше нуждается в обеспечении своих духовных, материальных и познавательных потребностей, в школе – в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных нужд, а для подростка и взрослого человека семья нужна для развития самопознания, социального, профессионального и личностного самоопределения.

Источник