Оригами в развитии ребенка коррекция
Татьяна Береза
Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами
«Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами».
Береза Т. И
Рылова В. П.
Детский сад – это первое учреждение, в которое ребёнок попадает, выходя из родительского дома. Последующие несколько лет, которые он проведёт в нём, во многом станут определяющими для его дальнейшей жизни. И очень важно, чтобы ребёнок окончил его здоровым и подготовленным к последующему интенсивному обучению в школе.
В настоящее время мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, наблюдаем постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу — 75–80 % от всех детей 4–6 лет — сегодня составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии, поэтому более значимыми и приоритетными являются оздоровительная и коррекционная направленности деятельности ДОУ.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Ведь ещё работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. [1]
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии дефектов речи у ребенка особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев. В этом как нельзя лучше может помочь оригами,потому как:
развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания;
способствует созданию игровых ситуаций – драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей. [2]
К дошкольникам нужен особый подход. Удерживать их внимание – это целое искусство. Для комплексного решения коррекционных задач стараемся использовать методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей.
На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Имея некоторый опыт обучения детей оригами, решили применить его в работе с детьми логопедической группы. Нас, как педагогов, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости.
Для наших воспитанников такие занятия очень интересны, так как дети очень быстро видят результат своего труда, следовательно, занимаются с удовольствием. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, мы демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи, младших дошкольников. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.
В группе созданы условия, при которых в доступном для детей месте находится всёнеобходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности.
Фигуры, сложенные из бумаги, мы эффективно применяем в театрализованной деятельности. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке сказок. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Ребята любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Именно то, что они сделали фигурку сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы.
Во время обучения детей оригами используем показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Для создания мотивации – игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Загадки, как и сказки, направлены на развитие связной речи детей, При угадывании слова или предмета, нужно дать обоснованный ответ. Подсказкой ребёнку в данной ситуации могут стать фигурки из оригами, так как загадка указывает на характерные признаки (внешний вид, повадки, место обитания, цвет, размер и т. п., а отгадку можно отыскать из имеющегося набора таких фигурок.
Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях. [3]
Изготовленные детьми и совместно с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию в экспериментальной, игровой деятельности. Ребята стали лучше ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными.
Для успешной реализации программных задач в речевой группе необходимо тесное взаимодействие воспитателей и логопеда. Без комплексного подхода трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. С целью работы в едином направлении, соблюдая общие требования, был разработан календарно-тематический план с опорой на лексические темы. Созданные поделки используем при проведении индивидуальной работы с детьми по развитию речи (по рекомендациям логопеда).
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.
Нам, как педагогам хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка.
Используемая литература:
1. Кирсанова С. В. «Оригами для детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. –6с.
2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»: Ярославль «Академия развития», 1997. – 224с.
3. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64с.
Источник
Расуля Исхакова
Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми
Скажу вам без кокетства:
Мы все с планеты детства.
Там весело смеются,
Рисуют и поют.
Неважно кто ты, где ты.
Мы все с одной планеты,
Где маленькое счастье
Бесплатно раздают.
(Виктор Вин «Планета детства»)
У каждого из нас есть воспоминания, которые мы пронесли сквозь года из Планеты Детства. Одним из моих самых ярких воспоминаний – это о том, как папа нас учил складывать из газетной бумаги козью ножку, штанишки, кораблики, самолетики. На тот момент мне было лет пять, но эти увлекательные занятия оставили неизгладимое впечатление в моем сердце и памяти на всю жизнь. Поразило, что спустя многие десятилетия я без труда смогла вспомнить все в точности и воспроизвести все фигурки, которым меня в детстве обучал папа.
В последнее время в группах детского сада имеет тенденцию к увеличению количество гиперактивных детей, которые являются так называемыми дезорганизаторами, нарушающими дисциплину. Во время занятий они выкрикивают невпопад, крутятся, ерзают, не могут выполнить задание до конца, обижаются, если их не спрашивают. Они создают дополнительные трудности в работе логопеда, потому что очень подвижны, вспыльчивы и раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют предметы, ненароком толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя, приходиться постоянно повышать на него голос.
В работе с гиперактивными детьми главное понимать, что это не проявления характера. Этим детям трудно сдерживать свое внимание. Нужно помнить, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это. А постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а способствуют развитию конфликтов и впоследствии формированию у ребенка отрицательных черт характера. Каждый педагог понимает, что ребенок – это целый мир со своими проблемами, эмоциональными реакциями, особенностями психики. Как считает премьер-министр Д. Медведев, стандарт дошкольного образования должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей, которые помогут каждому сложиться как личности. И эта позиция понятна, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями. Детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в дошкольный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его дальнейшее развитие. Поэтому работа с гиперактивными детьми требует особого внимания.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. По мнению Л. С. Выготского, желаемый результат в логопедической работе – выбор наиболее эффективных способов коррекции несформированных компонентов речевой системы и отслеживание результативности логопедической работы. Логопед наблюдает, делает пробы, таким образом, измеряя актуальный уровень развития ребёнка предполагаемый потенциальный, с учётом Зоны Ближайшего Развития. На основании этого, вспоминая свои увлекательные занятия с отцом в детстве, я решила включить в коррекционную работу с детьми-логопатами занятия оригами в качестве одного из приемов работы с гиперактивными детьми.
Оригами –искусство складывания фигурок из бумаги: птиц, зверей, лодочек и всего чего захочешь. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения. Как показала практика, включение в коррекционную работу оригами было удачным решением. Во-первых, искусство оригамипозволяет решить одновременно множество разных задач:
– развивает абстрактное и образное мышление,
– развивает воображение и фантазию,
– снижает уровень тревожности и агрессивности,
– развивает чувство цвета, языковое чутье,
– развивает мелкую моторику пальцев рук,
– развивает различные виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную; ассоциативную и логическую,
– знакомит детей с основными геометрическими формами,
– формирует эстетический вкус,
– совершенствует речь детей,
– развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образу, заданным условиям, по операционным картам,
– развивает конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка,
– способствует концентрации внимания,
– развивает способность детей длительное время сохранять одну позу за столом.
Во-вторых, подобные занятия эффективнее, чем обычное заучивание материала. У дошкольников доминирует непроизвольная,зрительно-эмоциональная память: ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Поэтому в своих занятиях с логопатами я не даю ребенку установку «запомнить» и «учить». Он просто смотрит, слушает, представляет и играет. А если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому в моей памяти свежи воспоминания о занятиях оригами в детстве.
В-третьих, оригами делает образовательный процесс незаметным для ребенка. Это в свою очередь позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у большинства детей в процессе обучения.
В дошкольном возрасте ярко выражена познавательная деятельность детей: ребенок начинает учиться отделять одну задачу от другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное формирование приемов запоминания. Благодаря использованию оригами идет активное развитие запоминания, ведь для того, чтобы фигура получилась необходимо правильно запомнить и выполнить определенную последовательность действий.
Благодаря оригами также происходит усиленное формирование пространственного мышления (из плоского листа бумаги получается объемная модель).
Надо сказать о том, что занятия проходят не просто в форме «сложи фигуру». Оригами в моей работе с детьми – это один из способов попасть в волшебный мир фантазии и воображения. Несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Многие фигурки как бы оживают, машут крыльями, топают ножками.
Приведу один из примеров использования оригами в процессе работы с логопатами. Детям раздается желтый квадрат из цветной бумаги. Обязательно обсуждается его цвет, форма, материал.После чего я тихим таинственным голосом предлагаю: «Ребята, а вы хотите попасть в волшебную страну?». Безусловно, дети соглашаются и, затаив дыхание,ждут продолжения: «Для этого мы с вами должны сложить фигуру из желтого квадрата и узнать, что же у нас получится.Но сначала нужно произнести волшебные слова: кручу – верчу, в Волшебный мир попасть хочу».
Начинаем складывать, попутно вспоминая,что бумага – материал очень непрочный: легко мнётся и рвётся, поэтому работать с ним надо очень аккуратно. Логопаты с удовольствием выполняют все действия за мной. В процессе складывания (создания фигуры) проговариваются используемые геометрические формы (например, «берем квадрат», «получился треугольник» и др.).
Живое детское воображение позволяет логопатам верить в то, что мы действительно попадем в интереснейший волшебный мир. Занятие проходит в атмосфере таинственности и загадочности. Дети, соблюдая дисциплину, старательно спокойно выполняют мои указания. А все потому, что боятся нарушить волшебный ритуал. После всех манипуляций с бумагой в итоге получается фигура рыбки. Мы все вместе рассматриваем получившуюся «рыбку»,обсуждаем ее: называем части тела, вспоминаем где рыбы живут / обитают, как они перемещаются (плавают).
Но чтобы не обмануть ожидания детей (ведь мы хотели попасть в Волшебный мир)в конце занятия все тем же загадочным голосом нужно сообщить детям: «Ребята, а вы знаете, что это за рыбка? Мы же в волшебной стране и рыбка наша не простая, а золотая. Она исполняет желания. Вы можете взять с собой свою рыбку. И каждый раз, когда вы будете шепотом говорить ей о своем добром и хорошем желании, оно исполнится». Дети уходят с занятия изумленные, бережно держа своих волшебных рыбок. Но для чего это нужно? Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия – это возможность восстановить свое душевное состояние. Каждому из нас, а детям, быть может, и больше, нужна свобода в собственных мыслях. Фантазия помогает ребенку освободиться от постоянного контроля и вмешательства извне. И мы должны быть чуткими, понимая, что иногда им надо побыть наедине с собой, погрузившись в собственные мысли.
На занятиях с использованием оригами гиперактивные дети находят в себе силы сконцентрировать свое внимание до конца, проявляя при этом учебную активность и повышенную заинтересованность. Такое занятие насыщено самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Все дети уходят в хорошем настроении, бодрые, но при этом спокойные, с уверенностью, что мы просто играли.
Видя поделки, как правило,родители присоединяются к своим детям: вместе начинают увлекаться искусством оригами, находят новые схемы, пробуют самостоятельно изготовить дома разные фигуры.
Этот факт меня всегда радовал, потому что только тесный контакт логопеда, ребенка и его родителей способствует не только устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, но и полноценному развитию ребенка в целом. Поэтому для родителей логопатов проводятся консультации, «пятиминутки» и мастер-классы по изготовлению фигур посредством оригами.
Основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по использованию оригами в коррекционной работе можно с уверенностью утверждать, что применение указанного приема в процессе обучения, и в частности – на этапе повторения знаний, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний логопатами, повышения количества и качества подготовленности дошкольников.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым еще не удавалось никому, но описанный прием позволяет создать у ребенка дополнительную мотивацию на овладение своим поведением. В результате у гиперактивных детей появляется способность к усидчивости, внимательной работе, к сдерживанию собственных импульсивных желаний. И в конечном итоге, это приводит к успеху не только в дошкольном учреждении в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни.
Источник
Людмила Нестерова
Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста
«ОРГАМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Воспитатель МБДОУ ЦРР -детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Альметьеск Республики Татарстан Шайхутдинова Гюзель Фагимовна.
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Оригами – неотъемлемая составляющая древне – японской культуры. Учёные предполагают, что более тысячи лет назад изготовление фигурок из бумаги было частью священного ритуала, который посвящался богине милосердия Канон. Подобными фигурками украшали статуи богини, чтобы задобрить её и попросить о помощи.
Позже оригами прочно вошло в японский быт и стало не только частью религии народа Японии, но и неотъемлемой составляющей народных праздников.
Оригами есть на все случаи жизни – будь то радостное или печальное событие в жизни японца, какое-то торжественное мероприятие. Если японец покупает фигурку оригами в магазине, то её обязательно упаковывают в пакет определённого вида, так что, встретив прохожего с таким пакетом, сведущий человек может сразу определить, на какое мероприятие направляется незнакомец. Для японца мало сделать оригами, очень важно правильно упаковать его, так как внешний вид упаковки имеет не меньшее значение, чем сам подарок.
«Оригами» в переводе означает «сложенная бумага», и это на самом деле так. Многие считают, что сделать фигурку из бумаги достаточно легко, надо только использовать клей, ножницы и другие инструменты и материалы. Однако при изготовлении традиционного оригами допустимо пользоваться только бумагой и ничем больше (лишь при изготовлении кусудамы можно использовать несколько одинаковых модулей).
Первоначально для создания оригами использовался только лист бумаги, который надо было сложить определённым образом, чтобы в итоге получилась готовая фигурка. Традиционное оригами предполагает только складывание бумаги определённым образом, в результате чего получается фигурка. Это достаточно сложное мастерство, на овладение которым потребуется немало времени.
Позднее мастера оригами стали использовать более необычные способы изготовления фигурок, привлекая к работе клей, ножницы, мех, другие подручные материалы. Исключением из правил могут быть кусудамы и те фигурки, которые состоят из отдельных модулей.
После завершения работы над фигуркой её можно раскрасить – это допускается и в классическом оригами.
Существует огромное множество моделей оригами. Некоторые фигурки имеют схожий «механизм» складывания, так как состоят из одинаковых базовых фигур.
Самой распространённой фигуркой среди японцев является «японский журавлик». Не менее распространены среди местных жителей кусудамы (в переводе «целебный шар»). Именно при изготовлении этого вида оригами используется клей.
Кусудамы – очень красивые. По форме они напоминают шар, который состоит из нескольких модулей. Поскольку кусудамы делать достаточно сложно и состоят они из множества модулей, лучше к их изготовлению привлекать несколько человек.
Японцы искренне верят, что такие шары обладают чудодейственной силой и могут помочь больным. Также магическим свойством исцелять больных, по мнению японцев, обладает и «японский журавлик». Именно эта модель оригами стала международным символом мира, а ещё задолго до этого он считался залогом счастливой жизни, благополучия и успеха.
После того как оригами получило широкое распространение в Японии, оно прочно обосновалось в быту местных жителей. Они делали всевозможные кошельки, вазочки, коробочки и многое другое, что можно преподнести в подарок или использовать в повседневной жизни.
Изготовление фигурок из бумаги всегда представляло для людей большой интерес, но по – настоящему это проявилось лишь сравнительно недавно – каких -нибудь 3 – 4 десятилетия назад. Оригами стало модным видом искусства.
Кто бы мог предположить, что из обычного листа бумаги можно сложить сотни, если не тысячи самых разных фигурок?
Оригами – это один из способов самовыражения, может быть, поэтому оно получило такое широкое распространение среди школьников, студентов, творческих людей, оригами всё чаще используется в рекламных целях. Находятся и те, кто не останавливается на бумаге как исходном материале, а идёт дальше – на основе оригами изобретает новые виды искусства.
Фигурки – оригами можно делать тремя разными способами.
Предполагает складывание фигурок из одного листа квадратной формы без надрезов. Это традиционный способ, который используется чаще всего.
Предполагает складывание фигурок из листа прямоугольной и правильной треугольной формы.
Складывание фигурок из 3- х или 4- х одинаковых частей – модулей.
На первый взгляд, кажется, что сложить сложную красивую фигурку из простого листа бумаги невозможно. Однако подобные мысли часто посещают нас, когда мы сталкиваемся с любым новым делом. Никто не начинает знакомство с оригами со сложных изделий – вначале необходимо ознакомиться с техникой складывания базовых форм. Это самые простые фигурки – оригами, на основе которых складывают куда более сложные и необычные изделия.
Кроме того, прежде чем приступить к складыванию фигурок, следует познакомиться с азбукой оригами, которая включает основные условные обозначения, необходимые для работы. Без знания азбуки невозможно понять, что написано на схемах и как выполнить то или иное действие.
Изобретатель этого своеобразного букваря в мире оригами – японец Акира Йошизава. Это значимая фигура в мире оригами, ведь именно этот человек сделал его по-настоящему известным и поднял на новую высоту. Он начал развивать оригами как вид искусства в середине XX в., и с тех пор его описаниями создания фигур пользуются оригамисты всех стран.
А собственно, для чего оно нужно это оригами? Что оно даёт?
Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость.Нас поражает быстрота его успехов: вчера он ещё ничего не мог, а сегодня уже со всем справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребёнка.
«движение рук тесно связано
с речью и её развитием» –
В. М. Бехтерев.
Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.К ним можно отнести:
– Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
– Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
– Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота его обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и период их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить занятие оригами с занятиями, с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Источник