Ошибки семейного воспитания их влияние развитие ребенка

Иванова Людмила
Памятка для родителей «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей»

Памятка для родителей:

«Ошибки семейного воспитания и их влияние, на формирование у ребенка системы ценностей».

Подготовила:

Педагог-психолог

МБДОУ № 316

Иванова Л. В.

Проблема «отцов и детей», несмотря на ее давность, сегодня по-прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы.

Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение — зависит от того, как он воспитывался в семье.

Ошибки, которые допускаются родителями

в воспитательном процессе.

1. Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. Угроза больше не любить ребёнка – серьёзный метод воспитания. Обман – не лучший способ воспитания, угроза родителей, не будет иметь должного эффекта и быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей.

2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне все равно», – часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Почувствовав безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», совершая плохие поступки. Ребенок будет ждать критику. Постарайтесь, наладить с ребенком дружеские отношения.Можно сказать: «Знаешь, в этом вопросе, я с тобой, не согласен. Хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».

3. Слишком много строгости. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Дети в таких семьях обычно замыкаются. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».

4. Детей надо баловать. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем.

Гиперопека –излишняя забота о ребенке, приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Убирая буквально каждый камушек с дороги ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг». Ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Однако это дети! У них должны быть свои друзья, свои интересы, свои секреты.

6. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание». Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым ребенка делает, осознание, что он для родителей самый-самый.

7. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью, я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Часто, будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков.

8. Слишком мало ласки. Следует помнить,что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах.

9. Ваше настроение. Когда взрослые, в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают,он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

10. Слишком мало времени для воспитания.

Надо находить время для ребенка. В противном случае, он будет искать родственные души, среди чужих людей и быстро отдалится от родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения. Вечером надо найти хотя бы полчаса посидеть с ребенком, поговорить, напомнить о том, что, ребенок, всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Еще одна распространенная ошибка – это непоследовательность в воспитании. Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать.

Советы родителям:

– Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.

– Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте, целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите.

– Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.

– Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.

– Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Дети, очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами.

– Четко формулируйте требования к ребенку. Их не должно быть много, и они должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.

– Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.

– Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, и т. д.

– Поощряйте самостоятельность!Например: сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Самостоятельными должны быть и в мысли!

– Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся на бабушку, нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша.

– Меняйтесь с ребенком ролями. Поощряйте желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери”, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.

– Не скрывайте от детей чувства (горе, тревогу, растерянность, нежность). Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции.

– Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.

– Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным.Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.

– Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).

– Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) с бабушкой, няней, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.

– Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Опыт – хороший учитель, но он предъявляет

к оплате слишком большие счета.

Мина Антрим.

Источник

Ошибки семейного

воспитания

и их влияние на

формирование

у ребенка системы

ценностей.

Выступление

классного руководителя 6М класса

Нуриевой Зульфии Мухаматназировны

Февраль 2013

Проблема «отцов и детей», несмотря на ее давность, сегодня по-прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы.

Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение — зависит от того, как он воспитывался в семье.

В этом выступлении хочу изложить систему взглядов на проблему ошибок семейного воспитания, показать ее многогранность, то, над чем стоит задуматься каждому родителю, прежде чем оказать какое-либо воспитательное воздействие, и к чему это может привести.

Е.Сухаръ выделяет следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей.

1. Обещание больше не любить.

2. Безразличие.

3. Чрезмерная строгость.

4. Избалованность.

5. Навязанная детям роль «лучшего друга».

6.  «Больше денег — лучше воспитание».

7. «Наполеоновские планы».

8. Недостаток ласки.

9. Ваши перепады настроения.

10. Слишком мало времени на воспитание.

А.Толстых указывает на то, что всех родителей условно можно разделить на

две большие группы. Одни считают залогом успеха жесткое руководство

ребенком, его подчинение воле взрослого и послушание, другие видят основу

воспитания в добром отношении к детям.

В обоих случаях родители справляются с воспитанием ребенка, но всегда ли

полезно одно и вредно другое? А.Толстых предлагает десять заповедей

воспитания.

Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом

настроении.

Заповедь 2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните ему

это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Заповедь 3. Предоставьте ребенку самостоятельность и не контролируйте

каждый его шаг.

Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели. Заповедь 5. Не упустите момента, когда достигнут первый успех. Заповедь 6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки — не одно и то же.

Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность. Дайте понять (не обязательно это говорить), что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан. Заповедь 9. Воспитание — это последовательность цепей и постепенное, пошаговое их решение.

Заповедь 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Результат: ребенок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным? Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приучается хитрить, изворачиваться.

6) «Золушка».

Результат: ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.

Ошибки родителей в воспитании связаны с нравственными основами личности ребенка

В большой современной энциклопедии по педагогике выделяется семейный статус ребенка, и в системе семейных отношений дети могут выполнять следующие роли.

1) «Кумир семьи».

Результат такого воспитания: ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.

2)  «Мамино (папино, бабушкино и т.д.) сокровище».

Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка — традиционную женскую (если она — «папина дочка»).

3) «Паинька».

Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остается на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действия. Другой результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.

4) «Болезненный ребенок». Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный, избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек.

5) «Ужасный ребенок».

Однако нельзя судить об ошибках в воспитании, не учитывая нравственных

оснований личности развивающегося ребенка.

П.Ф.Лесгафт предложил классификацию нравственных типов личности. Как

считает ученый, принадлежность людей к разным нравственным типам

определяется в основном их различием по степени развития рассудка, разума

и духовно-нравственной сферы.

I. Неправдивые типы

1. Лицемерный тип.

Условия возникновения: полное отсутствие любви и уважения друг к другу, правдивости в окружающей среде. Ребенок подолгу оставался без внимания взрослых, был свидетелем и даже участником застолий, пьяных перебранок, злословия и сведения мелочных счетов взрослых.

2. Мягко-забитый тип.

Условия возникновения: страстно любящая ребенка мать ограждала его от малейших забот и затруднений. Неразумная любовь «забивает» ребенка сильнее, чем розги. Не имея возможности заняться какой-либо разумной деятельностью, ребенок остается беспомощным, безынициативным, безответственным. Такой же результат возможен в детском учреждении, где строго соблюдается установленный порядок и отсутствует внимание к отдельному ребенку.

Ребенок обречен на попадание в группу неправдивых нравственных типов, если в его воспитании отсутствовал стимул для развития разума. П. Условно-правдивые типы

1. Честолюбивый тип.

Условия возникновения: взрослые больше внимания уделяли другим детям. В нем как протест росло страстное желание доказать свое превосходство. Или, наоборот, родители постоянно восхваляли, награждали ребенка, демонстрировали его успехи родным и знакомым. Здесь возникает в более мягкой форме чувство своей необыкновенности, которое требует постоянного подтверждения.

2. Злостно-забитый тип.

Условия возникновения: атмосфера злобы, грубости, недоверия, обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. От ребенка требуют того, что он не в состоянии исполнить, а потом наказывают за неисполнение требований. В ответ в нем растут злоба и ненависть.

Ребенок обречен на попадание в группу условно-правдивых нравственных типов, если при его воспитании не было стимула для развития духовно-нравственной сферы.

III. Правдивые нравственные типы

1. Добродушный тип.

Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае в маленьком скверике среди шумных городских улиц; отсутствие каких-либо угнетающих условий; большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками; недостаточная возможность трудовой деятельности.

2. Трудолюбивый тип.

Условия возникновения: необеспеченность семьи; постоянный упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в общем труде с раннего детства. При условиях воспитания, стимулирующих развитие разума и духовно-нравственной сферы, ребенок вырастет человеком правдивого нравственного типа. Такие условия А.Ф.Лесгафт считает нормальными. Предлагаем свою классификацию типов воспитания ребенка в семье.

1.   «Медвежья услуга». В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.

2.   «Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают,

обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней. Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.

В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение — это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».

III. Правдивые нравственные типы

1. Добродушный тип.

Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае в маленьком скверике среди шумных городских улиц; отсутствие каких-либо угнетающих условий; большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками; недостаточная возможность трудовой деятельности.

2. Трудолюбивый тип.

Условия возникновения: необеспеченность семьи; постоянный упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в общем труде с раннего детства. При условиях воспитания, стимулирующих развитие разума и духовно-нравственной сферы, ребенок вырастет человеком правдивого нравственного типа. Такие условия А.Ф.Лесгафт считает нормальными. Предлагаем свою классификацию типов воспитания ребенка в семье.

1.   «Медвежья услуга». В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.

2.   «Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают,

обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней. Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.

В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение — это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».

Источник