Основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка
1. Совокупность задач, содержания, средств, методов и форм организации физического воспитания – это …
принципы физического воспитания
средства физического воспитания
система физического воспитания
цель физического воспитания
2. Соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы – это …
физическая подготовленность
физическая культура
физическое развитие
физическое совершенство
3. Основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, которая подчинена основному закону здоровья: «приобретаем, расходуя», это …
двигательная активность
двигательная деятельность
физическое развитие
физические упражнения
4. Педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение совершенства, — это …
физическое совершенство
физическое воспитание
физическая культура
физическое развитие
5. К какой категории физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения?
задачи физического воспитания
принципы физического воспитания
формы физического воспитания
средства физического воспитания
6. Они предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, развитие двигательных способностей:
воспитательные задачи
оздоровительные
образовательные
коррекционно-развивающие
7. Какое понятие характеризует переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения и активизацию идеомоторных представлений посредством словесной инструкции?
идеомоторный акт
содержание упражнения
техника физических упражнений
характеристика упражнения
8. Какая группа методов формирует у детей представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивает сенсорные способности?
физические
наглядные
дидактические
специальные
9. К какой группе методов относятся следующие приемы: воспроизведение упражнений, вариативное использование, выполнение игровых ролей, участие в соревнованиях?
к наглядным
к вербальным
к практическим
к дидактическим
10. Каким этапом обучения движениям является их углубленное разучивание?
первым
вторым
третьим
все ответы верны
11. Поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение здоровья, называется:
закаливание
здоровый образ жизни
аутогенная тренировка
культура здоровья
12.При оказании первой помощи человеку в случае артериального кровотечения в первую очередь необходимо использовать:
бинт
йод
жгут
вату
13.У школьников в последние годы отмечен рост заболеваемости. Анализ основных групп болезней, по которым отмечен рост заболеваемости, позволяет считать, что это обусловлено:
нарушением правил личной и школьной гигиены
пренебрежением правилами безопасности поведения
употреблением алкоголя, курением табака
все ответы верны
14. Из ниже приведенных реплик учителя к «Я-замечанию» относится фраза:
«Мне трудно объяснять материал, когда кто-то разговаривает в этот момент»
«Я уже говорил(а), что разговаривать на уроке нельзя»
«Я не знал(а), что имею дело с невоспитанными учениками»
«Всех, кто сейчас разговаривает и не слушает, я спрошу по данной теме»
15. Выделите из перечисленных причину, вызывающую сопротивление учителей гуманизации межличностных отношений в школе:
желание учителя реализовывать свои возможности в полной мере
иррациональный страх потери контроля и власти над учащимися
приверженность учителя к осмысленному обучению учащихся
креативное отношение к делу и к жизни в целом
Источник
Каким этапом обучения движениям является их углубленное разучивание?
(*ответ*) вторым
первым
третьим
все ответы верны
Какое понятие трактуется следующим образом, это сенсорный эталон, пользуясь которым человек определяет форму предметов и их частей.
(*ответ*) Геометрическая фигура
Какое понятие характеризует переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения и активизацию идеомоторных представлений посредством словесной инструкции?
(*ответ*) идеомоторный акт
содержание упражнения
техника физических упражнений
характеристика упражнения
Какое число упражнений рекомендуется включать в физкультминутку на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте?
(*ответ*) 2-3
Какой метод предматематической подготовки в наибольшей степени соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, уровню развития мышления детей, что делает его ведущим методом обучения элементарной математике?
(*ответ*) практический
Какой этап обучения движениям соответствует закреплению и совершенствованию двигательного действия?
(*ответ*) первый
второй
третий
четвертый
Математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств, установлении взаимно однозначного соответствия между множествами натуральных чисел и предметов – это _ деятельность
(*ответ*) счетная
Методика развития речи использует данные и других отраслей психологической науки, таких как
(*ответ*) педагогической
(*ответ*) социальной
юридической
математической
Наглядно-практический приём формирования элементарных математических представлений, позволяющий показать внешние, а также непосредственно не воспринимаемые связи и отношения явлений. Широко используется при формировании временных представлений (части суток, дни недели, календарь), пространственных отношений (план), количественных отношений (палочки «Цветные числа», числовая фигура и др.).
(*ответ*) моделирование
Найдите неверный ответ. Результатом процесса социализации является
(*ответ*) формирование аддиктивного поведения
формирование социальных знаний, умений, навыков
формирование социальной компетентности личности
формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок
Негативное отношение учителя к ученику, основанное на непринятии людей с меланхолическим темпераментом, – это проявление
(*ответ*) стереотипа восприятия
эффекта ореола
ситуативного эмоционального состояния
деловой направленности
Общепринятые меры измерения (сантиметр, метр, литр и др.) сложны для понимания детьми-дошкольниками. Каким термином в методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста определяется предмет, используемый в качестве средства измерения, что делает этот вид деятельности доступным для малышей
(*ответ*) условная мерка
Овладение _ запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка
(*ответ*) словарным
Одним из основных средств речевого развития является _
(*ответ*) обучение
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, развитие двигательных способностей:
(*ответ*) образовательные
воспитательные задачи
оздоровительные
коррекционно-развивающие
Оптимальная в минутах длительность занятия по математике в средней возрастной группе детского сада
(*ответ*) 20
Основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, которая подчинена основному закону здоровья: «приобретаем, расходуя», – это
(*ответ*) двигательная активность
двигательная деятельность
физическое развитие
физические упражнения
Источник
Слайд 1
Консультация для воспитателей: « Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима» Подготовила: Старший воспитатель ГБДОУ д /с №37 Мосейчук Г.Ю.
Слайд 2
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья . Определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».
Слайд 3
Для нормального развития ребенка, спокойного и организованного поведения огромное значение имеют: окружающая обстановка; четко налаженная жизнь детей; режим .
Слайд 4
Значение режима дня для ребенка: способствует формированию « динамических стереотипов» поведения (ритуалов ); приучает его своевременно ложится спать, принимать пищу; активно бодрствовать.
Слайд 5
Важно помнить, что неадекватные возможностям организма и психики детей нагрузки неизбежно ведут к болезням , замедленному развитию и отклонениям в социальном развитии. К этим же последствиям ведут: сокращение времени пребывания на воздухе сокращение времени для самостоятельной деятельности дефицит двигательной активности .
Слайд 6
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским.
Слайд 7
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как: 1) главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева); 2) основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский); 3) кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд ); 4) удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др .).
Слайд 8
Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня. Двигательный режим – одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим – это как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура – 24 часа в сутки!»
Слайд 9
Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений, а также по продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Объем движений определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени
Слайд 10
За время пребывания в детском саду количество шагов в сутки должно составлять для детей: 3 лет – 9-9,5 тыс . 4 лет – 10-10,5 тыс . 5 лет – 11-12 тыс . 6 лет – 13-13,5 тыс.
Слайд 11
Для контроля за фактическим объемом двигательной активности можно порекомендовать родителям приобрести шагомеры и при отклонении от возрастных показателей настойчиво добиваться увеличения объема движений, особенно у малоподвижных и ослабленных детей
Слайд 12
Доля оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования . Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65-75% времени пребывания на воздухе.
Слайд 13
Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей – это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого
Слайд 14
Между тем изучение режима дня в детских садах показало, что на долю двигательной активности приходится не более 30% времени бодрствования . Таким образом, ее продолжительность в 2 раза ниже рекомендуемой
Слайд 15
Двигательная активность реализуется за счет организованных форм физического воспитания и свободной деятельности . Увеличение двигательного компонента в режиме дня прежде всего должны обеспечивать организованные формы физического воспитания.
Слайд 16
Оптимизация постановки физического воспитания осуществляется в нескольких направлениях: четкое и обязательное выполнение общего учебно-воспитательного режима; Реализация в полном объеме программы физического воспитания; Постепенное увеличение продолжительности и интенсивности нагрузки; Привлечение к оздоровительной, учебной и воспитательной работе родителей.
Слайд 17
Так как дети большую часть времени проводят в детском саду, поэтому основными задачами педагогов и медицинских работников учреждения являются: Охрана и укрепление здоровья воспитанников; Формирование двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями; Создание условий для реализации двигательной активности; Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Обеспечение физического и психического благополучия.
Слайд 18
Основные формы организации двигательного режима физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы); домашние задания по физкультуре; индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); кружковые занятия; профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).
Слайд 19
Таким образом, главная цель двигательного режима – удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении: добиться улучшения их здоровья; всестороннего физического развития; обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Источник
Основой индивидуального развития и жизнеобеспечения организма является двигательная активность, оказывающая воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:
– главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);
– кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд);
– удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.);
– биологическая потребность организма в движении, от степени которой зависит здоровье и физическое развитие детей.
Двигательная активность ребенка складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня: 50-60 % времени они должны двигаться. В старшем дошкольном возрасте она становится более целенаправленной, в меру зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Главное внимание в этой связи необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей в свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима, двигательной активности проводится на основании комплекса показателей:
1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.
2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
3. Интенсивности двигательной деятельности.
Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий двигательный режим позволяет восполнить лишь 50-60% естественной потребности детей в движениях.
Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении – по шагомеру для детей в возрасте:
– трех лет-9000-9500 движений;
– четырех лет-10000-10500 движений;
– пяти лет-11000-12000 движений;
– шести лет-13000-13500 движений;
– семи лет-14000 – 15000 движений [21].
Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании регламентированных (организованных) форм двигательной деятельности детей, к которым относятся:
Физкультурные занятия – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей, которая проводится три раза в неделю. Цель и задачи таких занятий заключаются в формировании двигательных умений и навыков; развитии физических качеств; удовлетворении естественной биологической потребности в движении; обеспечении развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; создании условий для всестороннего развития детей. Характерными особенностями являются выраженная дидактическая направленность, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки, руководящая роль воспитателя.
Утренняя гимнастика – обязательная часть двигательного режима, организация которой направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. Проводится ежедневно до завтрака в течение 10-12 минут. Содержание утренней гимнастики составляют хорошо знакомые детям упражнения, которые предусматривают поочередное включение в работу новых групп мышц.
Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, которые проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности и способствуют активизации мышления, созданию положительного эмоционального фона, снятию утомления мышц и нервной системы. Проводятся ежедневно на начальном этапе утомления, продолжительность 1,5-2 минуты.
Бодрящая гимнастика – помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится при открытых фрамугах в течение 5-7 минут.
Подвижные игры и физические упражнения во время прогулок являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. Подбор их осуществляется в соответствии с сезоном, погодой, уровнем физической подготовленности детей, особенностями высшей нервной деятельности, двигательной активности, в целом – состоянием здоровья детей.
Физкультурный досуг – эффективная форма отдыха, наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.
Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении. Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня, продолжительностью 30-35 минут .
Физкультурный праздник – форма активного отдыха, демонстрирующая здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Проводится 2-3 раза в год, продолжительностью 1ч-1ч 20 мин.
К нерегламентированной двигательной активности относится самостоятельная двигательная деятельность детей, которая является важным источником активности и саморазвития ребенка и дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет. Для этого он осуществляет организацию физкультурно-игровой среды: обеспечивает достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие и сменяемость пособий; выделяет время в режиме дня и активизирует движения детей. Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. В руководстве самостоятельной двигательной деятельностью детей педагогу необходимо наблюдать за ними, видеть каждого и при необходимости придти на помощь.
А также дни здоровья и каникулы, которые содействуют оздоровлению детей и предупреждают утомление. День здоровья проводится 1 раз в квартал, каникулы – 2-3 раза в год. Двигательный режим насыщается играми, развлечениями, походами, спортивными играми и соревнованиями, художественным творчеством, трудом.
Двигательная активность в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности.
В пятилетнем возрасте наблюдаются наиболее выраженные отличия в показателях двигательной активности между мальчиками и девочкам во время самостоятельной деятельности, что обусловлено спецификой их игровой деятельности. У мальчиков преобладают подвижные игры, а у девочек игры спокойного характера с преобладанием статических поз (как правило, сюжетно-ролевые). Средний объем двигательной активности в самостоятельной деятельности у мальчиков составляет 2300 движений, а у девочек – 1370 движений.
У детей шестилетнего возраста двигательная активность становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками проявляется значительный интерес к спортивным играм. Ребята объединяются в небольшие группы и вместе выполняют те или иные упражнения, например, бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну и др. Средний объем двигательной активности в самостоятельной деятельности у мальчиков составляет 2500 движений, а у девочек – 2210 движений.
Наибольший показатель двигательной активности у детей семилетнего возраста, которая увеличивается за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и упражнениями. Дети часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяют их, стремятся добиться хорошего результата. Средний объем двигательной активности и мальчиков и девочек данного возраста в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно.
Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста имеет свои закономерности. Это:
Нарастание основных показателей двигательной активности – объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма, а также обогащением двигательного опыта детей.
Сезонные колебания – зависимость от времени года. Повышение наблюдается в весенне-летний период, а снижение – в осенне-зимний. Это общебиологическое явление необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания.
Суточные колебания – двигательная активность в течение дня распределяется неравномерно: периоды активности наблюдаются в дневной (с 10.00 до 12.00) и вечерний (с 16.30 до 18.30) промежутки времени, что обуславливается биологическим фактором и режимом дня в ДОО. Причем объем движений в первую половину дня больше, чем во вторую.
Недельная динамика – как показывают наблюдения, суточный объем двигательной активности изменяется по дням недели. Увеличение наблюдается от вторника к четвергу, а спад – к пятнице, что обуславливается общим утомлением детей и снижением их активности.
Индивидуальные различия показателей – двигательная активность детей 5-7лет имеет индивидуальные проявления, что характеризуется индивидуальными особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм и др.
Основными параметрами двигательной активности детей, помимо объема, который мы рассмотрели ранее, являются также продолжительность и интенсивность. Общая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 60% периода бодрствования. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующих санитарно – эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6 часов.
Не менее существенную роль в оценке ДА детей играет показатель ее интенсивности. Интенсивность нагрузки служит, как воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Изменениями интенсивности служат: скорость передвижения (в беге, плавании и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании). По данным М.А.Руновой интенсивность двигательной активности у детей 5-7 лет колеблется в пределах 55-70 движений в минуту.
Выделяют следующие степени интенсивности двигательной активности:
– высокий – характеризуется высокой подвижностью, высоким уровнем развития основных видов движений, достаточно богатым двигательным опытом, позволяющим обогащать самостоятельную деятельность. При высокой физической нагрузке характерна ЧСС – 160-190уд./мин., длительность непрерывной работы 2-3 минуты, восстановительный период 3-5 минут;
– средний – характеризуется средними и высокими показателями физической подготовленности и хорошим уровнем развития двигательных качеств. При средней физической нагрузке характерна ЧСС – 140-160уд./мин., длительность непрерывной работы 5-10 минут, восстановительный период 2-3 минуты;
– низкий – характеризуется малоподвижностью, отставанием показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. При низкой физической нагрузке характерна ЧСС – 110-130уд./мин., длительность непрерывной работы не более 10 минут, восстановительный период 1 минута.
Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Основными параметрами двигательной активности являются объем движений, их продолжительность и интенсивность. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении.
Источник