Оптимизация развития личности ребенка в группе

    Причина определения образовательной траектории подгруппы (по итогам диагностики): снижен уровень социализации

Задачи:   развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Месяц

Неделя

Содержание работы

Октябрь

1 неделя

Тема: «Я и моя группа»                                                                                                     Игровое упражнение «Расскажем Мишке как одеваться, укладываться спать.

Сюжетно – ролевая  игра «Детский сад»

Цель: Формировать умение правильно вести себя в группе, спальне, раздевалке.

2 неделя

Тема: «Я и мои игрушки»

Игровая ситуация «Кукла Таня у нас в гостях»

Практическая ситуация «Научим Буратино убирать игрушки»

Чтение Б. Заходер «Песня игрушек»

Сюжетно – ролевая  игра «Магазин игрушек»

Цель: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, убирать их на место, делиться игрушками.

3 неделя

Тема: «Труд младшего воспитателя»

Ситуация общения «Чем порадовать няню»                                                             Практическая ситуация «Научим Чебурашку сервировать стол», «Как в шкафу поселился фантик и огрызок»

Цель: Воспитывать уважение к труду взрослых, желание соблюдать чистоту и порядок в группе.

4 неделя

Тема: «Я и мои друзья»

Игра-обсуждение «Не поделили игрушки»

Рассматривание картин из серии «Мы играем»

Беседа «Из – за чего поссорились Хрюша и Каркуша»

Цель: Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре и в повседневном общении (спокойно играть, обмениваться игрушками).

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Осень» 

Игра-драматизация «Кто поможет»                                                                                           Сюжетно – ролевая  игра «Оденем кукол на прогулку»

Цель: Способствовать освоению различных способов взаимодействия между взрослым и ребёнком в игре.

2 неделя

Тема: «Фрукты»

Игра-драматизация «Как звери делили апельсин»

Сюжетно – ролевая  игра «Семья»

Цель: Формировать у детей желание делиться.

Способствовать развёртыванию ролевого диалога в игре.

3 неделя

Тема: «Овощи»

Игровое  упражнение «Новая кукла пришла к нам в гости»

Сюжетно – ролевая  игра «Сварим овощной суп»

Цель: Воспитывать умение здороваться при встрече, прощаться при расставании.

Продолжить работу по освоению умения принимать на себя роль, использовать предметы-заместители.

4 неделя

Тема: «Дикие животные»

Проблемная ситуация «Почему с ежонком никто не дружит»

Театрализованный этюд «Колыбельная медвежонку»

Цель: Формировать сочувствие к игровым персонажам, воспитывать доброжелательность в общении.

Декабрь

1 неделя

Тема: «Домашние животные»

Беседа «Почему загрустил хомячок»                                                                         Театрализованные этюды «Кот и сметана»,

Игра-инсценировка «Кисонька-мурысонька»

Цель: Формировать гуманные чувства, желание заботиться о домашних питомцах.

2 неделя

Тема: «Птицы»

Практическая ситуация с участием родителей «Мы делаем кормушки»

Чтение «Петушки» В. Берестов.

Сюжетно – ролевая  игра «Строим птичий двор»

Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Формировать доброжелательное отношение друг к другу

3 неделя

Тема: «Зима»

Беседа по иллюстрациям «Кого из сказочных героев ты выбрал бы себе в друзья»

Сюжетно – ролевая  игра «Прогулка», «Детский сад»

Игра имитация «Вьюга», «Метелица»

Цель: Способствовать установлению доброжелательного отношения между детьми. Предавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражание.

4 неделя

Тема: «Новый год»

Сюжетно – ролевые игры «Наряжаем ёлку», «Гости»

Цель: Вступать во взаимодействие со сверстниками на основе игрового сюжета.

Январь

1 неделя

Тема: «У кого какие шубки»

Рассказ воспитателя «Как шапка поссорилась с шубкой»

Сюжетно – ролевая  игра «Оденем кукол на прогулку»

Цель: Формировать бережное отношение к одежде, желание при одевании помогать друг другу.

2 неделя

Тема: «Зимние развлечения»

Игра-инсценировка «Катание кукол на санках»

Сюжетно – ролевая  игра «Утром вышли на прогулку»

Цель: Формировать желание помогать друг другу, вырабатывать чувство коллективизма. Побуждать делать постройки из снега, закреплять пользоваться сообща игровым оборудованием.

3 неделя

Тема: «Труд повара»

Практический показ «Научим Зайку сервировать стол»

Сюжетно – ролевая  игра «Гости», «Угощение», «Принимайся за обед»

Цель: Формировать навыки культуры поведения за столом. Способствовать развитию гостеприимства. Осваивать способы ролевого поведения.

4 неделя

Тема: «Гости»

Беседа «В гостях»  Сюжетно – ролевые игры «К нам гости пришли», «Поможем куклам накрыть на стол»

Цель:  Закреплять правила поведения (благодарить за подарки, встречать гостей). Воспитывать вежливость, гостеприимство.

Февраль

1 неделя

Тема: «Труд врача»

Беседа, напоминание, упражнение «Скажи тихо»

Сюжетно – ролевая  игра «Больница», «Кукла заболела»

Цель: Приучать общаться спокойно без крика. Вызывать интерес к отражению в играх знакомого содержания.

2 неделя

Тема: «Здоровье»

Ситуация общения  «Мама вызывает врача» Импровизация «Болезнь куклы»

Цель: Формировать навыки телефонного этикета.

Воспитывать желание сочувствовать, внимательно относиться к больному.

3 неделя

Тема: «Мой папа»

Ситуация общения «Много дел у нас, мужчин», «Как мы с папой маме помогали»

Сюжетно – ролевая  игра «Водители»

Цель: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи, уважительное отношение к папе и дедушке.

4 неделя

Тема: «Наши добрые дела»

Дидактические игры «Не забывай о товарищах» «Отчего Дима нахмурился», «Наши хорошие поступки» (обсуждение в конце дня)

Сюжетно – ролевые  игры «Гости», «День рождения»», «Детский сад»

Цель: Побуждать детей к добрым поступкам, формировать положительные взаимоотношения.

Март

1 неделя

Тема: «Мама»

Ситуация общения «Почему загрустила мама». Рассказ воспитателя «Подарок Оли для бабушки» Дидактическая игра «Мамины помощники»

Сюжетно – ролевая  игра «Семья», «Больница»

Цель: Продолжать формировать заботливое отношение к близким.

Вступать во взаимодействие со сверстниками на основе игрового сюжета.

2 неделя

Тема: «Квартира»

Работа с плакатами «Азбука настроения»

Сюжетно – ролевые  игры «Матрёшкино новоселье», «Устроим кукле комнату»

Цель: Различать ярко выраженные эмоциональные состояния (радость, гнев, слёзы)

Развивать сюжет при помощи построек.

3 неделя

Тема: «Весна»

Беседа «Как поступить», Сюжетно – ролевая  игра «Детский сад»

Цель: Помочь лучше узнать друг друга, понимать поступки литературных персонажей. Самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении игровых действий в общем игровом сюжете.

4 неделя

Тема: «Игрушки»

Ситуации общения «Лекарство от одиночества», «Как грузовик попал в беду», «Куда пропали кубики»

Сюжетно – ролевая  игра «Магазин игрушек»

Цель: Воспитывать желание делиться и уступать игрушки. Формировать бережное отношение к игрушкам, отрицательное отношение к капризам.

Апрель

1 неделя

Тема: «Книги»

Рассказ воспитателя «Страшный рассказ о книге с оторванными страницами»

Цель: Формировать бережное отношение к книгам.

2 неделя

Тема: «Труд взрослых»

Рассказ воспитателя «Как мы убирали свой участок», «Кто вместе с солнышком встаём»

Ситуация помощи «Чистое крыльцо»

Цель: Воспитывать уважительное отношение к чужому труду

3 неделя

Тема: «Транспорт»

Игра-драматизация «Едем мы, друзья, в дальние края»

Цель: Закрепить правила культуры поведения в транспорте

4 неделя

Тема: «Дорожная безопасность»

Игра-драматизация «Путешествие в деревню»

Сюжетно – ролевая  игра «Наша улица», «Гараж»

Цель: Закреплять правила поведения на дороге и в транспорте.

Май

1 неделя

Тема: «Цветы»

Ситуация общения «Отчего заплакала фиалка», «Как герань нам сделала подарок», «Как лейка с цветами дружила»

Сюжетно – ролевая  игра «Сажаем цветы»

Цель: Воспитывать заботу о цветах, желание ухаживать за ними.

2 неделя

Тема: «Семья»

Этюд «Капризка»

Чтение с обсуждением «Хнык»,  «Ленивая Бручолино» с обыгрыванием.

Цель: Формировать желание помочь взрослым, понимать их настроение, не капризничать.

3 неделя

Тема: «Пожарная безопасность»

Чтение потешки «Тили – бом» и обыгрывание  

Цель: Развивать сочувствие к игровым и литературным персонажам, передавая эмоциональное состояние.

4 неделя

Тема: «Водичка-водичка»

Беседа «Бережливым будь с водой»

Сюжетно-ролевые игры  «Моем посуду», «Стирка»

Цель: Формировать бережное отношение к воде.

Дети участвуют в совместных играх, появился интерес к различным видам игр, соблюдают в ходе игры элементарные правила.

Соблюдают элементарные навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Дети стали более доброжелательными, добрыми, дружелюбными и вежливыми. Они умеют общаться спокойно, без крика, пытаются пожалеть сверстника, обнять его, помочь. У детей имеются начальные представления о человеке и первичные гендерные представления.

Источник

Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.

    Одним из условий социального успеха является личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Бывает так, что в детском саду дети начинают игнорировать ребенка, строить ему козни, всех против него настраивать. Из-за этого он постоянно находится в угнетенном состоянии. В этом случае объясните ребенку, что все люди разные и если дома его все и всегда любят, то другие люди этого делать не обязаны, так что нужно быть терпимее к ним и попытаться подружиться с кем-нибудь, делиться, играть вместе.  

Разговаривайте с ребенком, объясните достоинства дружбы. Ведь ребенку, точно так же, как и взрослому, необходимы друзья.
Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения – обширная и многообразная практика.

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Старайтесь прежде всего учить ребенка именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.
   Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
—Играй честно.
— Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
— Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.
— Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
— Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
— Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
— Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
— Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
Учиться общаться ребенок может не только в кругу сверстников, но и если ему сложно сразу перейти к контакту со сверстниками то предложите ему игру «Что будет, если…».
Предложите ребенку следующие ситуации и обсудите с ним каждый из его ответов:
— Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?
— Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?
— Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты поступишь?
— Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Что ты будешь делать?
— Друг или подруга доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом маме, папе или еще кому-нибудь. Как ты поступишь?
—Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь.

   Проанализируйте случаи, которые произошли с ребенком или с кем-нибудь из его приятелей.  Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет и как еще можно было поступить.
   Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.
   Независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но можно сформировать у ребенка эти качества раньше.

Прежде всего научите его критично оценивать собственные поступки. В этом вам может помочь «Волшебная шкатулка». Сделайте ее из какой-нибудь коробочки или любого ненужного футляра, а также приготовьте жетоны двух цветов, например красного и зеленого. Пусть в конце дня дети кладет в шкатулку жетоны с учетом того, какой поступок он совершил: хороший — опускает красный жетон, плохой — зеленый. В конце недели откройте шкатулку и посмотрите, каких жетонов больше, попросите детей рассказать, когда они поступил хорошо, а когда плохо и почему.
   Проводите такие беседы спокойно, не повышая голоса, если даже услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как нужно было повести себя в данной ситуации.
Если дети не хотят  рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается об этом говорить, уже свидетельствует, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного.
Обязательно похвалите ребенка за хороший поступок, за правильное решение.
   Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у малыша чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительного положения, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе — детском, взрослом или разновозрастном.
Начните с воспитания у ребенка чувства самоиронии. Ни в коем случае не путайте его с самоуничижением, заниженной самооценкой. Самоирония поможет ему проще смотреть на собственные недостатки, легко выходить из непростых ситуаций или помогать в подобных случаях товарищам.

Игры и упражнения, которые можно использовать для развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

1. “Назови себя”. Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

2. “Позови ласково”. Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.

3. “Волшебный стул”. Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на “волшебный стул”, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

4. “Передача чувств”. Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся задание передать “по цепочке” определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают что они чувствовали при этом.

5. “Волшебный цветок”. Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

6. “Разноцветный букет”. Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все “букетики” объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

7. “Свеча”. Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течении нескольких секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на две-три секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

8. “Волшебники”. Цель. Продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.

9. “Подарок другу”. Цель. Развивать умение невербально описывать предметы. Ход. Один ребёнок становится именинником; остальные, дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношения к имениннику.

  • Расшифруйте темы разговоров с детьми (“Я и моё имя”, “Моя семья”, “Группа детского сада – новая семья”, “Словесные формы общения”, “Движения и жесты в общении”, “Рисование как своеобразная графическая речь”, “Школа вежливости”), которые можно использовать, чтобы помочь детям установить контакты друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, а также предложите коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения, которые могут стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения.

Источник

Образовательные действия педагогов, направленные на индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей

     Индивидуальный подход – организация педагогом воспитательно – образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Выявление проблемных  или сильных сторон в развитии ребенка  и определение путей коррекции  или дальнейшего развития.  

     Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

1. Краткий сравнительный анализ двух подходов

Индивидуализация образования

Индивидуальный подход в образовании

Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Цель: организация процесса передачи

суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

Способы общения: прямое обучение

в соответствие с целями, поставленными

взрослыми; требование и оценка

результата

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения

Тактика: диктат и опека

«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

«Хороший ребенок» следующий заданному (предложенному) взрослым  способу (образцу) выполнения действия

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки  в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

     Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности.

     Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

    Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения  позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.  

Цели индивидуализации обучения?

     Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.  

Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении.

При индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий (в широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций. Это, однако, не говорит о том, что воспитатели должны все время индивидуализировать обучение детей.

Что представляет собой индивидуализированное обучение?

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация  может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Другим примером является подгруппа детей, принадлежащих к какому-либо этническому меньшинству. Этих детей будет в некоторой степени объединять общий стиль учения, мировоззрение и язык, который характерен только для их общей культуры. Используя приемы  индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные  особенности развития.  

В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем.  Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.  

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала  (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно.  Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную  степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.  

Источник