Оптимизация социальной ситуации развития ребенка

Оптимизация социальной ситуации развития ребенка thumbnail

Неблагополучие социальной ситуации развития ребенка, естественно, может быть детерминировано не только сферой семейных отношений, но и его школьными проблемами. Ситуация в школе оценивается как абсолютно неблагоприятная в случаях, когда ребенок занимается по учебной программе, не соответствующей его интеллектуальным возможностям, и у него выявляются психотические или невротические реакции на пребывание в данном учебном заведении. В этих случаях нужно экстренное изменение условий обучения: перевод в другой класс или школу с соответствующей учебной программой; временное обучение на дому, экстернат.

Проблема дифференциации обучения детей с нарушениями развития является общемировой проблемой. Накоп -лен обширный опыт оказания помощи, создания благоприятной социальной ситуации развития для детей с различными нарушениями психики. В Германии существуют три основных типа учебных заведений: народная школа, школа для слабоодаренных (IQ = 65–90) и школа для умственно отсталых (IQ < 60 б). В школу для слабоодаренных направляются дети, которые в течение 2–3 лет обучения не освоили программу народной (обычной) школы. При этом они проходят обследование, в ходе которого учитываются такие факторы, как IQ, оценка социальной приспособленности и речи ребенка, установление возможности обучения. Затем ребенок направляется на пробное обучение по рекомендованной программе, и если он с ним успешно справляется, то и остается в этом типе школы. Основная цель обучения и воспитания – восстановление самооценки, потребности в учебе, социальная адаптация. Специальная профессиональная подготовка осуществляется не в школе, а по ее окончании, в профессиональных школах. Дети младшего возраста с личностными нарушениями, неврозами успешно обучаются и адаптируются по системе Вальсдорфской педагогики, которая направлена на целостное, гармоническое развитие личности, воспитание

единства человека с миром, природой, искусством; развитие творческих возможностей.

В Англии большинство детей с нарушениями в развитии обучаются в специальных классах при обычной школе. Это способствует более широкой сфере обучения таких детей, увеличивает шансы последующей социальной адаптации. В специальных школах содержатся дети с глубокой умственной отсталостью, тяжелыми формами аутизма, сочетанной патологией (например, тугоухость и олигофрения). Основной задачей является обучение навыкам самообслуживания, общения (вербального или жестового), эмоционального взаимодействия с коллективом. Эти заведения не интернатного, а дневного типа, что позволяет сохранить связь больного ребенка с семьей, оказывать консультативную помощь родителям.

Во Франции сложилась следующая система специальных учреждений для детей с нарушениями развития:

1) классы усовершенствования при обычных начальных школах,

2) самостоятельные (экстернатные) школы усовершенствования,

3) школы-интернаты,

4) специальные классы и школы-интернаты при госпиталях,

5) школы усовершенствования для юношества, в которых дается профессиональная подготовка.

Также широко развита сеть специальных частных учебных заведений-пансионатов. В США законодательство по организации специального обучения в значительной мере различается в зависимости от штата, но в целом оно направлено на обучение в границах обычной общеобразовательной школы. При поступлении в школу все дети проходят психологическое обследование и распределяются по различным типам учебных программ. Дети с задержкой психического развития и недоразвитием на уровне дебильности занимаются в общеобразовательной школе, но по специализированным программам, которые направлены на социальную адаптацию учащихся. В специальные учебные заведения направляются дети с имбецильностью и идиотией, тяжелыми нарушениями опорно-моторного аппарата. Дети

с аутизмом, шизофренией, декомпенсированной психопатией, тяжелыми невротическими расстройствами выделяются в отдельную группу «страдающих нарушениями общения и поведения». Они обучаются в специализированных классах при обычной школе. Эти классы малой наполняемости (9–10 человек) и в них постоянно находятся педагог и психолог, проводящие одновременно обучение и коррекцию нарушений развития.

Необходимость дифференцированного обучения возникает в связи с проблемами ребенка (неспособностью усвоить программный материал, нарушениями поведения, высокой утомляемостью) и учителей (техническая невозможность обеспечить индивидуальный подход и индивидуальную программу обучения для ребенка с нарушениями в развитии в условиях современной школьной системы). Степень дифференциации обучения зависит от многих факторов и может проводиться в рамках обычной школы (классы выравнивания), а также путем направления ребенка в специализированные заведения.

Решение о направлении ребенка в тот или иной тип специальной школы Украины входит в компетенцию психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), так как для правильного решения вопроса о месте и форме обучения ребенок должен быть обследован всеми специалистами, установлены особенности его психического и интеллектуального развития, стиль усвоения школьных знаний, умений и навыков.

По современному законодательству обращение в консультацию является делом добровольным и зависит от желания родителей ребенка с нарушениями в развитии. Школьная администрация, врач-психиатр или школьный психолог имеют возможность только предложить родителям изменить место обучения их ребенка и рекомендовать посещение психолого-медико-педагогической консультации. Такой добровольный порядок направления детей в специализированные школы имеет свои преимущества. Он соответствует конвенции об охране прав человека, дает возможность родителям ребенка с отклонениями обращаться за помощью к психиатру или психологу, не опасаясь социальных последствий. Добровольность, сознательное принятие родителями решения о помещении ребенка в специализированное учебное заведение обеспечивают (в некоторой степени) взаимодействие семьи и школы, направленное на социальную адаптацию ребенка. Но это происходит в тех случаях, если родители достаточно ответственно и осознанно относятся к проблемам своих детей, а специализированная школа способна помочь в их решении.

К сожалению, во многих случаях родители сознательно или бессознательно игнорируют особенности психического развития ребенка, настаивают на его обучении в обычной школе, даже если ребенок явно не способен справиться с ее программой. Иногда на родителей влияет и их малая осведомленность о типах специальных школ (они все воспринимаются как школы для «недоразвитых»); то, что это школы-интернаты и пребывание там ухудшает контакт ребенка с семьей. Волнуют родителей и другие социальные последствия такого шага: мнение родственников и соседей, проблемы трудоустройства по окончании специальной школы и т д.

Психолог должен быть знаком с организацией работы и руководством существующих в городе или районе специализированных школ, и при необходимости – проводить разъясни-телыгую работу с родителями.

Если дифференцированное обучение проводится в рамках обычной школы, то отбор детей в классы выравнивания и повышенного педагогического внимания проводит школьный психолог совместно с педагогами младших классов. Такая форма оказания помощи целесообразна для детей с легкой задержкой психического развития, минимальной мозговой дисфункцией. Но возлагать на эти классы обязанность обучения детей с олигофренией, тяжелой речевой патологией и т. п. нельзя. Однако для направления ребенка в психолого-медико-педагогическую консультацию необходимы достаточные основания. Для детей, ранее не обучавшихся, таким основанием является учет у психиатра по поводу заболеваний, нарушающих психическое развитие ребенка (олигофрения, органическое поражение ЦНС, задержка психического развития и т.д.). В случае, если ребенок ранее на учете у психиатра не состоял, а на момент обследования перед поступлением в первый класс у него обнаружены

Читайте также:  Таблица маршрута индивидуального развития ребенка

выраженные нарушения психического развития (недоразвитие речи, моторики, интеллекта, нарушение функции общения), психолог обязан направить такого ребенка на обследование к детскому психиатру, а тот, в свою очередь, в

пмпк.

Если ребенок обучается в обычной школе, его направление в ПМПК может быть обусловлено неусвоением школьной программы, нарушениями поведения. Для того чтобы направить ребенка в консультацию, необходимы такие документы, как выписка из истории развития ребенка с результатами обследования всех специалистов (особенно ЛОР и окулиста), а при подозрении на нарушение слуха – и сурдолога; выписка от районного врача-психиатра из истории болезни; педагогическая характеристика, табель успеваемости (если ребенок обучался ранее); по возможности, заключение психолога и логопеда. Следует подробно остановиться на таком важном документе, как психолого-педагогическая характеристика, так как характеристики, присылаемые из школ в ПМПК, не всегда удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Например, характеристики даются в виде справок: «Коля П. проучился в 1-м классе 3 года и обнаружил неспособность к обучению»; ничего не сообщая об особенностях ребенка, динамике его психического развития.

Пеихолого-педагогическая характеристика должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Характеристика должна отражать результаты наблюдения за учеником. В ней должны быть указаны меры, принимаемые учителями для помощи отстающему ребенку, и динамика его развития на протяжении обучения.

2. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов. Факты, изложенные в ней, должны быть характерны для поведения данного ребенка и изложены последовательно.

3. Следует избегать абстрактных и оценочных суждений. Такие высказывания, как, например, «нарушает дисциплину», «занимается своими делами», «плохо ведет себя», малоинформативны и неконкретны.

4. Необходимо также и указание положительных сторон личности ребенка.

В содержание характеристики должны войти следующие разделы:

I. Формальные данные. Если ребенок учился в школе не один год, характеристики даются за каждый год отдельно, должны иметь дату и подписи: учителя, директора школы и школьного психолога. Необходимо точно указать дату поступления ребенка в школу, в каких школах ранее учился, оставался ли на второй год, были ли длительные пропуски занятий и по каким причинам. Обязательно указание причин его направления на комиссию.

И. Объем школьных знаний и степень сформированности навыков ребенка. Этот раздел должен заключать в себя ответы на следующие вопросы: что усвоил ребенок из пройденного материала, как относится к своим неудачам в обучении, какие виды помощи применялись учителем для преодоления трудностей, какие результаты были достигнуты. Нужно отразить особенности работоспособности ребенка: понимание ребенком требований учителя, участие в работе класса, утомляемость, возбудимость.

III. Общая характеристика личности ребенка и особенностей его поведения в школе, что способствует более глубокому пониманию причин неуспеваемости ученика.

Вместе с педагогической характеристикой желательно представить в ПМПК и продукты деятельности ребенка – тетради, контрольные работы, рисунки. Если ребенок проходил патопсихологическое обследование, результаты обследования также должны быть представлены в ПМПК. Важным разделом заключения психолога является не только информация об актуальном уровне развития психики ребенка, но и о «зоне ближайшего развития», возможности ребенка принимать и использовать помощь взрослого. При необходимости в более подробном патопсихологическом или психиатрическом обследовании ребенок может быть направлен на стационарное обследование в психиатрическую больницу.

Дифференциация обучения детей с нарушениями психического развития проводится не только в рамках специальных школ, но при выборе альтернативных форм обучения: обучение на дому, в частной школе, экстернат. Обучение ребенка на дому может быть связано с тяжестью его

психического или физического состояния. Организация индивидуального обучения этих учащихся должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом случае, районного (городского) отдела народного образования. Такое обучение осуществляется ближайшей школой (или специальной школой со вспомогательной программой), которая устанавливает контроль за работой учителя и проявляет заботу о школьниках, обучающихся индивидуально. Эта форма обучения может применяться как постоянно, так и временно (в течение четверти, одного учебного года и т. д.). Индивидуальное обучение разрешается при таких психических состояниях, как: выраженное пси-хопатоподобное состояние с двигательной расторможенно-стью, состояние после перенесенного приступа шизофрении, частые эпилептические припадки и т. д. Тогда обучение на дому или экстернат могут быть оформлены, по согласованию с районным отделом народного образования, директором школы.

Указанные формы организации обучения являются наиболее оптимальными, поскольку позволяют аномальному ребенку все же освоить запас знаний, а иногда и приобрести специальность, не требующую общения с людьми, при которой работы могут выполняться на дому: машинистки, корректора, вязальщицы и т. д. В то же время обучение на дому осложняет и без того сниженные у этих детей возможности контакта с окружающими, с ровесниками, способствует усилению аутизма, возникновению психологической зависимости от родителей. Поэтому важно дать возможность ребенку осуществлять другие формы общения – посещение кружка, спортивной секции, общение со сверстниками дома (если позволяет психическое состояние ребенка). При улучшении психического состояния желательно попытаться вернуть ребенка в обычную школу, может быть, в условиях неполной учебной нагрузки, с освобождением от некоторых предметов.

Необходимость в изменении формы или места обучения детей без каких-либо отклонений в психическом развитии возникает при проявлениях социальной дезадаптации. Например, в случае ситуативной трудновоспитуемое™, когда конфликт ученика с педагогом и одноклассниками приводит к серьезным нарушениям в поведении, целесообразно, в качестве временной меры, обучение ребенка на дому (или экстерном), перевод ученика в другой класс или в другую школу.

В закрытые специальные учебные заведения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, направляются подростки с 11 до 14 лет по решению суда в связи с совершением противоправных действий. В этот тип школ подростка направляют принудительно. Целью этих учебных заведений является профилактика правонарушений несовершеннолетних и ресоциализация социально дезадаптированной личности подростка.

Источник

Неблагополучие
социальной ситуации развития ребен­ка,
естественно, может быть детерминировано
не. только сферой
семейных отношений, но и его школьными
пробле­мами.
Ситуация в школе оценивается как
абсолютно
небла­
гоприятная
в
случаях, когда ребенок занимается по
учебной программе,
не соответствующей его интеллектуальным
воз­можностям,
и у него выявляются психотические или
невро­тические
реакции на пребывание в данном учебном
заведе­нии. В этих случаях нужно
экстренное изменение условий обучения:
перевод в другой класс или школу с
соответству­ющей учебной программой;
временное обучение на дому, экстернат.

Читайте также:  Программы включают одно или несколько направлений развития ребенка

Проблема
дифференциации обучения детей с
наруше­ниями
развития является общемировой проблемой.
Накоп­лен
обширный опыт оказания помощи, создания
благо­приятной социальной ситуации
развития для детей с раз­личными
нарушениями психики. В Германии существуют
три основных типа учебных заведений:
народная школа, школа
для слабоодаренных (IQ = 65—90) и школа для
ум­ственно отсталых (IQ < 60 б). В школу
для слабоодаренных направляются
дети, которые в течение 2—3 лет обучения
не освоили программу народной (обычной)
школы. При этом
они проходят обследование, в ходе
которого учиты­ваются
такие факторы, как IQ, оценка социальной
при­способленности
и речи ребенка, установление возможно­сти
обучения. Затем ребенок направляется
на пробное обу­чение
по рекомендованной программе, и если
он с ним успешно справляется, то и
остается в этом типе школы. Основная
цель обучения и воспитания — восстановление
самооценки,
потребности в учебе, социальная адаптация.
Специальная
профессиональная подготовка осуществляет­ся
не в школе, а по ее окончании, в
профессиональных школах.
Дети младшего возраста с личностными
нарушени­ями, неврозами успешно
обучаются и адаптируются по си­стеме
Вальсдорфской педагогики, которая
направлена на целостное,
гармоническое развитие личности,
воспитание

14*

419

единства
человека с миром, природой, искусством;
разви­тие
творческих возможностей.

В
Англии большинство детей с нарушениями
в развитии обучаются в специальных
классах при обычной школе. Это способствует
более широкой сфере обучения таких
детей, увеличивает
шансы последующей социальной адаптации.
В специальных школах содержатся дети
с глубокой умствен­ной
отсталостью, тяжелыми формами аутизма,
сочетанной патологией (например,
тугоухость и олигофрения). Основ­ной
задачей является обучение навыкам
самообслуживания, общения (вербального
или жестового), эмоционального
вза­имодействия
с коллективом. Эти заведения не
интернатно­го,
а дневного типа, что позволяет сохранить
связь больно­го
ребенка с семьей, оказывать консультативную
помощь родителям.

Во
Франции сложилась следующая система
специальных учреждений
для детей с нарушениями развития:

  1. классы
    усовершенствования при обычных
    начальных
    школах,

  2. самостоятельные
    (экстернатные) школы усовершен­
    ствования,

  3. школы-интернаты,

  4. специальные
    классы и школы-интернаты при госпи­
    талях,

  5. школы
    усовершенствования для юношества, в
    кото­
    рых
    дается профессиональная подготовка.

Также
широко развита сеть специальных частных
учеб­ных
заведений-пансионатов. В США законодательство
по организации
специального обучения в значительной
мере различается
в зависимости от штата, но в целом оно
на­правлено
на обучение в границах обычной
общеобразова­тельной
школы. При поступлении в школу все дети
прохо­дят
психологическое обследование и
распределяются по различным
типам учебных программ. Дети с задержкой
пси­хического
развития и недоразвитием на уровне
дебильности занимаются
в общеобразовательной школе, но по
специа­лизированным
программам, которые направлены на
соци­альную
адаптацию учащихся. В специальные
учебные заве­дения
направляются дети с имбецильностью и
идиотией, тяжелыми
нарушениями опорно-моторного аппарата.
Дети

420

с
аутизмом, шизофренией, декомпенсированной
психопа­тией,
тяжелыми невротическими расстройствами
выделя­ются
в отдельную группу «страдающих нарушениями
обще­ния
и поведения». Они обучаются в
специализированных классах
при обычной школе. Эти классы малой
наполняемо­сти (9—10 человек) и в них
постоянно находятся педагог и психолог,
проводящие одновременно обучение и
коррек­цию нарушений развития.

Необходимость
дифференцированного обучения возни­кает
в связи с проблемами ребенка (неспособностью
усво­ить
программный материал, нарушениями
поведения, вы­сокой
утомляемостью) и учителей (техническая
невозмож­ность
обеспечить индивидуальный подход и
индивидуальную программу
обучения для ребенка с нарушениями в
разви­тии в условиях современной
школьной системы). Степень дифференциации
обучения зависит от многих факторов и
может
проводиться в рамках обычной школы
(классы вы­равнивания), а также путем
направления ребенка в специа­лизированные
заведения.

Решение
о направлении ребенка в тот или иной
тип спе­циальной
школы Украины входит в компетенцию
психоло­го-медико-педагогической
консультации
(ПМПК),
так как для правильного
решения вопроса о месте и форме обучения
ребенок
должен быть обследован всеми специалистами,
ус­тановлены особенности его
психического и интеллектуаль­ного
развития, стиль усвоения школьных
знаний, умений и навыков.

По
современному законодательству обращение
в консуль­тацию
является делом добровольным и зависит
от желания родителей
ребенка с нарушениями в развитии.
Школьная администрация,
врач-психиатр или школьный психолог
име­ют возможность только предложить
родителям изменить ме­сто
обучения их ребенка и рекомендовать
посещение пси­холого-медико-педагогической
консультации. Такой добро­вольный
порядок направления детей в
специализированные школы
имеет свои преимущества. Он соответствует
конвен­ции
об охране прав человека, дает возможность
родителям ребенка
с отклонениями обращаться за помощью
к психи­атру
или психологу, не опасаясь социальных
последствий. Добровольность,
сознательное принятие родителями реше-

421

ния
о помещении ребенка в специализированное
учебное заведение обеспечивают (в
некоторой степени) взаимодей­ствие
семьи и школы, направленное на социальную
адапта­цию ребенка. Но это происходит
в тех случаях, если родите­ли
достаточно ответственно и осознанно
относятся к про­блемам
своих детей, а специализированная школа
способна помочь в их решении.

К
сожалению, во многих случаях родители
сознательно или бессознательно игнорируют
особенности психического развития
ребенка, настаивают на его обучении в
обычной школе,
даже если ребенок явно не способен
справиться с ее
программой. Иногда на родителей влияет
и их малая ос­ведомленность о типах
специальных школ (они все воспри­нимаются
как школы для «недоразвитых»); то, что
это шко­лы-интернаты
и пребывание там ухудшает контакт
ребенка с
семьей. Волнуют родителей и другие
социальные послед­ствия
такого шага: мнение родственников и
соседей, про­блемы
трудоустройства по окончании специальной
школы и
т.д.

Психолог
должен быть знаком с организацией работы
и
руководством
существующих в городе или районе
специализи­рованных школ, и при
необходимости — проводить разъясни­
тельную
работу с родителями.

Если
дифференцированное обучение проводится
в рам­ках обычной школы, то отбор детей
в классы выравнивания и
повышенного педагогического внимания
проводит школь­ный
психолог совместно с педагогами младших
классов. Та­кая
форма оказания помощи целесообразна
для детей с лег­кой
задержкой психического развития,
минимальной моз­говой
дисфункцией. Но возлагать на эти классы
обязанность обучения
детей с олигофренией, тяжелой речевой
патоло­гией и т. п. нельзя. Однако для
направления ребенка в
пси­холого-медико-педагогическую
консультацию необходимы достаточные
основания. Для детей, ранее не обучавшихся,
таким
основанием является учет у психиатра
по поводу за­болеваний,
нарушающих психическое развитие ребенка
(оли­гофрения,
органическое поражение ЦНС, задержка
психи­ческого развития и т. д.). В
случае, если ребенок ранее на учете
у психиатра не состоял, а на момент
обследования перед
поступлением в первый класс у него
обнаружены

Читайте также:  Развитие памяти ребенок 6 лет

422

выраженные
нарушения психического развития
(недораз­витие
речи, моторики, интеллекта, нарушение
функции об­щения),
психолог обязан направить такого ребенка
на об­следование
к детскому психиатру, а тот, в свою
очередь, в

пмпк.

Если
ребенок обучается в обычной школе, его
направле­ние
в ПМПК может быть обусловлено неусвоением
школь­ной программы, нарушениями
поведения. Для того чтобы направить
ребенка в консультацию, необходимы
такие до-рсументы,
как выписка из истории развития ребенка
с ре­зультатами
обследования всех специалистов (особенно
ЛОР и окулиста), а при подозрении на
нарушение слуха — и сурдолога;
выписка от районною врача-психиатра из
исто­рии
болезни; педагогическая характеристика,
табель успе­ваемости (если ребенок
обучался ранее); по возможности, заключение
психолога и логопеда. Следует подробно
оста­новиться
на таком важном документе, как
психолого-педаго­гическая
характеристика,
так
как характеристики, присы­лаемые
из школ в ПМПК, не всегда удовлетворяют
предъяв­ляемым
к ним требованиям. Например, характеристики
даются
в виде справок: «Коля П. проучился в 1-м
классе 3 года
и обнаружил неспособность к обучению»;
ничего не сообщая
об особенностях ребенка, динамике его
психичес­кого развития.

Психолого-педагогаческая
характеристика должна удовлет­ворять
следующим требованиям:

  1. Характеристика
    должна отражать результаты наблюде­
    ния
    за учеником. В ней должны быть указаны
    меры, прини­
    маемые учителями для
    помощи отстающему ребенку, и ди­
    намика
    его развития на протяжении обучения.

  2. При
    составлении характеристики следует
    осуществлять
    подбор и систематизацию
    фактов. Факты, изложенные в ней,
    должны
    быть характерны для поведения данного
    ребенка и
    изложены
    последовательно.

  3. Следует
    избегать абстрактных и оценочных
    суждений.
    Такие
    высказывания, как, например, «нарушает
    дисципли­
    ну»,
    «занимается своими делами», «плохо
    ведет себя», ма­
    лоинформативны
    и неконкретны.

  4. Необходимо
    также и указание положительных
    сторон
    личности
    ребенка.

423

В
содержание характеристики должны войти
следующие
разделы:

I. Формальные
данные. Если ребенок учился в школе
не
один
год, характеристики даются за каждый
год отдельно,
должны
иметь дату и подписи: учителя, директора
школы и
школьного
психолога. Необходимо точно указать
дату по­
ступления
ребенка в школу, в каких школах ранее
учился,
оставался
ли на второй год, были ли длительные
пропуски
занятий
и по каким причинам. Обязательно указание
при­
чин его направления на комиссию.

II. Объем
школьных знаний и степень
сформированное™
навыков
ребенка. Этот раздел должен заключать
в себя отве­
ты
на следующие вопросы: что усвоил ребенок
из пройден­
ного
материала, как относится к своим неудачам
в обуче­
нии, какие виды помощи
применялись учителем для пре­
одоления
трудностей, какие результаты были
достигнуты.
Нужно отразить особенности
работоспособности ребенка:
понимание
ребенком требований учителя, участие
в работе
класса, утомляемость,
возбудимость.

III. Общая
характеристика личности ребенка и
особенно­
стей
его поведения в школе, что способствует
более глубо­
кому
пониманию причин неуспеваемости ученика.

Вместе
с педагогической характеристикой
желательно представить
в ПМПК .и продукты деятельности ребенка
— тетради,
контрольные работы, рисунки. Если ребенок
про­ходил
патопсихологическое обследование,
результаты об­следования
также должны быть представлены в ПМПК.
Важ­ным
разделом заключения психолога является
не только информация об актуальном
уровне развития психики ре­бенка, но
и о «зоне ближайшего развития», возможности
ребенка принимать и использовать помощь
взрослого. При необходимости
в более подробном патопсихологическом
или психиатрическом
обследовании ребенок может быть
направ­лен на стационарное обследование
в психиатрическую боль­ницу.

Дифференциация
обучения детей с нарушениями пси­хического
развития проводится не только в рамках
специ­альных
школ, но при выборе альтернативных форм
обуче­ния: обучение на дому, в частной
школе, экстернат. Обуче­ние
ребенка на дому может быть связано с
тяжестью его

424

психического
или физического состояния. Организация
ин­дивидуального
обучения этих учащихся должна проводить­ся
на основании заключения лечебного
учреждения (боль­ницы,
поликлиники, диспансера) и с разрешения,
в каж­дом
случае, районного (городского) отдела
народного образования.
Такое обучение осуществляется ближайшей
школой
(или специальной школой со вспомогательной
про­граммой),
которая устанавливает контроль за
работой учи­теля
и проявляет заботу о школьниках,
обучающихся инди­видуально. Эта форма
обучения может применяться как по­стоянно,
так и временно (в течение четверти,
одного учебного
года и т. д.). Индивидуальное обучение
разрешает­ся
при таких психических состояниях, как:
выраженное пси-хопатоподобное
состояние с двигательной расторможенно-стью,
состояние после перенесенного приступа
шизофре­нии,
частые эпилептические припадки и т. д.
Тогда обучение на
дому или экстернат могут быть оформлены,
по согласо­ванию с районным отделом
народного образования, дирек­тором
школы.

Указанные
формы организации обучения являются
наи­более
оптимальными, поскольку позволяют
аномальному ребенку все же освоить
запас знаний, а иногда и приобрес­ти
специальность, не требующую общения с
людьми, при которой работы могут
выполняться на дому: машинистки,
корректора, вязальщицы и т. д. В то же
время обучение на дому
осложняет и без того сниженные у этих
детей возмож­ности
контакта с окружающими, с ровесниками,
способ­ствует
усилению аутизма, возникновению
психологической зависимости
от родителей. Поэтому важно дать
возможность ребенку осуществлять другие
формы общения — посещение кружка,
спортивной секции, общение со сверстниками
дома (если
позволяет психическое состояние
ребенка). При улуч­шении психического
состояния желательно попытаться вер­нуть
ребенка в обычную школу, может быть, в
условиях неполной
учебной нагрузки, с освобождением от
некото­рых
предметов.

Необходимость
в изменении формы или места обучения
детей
без каких-либо отклонений в психическом
развитии возникает
при проявлениях социальной дезадаптации.
На-

425

пример,
в случае ситуативной трудновоспитуемости,
когда конфликт
ученика с педагогом и одноклассниками
приво­дит
к серьезным нарушениям в поведении,
целесообразно, в
качестве временной меры, обучение
ребенка на дому (или экстерном), перевод
ученика в другой класс или в другую
школу.

В
закрытые специальные учебные заведения
для детей и подростков,
нуждающихся в особых условиях воспитания,
направляются подростки с 11 до 14 лет по
решению суда в связи с совершением
противоправных действий. В этот тип
школ подростка направляют принудительно.
Целью этих учебных
заведений является профилактика
правонарушений несовершеннолетних
и ресоциализация социально дезадап­тированной
личности подростка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник