Организация исследования психического развития ребенка
Детская психология пользуется целой системой методов, которые можно подразделить на четыре группы (по Б. Г. Ананьеву).
Первую группу методов можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный – метод поперечных срезов (проводится сравнение результатов нескольких групп испытуемых, отличающихся по выбранным признакам), лонгитюдинальный – метод продольных срезов (испытуемые многократно исследуются на протяжении длительного времени), комплексный (объединение методов лонгитюдного и поперечного срезов). Они действуют в процессе всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам (теоретическим – в виде каких-либо теорий и концепций, практическим – в виде практических рекомендаций к совершенствованию или созданию новой психокоррекционной методики, психодиагностики и т.д.).
Практический пример
Исследование возрастных особенностей мыслительной деятельности на протяжении дошкольного детства может проводиться с помощью метода продольных срезов (при этом проводится диагностика мышления группы детей трех лет, затем через год, два и три проводится диагностика мышления этих же детей в возрасте четырех, пяти, шести лет соответственно, затем полученные результаты сравниваются и делается вывод). Также исследование может проводиться с помощью поперечных срезов (при этом диагностика мышления будет проводиться в нескольких группах детей, различающихся по возрасту – трех, четырех, пяти, шести лет, затем полученные результаты сравниваются и делается вывод).
Вторую, самую большую группу методов представляют эмпирические методы, которые направлены на получение научных данных, К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или генетико-моделирующий эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседы); анализ процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; социометрия (метод изучения статуса человека в группе и взаимоотношений в группе); биографические методы (анализ фактов, дат и событий прошлого жизненного пути, документации, свидетельств и т.д.).
Третью группу составляют методы обработки данных (экспериментальных и др.). К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ, качественный анализ результатов исследования (в том числе дифференциация полученных данных по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).
Четвертая группа – интерпретационные методы, различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития – от нейронного до поведенческого. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на определенном этапе развития.
Основными методами исследования психики ребенка являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Рассмотрим подробнее особенности основных методов.
Наблюдение – преднамеренное активное восприятие определенных явлений с целью их всестороннего изучения. Деятельность наблюдателя обычно не связана с созданием специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления. От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается целенаправленностью, планомерностью и оснащенностью определенными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Специфика наблюдения как научного метода психологического исследования заключается в невмешательстве в деятельность наблюдаемого объекта и в наличии прямого зрительного контакта наблюдателя с наблюдаемым. Главное достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественности психических проявлений детей. К недостаткам метода можно отнести пассивную роль наблюдателя, трудность формализации данных и их количественного анализа, трудность точного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всех воздействующих факторов, непроизвольную субъективность наблюдателя.
Обычно различают следующие виды наблюдения: объективное (внешнее) – самонаблюдение (внутреннее, или интроспекция); полевое – лабораторное; индивидуальное – коллективное; систематическое – несистематическое; сплошное – выборочное; констатирующее – оценивающее; стандартизированное – нестандартизированное); открытое – скрытое; включенное – невключенное.
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
- • определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
- • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
- • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
- • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
При планировании наблюдения важно определить те внешние показатели поведения детей, которые могут свидетельствовать об определенных особенностях исследуемого психического свойства.
Практический пример
Наблюдение с целью изучения эмоциональных проявлений дошкольников может изучаться по следующим внсшнеэмоциональным показателям: положение рта, бровей, окраска лица, взгляд, движения рук, интонация и содержание высказывания, дыхание.
Эксперимент является наиболее точным методом исследования в детской психологии. Эта точность является главным отличием психологического эксперимента от других психологических методов и заключается в том, что он обеспечивает адекватное и однозначное проявление психических явлений во внешнем поведении ребенка. Эксперимент – это метод, при котором исследователь сам создает необходимые для него явления и варьирует условия их протекания с целью выявления вызвавших их причин и закономерностей развития. Получаемые в результате проведения эксперимента научные факты могут быть неоднократно воспроизведены благодаря управляемости и строгой контролируемости экспериментальных условий. Это позволяет проверить полученные экспериментальные факты, накопить и систематизировать количественные данные, на основе которых можно сделать вывод о закономерности или случайности изучаемых психических явлений.
Эксперименты бывают нескольких видов. По способу организации выделяют следующие виды экспериментов: лабораторный (проводится в специальных условиях), естественный (проводится в реальных условиях) и полевой (проводится по схеме естественного с использованием портативной аппаратуры для точной регистрации данных при информированности испытуемых об участии в эксперименте).
По цели исследования выделяют такие эксперименты: поисковый (направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями), пилотажный (пробный эксперимент, который проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке) и подтверждающий (направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными).
По характеру влияния на испытуемого различают эксперименты: констатирующий (предполагает измерение состояния объекта, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями), формирующий (предполагает применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых) и контрольный (повторное измерение состояния объекта после формирующего эксперимента).
Эксперимент с детьми в детской психологии проводится в игровой форме. Метод наблюдения и констатирующий эксперимент – это варианты реализации констатирующей стратегии исследования. Формирующий эксперимент относится к формирующей (генетической) стратегии исследования. В современных исследованиях по детской психологии констатирующий и формирующий эксперименты часто сочетаются, являясь его разными этапами. Па констатирующем этапе проводится диагностика, констатация как обеспечение фиксации достигнутого, актуального уровня развития определенного психического явления. На формирующем этапе с помощью определенных средств и методов обеспечивается достижение нового уровня развития в соответствии с выдвинутыми предположениями. Контрольный этап вновь констатирующего типа, направлен на определение степени развивающего эффекта и результативности формирующего эксперимента.
Практический пример
Исследование с целью доказательства гипотезы о том, что с помощью занятий, направленных на амплификацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, можно повысить уровень представлений об эмоциях, проводится по формирующей стратегии:
- 1-й этап – диагностика уровня представлений дошкольников об эмоциях;
- 2-й этап – проведение тренинговых занятий с детьми;
- 3-й этап – повторная диагностика уровня представления детей об эмоциях.
Практический пример
Исследование с целью доказательства гипотезы о том, что существует связь между статусным положением в группе сверстников и доминирующим типом эмоциональных состояний детей, проводится по констатирующей стратегии:
- 1-й этап – диагностика доминирующего типа эмоциональных состояний детей;
- 2-й этап – выявление статусной позиции в группе сверстников;
- 3-й этап – выявление связи между типом и степенью выраженности эмоциональных состояний и статусом дошкольников в группе сверстников.
К дополнительным методам исследования особенностей психики относят опрос в форме беседы или анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности. Опрос – это метод целенаправленного получения информации об определенных психологических явлениях в процессе общения исследователя с респондентом (опрашиваемым). Опрос бывает двух видов: устный опрос – интервьюирование и письменный опрос – анкетирование. Теория и практика опросного метода выработали целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов, общая совокупность которых дифференцируется на ряд разновидностей, нацеленных на решение определенных специфических задач. Не вдаваясь в их описание, приведем наиболее известные виды вопросов: открытые – закрытые; прямые – косвенные; личные – безличные; простые – сложные; общие – частные; основные и дополнительные. Анкетирование – письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты – определенной системы вопросов, составленных для достижения целей и задач исследования. Респондентами при анкетировании в рамках исследований по детской психологии являются родители и педагоги. Интервьюирование – это устный опрос. Беседа – метод устного получения информации от респондента в процессе ведения с ним тематически направленного разговора. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное получение от респондента данных о его деятельности, в которых объективируются присущие ему психологические явления. Все вышеперечисленные коммуникативно-вербальные методы (различные виды опроса и беседа) используют в детской психологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В частности, считается целесообразным использовать опрос и беседу как методы исследования психики ребенка, начиная в среднем с четырехлетнего возраста. Задаваемые вопросы должны быть краткими, понятными для ребенка, не должны оказывать внушающего влияния, по возможности предполагать опору на наглядный материал (изображения, сюжетные картинки и т.д.).
Психологическое тестирование – это метод психодиагностики с использованием тестов (англ. test – испытание, проверка, проба) – стандартизированных, обычно кратких и ограниченных во времени испытаний для выявления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять таким основным требованиям, как объективность, валидность и надежность. Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. Валидность психологического теста означает степень измерения определенного свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Надежность психологического теста означает степень точности измерения определенного свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Предметом тестирования в рамках детской психологии могут являться любые психологические характеристики ребенка – познавательные процессы, психические состояния, личностные свойства, отношения. Тестирование с детьми дошкольного возраста также проводится в игровой форме с опорой на наглядный материал.
Анализ продуктов деятельности является одним из методов получения первичной информации на первоначальных этапах психологического исследования для предварительного знакомства с ребенком. Этот метод предполагает, например, изучение рисунков, детских поделок по лепке, аппликации, конструированию и др.
Социометрия используется для психологического исследования межличностных отношений в группе детей с целью определения структуры взаимоотношений и выявления социометрических статусов каждого ребенка (“звезды”, “предпочитаемые”, “пренебрегаемые”, “изолированные” и др.). Социометрические методики проводятся в игровой наглядной форме в различных вариантах, начиная со старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте складывается более или менее четкая дифференциация в структуре взаимоотношений в детской группе.
Практический пример
Социометрическое исследование группы дошкольников может проводиться в форме игры “Капитан корабля”: в процессе индивидуальной беседы ребенку показывают нарисованный или игрушечный кораблик и спрашивают: “Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее плавание?”, “Кого пригласил бы на корабль в качестве пассажиров?”, “Кого ни за что не взял бы с собой в путешествие?”, “Кого ты оставишь на берегу?” После того как все ответы получены, проводят обработку результатов.
Для исследования индивидуальных особенностей психики также используются биографический метод, который реконструирует внутренний мир отдельного ребенка на основе личных документов, и метод экспертных оценок, применяемый для оценки каких-либо параметров психических явлений с помощью нахождения среднего арифметического мнения квалифицированных специалистов (педагогов, психологов).
Таким образом, для изучения индивидуальных психологических особенностей детей используется целая система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, интерпретационных) и методов обработки данных.
Источник
Стратегии исследования психического развития ребенка.
Камбулатова Максалина М. 5курс
Психологического факультета
Научный руководитель
Шарбузова Х.А.к.п.н., доцент
Преподаватель Шуруха Т.А.
Аннотация: Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной психологической зрелости. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад, поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества, в котором он живет и растет.
Annotation: Childhood is a period that lasts from the newborn to the full social psychological maturity. This is the period when a child becomes a full member of human society. The stages of human childhood are a product of history, and they are as susceptible to change as they were thousands of years ago, therefore, one should not study the child’s childhood and the laws of its formation outside the development of human society and the laws that determine its development. The length of childhood is directly dependent on the level of material and spiritual culture of the society in which it lives and grows.
Ключевые слова: детство, стратегия, ребенок.
Как известно, теория познания и диалектика должны складываться из истории отдельных наук, истории умственного развития ребенка и языка. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка в онтогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных культурах.
Проблема истории детства – одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить наблюдения и эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны.
Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
В учебнике “Педология” П.П. Блонский писал: “Детство – возраст развития. Чем развитей животное, тем длительней в общем время его развития и тем в то же время быстрее темпы этого развития. Иметь короткое детство, значит, иметь мало времени для развития, а иметь при этом еще и медленные темпы развития, значит развиваться медленно и недолгое время. Человек развивается дольше и быстрее, чем какое бы то ни было животное.
Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Но для решения этой задачи не было объективных возможностей.
Детство – не вечное неизменное явление: оно – иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества” (Блонский П.П., 1934. С. 325-326).
Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых оно складывается, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и понять его причину.
Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, позволяющий установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Обе стратегии – наблюдение и констатирующий эксперимент широко распространены в детской психологии. Но ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.
В настоящее время уже разрабатывается новая стратегия исследования – стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Только потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Исходя из этого, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.
Каждая из этих названных стратегий имеет свою историю развития.
Начиналась детская психология с простого наблюдения. Большой материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В Прейер, Ж. Пиаже, Н.А. Менчинская, А.Н. Гвоздев, В.С. Мухина, и др.).
Н.А. Рыбников в работе “Детские дневники как материал по детской психологии” (1946) дал нам исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение зарубежных дневников (И. Тэн, 1876; Ч. Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотом в развитии детской психологии. Н. А. Рыбников отмечал, что русские психологи могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.
Накапливая научные знания о развитии детей, детская и педагогическая психология все больше нуждалась и в методах математической обработки. Эти цели способствовали математической статистики, разработанной Ф. Гальтоном, а проблемой корреляции, занимался его ученик К. Пирсон.
Работы этих ученых в будущем сформировали систему объективных методов психологического исследования детей, в том числе тесты, естественный и формирующий эксперименты.
Сам Ф.Гальтон созданные им методы тестами не называл и не употреблял термин «тест» в том значении, которое в него позже вкладывает А. Бине.
Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в лаборатории Ф. Гальтона. Этот метод прочно вошел в науку. Дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование психологических параметров (память, мышление, личность), изменило суть детской и педагогической психологии [1, с.245].
Учитывая опыт накопленных исследований методов детской психологии в Англии в конце XIX века, можно сказать, что учеными были наработаны важные проблемы и намечены дальнейшие пути решения ряда вопросов психического и физического развития детей; разработка психолого-педагогических методов проходила параллельно в ряде стран и успехи, достигнутые учеными одной страны, быстро получали распространение и находили отклик в других странах; создание адекватных детскому развитию методов исследования и внедрение полученных результатов в практическую и педагогическую деятельность; в конце XIX века проблема экспериментального изучения психического развития ребенка встала на первый план; прогресс педологического движения способствовал широкомасштабному его развитию, проведению исследований, создание сети институтов, кафедр, лабораторий и.тп.
Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, важный этап в его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в жизни детей начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения ребёнком учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).
Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, часто плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая: уровень развития мотивационно – потребностной сферы, произвольность психических процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления), ориентировки на способ действия, развитию моторики руки.
У взрослых существует некое убеждение, что достижение ребёнком определённого возраста или поступление в школу, должно вести к возникновению указанных выше качеств.
Обнаруживая у ребёнка их отсутствие, что мешает ему хорошо учиться, родители начинают требовать от него «быть внимательным, добросовестным, ответственным, быть отличником», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста, а отсутствие их у шестилетнего ребёнка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.
Исследования ученных показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают такого уровня психологической зрелости, который поможет им в дальнейшем быть успешными школьниками.
Выделим ряд показателей незрелости ребёнка, поступающего в школу:
неразвитость моторики, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствие ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками, слабое речевое развитие детей ,слабое развитие произвольного внимания, памяти, низкий уровень развития самоконтроля и т.д.
Список использованной литературы:
Друммонд В. Дитя, его природа и воспитание. СПб., Издательское Т-во «XX век», 1902. – 252 с.
Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., издание ред.журн. «Знание», 1875
Друммонд В. Введение в изучение ребенка. М., 1910
Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. 3-е издание, СПб., Издание В.И. Губинского, 1902
Селли Д. Очерки по психологии детства. Перевод с англ. А. Громбаха. Издание К.И. Тихомирова. М., 1901
Селли Д. Педагогическая психология. Пер. с 5-го англ. изд. под ред. А.А. Громбаха. – М, 1916.– 626 с.
Селли Д. Очерки по психологии детства. Перевод с англ. А. Громбаха. 2-е издание К. Тихомирова, 1904
Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. 4-е изд. СПб., Изд. Губинского, 1908
Источник