Основа развития и воспитания ребенка

Я решила осветить эту тему, потому что считаю её актуальной для каждого. Рано или поздно каждому из нас предстоит стать родителем, и желательно заранее знать, как правильно воспитывать детей, и в чём собственно заключается это воспитание. Но лучше поздно, чем никогда. Главное, получив знание, суметь на практике применить его.
Итак, какие же основные задачи должны реализовать родители по отношению к своим детям?
- Это — раскрыть предназначение ребёнка и направить его реализацию в нужное русло, согласно его устремлениям и особенностям характера.
- Заложить фундамент нравственности, моральных ценностей, этику поведения.
- Иметь принимать негативные эмоции своего ребёнка.
Теперь обо всём по порядку.
1-й долг
Существует 4 основных психотипа личности: чувствительный, активный, коммуникативный и рецептивный.
- Чувствителиный или сенсетивный тип (на санскрите — брахман) соответствует стихии воды. Для таких детей важен эмоциональный комфорт. Им важно, чтобы их выслушали. Цели таким детям не нужны. Задача родителей — дать эмоциональную защиту такому ребёнку. Им нельзя запрещать проявлять свои эмоции. Они ждут от родителей отзывчивости и чуткости. Их нужно учить прощать и забывать обиды. А также объяснять, что их негативные эмоции — это нормально. Понимание и сочувствие — путь к удовлетворению потребности ребёнка. Такое отношение вдохновит его к действию. Такие дети вырастают внимательными, наблюдательными. Имеют творческий склад ума, оригинальны. Хорошие собеседники, способные выслушать. Обладают внутренней мудростью. Чаще становятся учителями, врачами, психологами, юристами. Их главная черта — сострадание и справедливость.
- Активный тип или руководители (на санскрите — кшатрии). Им соответствует стихия огня. Главная потребность — действовать и достигать результата. Им нужен чёткий план действий: сроки, детали, условия, опыт приобретают через свои ошибки. Задача родителей давать возможность ребёнку быть в роли лидера — это раскрывает его лучшие качества. Нельзя критиковать такого ребёнка в присутствии других людей. Нельзя говорить: “сядь, успокойся!”. Воспитывать нужно мягко, чётко, решительно. Для них важен авторитет. Важно влияние отца. Их нужно учить заботиться о других. Объяснять, что ошибаться не страшно — это опыт, из которого нужно сделать вывод, осмыслить. Для личного роста им нужны действие и система. Важны сотрудничество и совместная деятельность. Они вырастают чуткими, щедрыми и милосердными. Становятся руководителями, лидерами, защитниками, военными.
- Коммуникативный тип, купцы или вайшьи на санскрите. Стихия воздуха. Главные их потребности заключаются в общении, получении информации, разнообразии. Любят сюрпризы. Для них хаос — это потребность. Призывы к порядку их разрушают. Жизнь должна быть приключением. Им важно много читать, общаться. Телевизор и компьютер им противопоказаны. Родители не должны лишать таких детей общения. Нельзя ругать за их забывчивость и рассеянность. Их нужно учить щедрости и ответственности. Основой для личностного роста является познание себя и окружающих, восприятие мира и отношения с людьми. Они могут стать стабильными, уверенными в себе, ответственными, способными концентрироваться. Успешны в профессиях, связанных с коммуникацией. Предприниматели, торговцы, дипломаты.
- Рецептивный, хозяйственный тип или исполнители (шудры). Соответствует земля. Им важен физический комфорт. Главное стабильность, ритуал, ритм, повтор. Разнообразие не нужно. Для них оно трагично. Важно, чтобы жизнь была упорядочена. Порядок делает их счастливыми. Важны стабильные отношения между родителями. Тяжелее других типов детей переживают развод. Нельзя держать их в неведении. Особенностью характера является стремление к достижению цели, т.е. цель — важна. Родителям нужно упорядочить жизнь ребёнка. Всё должно быть по плану. Ребёнок должен знать, что будет завтра, послезавтра. Их нужно учить гибкости, уважению, сотрудничеству. Им важно найти себе нормальных покровителей. Для реализации им нужен чёткий план для достижения цели. Вырастают хорошими, верными друзьями, надёжными спутниками жизни. Это мастера на все руки. Могут быть рабочими, людьми творчества и искусства. Успешны в финансах и духовных знаниях.
- Существует ещё 5-й тип характера — несформированный. Он возникает в результате того, что родители не смогли выявить характер ребёнка или задавили его своим авторитетом и невежеством. В результате положительные проявления характера были уничтожены. Вырастая, такие дети не понимают своего предназначения, не знают, чем лучше заниматься в жизни, где себя реализовать. Не видят цели в жизни. Такие люди очень страдают, считают себя неудачниками, пытаются найти себя, но часто безуспешно.
В давние времена существовал такой обычай, чтобы определить склонность ребёнка к той или иной сфере деятельности: перед маленьким ребёнком, лет 2-х, клали 4 предмета: книгу, оружие, монеты или топор (молот), и от того, к какому предмету потянется малыш, определяли его предназначение и давали соответствующие знания, воспитание и профессию. Это было очень мудрое воспитание, дети занимались именно тем, к чему были предрасположены, и из них вырастали гармоничные и счастливые люди, отличные мастера в своей отрасли.
В наше время про этот обычай забыли и воспитывают, кто во что горазд.
Можно выделить 3 подхода в воспитании:
- Воспитание в невежестве, когда ребёнок предоставлен сам себе, растёт, как сорная трава. Родители никак не занимаются ребенком.
- Воспитание в страсти, когда родители учат ребёнка стремиться к обеспечению себя материальным комфортом. Используют ребёнка для воплощения своих нереализованных желаний и мечт. Хотят за счёт детей наверстать свои упущенные возможности и в результате заставляют получать ту профессию или осваивать тот вид спорта или искусства, к которому ребёнок не склонен. Вырастает несчастный человек.
- Воспитание в благости. У родителей есть понимание, что все мы разные, и дети с рождения имеют свою индивидуальность. Они не обязаны и не могут отвечать нашим представлениям и требованиям об идеальном ребёнке. Все семена в детях уже заложены, и родителям остаётся лишь поливать и удобрять почву, чтобы вырос красивый цветок. Мы не можем сделать ребёнка счастливым, но можем помочь раскрыть всё самое лучшее, что в нём заложено, чтобы он вошёл во взрослую жизнь уверенной, гармоничной личностью.
Кроме раскрытия психотипа ребёнка мы также должны учитывать в его воспитании возраст и пол
Так, с 1 до 5 лет к детям нужно относиться с трепетной любовью и заботой, спокойно и ласково, независимо от пола ребёнка. Мальчикам и девочкам одинаково нужны проявления маминой любви, её прикосновения. Роль папы в этом периоде незначительна. К мальчику нужно относиться как к царю, к девочке, как к богине. В древних писаниях сказано: “Дитя — это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни”. Кричать, ругать и тем более бить детей в этом возрасте недопустимо.
Следующий этап — это от 6 до 14 лет, можно назвать ребёнок — солдат. В этом возрасте нужно учить понимать слово нет, границы дозволенного, вводить ограничения. Нужно учить ребёнка сотрудничать с вами. До 9-го возраста нужно говорить — пойдём вместе сделаем,.. а после 9 лет говорить — пожалуйста, иди сделай сам. Не забывайте хвалить за помощь. В каждом ребёнке заложено желание быть нужным, полезным, помогать. Важно своей критикой и отсутствием похвалы не загубить это. Насилие или, наоборот, полная свобода в этом возрасте не дают развития ребёнку. К 14 годам ребёнок должен стать вам лучшим другом на всю жизнь.
Начиная с 9-летнего возраста необходим разный подход в воспитании мальчиков и девочек. То, что хорошо одним, совершенно не подходит другим. Для девочек с этого возраста важно проявление любви в виде заботы. Ей важны родительская поддержка и участие. Она должна чувствовать опеку и защиту, тогда она будет развиваться правильно.
А для мальчика важно проявление любви в виде доверия. Родителям нужно увидеть в сыне хорошие мужские качества, верить в него и дать свободу, возможность самостоятельно принимать решения, где-то совершать ошибки, но делать из них вывод и становиться ответственным за свои поступки.
Древняя мудрость гласит:
“Лучший способ отца воспитать дочь, это отдать её под опеку матери.
А лучший способ матери воспитать сына, это доверить его воспитание отцу”.
Хороший родитель должен понимать следующие принципы воспитания:
- ребёнок может быть другим,
- ребёнок имеет право на ошибку,
- имеет право говорить нет,
- имеет право на негативные эмоции,
- имеет право желать большего.
Для того, чтобы воспитать достойного человека, родители должны выполнить свой второй долг перед ребёнком — это привить этику поведения, заложить фундамент нравственности и передать духовные законы. Делать это нужно через заинтересованность. Простые фразы ребёнок не усвоит. Нужно посредством ролевых игр, сказок объяснять, что хорошо, а что плохо. Вместе обсуждать характер и поведение героя мультфильма или книги. Такие разговоры вас сблизят и помогут передать ваши знания ребёнку. Конечно же, важно самим являться примером для подражания. Вести достойный образ жизни, чтобы ваши слова не расходились с делом, и ребёнок не уличил вас в лицемерии. Дети всегда испытывают уважение к родителям, если видят, что те ведут себя правильно, достойно, исполняют свои обязанности, уважительны и корректны друг с другом.
Третий долг родителя перед ребёнком — это умение принимать негативные эмоции своих детей
Часто дети отдаляются от родителей, испытывая на них обиду, непонимание или недостаток внимания. Обиды копятся, а отношения ухудшаются, и всё чаще случаются конфликты. Чтобы наладить отношения в таком случае, необходимо дать ребёнку высказаться, слить вам весь свой накопленный негатив, даже если это претензии касаются вас самих. Ваша задача терпеливо и беспристрастно выслушать ребёнка, все его претензии, обиды и трудности. В ходе этого излияния и после него вы не должны оправдываться перед ребёнком и тем более ругать за то, что посмел такое говорить, и даже ваши советы в этом случае ребёнку не нужны. Ваш долг как родителя просто выслушать и мысленно попросить прощения. Выговорившись, ребёнок, как бы скинет камень с души, и его сердце откроется к общению с вами. В то же время и ваше сердце будет открытым. У детей, которые имеют возможность регулярно сливать свой негатив родителям, рождается к ним большая благодарность, и высвобождается колоссальная энергия для реализации себя в социуме и собственной семье.
И напоследок хочется сказать, каким бы трудным или лёгким не был ваш ребёнок, нужно уметь в воспитании проявить абсолютную любовь к нему. Не должно быть условий, при которых мы их любим, например, если учишься хорошо — мы тебя любим, а за плохие оценки и знать не хотим. Потому, что такая условная любовь разрушает личность ребёнка. Он должен понимать, что вы его любите просто так, каким он есть, со всеми его плюсами и минусами. Просто за то, что он есть в вашей жизни.
Источник
В
сельских условиях ребенок быстрее начинает видеть результаты своих трудов.
Садово – огородные дела, уборка территории, ухаживание за кроликами – все это быстро
закрепляет обратную связь, которая даже может перейти в режим самогенерации.
Юность,
следующий возрастной период, должен быть построен на новых принципах. Это
период полового созревания, выброса гормонов, неуправляемости. К этому периоду
ребенок уже должен быть подготовлен, и главными наработками должны быть самоконтроль, терпение, доверие к родителям. Теперь уже можно и нужно обеспечить ему достаточно
длительные периоды пребывания в городе.
Юность
– это период активного самоутверждения. Если в детстве основным мотивирующим
инстинктом был инстинкт самосохранения, а отрочество – переходный период от
одного преобладающего инстинкта к другому, то юность – это период воинствующего
инстинкта продолжения рода. Если детство и отрочество были прожиты правильно, и
вы видите результаты, то уже можно не бояться, что ребенок попадет в плохую
компанию, улица его уже не раздавит. Его система ценностей уже закрепилась как
на рассудочном уровне, так и в подсознании. Ребенок будет искать общество себе
подобных. В сельских условиях теперь уже в принципе невозможно обеспечить
ребенку ту интенсивность жизни, которую требует его мозги и тело, и к которой
он уже подготовлен.
В период юности, для становления личности,
необходимо плавно начинать менять основную социальную ориентацию ребенка с
инфантильной, той, что была раньше – что скажут родители, сверстники? – на
другую, более зрелую – как я сам отношусь к происходящему?
Если
ребенок в этот период не сформирует собственную систему ценностей, то в
дальнейшем ему всю жизнь придется ориентироваться на общественное мнение, на
одобрение окружающих, на сравнение себя с другими. Он не сможет радоваться
успехам других и сострадать их неудачам. Зависть будет доминирующим качеством. Как же привить ребенку собственные ориентиры? Начинать надо с воспитания у ребенка честности перед
собой. Не перед родителями, а именно перед собой. Если
ребенок не научится видеть и признавать собственные ошибки в этом возрасте, то
в дальнейшем научить его этому будет невозможно. Далее будет
формироваться только система самозащиты и оправдания. Нельзя в принципе привить
ребенку честность перед родителями, если предварительно не наработана у него
честность перед собой. Любой
ребенок знает, что требование родителей быть перед ними честным нужно родителям
только для управления детьми. Здесь, как и во всем, будет срабатывать
пример родителей. Если ребенок видит, что слова родителей расходятся с их
делами, то и он вырастет всего лишь мечтателем. Если родители курят, и
одновременно говорят о том, как это вредно, то ожидать, что ребенок не будет
курить, было бы наивно.
Нельзя
насильно заставлять ребенка что либо выполнять если он добровольно или с
небольшим нажимом не хочет делать – это сигнал, что что-то не в порядке во
внешней ситуации. Например, чтобы наш ребенок добровольно начал читать книги,
мы лишили его на время телевизора и компьютера, и тогда ему пришлось
компенсировать недостаток впечатлений чтением книг. А чтение способствует развитию образного мышления. Избыток телевизионных впечатлений атрофирует у
ребенка лобные доли мозга. Образы идут с экрана на халяву –
зачем трудиться? Но если момент упущен, то образное мышление уже не
восстановить. А без развитых лобных долей
мозга и образного мышления человек – уже не человек.Кстати, тотальная бесчувственность, жестокость,
которую мы наблюдаем среди молодежи – показатель как раз недоразвитости лобных долей
мозга. Страшно то, что молодежь в этом не виновата. Виновата система,
предлагающая эту халяву, родители, использующие эту
халяву в качестве откупа своего внимания.
Нельзя
собственную систему поощрений и наказаний воспринимать саму по себе, отдельно от
жизненного пространства, плотности населения в квартире на квадратный метр,
собственного бюджета, свободного времени родителей. Нельзя наказывать ребенка за
гиперактивность в вашей маленькой квартире, это не его, а ваша вина, что вы
должным образом не подготовились к рождению ребенка.
Если
вы не сумели привить ребенку доверие к себе, то следует искать собственные
ошибки, а не оправдывать себя пагубным влиянием улицы на вашего отпрыска.
Самое
плохое в воспитании ребенка всех возрастов – это обман. Пообещать, в целях
сиюминутного управления ребенком, и не выполнить. Несколько таких ситуаций – и
ребенок перестает вас уважать.
Самое плохое в воспитании, если ребенок
становится объектом самоутверждения родителей.
Именно на этой родительской мотивации уродуется личность ребенка. Бессознательная мотивация показать другим, что
мой ребенок послушнее, умнее, красивее и развитее, особенно в детстве – самый
быстрый путь фиксировать его только начавшую зарождаться личность двигаться на
мотивации страха перед родителями.
Так
что ситуация довольно печальная. Трудно рассчитывать, что ваш ребенок вырастет
гармонично развитой личностью если:
–
отношения между родителями не сгармонизировны.
–
нет просторного жилища в селе или загородного дачного участка с возможностью круглогодичного
проживания..
–
нет просторного жилища в городе.
–
нет собственного свободного времени.
–
сильна жалость к самому себе.
–
не обладаете достаточным жизненным опытом.
–
если вам самим мало лет и вы живете с родителями.
Слабые
люди, уродуя психику ребенка, заставляют детей насильно и хитростью жить с ними
до старости.
Средние
люди позволяют взрослым детям жить отдельно от них, потому что дети этого
хотят.
Сильные
люди давая свободу выбора своим взрослым детям, живут одной семьей, потому, что
все этого хотят.
Совесть
у ребенка формируется не на страхе наказания, а на способности давать
собственную оценку своим поступкам, которая, в свою очередь, опирается на
принятую в семье систему (иерархию) ценностей.
Дети – это не только подрастающее поколение, но и
индикатор собственного развития. Если вас могут раздражать дети,
если не получаются с ними доверительные отношения, если дети не признают вашего
авторитета, то значит с вами что-то не
в порядке.Ребенок –
это ваше отражение, и здесь нельзя винить улицу, дурную
компанию, наследственность или еще что-либо или кого-либо. Ребенок – прообраз
вас самих. Это закон. Странно видеть, когда психолог, или человек, дающий
советы по воспитанию детей имеет собственных детей, которые его ни во что не
ставят. Странно от них слышать стандартное оправдание – сапожник без сапог.
Для
детей очень важно пребывание среди братьев и сестер, нахождение на возрастной
лестнице, т.е.желательно в семье иметь старших и младших детей. Чем больше, тем
лучше. Со старших ребенок может брать пример, младших учить. В такой семье
ревность к маме по поводу того, что она уделяет больше внимания младшим, будет
сведена до минимума. Семья становится целостным организмом. Конечно же, семья
должна быть открытой системой. Только слабые родители ограничивают общение
детей со сверстниками в других семьх и социальных слоях. Только давая ребенку свободу
выбора, можно вырастить творческого человека.
Одновременно, такая позиция будет толкать вас самих на собственный рост и
развитие.
Взрослый
ребенок должен видеть разнообразие вашей жизни, видеть что у вас постоянно
что-то меняется: жилище, бизнес; что вы отправляетесь в путешествия, что у вас
расширяется круг общения и интересов.
Только тогда ему будет интересно жить рядом и не захочется покидать родительский
дом. Только тогда он сможет быть достойным продолжателем начатого вами дела.
Попробуем обобщить некоторые законы
воспитания.
–
Среда формирует личность. Нельзя ориентировать воспитание ребенка сугубо на
свою любовь.
– Нельзя заваливать ребенка
игрушками, покупая себе у него свободное время.
– Нужно целенаправленно формировать у ребенка
честность к самому себе, необходимую для
появления таких качеств, как адекватная самооценка, критическое отношение к
себе, совесть, сопереживание,
Главным экзаменом на зрелость,
как это принято в Европе и Америке, в возрасте19-20 лет будет самостоятельное
проживание вне семьи с минимальным выходным пособием. Вот теперь и проявятся все навыки и личные качества а
также все недоработки вашего воспитания. Теперь ваш ребенок должен начать самостоятельно
жить и зарабатывать, а для этого необходимо быть достаточно коммуникабельным и
зрелым.
Например, в Англии, в аристократических семьях
принято отправлять ребенка после окончания школы и перед поступлением в
институт на год в дальнее путешествие с гуманитарной миссией без каких-либо родительских дотаций.В Дании, если ребенок
старше 18 лет проживает с родителями, а не отдельно, то родители платят за это
налог государству.
Подводя
итоги, можно сказать, что если вы ориентированы на зачатие, рождение и
воспитание гармоничного существа, то нужно к этому тщательно подготовиться. Ничего в воспитании не
должно происходить случайно.
Прежде всего у вас должна быть свободная энергия,
которую к этому времени вы должны заработать. Это значит свободное время,
свободные деньги, свободные помещения, свободное внимание.
Мать должна смириться с тем, что первые три года
жизни ребенка она себе не принадлежит. Первые три года мать – это неотделимая
часть ребенка.
На
каждом возрастном этапе развития ребенка ставится конкретная цель воспитания и
подбираются соответствующие методы достижения этой цели.
Искусство родителей заключается в том, чтобы
заинтересовать ребенка в выполнении поставленной перед ним задачи, а не
насильственно заставлять ее выполнять. Главное знать, что практически
любую поставленную задачу ребенок может выполнять добровольно и с песнями, и
если это не получается, то это ваша личная проблема, а не ребенка.
Главное
в системе поощрений и наказаний ребенка старше семи лет – научить его злиться
не на родителей за наказание, а на себя за свои собственные ошибки. Чем сильнее
самоконтроль ребенка, тем слабее система наказаний.
Ориентация
самоконтроля должна строиться у ребенка на таком понятии как стыд и совесть. В
возрасте до 15 – 17 лет, пока нет собственных ориентиров, совесть строится на
соотнесении своих поступков с нормами внешней морали. В возрасте после 20-25-и,
когда появляется внутренний свидетель – сознание, предыдущее понятие совести
должно трансформироваться в соотнесении своих поступков с нормами уже
внутренней морали.
Ожидать,
что у ребенка с возрастом появится сознание можно только в случае, если все
предыдущие этапы были пройдены нормально. Что это значит? Вот базовые ориентиры:
1. Ребенок был желанный.
2. Беременность и роды прошли без
перинатальных травм.
3. До