Организация диагностики социального развития ребенка
Методика 1
Вопросы для собеседования
(тест разработан С.А.Банковым)
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?
4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь?
8. Где живешь? Назови домашний адрес.
9. Кем работает твой отец (мама)?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?
11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше – меньше».
4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:
5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1
балл, если называет года с учетом месяцев – 3 балла.
8-й: за полный домашний адрес с названием своего города – 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) – 2 балла, менее 3 признаков – 1 балл;
15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики – 1 балл;
22-й: за правильный ответ – 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).
Оценка результатов беседы
Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными – получившие 20-
24 балла, не подготовленными – получившие 15 – 20 баллов.
Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, – вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.
Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы –
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.
Методика 2
Вопросы для собеседования
I серия
1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?
3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?
4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?
5. Сколько тебе лет?
6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?
7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?
8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?
9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?
10. Чем занимаются дети в школе?
11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?
12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?
13. Кем ты станешь, когда вырастешь?
14. Каким ты хочешь стать?
II серия
15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?
16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной –
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?
17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?
18. Как называется страна, в которой ты живешь?
19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?
20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?
21. Какие есть страны кроме России?
22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?
23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?
III серия
24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:
а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;
б) обидел кого-нибудь из ребят;
в) его кто-нибудь захотел обидеть;
25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим – Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?
26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?
27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?
Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.
При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал – сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.
Задание
Задачи:
-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;
-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ
1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:
-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:
-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;
-ему неинтересно, так как материал урока он знает;
-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.
4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:
-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);
-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;
-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;
-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;
-использует прием соревнования на уроке;
-применяет метод примера.
5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.
Тема 4 Речевая подготовка первоклассников
Речь – одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, – она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.
Наблюдение за уроками, их анализ.
Методические рекомендации для студентов
Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.
1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:
какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;
каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);
как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);
насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;
применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и
индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;
насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;
каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.
2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:
рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;
о чем свидетельствуют ответы учащихся.
3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:
обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;
максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;
выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);
сформировать у детей первоначальные умения самообразования;
развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;
комплексное решение ранее перечисленных целей.
Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).
2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития
детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
. Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое – какое хочешь».
1 – стул;
2 – мяч;
3 – Иван;
4 – зайчик;
5 – пою;
6 – красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову –
-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных
1 – Ребенок толкает….
2 – Девочка качает….
3 – Зайчик хрупает….
4 – Мама стирает….
5 – Девочка поливает….
Оценка: 5 верных ответов.
Источник
Образовательный процесс современного детского сада характеризуется
обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его
личностного потенциала. Все это возможно только при наличии объективной
обратной связи. Именно обратная связь предоставляет воспитателю
информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент
взаимодействия. Объективная обратная связь может быть обеспечена
педагогической диагностикой.
Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе
задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию
грамотного, квалифицированного педагога. Ведь “если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях”. Использование педагогической диагностики в практике работы
воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный
процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего
дошкольника.
Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины
достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала
имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия)
педагога, которая может проявляться как:
– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений,
при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении
целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;
– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его
интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей
и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;
– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий
для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных
ситуациях жизненного выбора
Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах
осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и
целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”,
растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного
результата.
Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном
образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных
на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов
педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как
основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников
Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и
значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного
дошкольного учреждения.
В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической
диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и
в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте
педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт
М.В., Полякова М.Н.) рассматривается как комплекс специально разработанных
методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада
диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи
ребенку в его развитии.
Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей
старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического
процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со
взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие
проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения,
умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых
чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в
повседневном общении и деятельности.
На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться
методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель
в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:
- Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего
приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны
такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт
со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность. - Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и
взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и
речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны
умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться
при общении на чувства и переживания др. - Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения
самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в
соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность,
отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)
Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного
развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе
сверстников”.
Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации.
Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей
есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.
Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы
выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети,
которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но
приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке?
Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?
Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили
преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь
требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких
проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и
вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению
особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей
со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите
положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в
ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания
могли бы помочь решить проблемы этих детей.
Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых
нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны,
“забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных
особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих
детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и
преодолевать личностные проблемы.
Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть
индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их
сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего
взаимодействия с каждым ребенком.
Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения
к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться
индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения
детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному
воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию”
групп, выделенных на основе первой методики.
Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются
результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант
ситуаций Р.М.Калинина)
Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены
детьми, как они понимают особенности чувств других людей.
Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе
социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника
сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому
последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных
представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений
дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому
себе.
Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться
на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”,
методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.
Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом,
методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более
объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе
и характере отношения к нему.
Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать
базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми,
адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие
и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования
педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными,
нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у
воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.
Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к
воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и
выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо
начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.
Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье,
характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы “Моя семья”
и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.
Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений
в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности
родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на
вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и
наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального
благополучия в семье.
Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются
отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в
коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный
аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического
процесса по данному направлению.
Автор программы Т.Н. Бабаева. отмечает, что в качестве базовых методик
могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни,
одна из социометрических методик (“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”),
рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций,
выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности
(“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).
Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера
представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для
ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за
проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ
ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика
“Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации
“Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.
В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:
- Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности:
умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом,
оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых,
сверстников - Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер,
подчиненный, уверенность в общении - Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать
связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.
Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:
Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного
развития всех детей группы – освоения ими представлений о правилах и нормах
поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и
переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении,
характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми
интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность
дошкольников.
Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о
социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:
- Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее
настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками. - Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает),
умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку
поведению других и своим собственным поступкам. - Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность,
инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния
взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими
не владеет). - Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе,
типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы
взаимоотношений со сверстниками (если есть). - Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои
чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и
будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер
самооценки. - Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.
- Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые
причины.
Приложение.
Источник