Организация центра эстетического развития ребенка

«Центр художественно – эстетического развития старших дошкольников»

Валентина Алексеевна Федосеева

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51»

Слайд 1 Заголовок

Дошкольное детство – период интенсивного развития интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. У детей старшего дошкольного возраста формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Художественно – эстетическое воспитание в программе «Детство» реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельностью. Занятия изобразительно – художественной деятельностью удовлетворяют потребностям ребенка в продуктивной деятельности, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, выражения своего отношения к увиденному.

Слайд 2

Развивающее пространство нашей группы организовано на основании и по требованиям, целям и задачам программы «Детство». Работа в нашем образовательном учреждении  построена таким образом, что с младшими дошкольниками педагоги работают 2 года, а со старшими – 2 года. Я работаю со старшими дошкольниками. Это дети в возрасте 5 – 6 лет. Вместе с детьми мы накапливаем, систематизируем, пополняем материал по конкретной возрастной группе  и с учётом  характеристики контингента детей. Это определяет успех образовательного процесса.

Слайд 3

Художественно – эстетическое развитие – неотъемлемая часть ОО «Художественно – эстетическое развитие». Уголок художественно – эстетического развития в нашей группе создавался постепенно, разрастался, пополнялся и состоял из стеллажей и сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».

Слайд 4

Главным критерием, в выборе места организации уголка художественно – эстетического развития, в пространстве развивающей среды группы стал свободный доступ детей к находящимся там материалам. Для того, чтобы уголок действительно стал центром детского творчества обращалось  внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;    использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность; оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы); развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры); жанры живописи; образцы из глины  (игрушки, предметы народного промысла); уголок художественного ручного труда  (образцы тканей, ниток, бросовый и природный материал); организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития.

Слайд 5

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Одним из главных принципов построения данной среды для нас является – доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов. В нашем уголке творчества разнообразные изобразительные материалы: цветные карандаши; простые карандаши; фломастеры; воздушные фломастеры; штампики, акварельные краски; пластиковые непроливайки для воды; гуашь; кисточки разного размера; бумага для рисования; трубочки для кляксографии, пластиковые вилки, зубные щётки; ватные палочки (для нетрадиционных способов рисования); восковые мелки, цветные мелки, точилки, стёрки, а также ножницы, клей, подставки для лепки, пластилин, а так же палитры для красок.

Слайд 6

Чтобы развить навыки рисования дошкольников, в наш центр был приобретен экран для копирования, который называется зазеркалье. Он позволяет детям сделать копию с оригинала изображения. Экран изготовлен из прозрачного стекла с эффектом прозрачного зеркала, что легко и просто облегчает процесс рисования.

Слайд 7-8

В нашем детском саду образовательный процесс организован по принципу тематического планирования. Каждая неделя месяца посвящена определенной теме. Этот принцип прослеживается и в уголке художественно – эстетического развития. На следующем слайде вы можете увидеть наборы для творчества с бумагой, а раскраски и трафареты подобраны не случайно, а по определенной тематике: домашние и дикие животные, транспорт, овощи и фрукты, космос, обитатели моря, фигуры, одежда.

Слайд 9 – 10

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, перед системой образования стоит цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления. Необходимо воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Педагог обязан помочь дошкольнику реализовать поставленные программой цели. Данные рекомендации нашли отражение и в нашем уголке художественно – эстетического развития. Вашему вниманию представлены формы для работы с пластилином, каток, а также набор «Сказки дерева», чтобы ребенок самостоятельно попробовал себя в роли художника и самостоятельно смог раскрасить заготовку. С помощью набора форм для пластилина ребенок может создать целую композицию из сделанных фигурок.

Слайд 11

В нашем дошкольном учреждении проводится целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, актуализируя развитие доброты, окружив уютом, теплом психологической комфортности, обеспечив эмоционально -нравственное переживаний ребенком лучших традиций народной культуры в играх, сказках, художественно – творческих видах деятельности, осознание своей сопричастности к родной культуре, народу. Здесь вы видите иллюстрированный материал по народному искусству. Вашему вниманию представлено декоративно – прикладное искусство. Это глиняные фигурки, расписная посуда. Дети рассматривая иллюстрации тем самым закрепляют полученные знания о народном искусстве, о росписи по дереву и глине: хохлома, дымковская игрушка, филимоновская. А раскраски – матрешки знакомят детей с  миром красочной древнерусской живописи, а также служат средством закрепления узора.

Слайд 12

Также в нашем уголке представлен демонстрационный материал для ознакомления старших дошкольников с жанрами изобразительного искусства. Это пособие из цикла «Большое искусство – маленьким» библиотеки программы «Детство»: «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретной живописью», «Знакомим с пейзажной живописью». При помощи этого наглядного материала  происходит знакомство детей с содержанием художественного произведения, они учатся видеть замысел автора, и некоторые средства выразительности.

Слайд 13 – 14

На следующем слайде представлен природный, бросовый, разнофактурный материал для творчества: образцы тканей, ниток, бумага, картон, а также здесь можно увидеть бусины, декоративные наклейки, цветной скотч, ленты, пуговицы, набор конфетти, пластиковые глазки, различные лоскуты, паралон, вата, шишки, веточки, крупа.

Слайд 15

Старший дошкольник в своем эстетическом развитии способен создать оригинальный образ, композицию адекватными изобразительно – выразительными средствами. Движение от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от восприятия целого образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Чтобы ребенок правильно воспринимал образ человека  его пропорции в нашем уголке художественно – эстетического развития есть деревянная кукла – манекен с подвижными суставами для художника. А для демонстрации предмета во время лепки есть поворотный  круг. Он предназначен для полного и правильного восприятия создаваемого объекта ребенком, который должен рассмотреть объект со всех сторон.

Слайд 16 -17

Содержание уголка художественно – эстетического развития

Слайд 18

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей. Предлагаю вашему вниманию некоторые работы наших воспитанников в нетрадиционной технике рисования.

Слайд 19 – 26 (некоторые виды нетрадиционного рисования)

Старшие дошкольники самостоятельно применяют различные техники рисования, учатся создавать набросок, пользоваться палитрой, передавать оттенки цвета, используя основные и производные цвета в работе, самостоятельно подбирают светлые и темные тона, смешивают их. Выявляют и фиксируют смысловой центр в рисунке, умеют передавать в рисунке движение и его характер, рисуют животных и человечков, совмещают их сюжетно – жанровой композицией.

К нетрадиционным техникам рисования относятся: штампование, рисование пальчиками, рисование ладошкой, обрывание бумаги, скатывание бумаги, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, рисование мыльными пузырями, пластилинография, скатывание бумаги, обрывание бумаги.

Слайд 27 – 28 (аппликация и художественный труд: детские работы)

В примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство»  содержание образовательной деятельности по развитию продуктивной деятельности и детского творчества отмечено, что дети  должны уметь использовать разнообразные материалы: бумага разного качества и свойств, ткани, природные материалы и вещества, бросовый материал. Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи. На слайдах представлены некоторые работы по данным требованиям программы.

Слайд 29 (Фиолетовый лес)

Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 51»  для детей от 5-ти до 6-ти лет старшей группы №4 на 2016-2017 учебный год в части, формируемой участниками образовательных отношений, определена на основе анализа ФГОС ДО, ООП ДО «Детский сад № 51», приоритетного направления деятельности ДОУ, предшествующей педагогической деятельности, анализа потребностей детей и родителей, а также социального окружения – это деятельность по познавательно-речевому развитию детей с помощью современных развивающих технологий. В данном случае – это технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Сенсомоторная среда «Фиолетовый лес» расположена рядом с уголком художественно – эстетического развития, что позволяет детям рационально использовать пространство среды для реализации своих творческих идей. Это пространство также используется нами для организации тематических выставок детских работ.

Слайд 30 (список литературы)

Ребенок от природы – творец, все дети видят окружающий их мир по – своему. Поэтому нам, взрослым, необходимо как можно больше уделять им внимания, помогать развивать творческие способности, фантазию, воображение, помогать развивать творческие способности, фантазию, воображение, навыки и умения. Неважно, кем станет ребенок, главное – помочь сформировать творческую личность, научить свободному применению способов создания изобразительного образа. Художественное творчество играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Работая над созданием образа, ребенок играет и познает окружающий мир. Ведь самым ценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Слайд 31

Спасибо за внимание!

Источник

Светлана Мирзоян
Методическая разработка центра художественно-эстетического развития «Творческая полянка» в подготовительной группе

1. Паспорт центра художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Показатели качества предметно-пространственной среды Характеристика центра

Назначение. Обеспечение различных видов изобразительной деятельности дошкольников в ДОУ.

Возрастная группа (ы) дошкольников. Подготовительная к школе группа.

Значение центра в развивающей среде группы (это один универсальный или один из нескольких специализированных центров, или один на несколько групп, обеспечивающий художественно-эстетическое развитие дошкольников и др.). Центр художественно-эстетического развития «Творческая полянка» является универсальным творческим комплексом, который включает взаимодействие искусств и разных видов изобразительной деятельности.

Данный центр создан в группе с целью развития интереса к изобразительной деятельности; формирования творческого потенциала, эстетического восприятия; развития художественно-творческих способностей, воображения, фантазии, креативности мышления, активности, самостоятельности детей, способности к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях, развития всесторонней личности ребенка.

Деятельность в центре стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения.

Планируемые результаты художественно-эстетического развития дошкольников на основе деятельности в центре.

Создает индивидуальные и коллективные работы (декоративные, предметные и сюжетные композиции) на темы окружающей жизни, литературных произведений, используя разные виды изобразительной деятельности.

Использует различные материалы и способы создания изображения.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства; использует разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами.

Создает сюжетные и декоративные композиции, создает изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры.

Различает жанры изобразительного искусства, называет основные изобразительные средства.

Создает разные конструкции из бумаги.

Создает различные образы из природного материала с учетом его фактуры, цвета и формы.

Проявляет активность, самостоятельность, фантазию и творчество.

Чем обеспечивается насыщенность среды в центре развития.

Насыщенность центра соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей. Центр оснащён различными средствами обучения, материалами, оборудованием, что обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Чем обеспечивается трансформируемость среды в центре развития.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменения центра в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Оперативное изменение центра необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды. Все элементы центра по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Например, можно организовать «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.

В образовательном процессе возможно трансформировать столы (объединять для совместной, самостоятельной и индивидуальной работы).

Чем обеспечивается полифункциональность и вариативность среды в центре развития.

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования детьми различных составляющих предметной среды центра в соответствии с детской деятельностью.

Например, ширма может быть переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Одни и те же пособия могут использоваться для познавательного, речевого, творческого развития детей.

Вариативность предполагает наличие в центре разнообразных материалов, игр и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей. В центре организуется периодическая сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, познавательную и творческую активность детей.

Чем обеспечивается доступность и безопасность среды в центре развития.

В центре обеспечена доступность детей к материалам, пособиям, оборудованию, обеспечивающим различные виды изобразительной деятельности.

Безопасность материалов и оборудования в центре предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Методические материалы в оснащении центра.Оборудование:

Мольберт.

Ширма.

Фартуки и нарукавники для детей.

Восковые мелки, цветной мел.

Фломастеры.

Гуашевые и акварельные краски.

Кисти.

Баночки для воды.

Цветные, простые карандаши.

Трафареты, обводки.

Оборудование для нетрадиционного рисования.

Палитра.

Пластилин, кинетический песок, доски для лепки.

Формочки.

Салфетки.

Палочки, стеки.

Цветная и белая бумага, картон.

Ножницы.

Клей.

Природный материал.

Дидактический материал:

Раскраски.

Образцы декоративно-прикладного искусства.

Образцы росписи (дымковской, городецкой, хохломской, гжель).

Репродукции картин разных жанров.

Скульптуры малых форм.

Портреты художников.

Схемы последовательного рисования предмета.

Схемы поделок из бумаги.

Модель составления новых оттенков и цветов.

Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Выставка детских работ.

Методические материалы:

Конспекты НОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе.

Конспекты НОД по ознакомлению с искусством.

Консультации для родителей.

Мастер-классы для родителей и педагогов.

Новизна, оригинальность, авторский подход к структуре и содержанию центра художественно-эстетического развития. Организация и оформление центра, подбор оборудования и материалов, наполняющих его.

Разработка дидактических игр по изобразительному искусству.

Вовлечение детей в процесс создания персонажей для театрально-игровой деятельности через использование техники оригами.

Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска нестандартных решений.

Сведения об авторе (ах): ФИО, должность и место работы, квалификационная категория, контактный телефон, e-mail (при наличии). Дягилева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ-детский сад № 249, высшая квалификационная категория,тел: 89045410138 mbdou249@mail.ru

Мирзоян Светлана Гаврушевна, воспитатель МБДОУ-детский сад № 249, первая квалификационная категория,

тел: 89028724418 mbdou249@mail.ru

2. Описание особенностей организации деятельности дошкольников в центре художественно-эстетического развития.

Центр художественно-эстетического развития «Творческая полянка»

Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация детей с ОВЗ, одаренных и др.

Центр художественно-эстетического развития – это среда, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность детей развивающими и дидактическими материалами. В центре всё полностью доступно.

Все материалы, коробки подписаны. Все дети группы имеют возможность заниматься различными видами изобразительной деятельности.

В центре художественно-эстетического развития «Творческая полянка» со старшими дошкольниками проводятся разные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, нетрадиционное рисование, конструирование из бумаги (оригами, выставки детского творчества. Деятельность организуется совместно с воспитателем (непрерывно образовательная деятельность, познавательные беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы) самостоятельно и во взаимодействии со сверстниками.

Познавательные беседы

Рисование

Лепка с использованием кинетического песка Игровая деятельность

Самостоятельная деятельность

в центре Совместная со сверстниками театрально-игровая деятельность

Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы.

Считаем, что большую роль в поддержке детской инициативы и самостоятельности играет взрослый.Были определены следующие способы:

создать условий для свободного выбора детьми деятельности, материалов, пособий, участников совместной деятельности;

отмечать, приветствовать и поощрять инициативу и самостоятельность, даже самые минимальные успехи детей в разных видах деятельности;

предоставлять детям самостоятельность (во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы);

не критиковать (результаты деятельности ребенка и его самого как личность);

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и чем занимается в разные режимные моменты.

Список литературы

1. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник: Обучение дошкольников рисованию. – М.: Издательство «Ювента»,2002. – 200 с.

2. Кузнецова О. Г. «Обучаем дошкольников приёмам рисования- М., Педагогическое общество России, 2007. – 32 с.

3. Лыкова И. А. «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности»: справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. КАРО, 2007.- 96 с.

5. Ремезова Л. А. «Играем с цветом». Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. – Методика. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

6. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста русским народным декоративно – прикладным искусством» Москва 2003.

7. Ткаченко А. Н. «Формирование самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста. – Новосибирск 2000.

8. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в деском саду: Пособие для педагогов дошк, учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

Источник