Организация работы по музыкальному воспитанию и развитию ребенка

Главная страница =>библиотека=>оглавление

ГЛАВА XII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Содержание работы заведующего детским садом и старшего воспитателя по организации музыкального воспитания детей

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Однако общее руководство всей работой по музыкально-эстетическому воспитанию детей является одной из важных функций заведующего детским садом и старшего воспитателя.
Эта работа ведется в двух направлениях.
Во-первых, заведующий совместно со старшим воспитателем обеспечивает руководство планированием всего процесса музыкального воспитания. Они систематически контролируют выполнение требований «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Во-вторых, заведующий и старший воспитатель создают необходимые условия для успешного осуществления работы по музыкально-эстетическому воспитанию, оснащая педагогический процесс необходимым оборудованием, техническими средствами, пособиями, методической и научно-педагогической литературой.
В соответствии с годовым планом намечается объем работы с музыкальным руководителем, воспитателями, родителями. В годовом плане отражаются определенные вопросы, касающиеся организации музыкального воспитания. Эти вопросы выносятся на обсуждение на собраниях всего педагогического коллектива.
Заведующий и старший воспитатель оказывают помощь музыкальному руководителю в организации семинаров, практикумов для воспитателей, периодически осуществляют контроль за регулярностью их проведения.
Тематика и содержание семинаров и практикумов определяются с учетом актуальности того или иного вопроса музыкального воспитания детей для данного дошкольного учреждения и зависят от опыта и подготовленности самого музыкального руководителя. Это могут быть теоретические вопросы музыкального воспитания, овладение воспитателями конкретными практическими навыками в области музыкально-ритмических движений, пения, игры на детских музыкальных инструментах и т. д. Во время практикумов музыкальный руководитель разучивает с воспитателями игры с пением, хороводы, музыкально-дидактические игры; обучает навыкам в изготовлении необходимых дидактических пособий, костюмов, атрибутом для  театрализованной  деятельности  детей;   организует  прослушивание детского музыкального репертуара и т. д.
Заведующий и старший воспитатель следят также за тем как музыкальный руководитель осуществляет работу с родителями. Важную роль здесь играет проведение тематических собраний групповых консультаций по вопросам музыкального воспитания, организация тематических выставок, изготовление совместно с воспитателями папок-передвижек и т. д.
Музыкальный руководитель привлекается к активному участию в педагогических советах, на которых заслушиваются и обсуждаются его доклады о выполнении программы по отдельным видам музыкальной деятельности или по отдельным формам музыкального воспитания.
С целью контроля за осуществлением задач музыкального воспитания и оказания методической помощи педагогу заведующий и старший воспитатель периодически посещают музыкальные занятия. Каждое такое посещение намечается заранее и с определенной целью, например: проверить, как дети овладели навыками в области пения или музыкально-ритмических движений, как в условиях музыкальных занятий решаются задачи нравственного, умственного, физического воспитания и т. д.
Замечания необходимо делать в корректной форме, одновременно оказывая помощь и поддержку музыкальному руководителю конкретными предложениями по улучшению качества его работы. Помощь руководству детского сада в организации работы по музыкальному воспитанию оказывают районные и городские методические кабинеты, которые проводят специальные консультации, семинары.
Таким образом, только содержательная и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения обеспечивает необходимые условия для организации процесса музыкального воспитания, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями.

Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах).
Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Функции и обязанности музыкального руководителя

За общую постановку музыкального воспитания в детском саду отвечает музыкальный руководитель Он выполняет следующее:
1.  Проводит занятия  в  каждой  возрастной  группе два раза в неделю соответственно графику работы.
Это требует большой предварительной подготовки: отбирается и разучивается музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно исполнить детям. Разрабатывает и планирует усвоение программных навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает грамзаписи. Намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми.
2. Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение.
3. Посредством консультаций и групповых занятий руководит работой воспитателей в области музыкального развития детей.
На консультациях музыкальный руководитель знакомит воспитателей с планом работы, разучивает детские произведения, обращая внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, обсуждает проведенное занятие (учитывает успехи, затруднения ребят, которым нужна помощь), подбирает пластинки для проигрывания на утренней гимнастике, других занятиях, прогулке и т. д.
На групповых занятиях музыкальный руководитель систематически обучает воспитателей, совершенствуя их навыки в области пения и движения. Разучивает с ними произведения для индивидуального и коллективного исполнения на праздниках и развлечениях. При этом учитывает способности каждого: один имеет хороший голос, другой прекрасно танцует, третий красиво выполняет упражнения, четвертый выразительно декламирует и может стать активным ведущим праздника.
4. Регулярно проводит педагогические совещания, на которых решаются методические вопросы, обсуждается программа праздничных утренников и развлечений, намечаются дополнительные задачи в целях совершенствования учебного процесса.
5. Проводит работу с родителями, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребенка. В индивидуальной беседе, на консультации, собрании музыкальный руководитель дает советы: какие радио- и телепередачи можно слушать с детьми, какой песенный репертуар использовать в семье и т. д.

Функции и обязанности воспитателя

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей на
Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений тем самым активизируя малышей.
В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
4. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Источник

 Планирование  работы по музыкальному воспитанию  детей дошкольного возраста

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение.

   Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает

– видеть перспективу

–  равномерно работать в течение года

– своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом

–  обдумать методические приемы педагогических воздействий.

Действенным руководством в  работе музыкального руководителя являются  календарный и перспективный планы

Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени (1-2 занятия)

Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.

Календарный план работы составляется на одно – два занятия    в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.

         При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.

         В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап – самостоятельного исполнения – может отсутствовать.

         Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.

            При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.

              Важным условием правильной организации музыкально – воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование.

Перспективное планирование –  это перспектива образовательной работы на более длительный  промежуток времени (1-3 месяца)

Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года. Она включает:

· Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.

· Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.

· Формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с парциальным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.

· Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный музыкальным руководителем в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

         Условиями успешного планирования работы с детьми являются:

– знание требований, определенных образовательной программой детского сада;

–  знание требований той альтернативной программы, материал которой частично используется в работе коллектива;

– хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;

– знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка;

– тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей

         Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны.

       Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном.

          Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.

         Таким образом, планирование в организации музыкальной работы с детьми играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы с детьми по музыкальному  воспитанию.

Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

Перспективное планирование (на месяц)

Форма организации музыкальной деятельности

Программные задачи

Репертуар

Обеспечение интеграции образования

Группа,  месяц

Подготовительная группа.   Октябрь.

Цель

Петь песни в удобном диапазоне, исполняя выразительно, правильно передавая мелодию. Выразительно  двигаться в соответствии с характером музыки, четко передавать несложный музыкально-ритмический рисунок. Знакомить с творчеством Чайковского, русских и зарубежных композиторов

       Музыкальные занятия

  1. Слушание музыки:

а/ Восприятие музыкального произведения

Учить сравнивать музыкальные произведения, близкие по форме.

Знакомить:                          -с характерными особенностями разных эпох, жанров;                       – творчеством Моцарта, Шуберта;

– фортепьянными пьесами (соната – музыкальный момент);

Воспитывать  интерес к музыке русских и зарубежных классиков

И.С. Бах «Шутка»;

П.И. Чайковский «Юмореска»;

Р.Щедрин «Юмореска»;

В.А. Моцарт «Сонаты»;

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»

б/ Развитие слуха и голоса

Развивать представления о регистрах.

Совершенствовать  восприятие основных свойств звука.

«Повтори звуки», «Кто в домике живет?» Н.Г. Кононовой

  1. Пение

а/ Усвоение песенных навыков

Учить

– исполнять песни со сложным ритмом, широким диапазоном;

– самостоятельно подводить к кульминации;

– петь легким, полетным звуком

«Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой;

«По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших;

«Все отлично» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта

б/ Песенное творчество

Учить  самостоятельно импровизировать простейшие мелодии

«Спой имена друзей» (импровизация)

  1. Музыкально-ритмические движения

а/ упражнения

Закреплять умения:

– различного шага;

– самостоятельно  выполнять упражнения с предметами;

– держать осанку, руки

«хороводный шаг»р.н.м. «А я по лугу»;

«дробный шаг» р.н.м. «Ах, вы , сени»

«Упражнения с листьями, зонтиками» Е. Тиличеевой;

б/ пляски

Подводить  к выразительному исполнению танцев.

Передавать:

– в движениях характер танца;

– эмоциональные движения в характере музыки

«Танец с зонтиками»В.Костенко

«Танец грибов» Суворова (диск 3, №24)

«Осень » танец с шарфами (сми)                                            

в/ игры

Учить проводить игру с текстом, ведущим

Развивать активность, коммуникативные качества

«Банька» р.н.и.

«Домовой» Е. Железнова

г/ музыкально-игровое творчество

Импровизировать в танце «листопад»

«Октябрь» П.И. Чайковского

д/ игра на музыкальных инструментах

Побуждать самостоятельно подбирать попевки

«Андрей-воробей» р.н.п.

         2 Самостоятельная музыкальная деятельность

Учить инсценировать любимые песни

«А я по лугу» р.н.п.

    3

Праздники и развлечения

Содействовать сплочению детей и родителей группы

Воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим

«Новоселье»  (Блок №9 б)

«Что нам осень принесла» А.В. Аджи, Н.П.Кудинова (открытые мероприятия)

   4

Работа с воспитателями

Познакомить воспитателей с их обязанностями в музыкальном воспитании детей

Консультация (по О.П. Радыновой) «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

        5

Работа с родителями

Обратить внимание родителей на то, какую музыку ребенок слушает в семье

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка»

      6

Индивидуальная работа с детьми

Работать  над выразительностью движений солистов в танце «Грибы» (Утенышев С. «мухомор», Норкин В. «боровик»,); закрепить движения танца «Осень» (Клабукова А, Самарина О.)

Обеспечение интеграции образования

Познавательное развитие:

Переносить накопленный опыт слушания, исполнения, творчества в самостоятельную музыкальную деятельность

Физическое развитие: учить ритмично двигаться

Социально-коммуникативное развитие:

Учить общаться и взаимодействовать со сверстниками в совместной музыкальной деятельности, эмоционально откликаться на происходящее, проявлять эмоциональную отзывчивость

Календарное планирование

Форма организации музыкальной деятельности

Программные задачи

Репертуар

Муз. ритм. движения

Работать над ритмичностью дробного шага;

Учить выразительно тянуть носочек в хороводном шаге

Следить за осанкой

р.н.м. «Ах, вы, сени!»

р.н.м. «А я по лугу»

Слушание

Познакомить с творчеством П. И. Чайковского;

Побуждать  детей отзываться о характере музыкального произведения, используя различные прилагательные.

Обогатить  музыкальный словарь детей

П.И. Чайковский «Юмореска»

Пение

Учить импровизировать простейшие мелодии;

точно передавать ритмический рисунок; правильно передавать мелодию;

 слушать себя и других

«Спой имена друзей»

«Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой;

«По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших;

Музыкально-ритмические движения

Игра

Передавать в движениях

характер танца, своевременно делать перестроения из колонны в круг, держать дистанцию

Развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений,

учить точно подбирать жесты, манеру для исполнения роли «Тани»

«Осень» танец с шарфами (сми)

«Банька» р.н.и.

Источник