Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки

Презентация на тему: ” Основная идея программы оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов,” — Транскрипт:
1
2
Основная идея программы оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации самостоятельное обучение под руководством учителя оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации самостоятельное обучение под руководством учителя
3
Особенности данной программы Комплектность Инструментальность Интерактивность(взаимодействие с компьютером) Интеграция Единая система условных обозначений Единые сквозные герои Пошаговое введение терминологии Работа в тетрадях на печатной основе Контроль в виде тестов
4
Проверка знаний учащихся Безотметочное обучение (по 10 бальной системе) Пятибальная система цифровых оценок
5
Оценивание учебных достижений младших школьников Словесная оценка Баллы% выполню. задания Уровни Сущ. шкала Великолепно 10100%В5 баллов Отлично %В5 баллов Очень хорошо %В. С.4 балла Хорошо %В. С.4 бала Почти хорошо %С4 балла Удовлетворит %С3 балла Средне %Н. С.3 балла Посредственно %Н. С.3 балла Слабо %Н2 балла Очень слабо %Н2 балла
6
Контрольные работы разработаны в виде тестов по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру Представлены в двух вариантах Проводятся в конце каждой четверти После проведения выполнюяется качественный и количественный анализ результатов
7
Источник
1
2
3
4
5
6
Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
7
8
– максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; – использование единой системы условных обозначений во всём УМК; – систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; – использование единых сквозных героев (брата и сестры); – пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.
9
10
11
12
13
14
Источник
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при использовании учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
В этом году я начала работать по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».
Основная идея УМК «ПНШ»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Где ученик выступает то в роли обучающего, то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при котором обучение идет впереди развития, т. е в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.
То, что ученик не может сделать индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. То, что представляет сложность для малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможность его индивидуального продвижения.
Ребенок в течение 4-х лет живет в состоянии интриги. Интрига дана через героев – брата и сестру. Они являются конкретными детьми, имеющих конкретных родителей и конкретное место проживания. Ребенок растет, развивается вместе с Машей и Мишей. Герой учебника делают ошибки, сомневаются, что снимает у детей дискомфорт, они видят, что ошибки делают не только они.
Герой представляют несколько точек зрения, с которыми учащиеся могут согласиться, а могут и высказать свое мнение. Формируется понятие: «Одного мнения не бывает, надо уважать чужое мнение».
Только тот ученик сможет чувствовать себя комфортно, который умеет работать с любым источником информации, в том числе и любым учебником. На уроке ученик учится работать над страничкой «Содержание» или «Оглавление» каждого учебника. Формируется система заданий, обучающая детей листать учебник вперед и назад, возвращаясь к рисунку, а затем к прочитанным строчкам. Например: с. 72 учебника Литературное чтение: Посмотрите еще раз текст небылицы, колыбельных песен и последней прибаутки. Найди на выставке Васнецова иллюстрации к этим произведениям.
Идет обучение специальным приемам цель, которых формирование умения читать язык условных обозначений.
Например: «Материал для любознательных», «Трудные задачи», «Материал для повторения», «Вспомни, что ты уже знаешь». Материал, который поможет интересно организовать урок – «А здесь ты просто улыбнись», «Ты знаешь, что происходило давным-давно», «Дополнительный материал», «Запомни слово», «Готовимся к олимпиаде».
Цель этих пиктограмм обратить внимание на смену видов деятельности, и призвать учащихся к выполнению тех или иных видов деятельности в процессе изучения материала параграфа. Например, «Работа в парах», «Выскажи предположение», «Будь осторожен», «Повтори пройденное», «Проведи наблюдение», «Напиши мне письмо», «Загляни в картинную галерею» и т.д.
40% программы 2-го класса по окружающему миру, изучается на основе проведения опытов самими детьми. Это свойства воды, свойства воздуха, условия, необходимые для развития растения, выращивание гриба на кусочке хлеба.
Формирование умения работать со словарями6 толковый словарь, обратный, терминологический, орфографический, энциклопедический и т.д.
В качестве базовых цветов для маркировки текста используют голубой и желтый.
С помощью этих полосок организуется чтение по ролям, что немаловажно для 1-2 классов. Этот прием чтения методически оправдан.
Во-первых, ученики вынуждены следить за читающим вслух. Формируется внутреннее чтение- чтение про себя. Во-вторых, необходимость смотреть на текущую читаемую строчку и на боковую цветную планку раздвигает угол зрения, развивает навыки периферического зрения.
Ребенок 7 лет может сохранять внимание и продуктивно работать 5-7 минут. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет детям чувствовать себя на уроке свободно и раскованно.
Например, на уроке одно из заданий может быть таковым, что все дети должны по очереди подойти к доске, а экспериментальное задание выполняется стоя, работа в паре или в группе также позволяет детям двигаться.
Например, игра в мяч. Дети задают вопрос тому ученику у кого мяч. Игра: «Знают ли дети свой адрес». Встают в круг, и передаю чистый конверт, у кого конверт тот сообщает свой адрес. Или на уроке окружающего мира дети рисуют: «Дом, в котором я живу», рисовать можно и стоя.
На занятиях создают условия для понимания значимости мнения каждого.
Дети на уроках:
– наблюдают,
– высказывают свою точку зрения,
– привлекают свой жизненный опыт,
– фантазируют,
– советуются,
– выслушивают чужое мнение,
– соотносят его со своим.
Изменяется и позиция учителя на уроке.
Учитель:
– слушает,
– перефразирует,
– напоминает другие мнения,
– уточняет смысл высказывания.
Если ребенок высказывает свои мысли, основанные на увиденном и почувствованном, если обосновывают свою точку зрения, вслушиваются в ответ собеседников, то работа получается интересной и творческой.
Что и необходимо воспитывать в учащихся для развития в них стремления плодотворно учиться и узнавать новое.
Источник
Выступление педагога – психолога на педсовете по теме:
«Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития»
В настоящее время в качестве цели образования определено развитие личности школьника, его способностей, формирование самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности. Однако эта задача не может быть решена только в рамках обучения и воспитания, поскольку предметом обучения выступают знания о мире и способы умственной деятельности, а предмет воспитания – социальные ценности, нравственные нормы поведения и отношения. В рамках гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, которая и призвана обеспечить реализацию процессов развития – саморазвития, обучения – самообучения, воспитания -самовоспитания. Направленный на развитие внутренних качеств личности школьника, процесс педагогической поддержки призван обеспечить индивидуализацию образования, дополнив собой социализирующие процессы обучения и воспитания. Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием.
Педагогическая поддержка саморазвития учащихся в соответствии с возрастными психофизиоло-гическими особенностями. Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но обогатить его собственными достижениями. Воспитательный процесс в образовании включает в себя – развитие педагогики свободы и сотрудничества взрослых и детей, психолого-педагогическую поддержку личности ребенка как стратегию современного воспитания. Педагогика свободы опирается на исключительное право ребенка самостоятельно принимать решения, касающиеся его отношений с миром, обществом.
Педагогика свободы и сотрудничества всегда ориентирована на внутреннее “хочу” ребенка, а не только на внешнее “надо.
Успешную реализацию отношений сотворчества определяют ценностные ориентации педагога. Важно, чтобы он проявлял стремление раскрыть в ребятах самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий ребят на развитие их творческого потенциала.
Только создав ребенку полноценную детскую жизнь с удовлетворенными моральными, эстетическими и иными потребностями, мы вправе ждать от него творческих проявлений.
Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
Таким образом, главным при сотворчестве является вера педагога в потенциальные возможности своих воспитанников. Педагоги, не верящие в ребят, по нашему мнению, не в состоянии строить оптимистический и гуманный воспитательный процесс.
При организации совместной деятельности нужно помнить о основных предпосылках продуктивного сотворчества:
-Взаимодействие с учащимися должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
-Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
-Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появиться необходимость посоветоваться с педагогом.
-Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
-Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.
Педагогическая поддержка рассматривается как создание благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. «Узкий» смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.
Оказание педагогической поддержки предполагает совместную работу родителей, педагогов, психологов, кураторов, администрации; использование различных форм поддержки (замещение, призыв к подражанию, сотрудничество, инициирование, упреждение); поддержку по направлениям: разрешение конфликтов; успешность в общении; в усвоении учебных программ, в организации досуга, поддержка физического и психического здоровья учащихся .
На основе анализа педагогической литературы нами вскрыты факторы педагогической поддержки. Таковыми являются:
-реформирование процесса образования в направлении его культурно-созидающей функции
-обращение педагога к индивидуальному опыту обучаемого
-наличие в образовательной системе педагога, целенаправленно поддерживающего усилия воспитанника
Идея педагогической поддержки была сформулирована в 1995 году О.С. Разменом. Он определил её как педагогическую помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья. О.С. Газман считал, что помогать можно тому, что есть в наличии, то есть педагог поддерживает, развивает личность, самостоятельное движение ребёнка. Поэтому главное в педагогической поддержке, по мнению О.С. Газмана, — это саморазвитие ребёнка, которое включает самосознание, самоопределение, самодеятельность, самореализацию.
Идея О.С. Газмана имеет гуманистическую направленность, которая характерна для современной педагогики. Она ориентирована на развитие личности, основана на взаимодействии педагога и ребёнка.
Концепция О.С. Газмана о педагогической поддержке ребёнка строится на методологических принципах педагогики. Одним из основных является личностный подход, рассматривающий ребёнка как уникальное явление, самостоятельную ценность. Этот подход означает ориентацию на личность как цель, результат и главный критерий эффективности деятельности педагога. Отношения педагога и ребёнка рассматриваются через призму полисубъектного (диалогического) подхода. Такой подход строится на субъект-субъектных отношениях педагога и ребёнка — то есть педагог не воспитывает, не учит, а стимулирует активность ребёнка к саморазвитию. Саморазвитие же личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса — другими словами индивидуально-творческого подхода.
Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, ориентированной на развитие и саморазвитие личности. Задача педагога — помогать воспитаннику в процессе саморазвития, проявлении творческих способностей, индивидуальности, обретении духовного богатства.
Целью свободного воспитания является привитие ребёнку способности нести ответственность за свою жизнь и выбор духовных ценностей. Такое воспитание опирается на идею свободного выбора, неотделимого от развития критического мышления, ответственной активности в управлении собой, своими эмоциями, характером отношений с другими людьми. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку в познании себя, своих потребностей и ресурсов, в познании окружающего мира, саморазвитии.
Педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания, сформулированных О.С. Газманом:
*ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
*самореализация педагогов — в творческой самореализации ребёнка;
*всегда принимай ребёнка таким, какой он есть;
*все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
*не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
*дети — носители грядущей культуры;
*соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание — диалог культур;
*не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
*доверяя, не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за неё;
*умей признать свою ошибку;
*защищая ребёнка, учи его защищаться.
Соответственно, в качестве критериев, по которым можно судить о реализации процесса социально-педагогической поддержки, на наш взгляд, можно выделить следующие:
1. Товарищеские отношения педагога и ребёнка, предполагающие равноправие субъектов общения, уважение достоинства, права выбора и действия, самостоятельность, независимость ребёнка. Приверженность диалоговым формам общения.
2. Наличие ситуации выбора и успеха для каждого ребёнка, проявляющееся в разнообразии путей решения проблемы и достижении поставленной цели.
3. Профессиональная психолого-педагогическая готовность педагога к работе в режиме социально-педагогической поддержки. Владение соответствующими педагогическими технологиями и методами работы. Способность к самоанализу, адекватная самооценка, эмпатийность, гибкость.
4. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, позитивной деятельности по развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству.
По мнению О.С.Газмана, принципиальное отличие педагогической поддержки от других приемов педагогической деятельности состоит в том, что та или иная личностная проблема обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого. В таком случае ребенок сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей.
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно –ориентированный характер. При её осуществлении главным предметом деятельности ребёнка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических воздействий( защиты, помощи, содействия , взаимодействия).
Памятка «Этапы ,основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы»
Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности | Приёмы и методы организации деятельности |
1. Сигнальный | 1.Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребёнка значимой для него проблемы: – неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); – обращение родителей к педагогу или администрации школы; – тревожные суждения об ученике одноклассни-ков и учителей ,работающих в этом классе; – попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи | 1.Педагогическое наблюдение 2. Размышления в па-рах и малых группах. 3 Приёмы и методы аутогенной трениров-ки. |
2.Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах проблемы. | ||
3.Обеспечение Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка т совместному поиску путей и способов её решения. | ||
4. консультация педагога у специалистов: психолога, соц.педагога, мед.работника и др. | ||
2. Контактно- созидательный | 1. Определение эмоционально- психологического состояния школьников ,его готовности к общению. | 1.Ситуативное тестирование. 2.Приёмы коммуникативного взаимодействия. 3. Приёмы «Ты-высказывания»и «Я-высказывания» |
2. Обеспечение эмоционально – положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров. | ||
3. Поиск и установление первоначального контакта ученика | ||
3.Диагностический | 1.Организация доверительной беседы с учащимися. | 1. Способы активного эмпатического слушания: А) приёмы невербальной эмоциональной поддержки; Б) приём «Парафраз» В) приём «Редакция» 2. Приёмы «Проговаривания» |
2. Диагностика проблемы ребёнка. | ||
3. Определение причин возникновения проблемы | ||
4.Проектный | 1. Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло. | 1. Методика самоп-роектирования и педагогического проектирования 2. Приём»Анализ способов решения чужой проблемы» 3. Метод договора. |
2. Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. | ||
3. Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы | ||
5.Деятельностный | 1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы | 1.Метод практической деятельности ребёнка 2. Методы педагогической поддержки действий ребёнка |
2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка. | ||
6. Результативно- аналитический | 1.Совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности. | 1Приёмы рефлексии и саморефлексии 2.Метод беседы. |
2.Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накоплен-ного в процессе решения проблемы |
Источник