Органическое нарушение в развитии ребенка

Органическое нарушение в развитии ребенка thumbnail

Симптомы органического поражения мозга у детей

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.
Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы мозга.

  1. Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)
    Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.
  2. Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
  3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.
  4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.
    Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.
    Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

Естественно, терапию и коррекцию ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития.
Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов.
Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении. С этим не поспоришь.

Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию.

Нужно обязательно помнить, что медикаментозная терапия не может не иметь побочных, порой вредных последствий.

Устранять последствия, часто бывает сложнее и дольше, чем основное нарушение.

Но без психолого-коррекционной терапии даже в случае успешной медикаментозной терапии НЕ ОБОЙТИСЬ.

Если ваш ребенок:

  • очень разборчив и капризен в выборе еды
  • остро реагирует на изменения погоды
  • его укачивает в машине
  • он невнимательный
  • плохо говорит
  • неусидчивый
  • часто плачет
  • неуклюжий
  • ленивый

Вы думаете, что все это — особенности характера? На самом деле, это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга.  Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Источник

Органическое поражение головного мозга (энцефалопатия) у детей

Клетки головного мозга хрупкие и уязвимые. Повлиять на их состояние и жизнеспособность могут самые разнообразные факторы. Особенной ранимостью отличаются детские нейроны. О том, что означает диагноз «энцефалопатия» и что делать родителям, если у ребенка обнаружена такая патология, мы расскажем в этой статье.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Что это такое?

Энцефалопатией называют органическое поражение головного мозга. Это означает, что под действием неблагоприятных триггер-факторов нейроны (клетки нервной системы) начали погибать. Сначала нарушаются обменные процессы в нейронах, затем, если негативный фактор не устранен, клетки начинают погибать, в связи с чем функции головного мозга в частности и центральной нервной системы в целом начинают нарушаться.

Читайте также:  Влияние игры на развитие памяти ребенка

Энцефалопатия бывает двух видов – врожденная и приобретенная. Особенности диагноза в детском возрасте заключаются в том, что чаще всего у деток выявляется врожденная патология, а приобретенные формы заболевания головного мозга свойственны в большей степени взрослым и пожилым людям. Причем диагноз может прозвучать уже в первые месяцы жизни ребенка. Наиболее часто первые признаки становятся заметными уже через неделю после рождения, если ребенок доношен, и в течение 4 недель, если малыш родился раньше положенного акушерского срока.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Органическое нарушение в развитии ребенка

Обнаружение энцефалопатии – не приговор, а всего лишь стимул действовать. При своевременной врачебной реакции и соблюдении всех рекомендаций со стороны родителей в 90% случаев удается компенсировать потерю клеток и вылечить ребенка. Терапия потребует совместного подхода к лечению педиатра, невролога и других специалистов.

Причины

Наиболее частыми причинами развития перинатальной энцефалопатии выступают негативные факторы, которые влияли на плод еще в период его нахождения в материнской утробе. Самым опасными считаются длительная внутриутробная гипоксия, а также перенесенные матерью инфекционные заболевания и внутриутробное инфицирование малыша. Поражение клеток мозга может наступить и в результате быстрых или затяжных родов, в которых ребенок испытал острую гипоксию, а также родовая травма головы и шеи.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Органическое нарушение в развитии ребенка

Очень часто энцефалопатия тесно соседствует с другими пороками развития, например, с пороками сердца, сосудов. Нередко заболеванию подвержены недоношенные малыши. Приобретенная в раннем возрасте энцефалопатия может развиться из-за травмы, например, как осложнение черепно-мозговой травмы, из-за отравления токсинами, в качестве тяжелого осложнения инфекционного заболевания, которым переболел ребенок. Органическое поражение головного мозга может наступить при врожденном сахарном диабете, при недостаточности надпочечников, при наличии опухолей в головном мозге.

Стать сопутствующей причиной развития энцефалопатии могут пороки развития почек и печени малыша.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Поражение у новорожденных может быть аноксическое, развившееся после долгого реанимационного периода (чаще всего встречается у недоношенных грудничков), резидуально-органическое, при котором некие врожденные факторы сочетаются с остаточными, например, после тяжелых родов, очаговое и неуточненное. Резидуальная энцефалопатия встречается у грудничков реже, чем у детей более старшего возраста. Также распространена неуточненная форма недуга, когда истинную причину гибели центральных нейронов установить так и не удается.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Симптомы и признаки

Конкретные признаки и проявления органического поражения могут быть различными, все зависит от того, насколько велики очаги поражения, какие центры и отделы мозга оказались втянутыми в патологические процессы. Чаще всего первыми признаками перинатальной энцефалопатии являются:

  • отсутствие крика после рождения в течение установленного акушерами срока;
  • слабый крик после рождения;
  • оценка по шкале Апгар ниже, чем 7/7;
  • вялый сосательный рефлекс либо его отсутствие;
  • нарушения сна (частые пробуждения, беспокойный сон, слишком продолжительный сон);
  • нервный частый и надрывный плач либо тихий монотонный частый плач;
  • нарушение сердечного ритма;
  • запрокидывание головки и выгибание спины;
  • пульсирующий и визуально «вздутый» родничок;
  • косоглазие;
  • обильное и часто срыгивание «фонтаном»;
  • чрезмерная заторможенность ребенка, вялые эмоциональные реакции, а также чрезмерная возбудимость и активность;
  • судороги.

Далеко не всегда признаки бывают явными и очевидными. Довольно часто присутствует какой-то один (два, три) признака, и они выражены вяло, поэтому родители могут даже не догадываться об истинном происхождении проблем в поведении малыша.

Ребенок старшего возраста в случае резистентной энцефалопатии может начать жаловаться на систематические головные боли, проблемы с памятью, головокружения, приступы потери сознания, нарушение координации движений и равновесия.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Диагностика

Заподозрить у ребенка острое мозговое органическое нарушение могут педиатр и невролог. Подтвердить их опасения или опровергнуть могут современные методы диагностики, такие как нейросонография, МРТ, ЭхоЭГ, КТ, ЭЭГ. При проведении УЗИ головного мозга ребенку обязательно проводят дополнительное допплеровское исследование особенностей кровоснабжения головного мозга. Эта информация позволяет установить очаги поражения.

Дополнительно ребенку назначают общие анализы крови и мочи, исследования на гормоны, на уровень сахара. При необходимости проводят УЗИ других внутренних органов (при подозрении на пороки), а также рекомендуют консультации смежных специалистов. Иногда появляется необходимость в пункции спинномозговой жидкости.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Органическое нарушение в развитии ребенка

Поставить диагноз «на глазок» в этом случае невозможно, и если какой-то невролог уверяет родителей, что у ребенка энцефалопатия, но не назначает дополнительных обследований, доверять диагнозу нельзя.

Лечение

Говорят, что нервные клетки не восстанавливаются. В общих чертах это так, но в детстве компенсаторные возможности организма велики, как никогда, а потому правильный уход и соблюдение назначенных доктором рекомендаций помогают нивелировать «потери» – функции погибших нейронов на себя берут здоровые клетки.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 181

Лечение направлено на устранение причины, вызвавшей органическое поражение. Если это инфекция, то начинается лечение именно инфекции, если причиной стало отравление токсинами, проводится детоксикационная терапия. Если энцефалопатия вызвана гипоксией, для лечения рекомендуется витаминная терапия, кислородные маски, препараты для улучшения мозгового кровообращения, а также сосудистые средства. Одновременно с этим рекомендуется массаж, лечебная гимнастика, водные процедуры, детям, вышедшим из грудного возраста, – физиотерапия.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Органическое нарушение в развитии ребенка

Где будет проходить лечение – дома или в стационаре, зависит от того, настолько велика степень тяжести поражения. В тяжелых случаях малыша помещают в реанимацию, проводят искусственную вентиляцию легких, делают гемодиализ. Лечение энцефалопатии всегда довольно длительное, поэтому родители должны запастись терпением.

Помимо препаратов, которые призваны мобилизовать компенсаторные возможности, назначаются средства для снятия отдельных симптомов. При судорогах проводится противосудорожная терапия, при рвоте назначается противорвотное лечение.

В наиболее тяжелых случаях ребенку показано оперативное лечение, но к услугам нейрохирургов приходится прибегать, к счастью, довольно редко.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Во время лечения ребенок должен получать достаточное питание, ему показаны прогулки, закаливание.

Прогноз и возможные последствия

Как уже говорилось, подавляющее большинство случаев перинатальной энцефалопатии хорошо поддаются лечению, при условии, что диагноз поставлен своевременно и лечение оказано правильное. Вероятность развития последствий в будущем минимальна.

В случае энцефалопатии второй и третьей степени последствия гибели центральных нейронов для будущего здоровья могут быть довольно ощутимыми. Среди них – возникновение и развитие гидроцефального синдрома, систематические мигрени, приступы головокружения, обмороки, параличи и парезы, астения, различные неврозы и истерия, эпилепсия, нарушения слуха и зрения, сложности с социальной адаптацией, девиантное поведение.

Тяжелые формы энцефалопатии нередко приводят к гибели ребенка, к развитию детского церебрального паралича, широкому спектру психических расстройств, идиотизму, слабоумию.

Органическое нарушение в развитии ребенка

Профилактика

Профилактические меры по предотвращению органического поражения мозга у ребенка нужно принимать еще во время беременности. Важно состоять на учете в женской консультации, своевременно сдавать все необходимые анализы. В случае инфекционного заболевания в период вынашивания ребенка важно срочно получить квалифицированную медицинскую помощь.

Всеми возможными методами женщина во время вынашивания плода должна избегать ситуаций, опасных для ребенка с точки зрения развития гипоксии – не курить и не принимать алкоголя и наркотиков, избегать сильных стрессов, вовремя делать все назначенные УЗИ и КТГ, больше гулять на свежем воздухе, принимать витамины, полноценно питаться. После рождения ребенка важно избегать действия токсических веществ на малыша, а также предупреждать заражения гриппом и ОРВИ.

Органическое нарушение в развитии ребенка

О том, как лечить энцефалопатию у детей, смотрите в следующем видео.

Источник

ïÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÐÓÉÈÉËÉ ÄÅÔÅÊ

     òÁÚ×ÉÔÉÅ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÍ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ ãîó ×ÓÅÇÄÁ ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ ÏÔ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÅÇÏ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ Ó×ÅÒÓÔÎÉËÏ×. ïÎÏ ×ÙÚÙ×ÁÅÔ ÍÎÏÖÅÓÔ×Ï ×ÏÐÒÏÓÏ× Õ ÐÅÄÁÇÏÇÏ× É ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ, ÔÁË ËÁË × ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÏÔÄÅÌØÎÙÅ ÆÕÎËÃÉÉ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÔ ×ÏÚÒÁÓÔÕ ÉÌÉ ÄÁÖÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÏÐÅÒÅÖÁÀÔ, Á ÄÒÕÇÉÅ ÒÁÚ×ÉÔÙ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÈÕÖÅ ÎÏÒÍÙ. üÔÏ ÓÏÚÄÁÅÔ Ó×ÏÅÏÂÒÁÚÎÕÀ “ÍÏÚÁÉÞÎÕÀ” ËÁÒÔÉÎÕ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ É ÍÏÖÅÔ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔØ ×ÐÅÞÁÔÌÅÎÉÅ ÎÅÐÏÓÌÕÛÁÎÉÑ ÉÌÉ ÎÅ×ÏÓÐÉÔÁÎÎÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÁ. ðÏÜÔÏÍÕ ÚÁÄÁÞÅÊ ÐÓÉÈÏÌÏÇÁ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÅ ÔÏÇÏ, ÎÅ ÓÔÏÉÔ ÌÉ ÚÁ ÆÁÓÁÄÏÍ “ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ”, “ÕÐÒÑÍÓÔ×Á”, “ÂÁÌÏ×ÓÔ×Á” ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉËÁ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÈ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ, Á ÚÎÁÞÉÔ, ÎÕÖÄÁÅÔÓÑ ÌÉ ÒÅÂÅÎÏË × ÐÅÄÁÇÏÇÉÞÅÓËÏÊ É ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÊ ËÏÒÒÅËÃÉÉ.
     ðÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÅ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ – ÜÔÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÐÓÉÈÉËÉ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÍ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ. ë ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÍÕ ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÍÏÖÎÏ ÏÔÎÅÓÔÉ ÔÁËÉÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ, ËÁË ÍÉÎÉÍÁÌØÎÁÑ ÍÏÚÇÏ×ÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÍÅÖÐÏÌÕÛÁÒÎÏÇÏ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑ, ÌÏËÁÌØÎÙÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÒÅÞÅ×ÙÅ ÚÏÎÙ ËÏÒÙ), ÜÐÉÌÅÐÓÉÑ, ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÕÀÝÉÅ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ãîó.
     íÉÎÉÍÁÌØÎÁÑ ÍÏÚÇÏ×ÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ – ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉ ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÁÑ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔØ ÆÕÎËÃÉÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ, ÐÒÉ×ÏÄÑÝÁÑ Ë ÌÅÇËÉÍ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×ÁÍ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ É ÓÎÉÖÅÎÉÀ ÏÂÕÞÁÅÍÏÓÔÉ.
     ðÒÉÞÉÎÙ ÜÔÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÉ – ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ×ÒÅÄÎÏÓÔÉ, ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÙÅ × ÐÅÒÉÏÄ ×ÎÕÔÒÉÕÔÒÏÂÎÏÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ (ÔÏËÓÉËÏÚ, ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ Õ ÍÁÔÅÒÉ, ÁÌËÏÇÏÌØÎÁÑ ÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÑ × ÐÏÚÄÎÉÅ ÓÒÏËÉ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ), ÔÒÁ×ÍÙ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÒÏÄÏ×, ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒ×ÙÈ ÔÒÅÈ ÌÅÔ ÖÉÚÎÉ. ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÜÔÉÈ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÊ ÐÒÏÉÓÈÏÄÑÔ ÂÏÌÅÅ ÉÌÉ ÍÅÎÅÅ ÌÏËÁÌØÎÙÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÍÏÚÇÁ × ËÏÒËÏ×ÙÈ ÌÉÂÏ ÐÏÄËÏÒËÏ×ÙÈ ÏÔÄÅÌÁÈ. ðÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÍÉÎÉÍÁÌØÎÏÊ ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÉ ÏÔÌÉÞÁÀÔÓÑ ÍÎÏÇÏÏÂÒÁÚÉÅÍ É ÚÁ×ÉÓÑÔ ÏÔ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ. þÁÝÅ ×ÓÅÇÏ ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ ÚÁÄÅÒÖËÁ É ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÍÏÔÏÒÉËÉ: ÎÅÌÏ×ËÏÓÔØ Ä×ÉÖÅÎÉÊ, ÔÉËÉ, ÇÒÉÍÁÓÎÉÞÁÎØÅ, Ä×ÉÇÁÔÅÌØÎÁÑ ÒÁÓÔÏÒÍÏÖÅÎÎÏÓÔØ ÌÉÂÏ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÁÑ ÍÅÄÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ, Á ÔÁËÖÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÓÎÁ, ×ÏÚÂÕÄÉÍÏÓÔØ, ÎÅÕÐÒÁ×ÌÑÅÍÏÓÔØ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ.
     ÷ ÈÏÄÅ ÄÁÌØÎÅÊÛÅÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÍÉÎÉÍÁÌØÎÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÅÊ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÁÑ ËÏÍÐÅÎÓÁÃÉÑ ÉÍÅÀÝÉÈÓÑ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ. ðÒÉ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÅ ÏÂÕÞÅÎÉÑ, ×ÏÓÐÉÔÁÎÉÑ É ÌÅÞÅÎÉÑ Ë ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÏÍÕ ×ÏÚÒÁÓÔÕ ÓÇÌÁÖÉ×ÁÀÔÓÑ ÉÍÅ×ÛÉÅÓÑ ÒÁÎØÛÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ, É ÏÂÎÁÒÕÖÉÔØ ÏÓÔÁÔÏÞÎÙÅ Ñ×ÌÅÎÉÑ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÍÏÖÎÏ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÍ ÎÅÊÒÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍ É ÜÌÅËÔÒÏÜÎÃÅÆÁÌÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÏÍ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ. ïÄÎÁËÏ ÐÒÉ ÐÒÉÓÏÅÄÉÎÅÎÉÉ ÄÒÕÇÉÈ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÙÈ ÆÁËÔÏÒÏ× (ÔÒÁ×Í, ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÉÈ ÏÐÅÒÁÃÉÊ, ÓÏÍÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑÈ, ÐÅÒÅÕÔÏÍÌÅÎÉÑ, ÎÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÊ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÊ ÓÉÔÕÁÃÉÉ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ) ÍÉÎÉÍÁÌØÎÁÑ ÍÏÚÇÏ×ÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ ÍÏÖÅÔ ÐÒÉ×ÅÓÔÉ Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÒÑÄÁ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ: ÜÐÉÌÅÐÓÉÉ, ÐÓÉÈÏÐÁÔÉÉ, ÎÅÓÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÒÅÞÅ×ÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ, ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÀ ÎÅ×ÒÏÚÏÐÏÄÏÂÎÙÈ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×. ÷ Ó×ÑÚÉ Ó ÜÔÉÍ ×ÁÖÎÏÊ ÚÁÄÁÞÅÊ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÍÉ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÍÉ ãîó É ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÅ ÚÁ ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÒÅÂÅÎËÁ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏ×: ÎÅ×ÒÏÐÁÔÏÌÏÇÁ, ÐÓÉÈÏÌÏÇÁ, ÌÏÇÏÐÅÄÁ.
     ðÒÉ ÏÂÙÞÎÏÍ ÐÁÔÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÍÉÎÉÍÁÌØÎÏÊ ÍÏÚÇÏ×ÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÅÊ, ÐÒÉ ÃÅÒÅÂÒÁÓÔÅÎÉÞÅÓËÉÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÈ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÉÓÔÏÝÁÅÍÏÓÔØ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÏÂßÅÍÁ É ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ×ÎÉÍÁÎÉÑ, ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔØ ÍÅÈÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÚÁÐÏÍÉÎÁÎÉÑ. ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÁÑ ÒÁÚÎÉÃÁ × ÕÒÏ×ÎÅ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÊ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÈ ÐÒÏÂ. ôÁËÁÑ ÎÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÕÒÏ×ÎÑ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÊ ÓÌÕÖÉÔ ËÒÉÔÅÒÉÅÍ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÃÉÉ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÊ ãîó ÏÔ ÏÌÉÇÏÆÒÅÎÉÉ. ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÁÑ ÌÁÂÉÌØÎÏÓÔØ, ×ÙÓÏËÁÑ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ Ë ÏÃÅÎËÅ ÜËÓÐÅÒÉÍÅÎÔÁÔÏÒÁ.
     ðÒÉ ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÆÏÒÍÁÈ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ãîó × ÂÏÌØÛÅÊ ÓÔÅÐÅÎÉ ÓÔÒÁÄÁÀÔ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ (ÐÁÍÑÔØ, ×ÎÉÍÁÎÉÅ), Á ÌÉÞÎÏÓÔÎÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÓÏÈÒÁÎÑÅÔÓÑ × ÇÒÁÎÉÃÁÈ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÊ ÎÏÒÍÙ. ôÁËÉÅ ÄÅÔÉ ÔÑÖÅÌÏ ÐÅÒÅÖÉ×ÁÀÔ Ó×ÏÀ ÎÅÓÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏÓÔØ, Õ ÎÉÈ ÌÅÇËÏ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ×ÔÏÒÉÞÎÙÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ: ÚÁÉËÁÎÉÑ, ÔÉËÉ, ÓÔÒÁÈÉ, ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÓÎÁ É ÁÐÐÅÔÉÔÁ. óÁÍÏÏÃÅÎËÁ ÚÁÎÉÖÅÎÁ, ÒÅÂÅÎÏË ÞÅÔËÏ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÕÅÔ ÏÔÎÏÛÅÎÉÅ Ë ÓÅÂÅ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÚÎÁÞÉÍÙÈ ÌÉÃ.
     ðÒÉ ÄÒÕÇÉÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÈ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÏ-×ÏÌÅ×ÙÈ ÍÅÈÁÎÉÚÍÏ×, ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÐÓÉÈÏÐÁÔÏÐÏÄÏÂÎÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ. üÔÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ × ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÊ ×ÏÚÂÕÄÉÍÏÓÔÉ, ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÊ ÎÅÕÓÔÏÊÞÉ×ÏÓÔÉ, ÏÂÉÄÞÉ×ÏÓÔÉ. ôÁËÏÊ ÔÉÐ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÞÁÓÔÏ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÕÓÉÌÅÎÉÅÍ ÉÚÍÅÎÅÎÉÅÍ ×ÌÅÞÅÎÉÊ: ÓÔÒÅÍÌÅÎÉÅ Ë ÂÒÏÄÑÖÎÉÞÅÓÔ×Õ, ÁÇÒÅÓÓÉ×ÎÏÓÔØ, ÓÅËÓÕÁÌØÎÁÑ ÒÁÓÔÏÒÍÏÖÅÎÎÏÓÔØ É Ô.Ä. ðÒÉ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÁÑ ËÒÉÔÉÞÎÏÓÔØ Ë Ó×ÏÉÍ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÑÍ, ÜËÓÔÅÒÎÁÌØÎÙÊ ÌÏËÕÓ ËÏÎÔÒÏÌÑ, ÞÁÓÔÏ ÚÁ×ÙÛÅÎÎÁÑ ÌÉÂÏ ÎÅÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ÁÎÎÁÑ ÓÁÍÏÏÃÅÎËÁ. ïÔ ÄÅÔÅÊ É ÐÏÄÒÏÓÔËÏ× Ó ÐÓÉÈÏÐÁÔÉÅÊ ÜÔÕ ÇÒÕÐÐÕ ÏÔÌÉÞÁÅÔ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×, ÎÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏÅ ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÁ. òÅÚÕÌØÔÁÔÙ ÎÅÊÒÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ×ÙÑ×ÉÔØ ÔÏÞÎÕÀ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÀ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ. ïÓÏÂÅÎÎÏ ÖÅÌÁÔÅÌØÎÏ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÑ ÔÁËÏÇÏ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÙÈ ÔÒÁ×Í ÞÅÒÅÐÁ, ÓÏÔÒÑÓÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ.
     íÅÖÐÏÌÕÛÁÒÎÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ – ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÏÄÎÏÇÏ ÉÚ ÐÏÌÕÛÁÒÉÊ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ ÌÉÂÏ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔØ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÍÅÖÄÕ ÎÉÍÉ.
     îÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÆÕÎËÃÉÊ ÐÏÌÕÛÁÒÉÊ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ ÔÁËÖÅ ÍÏÖÎÏ ÏÔÎÅÓÔÉ Ë ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÎÏÍÕ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÍÕ ÒÁÚ×ÉÔÉÀ. òÅÂÅÎÏË Ó ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÀÝÉÍ ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÆÕÎËÃÉÊ ÐÒÁ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ (× ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÜÔÏ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÌÅ×ÏÒÕËÏÓÔØÀ) ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ Ó×ÏÅÏÂÒÁÚÎÙÍ ×ÏÓÐÒÉÑÔÉÅÍ ÍÉÒÁ. õ ÜÔÉÈ ÄÅÔÅÊ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÅÔ ÎÁÇÌÑÄÎÏ-ÏÂÒÁÚÎÙÊ ÔÉÐ ÍÙÛÌÅÎÉÑ É ×ÏÓÐÒÉÑÔÉÑ; × ÔÏ ÖÅ ×ÒÅÍÑ ÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÓÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑ, ÁÂÓÔÒÁËÔÎÙÅ ÓÈÅÍÙ ÕÓ×ÁÉ×ÁÀÔÓÑ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÈÕÖÅ. ÷ ÍÌÁÄÛÉÈ ËÌÁÓÓÁÈ ÜÔÏ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÔÒÕÄÎÏÓÔÑÍ × ÕÓ×ÏÅÎÉÉ ÍÁÔÅÍÁÔÉËÉ, ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÍÕ ÐÏÎÉÍÁÎÉÀ ÌÅËÓÉËÏ-ÇÒÁÍÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÁÎÁÌÉÚÁ ÐÒÅÄÌÏÖÅÎÉÊ.
     ðÒÉ ÐÁÔÏÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÄÏÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ ÐÒÁ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ ÎÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÒÁÂÏÔÏÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ, ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÐÁÍÑÔÉ, ×ÏÚÍÏÖÎÏ ÎÁÌÉÞÉÅ ÜÊÄÅÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÚÒÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÚÁÐÏÍÉÎÁÎÉÑ(100%-ÎÏÅ ÚÁÐÅÞÁÔÌÅÎÉÅ ËÁÒÔÉÎËÉ ÓÏ ×ÓÅÍÉ ÄÅÔÁÌÑÍÉ). õÒÏ×ÎÉ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÑ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÈ ÔÅÓÔÏ× ÎÅÒÁ×ÎÏÍÅÒÎÙÅ: ×ÙÓÏËÉÅ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÑ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ “ëÕÂÉËÏ× ëÏÏÓÁ”, “íÁÔÒÉà òÁ×ÅÎÁ” ÓÏÞÅÔÁÀÔÓÑ Ó ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑÍÉ × ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ×ÅÒÂÁÌØÎÙÈ ÁÎÁÌÏÇÉÊ, ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÉ ÐÏÎÑÔÉÊ. åÓÌÉ ÓÐÒÏÓÉÔØ ÒÅÂÅÎËÁ Ï ÓÐÏÓÏÂÅ ÅÇÏ ÍÙÛÌÅÎÉÑ, ÔÏ ×ÙÑÓÎÑÅÔÓÑ, ÞÔÏ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÅÔ ÎÅ “ÐÒÏÇÏ×ÁÒÉ×ÁÎÉÅ”, Á “×ÉÄÅÎÉÅ ËÁÒÔÉÎÏË”. úÁ ÓÞÅÔ ÜÔÏÇÏ ÐÏÉÓË ÏÂÝÉÈ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔÅÊ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ Ó ÔÒÕÄÏÍ.
     äÅÔÉ Ó ÌÅ×ÏÒÕËÏÓÔØÀ ÎÕÖÄÁÀÔÓÑ × ÎÅÓËÏÌØËÏ ÉÎÏÍ ÐÏÄÈÏÄÅ ÐÒÉ ÏÂÕÞÅÎÉÉ ÞÔÅÎÉÀ É ÐÉÓØÍÕ. çÏÒÁÚÄÏ ÕÓÐÅÛÎÅÅ ÏÂÕÞÅÎÉÅ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÒÉ ÚÒÉÔÅÌØÎÏÍ ÚÁÐÏÍÉÎÁÎÉÉ ÃÅÌÙÈ ËÏÒÏÔËÉÈ ÓÌÏ×, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÍÙÈ ËÁÒÔÉÎËÏÊ.
     õ ÄÅÔÅÊ Ó ÄÏÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ ÐÒÁ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÔÒÕÄÎÙÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÏÂÕÞÅÎÉÅ ÐÏ ÏÂÙÞÎÙÍ ÐÒÏÇÒÁÍÍÁÍ × ÐÅÒ×ÙÈ ËÌÁÓÓÁÈ ÛËÏÌÙ, ÄÌÑ ÎÉÈ ÖÅÌÁÔÅÌØÎÏ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÅ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ÎÁÇÌÑÄÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× ÏÂÕÞÅÎÉÑ, ÐÏÏÝÒÅÎÉÅ ÒÉÓÏ×ÁÔØ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÙÅ ÓÈÅÍÙ-ÉÌÌÀÓÔÒÁÃÉÉ ÐÒÉ ÒÅÛÅÎÉÉ ÍÁÔÅÍÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÄÁÞ.
     ðÒÉ ÄÏÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÉÉ ÌÅ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÛÁÒÉÑ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÎÅÕÓÐÅÛÎÏÓÔØ × ÈÏÄÅ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÑ ÇÒÁÆÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÂ, ÚÁÄÁÎÉÊ, ÔÒÅÂÕÀÝÉÈ ÚÒÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÁÎÁÌÉÚÁ É ÓÉÎÔÅÚÁ. òÅÞØ ÒÁÚ×ÉÔÁ ÈÏÒÏÛÏ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ ÞÔÅÎÉÑ É ÐÉÓØÍÁ ÐÒÉ ÌÅÇËÉÈ ÆÏÒÍÁÈ ÎÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ ÎÅËÏÔÏÒÏÅ ÎÅÄÏÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÏÇÏ ×ÏÓÐÒÉÑÔÉÑ, ÓÌÁÂÏÓÔØ ÜÍÐÁÔÉÉ. ìÏÇÉËÁ ÍÙÛÌÅÎÉÑ ÎÅ ÎÁÒÕÛÅÎÁ.
     ðÒÉ ÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÈ ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ ÍÏÚÇÁ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÒÅÞÉ, ÐÉÓØÍÁ É ÞÔÅÎÉÑ, ÐÒÅÐÑÔÓÔ×ÕÀÝÉÅ ÛËÏÌØÎÏÍÕ ÏÂÕÞÅÎÉÀ.
     ÷Ï ×ÒÅÍÑ ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ËÏÒÒÅËÃÉÉ ÖÅÌÁÔÅÌØÎÏ ÏÂÒÁÝÁÔØ ×ÎÉÍÁÎÉÅ ÎÁ ×ÎÅÛÎÅÅ ×ÙÒÁÖÅÎÉÅ ÜÍÏÃÉÊ, ÏÐÏÚÎÁÎÉÅ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÄÒÕÇÉÈ ÌÀÄÅÊ, ÐÏÎÉÍÁÎÉÅ ÌÏÇÉËÉ ÉÈ ÞÕ×ÓÔ× É ÐÏÓÔÕÐËÏ×. ðÏÚÉÔÉ×ÎÏ ×ÌÉÑÅÔ ÓÌÕÛÁÎÉÅ ÍÕÚÙËÉ É ÏÔÒÁÖÅÎÉÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÍÕÚÙËÉ × ÒÉÓÕÎËÅ. óÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÙÅ ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÜÔÏÇÏ ÔÉÐÁ ÎÁÓÔÕÐÁÀÔ × ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ, ÞÁÓÔÏ ÏÎÉ ÐÒÅÄÐÏÞÉÔÁÀÔ “ÏÂÝÅÎÉÅ” Ó ËÏÍÐØÀÔÅÒÏÍ, Á ÎÅ ÓÏ Ó×ÅÒÓÔÎÉËÁÍÉ. ôÒÅÎÉÎÇÉ ÏÂÝÅÎÉÑ, ÜÍÐÁÔÉÉ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ÕÍÅÎØÛÉÔØ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÍÅÖÐÏÌÕÛÁÒÎÏÊ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÉ.

Читайте также:  Определение уровня психологического и личностного развития ребенка

÷ÉÌØÞÉÎÓËÁÑ ô.ð.
(íïóõ)

Источник