Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

В жизни ребенка чрезвычайно важный этап в развитии является ранний и дошкольный возраст. Особенно быстро дети развиваются до школы, ведь как много ребенок приобретает за первые свои 6-7 лет жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и ими действовать, стоять, ходить и так далее. Десятками навыков и умений он овладевает за это время – пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, кисточкой, карандашами и так далее. Огромным количеством знаний обогащается его память о явлениях природы, о звуках, цветах, о жизни человека в прошлом и настоящем. Знакомится с правилами поведения, узнает пространство и время, число и действие с ним. Все достижения приобретенные детьми до школы невозможно перечислить, ведь студенту за пять лет учебы никакой университет не даст столько знаний, сколько ребенок получает в детском саду, в семье в дошкольном возрасте.

Для развития необходимы условия воспитания, которые учили бы ребенка и хорошему и полезному, оставляли в памяти положительные образы.
Исключительно ценным для детей является игра. Если ребенок не играет, он не может быстро и хорошо развиваться. Дети трех лет и старше во время игры отражают жизнь людей, которые их окружают. Если мы присмотримся к играм детей, то увидим, в их игре взаимоотношения, заботы, переживания взрослых людей, за которыми они наблюдают в жизни.

Все за чем дети наблюдают, они восстанавливают в своей игре, невольно закрепляют черты характера и манеры поведения. Богаче и разнообразнее становятся игры детей 5-7 лет, здесь каждый берет определенный кусок жизни, определенную роль. Во время развертывания игры, много узнают они друг от друга, уточняются их представления. В игре развивается фантазия, мышление, представление о высших человеческих чувствах, разумной воле.

Играя, они выполняют все «по-нарошному», но живут по-настоящему. В этом и состоит развивающее значение творческой игры детей 3-6 лет. Проявляя свою фантазию, они создают удивительную жизнь, которой живут взрослые. В этой жизни много неясного, поэтому она кажется еще интереснее, заманчивее, привлекательнее. Такая игра для детей – творчество, любимый вид деятельности, для них она незаменима и никогда не надоедает.

Игра – путь к детской самостоятельности, к развитию детского творчества, учит жизни в коллективе.

Решающее значение в развитии ребенка играет речь, освоение ее – это важнейшее средство общения детей между собой, познания окружающего мира. За чистотой детской речи, за правильным употреблением слов и построением предложений взрослым необходимо следить.

Кроме того, очень важно следить за развитием рук, то есть проводить занятия по рисованию, наклеиванию, лепке и других. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в разных играх и занятиях, обучающих и творческих. Можно считать, что ребенок с пользой прошел свой дошкольный период детства, если усвоил основные правила поведения, обращения с вещами, общение с взрослыми.

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

Умственное развитие – целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности”.

Первая ступень познания – живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания – абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, “живыми” образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение – являются примером экономной работы человеческого мозга.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в домашних условиях

Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика – не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и другие потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления – наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий – он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности – умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень – словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам неделям до года

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

В каком же возрасте нужно начинать развивать умственные способности малыша? Об этом, наверняка задумывался каждый родитель, ведь каждый старается спланировать будущее крохи и облегчить ему жизнь.

Данный вопрос подвержен сильной критике. Многие специалисты утверждают, что детям до трех необходимо предоставить свободу, позволить вдоволь наиграться и самому узнать окружающий мир, и лишь после этого – учить его новым навыкам.

У других сложилось мнение, что ребенка необходимо учить в раннем возрасте с помощью различных игр и ненавязчивых упражнений. Остальные считают, что в первые годы жизни малыш должен получить как можно больше новых знаний и навыков.

Маленькие дети каждый раз получают новую информацию во время игр и занятий, при общении с окружающими людьми. В этом возрасте, малыш словно «губка», которая впитывает в себя все новые и новые знания. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития крохи. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней и ненужной информацией, создавать стимулы и мотивации для стремления к знаниям.

Особенности умственного развития на каждом этапе жизни

Интенсивное развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, восприятие и внимание, происходит в раннем возрасте. В этот период обучение ребенка должно быть направлено на формирование общих знаний о предметах, цветах и формах. Малыши учатся определять цвета вещей, узнавать назначение разных предметов, их свойства. Доминирующей функцией является восприятие, которое влияет на дальнейшее развитие остальных познавательных процессов.

В возрасте от 4 до 6 лет дети хотят получить как можно больше новой информации об окружающем мире. Но при этом их мозг быстро утомляется. Зная эту особенность детского организма, вы сможете правильно спланировать занятия для детей. Можно чередовать различные виды деятельности (отдых и игры, тренировки для ума и гимнастика и т.д.). Основную часть времени лучше всего посвятить играм. Благодаря ним кроха сможет веселиться, одновременно развиваться и получать новые знания и навыки. Кроме этого, ребенок сам должен выбирать понравившуюся игру и заниматься по собственному желанию. При этом его тяга к изучению «нового» только возрастет.

Если ваш ребенок не хочет заниматься, то лучше подождать некоторое время и не принуждать его через силу. Малыш может испугаться или перестать заниматься.

Уже к 7-8 годам процесс обучения отделяется от игр и развлечений. Ребенок должен понять всю его важность и необходимость. Развивайте выносливость и упорство чада с помощью физических нагрузок, приобщайте его к работам по дому, учите соблюдать чистоту и порядок. Можно завести домашнего зверька. Тогда ребенок научится проявлять ответственность и заботу. Важно сформировать правильные привычки и научить самому необходимому. Следите за тем, какие телевизионные передачи смотрит ваш малыш. Ведь большая часть современных программ просто не предназначена для детского просмотра. Смотрите только добрые мультики и развивающие передачи для детей.

В любом возрасте малыш нуждается в поддержке. За каждое новое достижение вы должны похвалить его, сказать ласковое слово. Так ребенок станет более уверенным, и каждый раз будет делать новые успехи, чтобы порадовать вас. В случае неудач, не стоит строго ругать детей. Проявите гуманность и помогите крохе разобраться в ошибках.

Как можно больше общайтесь с детьми. Вы можете рассказывать им сказки, забавные истории, стихи или беседовать на интересные для них темы. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на различные предметы и расспросите, что он знает о них. Малыш должен научиться формулировать свои мысли, развивать память и речь.

Источник

Особенности умственного развития в дошкольном возрасте.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания.

Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, события и людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте фактически не является произвольным. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.

Читайте также:  Развитие ребенка после первого месяца жизни

От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные картинки не более 6-8 секунд, в то время как старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание на одном и том же изображении от 12 до 20 секунд. То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни.

«Без памяти, – писал С.Л.Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [18].

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения миемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа.

На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание чтобы запомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого миемические действия и операции.

У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. У большинства нормально развивающихся детей неплохо развиты непосредственная и механическая память [19].

При помощи механических повторений у детей старшего дошкольного возраста информация неплохо запоминается. В этом возрасте появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. У детей хорошо развита эйдетическая память.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими. Дальнейшее развитие воображения получает в играх, где символические замены совершаются довольно чсто и с помощью разнообразных средств.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процессе планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, умственных характер.

От развитости у ребенка воображения зависит развитие мышления, его становление и совершенствование.

Сначала формируется наглядно-образное мышление, развитие которого стимулируют сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами.

Словесно-логическое мышление ребенка начинает развиваться в конце дошкольного возраста. Оно предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей происходит как минимум два этапа. На первом этапе их них ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, поучается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений.

Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом.

В дошкольном детстве речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание.

Отличается развитие речи “про себя” и внутренней речи [20].

Таким образом наиболее общей характеристикой уровня умственного развития выступает подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива.

На каждом возрастном этапе различают два уровня умственного развития: актуального и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Внимание в этом возрасте фактически не является произвольным.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

От развитости у ребенка воображения зависит развитие мышления, его становление и совершенствование.

Сначала формируется наглядно-образное мышление, развитие которого стимулируют сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами.

Словесно-логическое мышление ребенка начинает развиваться в конце дошкольного возраста. Оно предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

В дошкольном детстве речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога.

Отличается развитие речи “про себя” и внутренней речи.

Источник