Ориентиры развития ребенка дошкольника по фгос
Светлана Барсегян
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка-дошкольника
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Напомним вам специфику дошкольного детства:
Специфика дошкольного детства –
гибкость,
пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития,
его непосредственность и непроизвольность.
И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего – необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.
Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольноговоспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси-хического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка.
4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на раз-витие способностей ребенка.
Задача дошкольного образования – развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования – не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста. (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).
Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образованияпредставлены на слайде:
– ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
– ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
– ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
– у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.
– ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело
– ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
– ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Немного о педагогической диагностике.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми;
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности;
• проектной деятельности;
• художественной деятельности;
• Физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Конкретно в нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования.
В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Все эти качества представлены на слайде.
Пути достижения данного социального портрета выпускника.
– создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
– использование новых современных инновационных образовательных технологий;
– оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
Источник
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Ребенок – не «объект» наблюдения, а развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями.
Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.
Сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии.
При этом, функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
– не подлежат непосредственной оценке;
– не являются непосредственным основанием оценки уровня развития детей;
– не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
– не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
– не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• Следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движения.
Планируемые результаты, как ориентиры,
освоения основной образовательной программы ДОУ для детей от 2 до 3 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Навыки самообслуживания и действия с бытовыми предметами
- Подражает многим действиям взрослых с бытовыми предметами;
- В игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.);
- Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
- В игре исполняет определенную роль (мамы, машиниста…);
- Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при незначительной помощи взрослого.
- Умеет самостоятельно есть.
- Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
- При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.
- Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Эмоциональное развитие
- Может сопереживать плачущему ребенку.
- Получает положительные эмоции от похвалы и одобрения со стороны взрослых; понимает психологическое состояние других людей.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).
- Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.
Развитие игровых навыков
- Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.
- Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
- Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.
- Использует в игре замещение недостающего предмета.
- Общается в диалоге с воспитателем.
- В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия.
Следит за действиями героев кукольного театра.
- Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
- Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
- Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Ориентируется в 2-3 контрастных величинах предметов; подбирает по образцу взрослого 3 контрастных цвета;
- Имеет представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный)
- С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
- Разворачивает игру вокруг собственной постройки.
- Различает один и много предметов.
- Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб.
- Различает и называет предметы ближайшего окружения.
- Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
- Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
- Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).
- Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).
- Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Понимает несложные рассказы по сюжетной картинке;
- Способен узнать то, что видел, слышал несколько недель тому назад.
- Начинает использовать сложные предложения;
- правильно реагирует на словесные указания; получает удовольствие от общения со сверстниками.
- Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
- Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
- Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
- С интересом слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
- Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и самостоятельно
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).
- Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
- Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
- Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
- Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.
- Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Изобразительная деятельность
- Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
- Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
- Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу.
- Лепит несложные предметы. Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Конструктивно-модельная деятельность
- Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.
- Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.
- Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Подпрыгивает, одновременно отрывая от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом.
- Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.
- Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
- Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
- Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
- Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
- Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
- При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Умеет самостоятельно есть.
Источник