Организация работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Консультация для родителей
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В своей деятельности, взаимодействуя с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы руководствуемся следующими задачами:
- защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохранённых ресурсов положительного развития (как ребенка, так и семьи) на основе партнерства;
- содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;
- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания;
- повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи, поддержки.
В работе с родителями считаем особо важным, помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание, информирование, перефразирование, резюмирование, отражение чувств.
Формы и методы работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Деловые игры.
Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» – гиперактивный ребенок)
Использование информационных стендов для родителей: стенды, папки-передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.
Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка.
Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.
- Размещение информации на сайте учреждения;
- Консультации и рекомендации на стендах, в групповых уголках;
- Разработка памяток с рекомендациями;
При работе с родителями используем следующие методы активизации родителей.
- «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
- «Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
- «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
• «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафе, куда вы ненадолго зашли, – смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
- Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо “Почему ты опять не убрал свои игрушки?” – “Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина”). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: “Стыдно!”, “Меня не устраивают твои “хочу”, мало ли, что ты хочешь!”, “Что бы ты без меня делал(а)?”, “Как ты можешь поступать так со мной!” и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: “Хорошо учиться в школе – это значит…” или “Для меня диалог с ребенком – это… ” Мать или отец должны закончить предложение.
- Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
- Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: “Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?” Или: “Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста”, или: “Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний” и т. п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
- Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда
родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
В родительском уголке или в качестве заключительной части родительских собраний предлагаю иногда родителям выслушать стихотворные строки или высказывания, позволяющие задуматься родителей о своих взаимоотношениях с детьми.
В работе с родителями важным аспектом считаем и информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями и их родителями, активно сотрудничаем с центом социальной помощи семье и детям «Семья», Центром диагностики и консультирования, Центр ранней диагностики и консультирования, обществом инвалидов
Для того чтобы родители поверили в своих детей, развивали их творческие способности, таланты – привлекаем их к активному участию в различных конкурсах – «Поверь в мечту», конкурсы рисунков, музыкально-танцевальные конкурсы «Фасолька», где дети занимают даже призовые места и получают грамоты и призы за участие. По рекомендациям специалистов родители организуют посещение детьми развивающих центров «Теремок», «Умный малыш»; музыкальной школы – группы «Дошколенок», учатся играть на музыкальных инструментах; кружки в ДК «Строитель», «Горизонт». Благодаря содействию общества инвалидов дети с ДЦП посещают танцы для инвалидов – колясочников.
Даже после выпуска детей мы отслеживаем их успехи, приглашаем на праздники в детский сад. (День инвалида в декабре, выпускные вечера)
Широкий спектр вариантов общения с родителями позволяет решить педагогам и специалистам основную общую задачу: выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с особыми потребностями, оптимизировать социальные контакты семьи и ребенка, наладить доверительные партнерские отношения «педагог-родитель».
Источник
Особенности помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в рамках раннего психолого-педагогической сопровождения
Артемьева П. В.
воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»
г Клин
2018 г.
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1-2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи. Возросшая потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Решение этой важной задачи возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных нарушений в психической сфере ребенка. Неблагоприятные микросоциальные условия семейного воспитания, негативно влияют на характер и темп развития ребенка, предопределяют характеристики деформации его личностной сферы.
Предполагается, что раннее воспитание – дело родителей, однако педагогическая неосведомленность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания: в стране до сих пор нет системы психолого-медико-педагогических консультаций. Нельзя не сказать и о том, что специалистов-педагогов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили.
Вышесказанное обуславливает потребность всестороннего комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ особенностей внутрисемейной атмосферы, личностных характеристик детей и их родителей, родительско-детских и детско-родительских взаимоотношений и др. В рамках нового направления – психологической помощи семье – в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, семья рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома.
Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.
Итоговым достижением работы с родителями является то, что они могут наладить контакт со своим ребенком; проявляются заинтересованность и самостоятельность в его воспитании; умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений; умеют создать ситуацию делового сотрудничества; подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями; умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми; владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.
Ратуя за раннее воспитание и обучение детей с отклонениями развития в условиях семьи, нельзя забывать о реальной ситуации: в России около полумиллиона детей находятся в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа, где, по данным выборочных обследований, до 50% детей имеют недостатки развития. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводиться в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.
По отношению к таким детским учреждениям важнейшим вопросом является создание в них необходимого педагогического персонала, причем число педагогов и воспитателей должно быть достаточно большим, чтобы создать ситуацию максимального приближения к семейной обстановке, когда мать почти постоянно взаимодействует с новорожденным и младенцем. Именно постоянное взаимодействие близкого взрослого является основным условием стимуляции развития ребенка.
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – № 3, 2002.
2. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. // Дефектология – № 2, 2004.
3. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 3, 2005.
4. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации. // Дефектология – № 6, 2007
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Источник
условия для формирования ценностных ориентаций,
установок, эмоционального отношения к другим
людям, что создает основу для развития личности
ребенка в целом”
Е.А. Стребелева, А.В
Зацепина
(Дефектология, 1, 2005, с. 4)
Приложение
Одним из основных источников и эталонов
человеческого поведения является семья. Образцы
поведения родителей копируются ребенком с
раннего детства, и решение сначала детских, а
потом взрослых проблем взаимодействия
осуществляется часто на основе подражания
семейному варианту их решения (А.А. Аркин, Л.С.
Выгодский, А.В. Запорожец и др.).
Цель воспитания ребенка – это подготовка
сознательного члена общества, активно
участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая
“особого” ребенка, необходимо знать
своеобразие его развития и специальные методы
воспитания.
Рождение малыша с отклонениями в развитии,
независимо от характера и сроков его заболевания
или травмы, нарушает весь ход жизни семьи.
Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда
вызывает у родителей тяжелое стрессовое
состояние, семья оказывается в психологически
сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается
психологическое противоречие между ожиданиями и
физической невозможностью их осуществления.
Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986
г. выделил пять периодов, связанных со стрессом
на стадиях и переходах жизненного цикла семей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.
- Рождение ребенка – получение точного
диагноза, эмоциональное привыкание,
информирование других членов семьи. - Школьный возраст – становление личностной
точки зрения на форму обучения ребенка
(интегрированное, специализированное обучение),
хлопоты по устройству, переживание реакций
сверстников, заботы по внешкольной деятельности
ребенка. - Подростковый возраст – привыкание к
хронической природе заболевания ребенка,
возникновение проблем, связанных с
сексуальностью, изоляцией от сверстников и
отвержением, планирование будущей занятости
ребенка. - Период “выпуска” – признание и
привыкание к продолжающейся семейной
ответственности, принятие решения о подходящем
месте проживания повзрослевшего ребенка,
переживание дефицита возможностей его
социализации. - Постродительский период – перестройка
взаимоотношений между супругами (например, если
ребенок был успешно выпущен из семьи) и
взаимодействие со специалистами по месту
проживания ребенка.
Столкнувшись с фактом рождения ребенка с
проблемами в развитии и необходимостью его
воспитания, родители не всегда способны
адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в
ней.
Ряд специфических особенностей родительского
поведения:
1. Нежелание родителей принимать медицинские
диагнозы, избегание специалистов,
констатирующих реальную ситуацию происходящего
с ребенком.
2. Неоднозначное отношение к комплексной
психолого-медико-педагогической помощи. В одних
случаях родители категорически отказываются от
медицинских мероприятий, необходимых для
активизации нервно-психической и
физиологической деятельности детей с проблемами
в развитии. Или же они стараются их
минимизировать (т.е. по возможность избежать) и
отдают приоритет только педагогической
коррекции. В других случаях родители
преувеличивают роль медицинского влияния на
развитие ребенка, рассматривая
психолого-педагогическую помощь как
второстепенную и малоэффективную.
Склонность родителей скрывать факты
проблемного развития ребенка в общении с
окружающими, особенно в беседах на тему успехов и
достижений ребенка (со знакомыми, специалистами
и др.). Это проявляется в настороженном или
агрессивном поведении, стремлении
преувеличивать способности ребенка. Часто
результатом такого поведения родителей является
предъявление ребенку неадекватных его
психофизическим возможностям требований.
К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с
проблемами в развитии способны самостоятельно
преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус
семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере
роста и развития ребенка в семье возникают новые
стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению
которых родители совершенно не подготовлены.
Казалось бы, друзья и родственники должны помочь
родителям, однако, узнав о травме или болезни
ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому
приходится задуматься об отношении к ребенку, к
его родителям. Не зная как помочь, и боясь быть
бестактными, родственники и знакомые порой
предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать
проблему, что еще больше затрудняет положение
семьи “особого” ребенка. Нередки случаи, когда
бабушки и дедушки из-за стыда отказываются
признать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко
умственно отсталым детям, которые внешним видом
и неадекватным поведением привлекают к себе
нездоровое любопытство и неизменные расспросы
со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это
ложится тяжким бременем на родителей и, особенно,
на мать, чувствующую себя виноватой за рождение
такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что
именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за
его будущее, растерянность, незнание
особенностей воспитания приводят к тому, что
родители отгораживаются от близких, друзей и
знакомых, предпочитая переносить свое горе в
одиночку, или определяют ребенка в интернат.
Конструктивная и динамическая помощь таким
семьям является необходимой на всех этапах жизни
ребенка. Специалистам необходимо создать
благоприятные условия для реабилитации всей
семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в
развитии. Суть реабилитации заключается в том,
чтобы помочь семье обрести прежний
социально-психологический и социокультурный
статус, выйти из состояния психологического
стресса.
Решение этой проблемы предусматривает:
- психологическое изучение состояния членов
семьи, в первую очередь матери; - составление программы реабилитационных
мероприятий семьи в психолого-педагогическом и
социально-культурном аспектах; - проведение реабилитационных мероприятий, в
соответствии с программой, конкретно для каждой
семьи; - организацию групп взаимоподдержки;
- патронирование семьи после проведенных
реабилитационных мероприятий.
Для обеспечения эффективной работы с
родителями “особых” детей специалисты должны
разобраться в эмоциональных отношениях в семье.
Педагогам приходится иметь дело со взрослыми,
находящимися на различных этапах адаптации к
роли родителей проблемного ребенка.
Специалистам важно знать, насколько члены
“особой” семьи готовы говорить о своей семейной
проблеме с другими взрослыми, как они относятся к
коррекционно-развивающему процессу, каковы их
ожидания, установки, готовы ли они вообще
сотрудничать с медико-психолого-педагогическим
персоналом образовательного учреждения.
Помогая ребенку преодолевать трудности в
овладении внешним миром, родителям важно
преодолеть нередко возникающее чувство своей
неполноценности, понять, что семейная
обстановка, в которой растет ребенок, должна быть
естественной системой отношений – между
родителями и детьми, между супругами, а также
отношений и связей с окружающими семью людьми.
Модель организации помощи семье,
воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь
три этапа своего развития:
Первый этап направлен на привлечение
родных к учебно-образовательному процессу
ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в
том, что именно в них очень нуждается их малыш,
что, кроме них, этим процессом заняться некому,
что ни одна, даже самая лучшая
коррекционно-развивающая программа не сможет
дать полноценных результатов, если она не
решается совместно с семьей.
На втором этапе предполагается
формирование увлечения родителей процессом
развития ребенка. Главной задачей работы
становится формирование у них активной позиции в
воспитании малыша. Педагог показывает родителям
возможность существования ежедневных маленьких,
но очень важных для ребенка достижений. Члены
семьи обучаются эталонным моделям работы с
ребенком, включающим отработку заданий педагога.
Третий этап характеризуется раскрытием
перед членами семьи возможности личного поиска
творческих подходов к обучению малыша и личного
участия в исследовании его возможностей. При
этом значимым является обучение родителей
разнообразным формам взаимодействия с ребенком
наблюдению и оценке его реакций и поведения.
Представления и ожидания, связанные с
развитием ребенка, восприятие самого ребенка
составляют основу “родительских установок” и
являются источником для воспитательных
стратегий. В процессе работы повышается
родительская компетенция, родители “особых”
детей постепенно берут на себя не только
поддерживающие и закрепляющие, но и
самостоятельно развивающие функции
развивающего взаимодействия с ребенком.
Включение родителей в
коррекционно-педагогический процесс является
важнейшим условием развития ребенка с особыми
образовательными потребностями. Учет
эмоциональных, социальных, личностных и других
особенностей семьи с “особым” ребенком
увеличивает эффективность использования ее
педагогического потенциала, что является одним
из важнейших факторов эффективности работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение
Литература
- Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности
материнских установок по отношению к детям с
нарушениями в развитии” / научно-методический
журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23; - Ткачева В.В. Пути социальной адаптации
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в
развитии. Практикум по социальной адаптации. –
М.: Издат. ГНОМиД, 2000. - Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с
матерями, воспитывающих детей с отклонениями в
развитии. Практикум по формированию адекватных
отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000. - Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема
психологической помощи родителям, имеющим детей
с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный
логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59; - Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в
специальном (коррекционном) дошкольном
образовательном учреждении для детей с
нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1,
2005, стр. 11–13; - Стребелева Е.А., Закрепина А.В.
“Современные формы помощи семье, воспитывающей
ребенка с отклонениями в развитии” /
“Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10; - Чарова О.Б. “Материнские установки по
отношению к детям с нарушением интеллекта” /
“Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19; - Микляева Н.В. “Изменение родительских
установок на процесс коррекционно-развивающей
работы с дошкольниками с общим недоразвитием
речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123.
Источник