Организация математического развития ребенка как способ реализации

Организация математического развития ребенка как способ реализации thumbnail

Математика
сегодня – это одна из жизненно важных
областей знания современного человечества,
необходимая для существова­ния
человека в цивилизованном обществе.
Широкое использова­ние
техники, в том числе и компьютерной,
требует от индивида определенного
минимума математических знаний и
представлений.

Существуют
различные взгляды на объем и качество
этого необ­ходимого
для социализации минимума. Проблема
создания опти­мального
курса математики для общеобразовательной
школы более чем
актуальна.

На
сегодняшний день существует не менее
пятнадцати учебни­ков
по математике для начальных классов, и
почти все они реко­мендованы
Министерством образования и науки РФ
к использо­ванию
в учебном процессе.

Последнее
десятилетие XX
в. характеризуется значимыми из­менениями
в подходах к определению целей начального
матема­тического
образования. Эти изменения были порождены
сменой
приоритетных
целей обучения:
их
обусловленностью на современ­ном
этапе проблемой воспитания личности
ребенка на основе
лично
стно-ориентированного
деятельностного подхода.

Рассмотрим
эти изменения. С этой позиции целесообразным
будет
тот курс математики для младших
школьников, который позволял бы средствами
данного предмета реализовать идею
развивающего
обучения,
и
в то же время обеспечивал усвоение
соответствующих
знаний и умений, готовил и позволял бы
уже с
первых шагов творчески использовать
их при решении разнооб­разных
задач как практического, так и
теоретического характера.

Базовым
положением упомянутой выше концепции
является положение
о том, что начальное звено в системе
школьного обра­зования
обладает своей собственной непреходящей
ценностью, и
поэтому обязано предоставить ребенку
возможность и условия самореализации
в тех видах деятельности, которые
являются ве­дущими
в этом возрасте. Полагая учебную
деятельность ведущим видом деятельности
в этом возрасте, необходимо при построении
системы
(содержание, методы, средства, формы
организации обуче­ния)
предусмотреть возможность самореализации
ребенка при изучении
конкретного содержания. Иными словами,
ребенок млад­шего
школьного возраста должен всегда видеть
и понимать при­менимость
своих знаний и умений в значимой для
него
практиче­ской
деятельности.

Иными
словами, на
данном этапе жизни ребенка образователь­ная
система обязана предоставить ему
возможность и условия са­
мореализации
в тех видах деятельности, которые
являются веду­
щими
в этом возрасте.

В
«Концепции непрерывного образования
детей дошкольного и
младшего школьного возраста» обозначены
общие цели:


воспитание
нравственного человека;


охрана
и укрепление физического и психического
здоровья детей;


сохранение и поддержка индивидуальности
ребенка, физиче­ское
и психическое развитие детей.

Знания,
умения и навыки рассматриваются в
системе непрерывно­го
образования в качестве важнейшего
средства
развития
ребенка.

В
интервью с академиком А.А. Леонтьевым,
приведенном по­сле текста «Концепции»,
особо отмечено то, что «Концепция» не
имеет
целью обозначать чему и как учить, а
призвана обозначить, что
именно
в развитии ребенка должно обеспечить
образование
и
каким
мы ожидаем видеть ребенка на пороге
начальной, а затем средней
школы.

Поскольку
«Концепция» не уходит от содержательной
харак­теристики
образования, целесообразнее было бы
предположить, что средством
развития ребенка должно стать это
содержание, а усвое­ние
знаний умений и навыков — следствием
достижения ребенком определенного
уровня развития познавательной
деятельности.

Применяя
свои знания и умения в различных видах
значи­мой
для него деятельности, ребенок будет
самоутверждаться и
самореализовываться как личность.
А
задача педагога – сделать этот
процесс успешным для ребенка, т. е. таким
образом организо­вать
условия этой деятельности, чтобы ребенок
сумел справиться
со
всеми ее проблемами, используя свои
знания и умения. При этом, чем
выше методическое мастерство педагога,
тем незаметнее для ребенка
становится его помощь в преодолении
возникающих труд­ностей.
Именно в этом случае возможно достижение
ребенком эмо­ционального
благополучия, стимулирование активности
детей в
различных видах деятельности, развитие
компетентности в сфере отношений
к миру, к людям, к себе; будут решаться
обозначенные в
«Концепции» приоритетные
задачи

непрерывного образования детей
на ступени начальной школы:


осознанное принятие ценностей здорового
образа жизни и ре­гуляция своего
поведения в соответствии с ними;


готовность к активному взаимодействию
с окружающим миром (эмо­циональная,
интеллектуальная, коммуникативная,
деловая и др.);


желание и умение учиться, готовность к
образованию в основ­ном
звене школы и самообразованию;


инициативность,
самостоятельность, навыки сотрудничества
в
разных видах деятельности;


совершенствование достижений дошкольного
развития (на про­тяжении
всего начального образования); специальная
помощь по
развитию несформированных в дошкольном
детстве качеств;


индивидуализация процесса обучения,
особенно в случаях опе­режающего
развития или отставания.

С
этой точки зрения создание системы
непрерывного образова­ния
на дошкольной и начальной ступени имеет
цель:


сохранение самоценности каждого
возрастного периода разви­тия
ребенка;


формирование
у дошкольника готовности к школьному
обуче­нию
не на содержательном, а на деятельностном
уровне, т.е. на­личие
сформированности умений учиться как
фундаменталь­ных
новообразований, что обеспечит
психологическую готов­ность ребенка
к школе;


освоение ребенком разных форм
взаимодействия с окружающим
миром;


обеспечение индивидуализации процесса
обучения и развития ребенка.

Все
обозначенные выше цели создания системы
непрерывного образования на дошкольной
и начальной ступени требуют глубо­кой
аналитической исследовательской
деятельности от специали­стов,
разрабатывающих проблему преемственности
между дошко­льным
и начальным звеном, поскольку вопросы
формирования
умений
учиться как психологических новообразований
в дошкольном
возрасте являются практически не
разработанными в тео­рии
дошкольного воспитания. Отсутствие
преемственности меж­ду дошкольным и
начальным школьным образовательным
звеном в
этом вопросе порождает как для ребенка,
так и для учителя начальных
классов сложнейшую проблему адаптации
ребенка к ус­ловиям
школьного обучения в первом классе.
Многие психологи и
специалисты коррекционного обучения
полагают, что негатив­ные
последствия адаптационного стресса
могут в дальнейшем ока­зать
влияние на весь процесс обучения ребенка
в начальной школе. То
же самое можно сказать об уровне
разработки одной из слож­нейших
на сегодняшний день проблем процесса
организации обучения
– его индивидуализация (как на дошкольном,
так и на школьном
этапе), особенно в случаях опережающего
развития или отставания.

Содержательный
объем начального математического
образова­ния
ребенка определяется не столько
количеством (перечнем) по­нятий
и способов действий с ними, определенным
программой обучения,
сколько той ролью, которую может и должно
сыграть это
содержание в развитии личности ребенка
в этот период. Тра­диционно
учитель всегда был более озабочен
процессом формиро­вания
знаний и умений младшего школьника. На
это нацеливали программы,
непременно снабженные перечнями четко
обозначен­ных
знаний и умений школьников на всех
этапах обучения. На это всегда
были негласно ориентированы требования
преемственно­сти обучения, понимаемой
как наличие, главным образом, пред­метных
знаний и умений школьников при переходе
в среднее звено. И
сегодня, на вопрос: «Что вы хотите от
выпускника начальной школы?»
абсолютное большинство предметников-математиков
отвечает:
«Умения считать, знания таблиц сложения
и умножения письменных
алгоритмов действий и умения решать
арифметические задачи». К сожалению,
могут пройти еще годы и годы, пока новая
образовательная парадигма будет
осознанна и принята педагогами
всех ступеней образования.

Читайте также:  Почему раннее развитие важно для ребенка ответы

Как
же на сегодня формулируются цели
начального образования
в общем и начального математического
образования в частности
в рассматриваемой «Концепции» и насколько
это соотносите с
традиционными требованиями средней
школы к уровню мате магической
подготовки выпускника начальной школы?

В
«Концепции» отмечается, что начальное
образование имеет свои характерные
особенности, резко отличающие его от
последующих этапов
систематического школьного образования.

Во-первых,
это
первоначальное формирование
учебно-познавательной
деятельности детей и, в частности,
познавательной мотивации.

Во-вторых,
это
становление самосознания и самооценки
ребенка как
субъекта новой для него деятельности
(«Я — ученик, школьник»).

В-третьих,
это
особое значение начального образования
как базы
всего последующего обучения применительно
ко всем обра­зовательным
областям. Без овладения чтением, письмом,
счетом и
т. д. невозможно образование на следующих
этапах.

В-четвертых,
предполагается,
что в начальной школе заклады­ваются
основы обобщенного и целостного
представления о мире, человеке,
его творческой деятельности, которые
развиваются и
дифференцируются в основной школе.

Специфика
начальной школы как самоценного звена
общей сис­темы
образования проявляется и в том, что
каждый компонент его содержания способен
«обслуживать» различные образовательные
области и предметы, их составляющие,
вносит свой вклад в разви­тие
ребенка и его подготовку к дальнейшему
образованию. Таким образом,
содержание начального образования,
выполняя одну из важнейших
функций — формирование
готовности к дальнейшему
образованию
и самообразованию, —
может
рассматриваться как про­педевтическое
по отношению к содержанию образования
в основ­ной школе.

Исходя
из сказанного, авторы «Концепции»
считают, что нельзя прямо проецировать
в содержание начального образования
систе­му образовательных областей,
принятых в основной школе. При­менительно
к начальной школе целесообразно говорить
не об образовательной
области, а о введении в образовательную
область. Такое
уточнение оправданно, так как, во-первых,
определяет
це­левую
направленность образования в начальной
школе на общее развитие
ребенка, во-вторых,
подтверждает
его непрерывность и
преемственность с основной школой,
в-третьих,
подчеркивает
специфику
начального образования и необходимость
ее учитывать при
отборе содержания образования.

В
таблице 1 показана предлагаемая в
«Концепции» преемст­венность
между конкретным Введением в образовательную
область,
предложенным для начальной школы, и
конкретной Об­разовательной
областью, изучаемой в основном звене
школы.

Таблица 1

Введение в
образовательную область (начальная
школа)

Образовательная
область

(основное звено
школы)

Словесность

Филология

Математика

Математика

Человек и
окружающий мир

Естествознание,
обществознание, технология

Искусство и
художественный труд

Искусство,
технология

Физическая
культура

Физическая
культура

Сле­дует
иметь в виду, что пропедевтическая роль
каждого компонента начального
образования по отношению к другим
образовательным областям
отражается на уровне содержания
образования.

Рассматривая
математику как образовательную область,
преж­де
всего следует определить вклад данной
образовательной области в
развитие умения учиться как основного
новообразования млад­шего
школьника в результате его обучения в
начальной школе.

Применительно
к математическому содержанию формирование
умения
учиться, помимо рефлексии как центрального
механизма,
лежащего
в основе изменений мышления, деятельности,
комму­никации
и самосознания, предполагает развитие:


интуитивного и логического мышления и
соответствующего им
математического
языка;


элементарных мыслительных операций
(анализа, синтеза, срав­нения,
сериации, классификации и др.);


умений
оперировать знаково-символическими
средствами, вы­ражать
содержание (объекты, явления, признаки,
отношения, действия,
преобразования) в разных знаково-символических
формах,
переходить от одного языка к другому,
отделять содер­жание
от формы его представления;


начал
творческой деятельности (пространственного
воображе­ния,
способов решения задач, представления
информации и др.).

В
соответствии с этими целями развития
проектируется пред­метное
содержание учебной деятельности.
Образовательные
цели
обучения
математике младших школьников, достижение
которых должно
одновременно обеспечить перечисленные
цели развития, могут быть сформулированы
следующим образом:

1)
овладение определенной системой
математических понятий и
общих способов действий по двум ведущим
содержательным ли­ниям:
«Число и вычисления» и «Пространственные
отношения. Геометрические
фигуры. Измерение геометрических
величин»;

2) овладение
первоначальными представлениями о
ведущем математическом
методе познания реальной действительности
– математическом
моделировании;

3) формирование
общего умения решать задачи.

Содержательная
линия «Число
и вычисления»
дает
учащимся
возможность
получить представления о натуральном
числе как результате счета и измерения
величин, понять особенности по­строения
натурального ряда чисел, освоить принцип
позиционной системы
записи чисел, овладеть арифметическими
действиями с
натуральными числами и величинами.

Реализация
в обучении второй линии «Пространственные
отношения.
Геометрические фигуры. Измерение
геометрических
величин»предоставляет
школьникам возможность осознать
гео­метрические
формы как образы предметов окружающего
мира; по­знакомиться
с различными геометрическими фигурами,
открыть некоторые
их свойства через преобразование,
конструирование, изображение,
выполнение простейших дедуктивных
умозак­лючений
и измерений.

В
процессе освоения данного содержания
дети не только полу­чают
первоначальные представления о
математическом моделиро­вании,
о структуре задачи и этапах ее решения,
но происходит и
развитие их логического мышления,
мыслительных процессов, умений
оперировать знаково-символическими
средствами.

Математика
изучается в течение всех четырех лет
обучения в
начальной школе, в базисном учебном
плане она обозначена как часть федерального
компонента. Нетрудно заметить, что
первая из указанных
образовательных целей определяет
содержательное наполнение
программы, а вторая и третья – характеризуют
виды деятельности
с математическими понятиями, включенными
в про­грамму.

Таким
образом, важнейшим итогом начальной
математической подготовки
ребенка является не только и не столько
накопление определенного
запаса предметных знаний и умений,
сколько ум­ственное
развитие ребенка, формирование у него
необходимых
специфических
познавательных и умственных умений,
которые
являются
базовыми для успешного усвоения в
дальнейшем мате­матического
(и любого другого) содержания.

Рассмотренные
тенденции изменения взглядов на цели
и задачи начального математического
образования порождают ряд проблем,
которые
становятся актуальными как для
педагогов-практиков, так и
для методической науки. Эти проблемы
связаны с разработкой теоретических
концепций, лежащих в основе построения
обучаю­щих
курсов, с отбором их содержания, методов
и форм организа­ции
деятельности детей в процессе их
изучения.

Лекция
2. Предмет, задачи и цели изучения курса
методики преподавания математики в
вузе

  1. Методика
    обучения математике младших школь­ников
    как учебный предмет

  2. Методика
    обучения математике младших школь­ников
    как педагогическая наука и как сфера
    прак­тической
    деятельности

Читайте также:  Упражнения для развития внимания ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Математика сегодня – это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существова­ния человека в цивилизованном обществе. Широкое использова­ние техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений.

Существуют различные взгляды на объем и качество этого необ­ходимого для социализации минимума. Проблема создания опти­мального курса математики для общеобразовательной школы более чем актуальна.

На сегодняшний день существует не менее пятнадцати учебни­ков по математике для начальных классов, и почти все они реко­мендованы Министерством образования и науки РФ к использо­ванию в учебном процессе.

Последнее десятилетие XX в. характеризуется значимыми из­менениями в подходах к определению целей начального матема­тического образования. Эти изменения были порождены сменой приоритетных целей обучения: их обусловленностью на современ­ном этапе проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельностного подхода.

Рассмотрим эти изменения. С этой позиции целесообразным будет тот курс математики для младших школьников, который позволял бы средствами данного предмета реализовать идею развивающего обучения, и в то же время обеспечивал усвоение соответствующих знаний и умений, готовил и позволял бы уже с первых шагов творчески использовать их при решении разнооб­разных задач как практического, так и теоретического характера.

Базовым положением упомянутой выше концепции является положение о том, что начальное звено в системе школьного обра­зования обладает своей собственной непреходящей ценностью, и поэтому обязано предоставить ребенку возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ве­дущими в этом возрасте. Полагая учебную деятельность ведущим видом деятельности в этом возрасте, необходимо при построении системы (содержание, методы, средства, формы организации обуче­ния) предусмотреть возможность самореализации ребенка при изучении конкретного содержания. Иными словами, ребенок млад­шего школьного возраста должен всегда видеть и понимать при­менимость своих знаний и умений в значимой для него практиче­ской деятельности.

Иными словами, на данном этапе жизни ребенка образователь­ная система обязана предоставить ему возможность и условия са­мореализации в тех видах деятельности, которые являются веду­щими в этом возрасте.

В «Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» обозначены общие цели:

– воспитание нравственного человека;

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физиче­ское и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывно­го образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

В интервью с академиком А.А. Леонтьевым, приведенном по­сле текста «Концепции», особо отмечено то, что «Концепция» не имеет целью обозначать чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образование и каким мы ожидаем видеть ребенка на пороге начальной, а затем средней школы.

Поскольку «Концепция» не уходит от содержательной харак­теристики образования, целесообразнее было бы предположить, что средством развития ребенка должно стать это содержание, а усвое­ние знаний умений и навыков — следствием достижения ребенком определенного уровня развития познавательной деятельности.

Применяя свои знания и умения в различных видах значи­мой для него деятельности, ребенок будет самоутверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребенка, т. е. таким образом организо­вать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми ее проблемами, используя свои знания и умения. При этом, чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих труд­ностей. Именно в этом случае возможно достижение ребенком эмо­ционального благополучия, стимулирование активности детей в различных видах деятельности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; будут решаться обозначенные в «Концепции» приоритетные задачи непрерывного образования детей на ступени начальной школы:

– осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и ре­гуляция своего поведения в соответствии с ними;

– готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмо­циональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

– желание и умение учиться, готовность к образованию в основ­ном звене школы и самообразованию;

– инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

– совершенствование достижений дошкольного развития (на про­тяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;

– индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опе­режающего развития или отставания.

С этой точки зрения создание системы непрерывного образова­ния на дошкольной и начальной ступени имеет цель:

– сохранение самоценности каждого возрастного периода разви­тия ребенка;

– формирование у дошкольника готовности к школьному обуче­нию не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. на­личие сформированности умений учиться как фундаменталь­ных новообразований, что обеспечит психологическую готов­ность ребенка к школе;

– освоение ребенком разных форм взаимодействия с окружающим миром;

– обеспечение индивидуализации процесса обучения и развития ребенка.

Все обозначенные выше цели создания системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубо­кой аналитической исследовательской деятельности от специали­стов, разрабатывающих проблему преемственности между дошко­льным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учиться как психологических новообразований в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в тео­рии дошкольного воспитания. Отсутствие преемственности меж­ду дошкольным и начальным школьным образовательным звеном в этом вопросе порождает как для ребенка, так и для учителя начальных классов сложнейшую проблему адаптации ребенка к ус­ловиям школьного обучения в первом классе. Многие психологи и специалисты коррекционного обучения полагают, что негатив­ные последствия адаптационного стресса могут в дальнейшем ока­зать влияние на весь процесс обучения ребенка в начальной школе. То же самое можно сказать об уровне разработки одной из слож­нейших на сегодняшний день проблем процесса организации обучения – его индивидуализация (как на дошкольном, так и на школьном этапе), особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Содержательный объем начального математического образова­ния ребенка определяется не столько количеством (перечнем) по­нятий и способов действий с ними, определенным программой обучения, сколько той ролью, которую может и должно сыграть это содержание в развитии личности ребенка в этот период. Тра­диционно учитель всегда был более озабочен процессом формиро­вания знаний и умений младшего школьника. На это нацеливали программы, непременно снабженные перечнями четко обозначен­ных знаний и умений школьников на всех этапах обучения. На это всегда были негласно ориентированы требования преемственно­сти обучения, понимаемой как наличие, главным образом, пред­метных знаний и умений школьников при переходе в среднее звено. И сегодня, на вопрос: «Что вы хотите от выпускника начальной школы?» абсолютное большинство предметников-математиков отвечает: «Умения считать, знания таблиц сложения и умножения письменных алгоритмов действий и умения решать арифметические задачи». К сожалению, могут пройти еще годы и годы, пока новая образовательная парадигма будет осознанна и принята педагогами всех ступеней образования.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста

Как же на сегодня формулируются цели начального образования в общем и начального математического образования в частности в рассматриваемой «Концепции» и насколько это соотносите с традиционными требованиями средней школы к уровню мате магической подготовки выпускника начальной школы?

В «Концепции» отмечается, что начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования.

Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации.

Во-вторых, это становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я — ученик, школьник»).

В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем обра­зовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счетом и т. д. невозможно образование на следующих этапах.

В-четвертых, предполагается, что в начальной школе заклады­ваются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.

Специфика начальной школы как самоценного звена общей сис­темы образования проявляется и в том, что каждый компонент его содержания способен «обслуживать» различные образовательные области и предметы, их составляющие, вносит свой вклад в разви­тие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Таким образом, содержание начального образования, выполняя одну из важнейших функций — формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, — может рассматриваться как про­педевтическое по отношению к содержанию образования в основ­ной школе.

Исходя из сказанного, авторы «Концепции» считают, что нельзя прямо проецировать в содержание начального образования систе­му образовательных областей, принятых в основной школе. При­менительно к начальной школе целесообразно говорить не об образовательной области, а о введении в образовательную область. Такое уточнение оправданно, так как, во-первых, определяет це­левую направленность образования в начальной школе на общее развитие ребенка, во-вторых, подтверждает его непрерывность и преемственность с основной школой, в-третьих, подчеркивает специфику начального образования и необходимость ее учитывать при отборе содержания образования.

В таблице 1 показана предлагаемая в «Концепции» преемст­венность между конкретным Введением в образовательную область, предложенным для начальной школы, и конкретной Об­разовательной областью, изучаемой в основном звене школы.

Таблица 1

Введение в образовательную область (начальная школа) Образовательная область
(основное звено школы)
Словесность Филология
Математика Математика
Человек и окружающий мир Естествознание, обществознание, технология
Искусство и художественный труд Искусство, технология
Физическая культура Физическая культура

Сле­дует иметь в виду, что пропедевтическая роль каждого компонента начального образования по отношению к другим образовательным областям отражается на уровне содержания образования.

Рассматривая математику как образовательную область, преж­де всего следует определить вклад данной образовательной области в развитие умения учиться как основного новообразования млад­шего школьника в результате его обучения в начальной школе.

Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии как центрального механизма, лежащего в основе изменений мышления, деятельности, комму­никации и самосознания, предполагает развитие:

– интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка;

– элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, срав­нения, сериации, классификации и др.);

– умений оперировать знаково-символическими средствами, вы­ражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, преобразования) в разных знаково-символических формах, переходить от одного языка к другому, отделять содер­жание от формы его представления;

– начал творческой деятельности (пространственного воображе­ния, способов решения задач, представления информации и др.).

В соответствии с этими целями развития проектируется пред­метное содержание учебной деятельности. Образовательные цели обучения математике младших школьников, достижение которых должно одновременно обеспечить перечисленные цели развития, могут быть сформулированы следующим образом:

1) овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий по двум ведущим содержательным ли­ниям: «Число и вычисления» и «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»;

2) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании;

3) формирование общего умения решать задачи.

Содержательная линия «Число и вычисления»дает учащимся возможность получить представления о натуральном числе как результате счета и измерения величин, понять особенности по­строения натурального ряда чисел, освоить принцип позиционной системы записи чисел, овладеть арифметическими действиями с натуральными числами и величинами.

Реализация в обучении второй линии «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»предоставляет школьникам возможность осознать гео­метрические формы как образы предметов окружающего мира; по­знакомиться с различными геометрическими фигурами, открыть некоторые их свойства через преобразование, конструирование, изображение, выполнение простейших дедуктивных умозак­лючений и измерений.

В процессе освоения данного содержания дети не только полу­чают первоначальные представления о математическом моделиро­вании, о структуре задачи и этапах ее решения, но происходит и развитие их логического мышления, мыслительных процессов, умений оперировать знаково-символическими средствами.

Математика изучается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе, в базисном учебном плане она обозначена как часть федерального компонента. Нетрудно заметить, что первая из указанных образовательных целей определяет содержательное наполнение программы, а вторая и третья – характеризуют виды деятельности с математическими понятиями, включенными в про­грамму.

Таким образом, важнейшим итогом начальной математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько ум­ственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем мате­матического (и любого другого) содержания.

Рассмотренные тенденции изменения взглядов на цели и задачи начального математического образования порождают ряд проблем, которые становятся актуальными как для педагогов-практиков, так и для методической науки. Эти проблемы связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучаю­щих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организа­ции деятельности детей в процессе их изучения.

Источник