Оптимальный уровень развития ребенка что такое

Оптимальный уровень развития ребенка что такое thumbnail

Виктория Старикова
Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка

Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов ребёнка

Обследование состояния общей моторики зрительно-моторной координации тактильных ощущений,зрительного восприятия,слухового восприятия, пространственного восприятия,восприятия времени.

«Оптимальный» уровень — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

«Средний»уровень — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

«Допустимый уровень» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи

Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка

1 (зеленый цвет) – ребенок справляется с задачей самостоятельно;

Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка

2 (желтый цвет) – справляется с незначительной помощью взрослого;

Оптимальный уровень развития ребенка что такое

3 (красный цвет) – не справляется самостоятельно, необходима помощь взрослого.

Оптимальный уровень развития ребенка что такое

Показатели и критерии

Наименование необходимых навыков и умений по образовательным областям.

Оценка уровня развития в баллах.

Формирование временных представлений «День – вечер-ночь».«Познавательное развитие».

«Части суток» «День-вечер-ночь»

«Режим дня»

«Ночной режим»

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делала днем, вечером» «Покажи, что ты делала ночью»

Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много»

«Один-много»

«Цифра 1»

Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков».

«Мои игрушки»

«В гостях у лесовика в лесу» Посчитай, сколько шишек, найди цифру 1»

Формирование представлений о величине» «Большой-маленький, «Длинный – короткий»

«Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».

Я большая, а ты маленькая». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы». «Подбери ленты для кукол».

«Постройка башни», «Длинный мост, короткий мостик», «Выделение «короткий – длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

Игры с мягким модулем «Пирамидка», «Дидактическая черепаха»,

«Формирование представлений о форме». «Круг», «Квадрат»

Маленькие и большие квадраты»

«Предметы похожие на круг, квадрат»

«Раскрашивание круга, квадрата»

«Обведение круга, квадрата по контуру»

«Штриховка круга, квадрата» .Формирование элементарных математических представлений

«Формирование пространственных представлений»,

«Вверху-середина-внизу»

«Разложи игрушки по полкам»

«Разложи одежду по полкам»

«Ориентация на листе бумаги» «Вверх-середина»

«Середина – вниз»

Ориентация в классе

«Формирование пространственных представлений» «Поровну-больше»

«Разложи игрушки»

Игры на перемещение в пространстве, на изменение в пространстве

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве» поровну – больше

Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху – середина-внизу» «поровну-больше» «Математические представления».

Большой – маленький. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения

Высокий – низкий, толстый – тонкий. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения.

Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и игровых упражнений

Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, путём наложения одного количества предметов или картинок на другой.

Выделение одного – много предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Источник

Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.

Уровень развития ребенка

Общая оценка уровня умственного развития ребенка

Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.

Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.

Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:

  1. Когда у тебя будет день рождения, то…
  2. Если пойдет сильный дождь, то тогда…
  3. Если кусочек льда положить на ладонь, то…
  4. Вечером становится темно, потому что…
  5. Девочка весело смеялась, потому что…
  6. Если летом будет жарко, то…
  7. Если гулять зимой без варежек, то…
  8. Девочка заболела, потому что…
  9. Мама похвалила мальчика, потому что он…
  10. В комнате погас свет, потому что…
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года вес таблица

С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.

Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.

Первая группа:

  • 3 – 8 – 6
  • 6 – 1 – 2
  • 3 – 4 – 1 – 7
  • 6 – 1 – 5 – 8
  • 8 – 4 – 2 – 3 – 9
  • 5 – 2 – 1 – 8 – 6

Вторая группа:

  • 5 – 7 – 4
  • 2 – 5 – 9
  • 7 – 2 – 9 – 6
  • 8 – 4 – 9 – 3
  • 4 – 1 – 3 – 5 – 7
  • 4 – 7 – 8 – 5 – 2

Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.

Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:

  1. Кошка, собака, коза, воробей.
  2. Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
  3. Мяч, кукла, юла, мальчик.
  4. Апельсин, яблоко, груша, лук.
  5. Тарелка, чашка, стакан, стол.
  6. Шкаф, стул, кресло, чайник.

За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.

Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.

Задания для оценки уровня речевого развития ребенка

Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.

Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:

  1. Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
  2. Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
  3. Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
  4. Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
  5. Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.

Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».

Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.

Читайте также:  Развитие ребенка второй год жизни практический курс для родителей

Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».

Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:

  • ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
  • ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
  • ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
  • ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.

Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.

Источник

Все родители мечтают о том, чтобы их дети росли умными, сильными и здоровыми. Но когда рядом оказываются другие дети, они невольно сравнивают их со своим ребенком. В результате находится немало поводов для огорчения. Особенно сильно это чувство проявляется когда чужой ребенок к годовалому возрасту уже уверенно ходит, а твой еще неустойчиво держится на ногах или когда соседская девочка прекрасно разговаривает и уже знает цифры, а словарный запас твоих детей включает лишь небольшой набор слов. Можно ли полагаться на такие сравнения и как узнать, как оценить развитие ребенка? Это, пожалуй, основные вопросы, возникающие у родителей со дня появления их ребенка на свет.

Чтобы определить умственное и физическое развитие малышей нужно учитывать нормы их развития к определенному моменту жизненного пути. Затем на основе полученных результатов установить имеется ли расхождение от норм или их опережение. Ведь их показатели указывают на наличие или отсутствие отклонений от нормального развития. Но для этого родители должны знать, как определить уровень развития ребенка.

Оценить уровень развития ребенка

Родители должны знать насколько физическое и умственное развитие их детей соответствует среднестатистическим показателям для их возраста. В случае выявления незначительных отклонений их можно будет устранить не прибегая к помощи врачей и психологов.

Определить умственное развитие ребенка можно с помощью программы воспитания в детском саду, в которой содержатся среднестатистические данные и перечень того, что должен знать и уметь делать ребенок в каждой возрастной группе. При этом учитывается не только речевая и логическая составляющие, но и эмоциональное состояние ребенка.

Уровень развития ребенка: способы определения

  1. Присмотритесь к своему ребенку. Необходимо вкратце изложить на одном листе бумаги все то, что умеет делать ваш ребенок или каких результатов он добился в свои годы. Учитывается и речевое развитие, и моторное, и познавательные процессы, включая навыки самообслуживания. Затем на втором листе сделайте перечень того, что как вам кажется он должен уметь делать к своему возрасту, но пока этими навыками не владеет.
  2. Сопоставьте данные ребенка с нормами развития, предусмотренными для возрастной категории вашего ребенка. Как правило, эти сведения имеют вид таблицы, которая составлялась с учетом научных данных, полученных в ходе длительного наблюдения за группами детей. Поэтому эти показатели являются достоверными и на них можно полагаться.
  3. Узнайте имеются ли у вашего малыша успехи в какой-либо области. Их наличие может указывать на одаренность малыша в определенной сфере, а отсутствие на несоответствие в развитии. Об отклонении в развитии детей могут указывать завышенные показатели в одной области в то время как по остальным идет сильное отставание. К примеру, к 2-х летнему возрасту малыш уже может читать, но при этом никак не реагирует на появление родителей, совершенно не может пользоваться горшком, его не интересуют игрушки. Это считается расхождением от нормы. Об одаренности свидетельствует опережение в какой-либо области при нормальном развитии по всем остальным показателям.
  4. Посмотрите как ребенок усваивает необходимые навыки согласно своему возрасту. Важно отметить, что не всегда получается составить достоверный результат уровня развития, поскольку ряд навыков проявляется через несколько дней. Родители могут самостоятельно организовать деятельность ребенка, попросив его показывать определенные части тела у своей игрушки. К примеру, если у вас девочка, можно предложить ей показать, где находится носик или глазки у ее куклы. Обычно к двухлетнему возрасту дети с легкостью показывают, где у них ушки, носик, ротик, ручки, ножки и т.д.
  5. Ознакомьтесь подробно с медицинской картой вашего малыша. К основным диагностическим показателям, указывающим на уровень развития детей относится масса тела ребенка, его рост и частота заболеваний. Маленький рост, равно как и большой вес может быть проявлением его генетических особенностей. Учитывая их динамику можно определить являются ли созданные вами условия для развития ребенка эффективными.
Читайте также:  Значение восприятия сказки для психическое развитие ребенка

Уровень развития детей

Физическое развитие детей

Если вы знаете как оценить развитие ребенка, это хорошо. Но не стоит забывать, что проверить нужно как его умственное развитие, так и физическое. Так, например, физическое развитие малыша зависит от следующих составляющих:

  • питания. Важно создать все условия для обеспечения детского организма совокупностью питательных веществ необходимых для его нормального развития. В основном ему требуются углеводы, жиры, белки, включая витамины и минеральные соли;
  • длительности сна. Активный рост наблюдается в период когда ребенок спит. Особую значимость играет утренний сон. Когда дети недосыпают положенное им время, либо им приходится просыпаться слишком рано, это негативно сказывается на их росте;
  • приемлемых физических нагрузок. Доказано, что отставание в росте у ребенка является следствием недостаточной, либо чересчур сильной физической нагрузки. Занятия таким видом спорта как волейбол, бейсбол, теннис и баскетбол способствуют активному росту детей;
  • психологической обстановки. Учеными доказан факт замедления роста детей, находящихся в условиях недостатка внимания и любви. Дети, чувствующие себя в безопасности и получающие достаточно внимания, тепла и ласки от родителей лучше растут;
  • наследственности. Свыше сотни генов сказываются на скорости роста ребенка. По достижении восемнадцатилетнего возраста влияние их на рост ребенка постепенно прекращается. Итоговый рост рассчитывается с учетом данных его родителей на основе формулы Таннера;

Определить физическое развитие детей можно применяя методику антропометрических исследований. При этом определяется вес ребенка, его длина. Не менее важно измерить окружность грудной клетки, учитывая емкость легких.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей осуществляется путем исследования морфологических и функциональных свойств детского организма, и с учетом уровня их биологического развития. Здесь речь идет о моторике, речевом развитии, образовании зубной системы, активности роста. У подростков физическое развитие определяют на основе степени их полового созревания.

Как выявить задержку в развитии?

Родители постоянно находятся в напряжении. Их беспокоит как физическое развитие детей, так и то, насколько точно соответствует их умственное развитие установленным нормам. Можно ли считать отклонением в нормальном развитии если ребенок не укладывается в срок при выполнении определенного задания, с которым с легкостью справляются его сверстники?

Большинство специалистов сходится во мнении что определить задержку развития можно в случае если дети в значительной степени отстают от принятых для их возраста норм. Известно, что каждый ребенок индивидуален и имеет свой темп развития. Однако по достижению определенного возраста у него должны появиться навыки и умения позволяющие решать определённые задачи. Они делятся на 5 основных групп: крупную и мелкую моторику, языковые, интеллектуальные и социальные навыки.

Если определить задержку в развитии на раннем этапе, у малыша будет больше шансов на ее устранение. С этой целью новорожденных детей сразу же после родов должны проверить по шкале Апгар. Это делается для выявления степени гипоксии. Затем нужно взять анализ крови на 5 генетических заболеваний. Благодаря этому исследованию исключается наличие врожденных патологий. Затем после выписки из роддома осмотр новорожденного делает педиатр, который должен проверить физическое состояние ребеночка и в случае обнаружения каких-либо отклонений направить его к неврологу и сделать УЗИ головного мозга для обнаружения или исключения кровоизлияния поврежденных участков мозга и иных проблемы со здоровьем. Но иногда бывает так, что отец или мать ребенка замечают у него задержку в развитии, а врачи не могут выявить наличие каких-либо отклонений. В этом случае нужно более внимательно относительно к ребенку и по возможности обратиться за консультацией к другому более компетентному врачу. Вовремя обнаружив проблему, ее будет легче решить.

Источник