Ослабленный ребенок развитие и оздоровление

Елизавета Хакимова
Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми

Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду.

В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно-практическое направление — педагогика оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников был российский ученый-педиатр, педагог, психолог Ю. Ф. Змановский.

Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в программе «Развивающее дошкольное образование» В. Т. Кудрявцева в программной области «Развитие культуры движений и оздоровительная работа».

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.

1. Организация оздоровительного режима.

2. Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.

3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.

4. Реализация системы эффективного закаливания.

5. Обеспечение полноценного лечебного питания

6. Обеспечение психологического комфорта.

7. Использование развивающих форм оздоровительно-воспитательной работы.

Оздоровительный режим

Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в детском саду является оздоровительный режим.

Известный ученый ЕЛ. Аркин считал, что, когда мы имеем дело с ослабленными детьми, этот вопрос требует огромного внимания.

С одной стороны, ослабленный ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе и полном покое. С другой — только деятельное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать бодрое настроение, т. е. создать условия, необходимые для укрепления здоровья всего организма.

Неправильно понимать режим как жесткий распорядок с обязательным, специальным повторением определенных моментов в строго установленное время. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим — это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды.

Организация оздоровительного режима исходит, прежде всего, из особенностей этого профиля, выявленного по показателям сравнительных характеристик умственной, физической работоспособности в течение дня, эмоциональной реактивности детей с последующим их разделением на представителей преимущественно «утреннего» («жаворонки») или «вечернего («совы») типов. В соответствии с этим регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания.

Наряду с околосуточными ритмами важную роль в определении состояния здоровья детей играют сезонные ритмы.

Ряд исследований показал, что рост респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушениями слаженности ритмов и, как следствие этого, со снижением устойчивости организма к болезнетворным воздействиям.

Оказывается, в период биологической весны значительно возрастает амплитуда биоритмов большинства функций организма,так как весной резко ускоряется ход внешних астрологических часов: увеличиваются продолжительность светового дня, солнечная активность, а также напряжение магнитного поля Земли.Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на это: резко возрастает амплитуда большинства биоритмов. Как следствие, повышается возбудимость нервной системы, сокращается количество гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта.

Поскольку весной происходит резкая эндокринная перестройка, ребенок становится менее устойчивым к различного рода неблагоприятным воздействиям, в том числе и к перепадам температуры.

Все это в итоге ведет к снижению иммунитета, поэтому весной отмечается рост различного рода болезней верхних дыхательных путей и легких, желудочно-кишечного тракта, а также аллергических заболеваний.

Для решения этой проблемы рекомендуется разработать четыре типа сезонных оздоровительных режимов дня. При сравнении их выявляется много различий — например,продолжительность прогулок в зависимости от ряда факторов: непосредственного воздействия погодных условий и непрямого воздействия климата.

Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна.

Особое беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в таком отдыхе. Часто причинами нарушения сна являются отсутствие четкого режима, а также несоблюдение единства воспитательных приемов в семье и детском саду.

Читайте также:  Развитие ребенка с английского на русский

О важнейшей роли полноценного сна в воспитании здорового ребенка неоднократно писал Ю. Ф. Змановский. Он считал, что индивидуальные различия в продолжительности сна у детей очень велики. Поэтому необходимо определить индивидуальную продолжительность дневного и ночного сна, а также «управлять сном» детей, добиваясь, чтобы ребенок ежедневно (и днем, и вечером) засыпал в одно и то же время.

Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки’ на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность.

В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и хороший сон.

В любое время года желательно организовывать пешеходные прогулки за пределы участка детского сада. В связи с этим появляется возможность использовать природные факторы для развития движений, совершенствования физических качеств — ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений.

Нельзя забывать также и об основных правилах ходьбы: после 30—40 минут движения старшим дошкольникам следует устраивать 10—15-минутный отдых (летом в тени, младшим — чаще. Во время отдыха хорошо организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать книгу.

Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения, которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма.

Двигательная активность

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Анализ полученных М. Н. Алиевым данных показывает, что на протяжении года суточные объемы двигательной активности у ослабленных детей значительно ниже, чем у здоровых дошкольников. Это позволяет еще раз подтвердить сделанный нами вывод о необходимости иметь в детском саду четыре сезонных

оздоровительных режима.

Одним из основных условий организации двигательной активности ослабленного ребенка является систематическое использование циклических упражнений. Их ценность для жизнедеятельности растущего организма подтверждается выводами гигиенистов, рассматривающих этот вид физических нагрузок как наиболее важную в оздоровительном отношении часть двигательного режима. Если учесть соображения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения активного долголетия, фундамент которого закладыва-ется в период роста и развития, необходимы циклические физические упражнения, повторяемые многократно и систематически, то станет ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспитании ослабленных детей.

Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках и т. д., как считает Ю. Ф. Змановский, способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Однако, планируя данные циклические движения,необходимо соблюдать определенные требования:

регулировать нагрузку не увеличением дистанции, а путем систематического повторения движений;

научить детей правильному дыханию;

не допускать физической и эмоциональной перегрузки и вместе с тем нормировать положительный эмоциональный настрой.

Формирование и коррекция. Профилактика нарушения осанки.

Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы еще не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития.

Различают два вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка в утробе матери

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребенка.

Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Источник

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ, ОСЛАБЛЕННЫХ  ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 88»

Обеспечение укрепления здоровья ослабленных детей  в условиях ДОУ в рамках реализации городского целевого проекта «Каникулы».

№ п/п

Направление работы

Комплекс мероприятий

Ответственные

Контингент детей

    Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей

    • Осмотр детей специалистами детской поликлиники (уровень физического и нервно-психического здоровья, социально-биологический статус);
    • Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
    • Работа с индивидуальными медицинскими картами развития ребенка, с журналом учета хронических заболеваний и функциональных отклонений;
    • Сбор антропометрических данных;
    • Выписка направлений к узким специалистам на обследование;
    • Проведение иммунологического скрининг-анкетирования для вновь поступающих детей;
    • Подготовка к проведению обследования будущих первоклассников в отделении восстановительной терапии (беседы с родителями, анкетирование, обработка данных исследования функционального состояния основных органов и систем детского организма);
    • Учет посещения детьми специалистов.

    Узкие специалисты поликлиники;

    медицинский работник

    Все возрастные группы

    2.

    Режим двигательной активности

    • Соблюдение двигательного режима и режима дня:
    • щадящий режим (адаптационный период);
    • гибкий режим;
    • Ежедневные циклы физкультурных занятий:
    • традиционные;
    •  тренировочные;
    • занятия-соревнования;
    • самостоятельные;
    • интегрированные с другими видами деятельности;
    • праздники и развлечения.
    • Занятия с использованием мини-

    тренажеров;

    • Ритмическая гимнастика;
    • Гимнастика пробуждения;
    • Ежедневный режим прогулок;
    • Обеспечение двигательной активности

    детей атрибутами и пособиями;

    • Создание необходимой развивающей

    среды;

    • Проведение утренней гимнастики,

    физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

    • Музыкальные занятия;
    • Занятия по формированию основ

    здорового образа жизни;

    • Своевременные рекомендации и

    противопоказания физкультурных занятий в соответствии с рекомендациями специалистов.

    Воспитатели групп;

    медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

    Все возрастные группы

    3.

    Система

    закаливания

    • Босохождение;
    • Ходьба босиком по мокрым дорожкам,

    «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

    • Обмывание стоп ног;
    • Полоскание рта водой комнатной

    температуры;

    • Воздушные ванны в облегченной одежде;
    • Гимнастика на свежем воздухе.

    Воспитатели групп;

    медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

    Все возрастные группы

    4.

    Лечебно-

    профилактическая работа

    • Корректированный режим дня;
    • Контроль за нагрузками для

    переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний;

    • Постоянный контроль осанки;
    • Профилактический прием

    иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;

    • Вакцинация против гриппа;
    • Диетотерапия:
    • сбалансированное питание в

    соответствие с натуральными нормами;

    • употребление кисломолочных

    продуктов с живыми бифидо и лактобактериями (бифидок, бифилайф, биокефир);

    • интенсивная витаминизация

    (употребление соков и фруктов – второй завтрак, напиток шиповника, яблочно-лимонный напиток, брусничный морс; приготовление салатов из свежих овощей и зелени);

    • потребление фитонцидов (чеснока и

    лука);

    • Прием поливитаминов

    (малокомпонентные и многокомпонентные поливитамины);

    • Ионизация и обеззараживание воздуха

    воздухоочистителем «Супер-турбо плюс» в каждой группе;

    • Курсы общего ультрафиолетового

    облучения;

    • Лечебная физкультура;
    • Фитополоскание настойкой календулы,

    настойкой эвкалипта, йодно-содовым раствором;

    • Проведение медикаментозного лечения по

    назначению специалистов.

    Воспитатели групп;

    медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

    Все возрастные группы

    5.

    Нетрадиционные методы оздоровления

    • Элементы точечного массажа (Ци-гун);
    • Пальчиковая и артикуляционная

    гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ (Ю.Соколовой, Цвынтарного);

    • Дыхательная и звуковая гимнастика по А.

    Стрельниковой и Т.В. Нестерюк;

    • Психогимнастика по методике М.

    Чистяковой, Константиновой;

    • Хождение по «дорожкам здоровья»;
    • Использование различных массажеров

    (ребристая доска, грецкие орехи, морские камушки, самодельные массажеры и пр.);

    • Звуковая гимнастика Лобанова;
    • Элементы упражнения хатха-йога;
    • Аромотерапия Г. Лавреневой;
    • Лечебные игры А. Галанова;
    • Театр физического развития и
    Читайте также:  Диагностика развития ребенка от года до двух лет

    оздоровления Ефименко;

    • Игровой массаж А. Уманской,

    К. Динейки, Тихомировой;

    • Светотерапия и цветотерапия

    (обеспечение светового режима, цветовое и световое сопровождение среды и учебного

    процесса).

    Воспитатели групп;

    медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

    Все возрастные группы

    6.

    Психо-гигиенические мероприятия

    • Психогимнастика, элементы аутотренинга

    и релаксации (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний, коррекцию поведения);

    • Музыкотерапия (музсопровождение

    режимных моментов, музоформление фона занятий, музтеатральная деятельность);

    • Обеспечение благоприятного

    психологического климата в ДОУ.

    Воспитатели групп, Маларева Е.В., музыкальный руководитель; Наумова Н.С., воспитатель по изодеятельности; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре.

    Все возрастные группы

    7.

    Реабилитация и коррекционная работа

    • Реабилитация детей, перенесших

    простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

    • Коррекция психоэмоциональной сферы;
    • Индивидуальная работа в группе и на

    прогулке;

    •  Упражнения и игры профилактического и

    коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ.

    • Индивидуальная работа в спортзале и на

    прогулке;

    • Индивидуальная работа с детьми,

    отстающими в основных видах движений;

    • Коррекционная работа с детьми,

    имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

    • Коррекционная работа с детьми,

    имеющими плоскостопие или склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой.

    Воспитатели групп;

    медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

    Все возрастные группы

    8.

    Консультативно-информационная работа

    • Оказание консультативной помощи всем

    участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

    • Открытый просмотр мастер-класса

    «Здоровьесберегающие компоненты организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации программы «Развитие», автор Л.А. Венгер» с использованием оздоравливающих технологий;

    • Оформление наглядной агитации для

    родителей воспитанников (папок, ширм, письменных консультаций,

    информационных стендов и пр.)

    Лепихина Е.А., зам. зав. по ВМР;

    Зайцева Е.А., воспитатель первой кв. категории;

    медицинский работник

    Все возрастные группы

    ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ ПО СИСТЕМНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

    № п/п

    Функциональные состояния

    Кол-во детей

    Перечень оздоровительных мероприятий

    1

    Функциональное нарушение костно-мышечной системы и плоскостопие (нарушение осанки, сколиоз, деформация грудной клетки)

    8

    • контроль за правильной осанкой, в т.ч. во время ходьбы, и посадкой;
    • контроль за распределением тяжести на обе руки;
    • корригирующая гимнастика;
    • занятия спортом и плавание;
    • сон на жесткой основе;
    • обувь и одежда в соответствии с размером.

    2

    Тубинфицирование

    12

    • сбалансированное питание богатое белками и витаминами;
    • иммунизация;
    • соблюдение двигательного режима.

    3

    Эндокринные нарушения

    11

    • диетотерапия;
    • соблюдение диеты (обильное питье);
    • иммунизация;
    • соблюдение двигательного режима.

    4

    Нарушение пищеварения (реактивный панкреатит, пупочная грыжа, ДМВП, дисбактериоз и пр.)

    7

    • регулярное соблюдение режима питания;
    • диетотерапия (обильное питье, потребление кисломолочных продуктов, фиточая);
    • дозированные физические нагрузки (избегать упражнения с нагрузкой на мышцы живота);
    • соблюдение санитарно-гигиенического режима (профилактика глистно-паразитивных заболеваний);
    • иммунизация.

    5

    Аллергические заболевания

    55

    • гипоаллергенная диета;
    • иммунизация;
    • исключение аллергенов в помещении, воздухе; в среде обитания.

    6

    Глазные заболевания (гиперметропия, миопия, астигматизм, косоглазие)

    47

    • светотерапия и цветотерапия;
    • обеспечение сочетания местного и общего освещения;
    • контроль за посадкой на занятиях обучающего характера, за осанкой;
    • контроль за нагрузкой на глаза;
    • диетотерапия;
    • упражнения для профилактики зрительного утомления.

    7

    Функциональные состояния, подлежащие наблюдению у кардиолога (кардиопатия, шумы функционального характера)

    13

    • санация очагов хронической инфекции;
    • контроль за физической нагрузкой;
    • физкультурные занятия в спец. группах (1 год);
    • витаминотерапия.

    8

    Заболевания мочеполовой системы (ИМП, острый пиелонефрит, нефропатия, пиелоэкитазия)

    10

    • щадящая диета (исключена жирная, соленая, острая пища);
    • витаминизированное питье;
    • фитотерапия;
    • дозированные физические нагрузки (запрещены упражнения на выносливость и водные виды спорта);
    • щадящие методы закаливания.

    9

    Нервные и психические заболевания (тики, заикание, ЗРР, ПЭП, неврозоподобный синдром, ВСД, невропатия)

    13

    • комплексный и индивидуальный подходы всех специалистов (изучение, наблюдение);
    • благоприятный психологический климат в ДОУ и семье;
    • правильная организация гигиенического режима;
    • организация досуговой деятельности ребенка;
    • использование элементов нетрадиционных методик оздоровления (дыхательная гимнастика, гимнастика «антистресс» и пр).

    Источник