Организация и развитие творческого потенциала ребенка дошкольника

Организация и развитие творческого потенциала ребенка дошкольника thumbnail

Доклад

«Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ»

Подготовила Дроздова Татьяна Сергеевна

Воспитатель МБДОУ д/с №6 г. Ярцево

 Ребенок с полуторагодовалого возраста учится общаться и строить свои взаимоотношения со сверстниками, и от того, насколько благоприятно складываются его отношения детском коллективе, зависит его психическое здоровье в дальнейшем, умение эффективно взаимодействовать друг с другом, договариваться и искать компромиссы в процессе выполнения совместной деятельности, воспринимать и понимать других людей.

В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков детей происходит при постоянном участии воспитателя.

Я поставила перед собой цель – создание дружного детского коллектива в группе.

Задачи:

– создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому ребенку;

– обучить детей правилам и требованиям поведения в группе;

– обучить детей совместным играм;

– развивать умения детей коллективно планировать совместную деятельность;

– повышать культуру общения дошкольников;

– формировать организаторские способности у детей.

Обязательным условием успешной работы является создание доброжелательной атмосферы в группе, уважительное отношение к детям, на основе учета индивидуальных способностей каждого ребёнка. Другим не менее важным фактором является осознание детьми правил и требований поведения в группе.

Воспитание культуры общения включает освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Формирование детского дружного коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель. Например, по моему предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а воспитатель помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений я часто становилась их центром: читаю небольшой группе детей сказки, пою песенку, показываю забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на нее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей.

Также сплочению коллектива способствуют игры малой подвижности.  Например, “Что изменилось?”, “Ветер дует на того. “, “Угадай меня”, “Прятки с игрушкой”, “Спрятанное слово”, “Подарок”, ” Пузырьки”,” Животные и детеныши” и т. д.

Следующий этап – формирования детской сплоченности заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.

Большое внимание надо уделить формированию у детей организаторских умений, умению справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, нужно использовать литературные произведения. Например, рассказы о детях     Н. Носова (“Замазка”, “Огородники”, “Огурцы”, “Живая шляпа” и др.),                      В. Драгунского ” Девочка на шаре”, “Друг детства”, ” Дымка и Антон” и др.) рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, проводить этические беседы.

Более высокий этап развития детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Ребенок осознает себя как часть общего, как член коллектива. На этом этапе так же, как и на предыдущих очень важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Читайте также:  Методы развития способностей и личности ребенка

Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры общения, формирование самостоятельности, умения подчиняться установленным правилам является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.

Источник

Библиографическое описание:

Абрамова, Я. А. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Я. А. Абрамова, Ю. А. Соловьева, Л. Н. Ухинова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13677/ (дата обращения: 16.09.2020).



Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить свое место в меняющейся социальной ситуации, направляя эти изменения в удобное для себя русло. Исследование условий развития творческого потенциала человека на различных этапах онтогенеза становится актуальной задачей различных отраслей научного знания [3]. Творческий потенциал и наличие возможностей его реализации во многом опосредуют успешность деятельности человека, от них также зависит разумность поведения и взаимоотношения с окружающими.

Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учеными (В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, И. Я. Лернер, B. C. Шубинский).

В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, его диагностики и развития в школьном возрасте (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, O. K. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Е. Л. Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е. С. Белова, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева и др.) [4].

Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области психологии потенциальных возможностей и ресурсов человека, проблема развития творческого потенциала и его реализации в различных условиях требует дальнейшего изучения.

Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом — это и означает развитие творческого потенциала.

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым — развитию его творческого потенциала.

В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития приобретает особую актуальность.

В процессе развития творческого потенциала в условиях ДОО, мы ставим перед собой следующие задачи:

‒ Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации творческого потенциала посредством освоения способов познания и регуляции собственного состояния.

‒ Способствовать развитию у дошкольников целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

‒ Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики, развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

‒ Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей, использования единых инструментариев [5].

Рассмотрим подробнее деятельность МБДОУ № 155 г. Кемерово по направлению развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Основное внимание педагогического коллектива и сотрудников МБДОУ № 155 направлено на выполнение приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги [2].

Дошкольная образовательная организация является сложной организационной системой, поскольку осуществляет широкую образовательную функцию (физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие), а также равнозначные функции ухода и оздоровления (обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности ребенка) и социальную функцию (содействие семье в воспитании ребенка).

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в младенческом и дошкольном возрасте

В ДОО созданы программы индивидуального развития детей. Составление индивидуальных программ развития детей осуществляется путем анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется посредством диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при прохождении материала по каждому разделу. Общий уровень освоения программного материала в мае 2017 года определен в количестве 83 % [1].

Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Проведение и использование в практике результатов диагностики дает возможности педагогам работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих занятий.

В качестве примера можно отметить, что для развития познавательной деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста используем следующие виды работ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, начиная со 2-й младшей группы, дети не только слушают произведения, но и составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по рекомендации педагога.

Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен постараться передать характер героя, его отношение к другим. По окончании игры-драматизации педагог предлагает детям оценить игру актеров.

Еще несколько вариантов заданий: можно прочитать детям сказку, опустив при этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к данному произведению схему из предложенных вариантов и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.

В 4 года задания усложняются — дети вполне могут нарисовать героев и средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса — рыжая, Баба Яга — черная) [2].

Проявление и развитие творческих способностей мы можем наблюдать и на занятиях по конструированию:

1) Ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных произведений, выбор деталей для постройки осуществляет самостоятельно.

2) Конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой эпизод сказки ему удалось отобразить.

3) Конструирование по готовой схеме или образцу постройки.

4) Конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и действовать согласно собственному замыслу, учитывая пожелания каждого участника группы.

На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства: кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение. Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей. Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена растений, фетр и др.), ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования работ предлагаем дополнительные элементы.

На занятиях по лепке для развития детского творчества предлагаем следующее: лепка по собственному замыслу; лепка на форме (футляры от «Киндер-сюрпризов»); предлагаем различный материал (глина, пластилин, тесто); используем технику «пластилинография»; а также лепим на улице (зимой — из снега, летом — из песка).

Также в возрастных группах организованы Уголки творчества, где ребенок сам выбирает, с каким материалом он хочет поработать, чтобы воплотить задуманное. В каждой группе есть Уголки экспериментирования, в которых дети в свободное время и на занятиях с воспитателем могут совершать маленькие открытия, делать свои выводы.

Раздел «Сенсорное воспитание» содержит ряд занятий творческого характера (аппликации: «Салфеточки для фигурок-человечков», «Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).

Читайте также:  Развитие количественное и качественное изменение в личности ребенка

Обеспечение качества образования в ДОО способствуют не только реализация основного содержания, направленное на обеспечение стандарта дошкольного образования, но и дополнительное образование [6]. Дополнительное образование в ДОО направлено на обеспечение регионального компонента, а также реализацию интересов воспитанников (изостудия «Радуга», вокальная студия «Колокольчики», студия «Маленькие звездочки»). Большинство родителей положительно оценивают качество дополнительных образовательных услуг в ДОО.

Стабильность функционирования подтверждается продуктами деятельности воспитанников. Ежегодно воспитанники ДОО становятся участниками и победителями различных соревнований и конкурсов, фестивалей районного, городского, всероссийского уровней.

В заключение стоит отметить, что педагоги ДОО творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие ребенка. Почти все объективно оценивают свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и адаптируют их опыт, преобразуют предметно-развивающую образовательную среду групп, осваивают инновационные педагогические технологии, стремятся к созданию в ДОО единого пространства общения детей, родителей и педагогов.

Литература:

  1. Морозова И. С. Дошкольное детство: становление личности [Текст] /И. С. Морозова //Возрастно-психологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников: сборник научных статей /Под ред. И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. — Кемерово, 2013. — 220 с. — С. 38–47
  2. Морозова И. С., Григорьева О. Ф. Программа развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации [Текст]: учебно-методическое пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения ДО. Учебно-методический комплект: в четырех частях — Часть 3. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. — 67 с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]/В. С. Мухина.–М., 1997.– 117с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — Питер, 2003.
  5. Скоролупова, О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО / О. А. Скоролупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. — № 3. — С.6–20.
  6. https://www.mon.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, ребенок, дошкольный возраст, развитие, дошкольное образование, собственный замысел, дополнительное образование, педагогический коллектив, различный материал, творческий потенциал личности детей.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере…

Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка

Дополнительное образование детейпотенциал воспитания

Развитие творческого потенциала детей в сфере… Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

Развитие творческого потенциала педагогов… | Молодой ученый

творческий потенциал, творческий потенциал педагога, творческий потенциал личности, развитие, педагогическое творчество, общеобразовательная организация, известное решение, единое мнение…

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными…

Развитие творческих способностей детей с ограниченными… ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие, материал, способность, дополнительное образование

Актуальность проблемы развития творческих способностей

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как…

Развитие творческих способностей детей с ограниченными…

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Библиографическое описание: Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и…

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного

Особенности художественнотворческого развития детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, проектная деятельность, проект, ребенок, дополнительное образование, дошкольный.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными…

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными…

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Источник