Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка
ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА
- Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
- Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
- Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS)
- Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
- Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
- Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist – ATEC)
- Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO)
- Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998]
- опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)
- Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE)
- Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT).
- Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)
Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем
Тест на Аутизм, АТЕК, используется для оценки динамики улучшений детей с аутизмом. Подсчет баллов автоматический.
I. Речь/Язык/Коммуникативные навыки
1. Знает собственное имя: | 2. Реагирует на ‘нет’ или ‘стоп’: |
3. Может выполнять некоторые команды: | 4. Может сказать одно слово: |
5. Может сказать 2 слова подряд: | 6. Может сказать 3 слова подряд: |
7. Знает 10 или больше слов: | 8. Использует в речи предложения из 4 и более слов: |
9. Объясняет, что он/она хочет: | 10. Задает осмысленные вопросы: |
11. Речь чаще всего осмысленна/логична: | 12. Часто использует предложения, выстроен-ные в логической последовательности: |
13. Поддерживает разговор: | 14. Имеет нормальные коммуникативные навыки для своего возраста: |
II. Социализация
1. Кажется, что находится в раковине – вы не можете достучаться до него/нее: | 2. Игнорирует других людей: |
3. Практически не обращает внимание, если к нему/к ней обращаются: | 4. Не склонен к совместной деятельности: |
5. Зрительный контакт отсутствует: | 6. Предпочитает оставаться в одиночестве: |
7. Не проявляет привязанности: | 8. Не здоровается с родителями: |
9. Избегает контактов с окружающими: | 10. Имитация отсутствует: |
11. Не любит прикосновений/объятий: | 12. Не делится, указательный жест отсутствует: |
13. Не машет рукой `до свидания`: | 14. Непослушный/непокладистый: |
15. Испытывает приступы гнева, раздражительности: | 16. Недостаток друзей/нет компании: |
17. Редко улыбается: | 18. Не понимает чувств других людей: |
19. Безразличен, если ему выражают симпатию: | 20. Не реагирует на уход родителей: |
III. Сенсорные навыки/Познавательные способности
1. Откликается на собственное имя: | 2. Реагирует на похвалу: |
3. Смотрит на людей и животных: | 4. Смотрит на картинки (и телевизор): |
5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить: | 6. Правильно играет с игрушками: |
7. Выражение лица соответствует ситуации: | 8. Понимает происходящее на телеэкране: |
9. Понимает объяснения: | 10. Осознает окружающую среду: |
11. Осознает опасность: | 12. Проявляет воображение: |
13. Проявляет инициативу: | 14. Умеет самостоятельно одеваться: |
15. Проявляет любопытство, заинтересованность: | 16. Смелый – исследует окружающее: |
17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя: | 18. Смотрит туда, куда смотрят другие: |
IV. Здоровье/Физическое развитие/Поведение
1. Ночное недержание мочи: | 2. Мочится в штаны/памперсы: |
3. Какает в штаны/памперсы: | 4. Поносы: |
5. Запоры: | 6. Проблемы со сном: |
7. Ест слишком много/слишком мало: | 8. Ест очень ограниченный набор продуктов: |
9. Гиперактивность: | 10. Аппатия: |
11. Бьет или ранит сам себя: | 12. Бьет или ранит сам других: |
13. Ломает и разбрасывает все вокруг: | 14. Чувствительность к звукам: |
15. Тревожность/страх: | 16. Подавленность/слезы: |
17. Припадки: | 18. Навязчивая речь: |
19. Неизменный порядок действий: | 20. Вопли и крики: |
21. Потребность в однообразии: | 22. Постоянная возбужденность: |
23. Нечувствительность к боли: | 24. Концентрация на определенных предметах/темах: |
25. Повторяющиеся движения: |
Тест АТЕК взят отсюда, расчет баллов теперь работает во всех браузерах.
Шкала результатов:
- 10-15 не аутичный ребенок, полностью нормальный, хорошо развитый ребенок
- 16–30 не аутичный ребенок, небольшие отклонения в сторону задержки развития
- 31-40 мягкая или умеренная степень аутизма
- 41-60 средняя степень аутизма
- 61 и выше тяжелый аутизм
- Диагностика РЕР (Программа ТЕАССН)
РЕР (Psychoeducational Profile) – Психолого-образовательный профиль
РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения (IEP) для таких детей.
Концепция развития в тесте представлена в разных аспектах. Во-первых, РЕР напоминает нам, что ребенок, нормальный или больной, растет и изменяется соответственно возрасту. Во-вторых, т.к. тест используется для составления IEP, уровень развитости функционирования ребенка должен быть вычислен исходя из результатов заданий его индивидуальной программы.
Основой развития является также описание и понимание примеров характерных обучающих программ для таких детей. Т.е., у одного ребенка различные функции могут проявляется соответственно различным уровням развития. Таким образом, самая подходящая техника обучения должна быть соотнесена с уровнем развития всех функциональных зон.
Описание РЕР
РЕР является одним из лучших тестов, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей. Он помогает составить нестандартные и идиосинкразические обучающие программы. В большинстве случаев он рассчитан на детей дошкольного возраста, но также может быть использован для детей до 12 лет.
Как результат оценки, РЕР дает информацию о развитии следующих функциональных зон: имитация, восприятие, мелкая моторика, крупная моторика, интеграция рук и глаз, когнитивные представления, вербальная. Как диагностическая система, РЕР выявляет уровни поведенческих патологий и наличие психозов в следующих зонах аффекта: взаимоотношение, взаимодействие, интерес к людям, игра и интерес к предметам, сенсорные формы и речь.
Задания РЕР состоят из различных игр, которые должны быть представлены ребенку экзаменатором. В свою очередь, экзаменатор, должен наблюдать за реакцией ребенка и правильностью выполнения заданий, делать выводы и отмечать особенности ребенка. После прохождения ребенком теста, результаты нужно идентифицировать по таблицам итогов. Таким образом, будет получена картина развития семи функциональных зон и выявлено наличие патологий в поведении ребенка.
Большинство подобных тестов содержат только два возможных результата ответов: положительный и отрицательный, РЕР же имеет еще один – удовлетворительный. Удовлетворительный ответ показывает то, что ребенок имеет достаточно знаний и возможностей для выполнения задания, но не может понять смысла или не видит надобности в его выполнении. Таким образом, если ребенок демонстрирует некоторое понимание смысла задания или может выполнить его частично, но делает это неким необычным образом, его результат стоит рассматривать, как удовлетворительный.
Т.к. РЕР служит для составления IEP, то в нем выделяются 5 характерных отличий от других подобных тестов:
1. Задания, представленные в РЕР проводились долгие годы и доказали свою эффективность.
2. Возрастные уровни и результаты заданий распределены таким образом, что здоровый ребенок может выполнить соответственное задание раньше, чем указано в таблице возрастов.
3. Указания в РЕР построены таким образом, что они не звучат, как приказ, а являются приглашением к игре.
4. Т.к. для таких детей характерны проблемы с речью, задания и указания в РЕР составлены таким образом, что необходимость понимание речи в них минимальна.
5. Результаты теста рассматриваются не стандартно, т.к. они направлены на составление индивидуальных программ.
РЕР-3 используется для решения следующих конкретных задач:
— определение сильных и слабых сторон развития ребёнка, как основы для составления индивидуальных программ обучения;
— получение информации, подтверждающей диагноз;
— определение уровня развития ребёнка и степени его адаптации;
— оценка эффективности педагогической и клинической коррекции в динамике.
Используются шкалы измерения интеллекта Векслера (оригинальный вариант WISC-IV, и его отечественные модификации для детей от 5 лет до 15 лет 11 месяцев и для дошкольников от 4 до 6,5 лет).
Для исследования когнитивных функций используют изучение памяти: 10 слов (или 5, 7 в зависимости от возраста и особенностей ребенка), парные ассоциации, методики на тактильную и стереогностическую память; для исследования внимания применяют шифровку, таблицы Шульте (в соотвествующем возрасте); для исследования мышления включают малую предметную классификацию, геометрическую классификацию, пересечение классов, включение подкласса в класс, конструирование объектов, кубики Кооса и др.; для исследования восприятия (зрительного) – фигуры Липера, идентификацию формы, перцептивное моделирование, разрезные предметные картинки.
Для исследования эмоций и личности употребляют графические пробы (рисунок себя, семьи, РНЖ и др. варианты), сюжетные картинки, моделирующие житейские ситуации, распознавание мимической экспрессии основных эмоций человека (горе, радость, удовльствие, неудовольствие, испуг, гнев, печать), распознавание эмоционально выразительных движений, поз и жестов.
Источник
Диагностика лиц с расстройствами аутистического спектра
По диагностическим критериям, прописанным в общепринятых международных системах диагностики и классификации (DSM-IV Американской Психиатрической Ассоциации и МКБ-10 Всемирной Организации Здравоохранения), аутизм – сквозное нарушение развития, при котором должно наблюдаться как минимум шесть симптомов из предлагаемого списка: отсутствие социальной или эмоциональной взаимности, стереотипный или повторяющийся характер использования речи, постоянный интерес к определённым деталям или предметам и т.п.
Само расстройство должно отмечаться в возрасте до трёх лет, и характеризоваться задержкой развития либо отклонениями в социальных взаимодействиях, использовании речи при общении, а также проблемами участия в символических или требующих воображения играх.
В основе диагноза «аутизм» лежит анализ поведения, а не причинных факторов или механизмов расстройства. Признаки аутизма обнаруживаются иногда с раннего детства, когда ребенок ни телесно, ни эмоционально не отзывается на участие окружающих его взрослых. Позднее можно выявить у ребенка значительные отличия от возрастной нормы: сложности (или невозможность) построения коммуникации; овладения игровыми и бытовыми навыками, способности их переносить в новую обстановку и т.п. Кроме этого, у ребенка могут проявляться агрессия (самоагрессия), истерика непонятной причины, стереотипные действия и предпочтения т.п.
Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:
* ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет, до этого возраста часто симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
* часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
* родители, которые замечают “необычность” своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.
Аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга: вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Для этого необходимы использовать различные методы обследования.
Методы обследования можно разделить на следующие:
– не инструментальные (наблюдение, беседа);
-инструментальные (использование определенных диагностических методик)
-экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
– аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).
Методы аппаратной диагностики:
электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем,
реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока,
эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований,
магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека,
компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга,
кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы.
Общепринятых методов аппаратурного обследования детей с РАС является диагностика особенностей структуры мозга. Полученные результаты не идентичны: у разных людей с РАС обнаруживают аномалии в различных отделах мозга, до сих пор не определена специфическая мозговая локализация патологии, присущая только аутизму. При РАС всегда имеется органическое поражение головного мозга, вызванное, нарушениями между различными его отделами, это трудно диагностировать.
Лабораторные исследования оценивают состояние крови, иммунитет, выявляют наличие производных ртути и других тяжелых металлов, причины дизбактериоза. Каждый ребенок, у которого обнаружены особенности развития по аутичному типу, должен пройти медицинское обследование, включающее оценку зрения и слуха, полное обследование у педиатра и невролога. В настоящее время отсутствуют специфические лабораторные исследования для определения нарушений аутистического спектра.
Зарубежные специалисты, работающие с группой лиц с РАС, применяют для диагностики ряд опросников, шкал и методик наблюдения.
Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R);
Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS);
Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS);
Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS);
Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC);
Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist – ATEC);
Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO);
Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998];
Опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC);
Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE);
Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT);
Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder).
Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала Вайленда) широко используются в России.
Анкеты и опросники предоставляют дополнительную информацию. Существует ряд диагностик полного развития ребенка. Используемые диагностические материалы в России:
1. Диагностическая карта развития ребенка (обследование разработано К.С.Лебединской и О.С.Никольской (1989), является дополнением к традиционному клиническому анамнезу. Цель обследования: уточнение диагноза, индивидуализация психологической коррекционной работы с ребенком.
Карта имеет подробный перечень особенностей развития ребенка, имеющего выраженные черты аутистического дизонтогенеза и позволяет обнаружить признаки формирования наиболее тяжелых его вариантов. Карта раскрывает уровень состояния структурных компонентов психики ребенка: вегетативно-инстиктивной, аффективной сфер, сферы влечения, общения и других. В карту авторы заложили множество признаков и маркеров важных для определения состояния развития ребенка. Сложность в работе с картой заключается в избыточности и отсутствия четкой структуры показателей внутри каждой сферы. Характеристики, заложенные в карту, смещают показатели, что снижает прояснение особенностей психической организации ребенка. Это затрудняет построение индивидуальной программы обучения детей и подростков с РАС.
2. «Психообразовательный профиль PEP-R». Методика представлена двумя шкалами: «Шкала развития» (подражание, восприятие, общая и мелкая моторика, познавательные функции и др.) и «Шкала Поведения» (эмоциональные реакции, игра и заинтересованность предметами, реакция на стимулы, язык).
В работе тест имеет следующие преимущества: гибкость, необязательность соблюдение определенной последовательности заданий при осуществлении диагностики, что отвечает психическим особенностям детей со спектром аутистических расстройств. Диагностические показатели фиксируются во время выполнения ребенком заданий (часто – в игровой форме), а также – при его своеобразном поведении. Итогом является создание профиля, позволяющего определить, какому биологическому возрасту соответствует состояние сформированной той или иной психической функции у конкретного ребенка. Главный недостаток теста – его объемность: он состоит из 174 диагностических заданий.
3. Нейропсихологические методики. Специалист в области клинической и специальной психологиина основе знаний об онтогенезе (морфо – функциогенезе) различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, осуществляет системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических функций (ВПФ). Цель – определить первичный дефект и его системное влияние на другие психические функции.
Нейропсихологическая диагностика представляет собой модифицированные варианты батареи тестов А.Р. Лурия, методики Э.Г. Симерницкой, Ю. В. Микадзе, Т. В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой, Л.С. Цветковой, А. В. Семенович. Методики А.В.Семенович, помогают диагностировать иерархические уровни психики: нейробиологические предпосылки восприятия; межполушарное взаимодействие; гомеостатическая ритмика организма; метрические, структурно-топологические и проекционные представления и др. Значение данной диагностики заключается в разработке и применении системы методов коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта, реализации метода «замещающего онтогенеза».
4. Диагностические процедуры, которые разработаны современными учеными и позволяют выявлять полную картину особенностей психического развития ребенка с РАС, что в свою очередь дает возможность разрабатывать эффективные программы развития.
Примером может служить «Интегральная оценка развития ребенка», разработанная на основе теории психической триады Л.М.Веккера и теории координационных уровней Н.А.Бернштейна. Данная диагностическая процедура позволяет выявить уровень развития ребенка с РАС во взаимосвязи: от функционирования органов чувств и базовых психических процессов до высших психических явлений. Развитие ребенка представляется в виде целостной психической системы: становление психомоторного, эмоционального и общего интеллекта.
Итоги диагностического процесса. Специалист в различных формах фиксирует полученные данные, которые затем структурирует. К этим данным относится:
1) регулятивных функций у ребенка (тонус, равновесие, двигательная активность согласованность движений, зрительно-моторная координация, проявления общей и мелкой моторики, двигательное подражание, стереотипии, истощаемость и т.д.);
2) его эмоциональных и социальных процессов (коммуникация, способность к взаимодействию, реакция на препятствия, эмоциональное заражение, эмоциональный спектр и т.д.);
3) познавательной сферы (функционирование разнообразных анализаторов, особенности сформированности психических процессов, спектра интересов и т.д.).
Комплексная характеристика состояния развития ребенка позволяет сделать вывод о его психологическом диагнозе, отметить ресурсы развития ребенка, наметить первоочередные задания и разработать индивидуальную программу дальнейшего его эффективного обучения.
Помощь в развитии, обучении и социализации детей с РАС, это различные методы диагностических инструментариев, целью которых является разработка, подбор и освоение методик диагностики, которые являются информативными для организации коррекционно-развивающих занятий. Изучение детей со спектром аутистических расстройств продолжается. Совершенствуются, оптимизируются и методы обследования их. Согласованность исследователей и практиков в этом направлении позволит выработать и сделать доступным для пользования такой диагностический инструментарий, который самым действенным образом будет помогать в работе с такими детьми.
Анализируя опыт использования диагностических методик для группы детей с РАС и тестового диагностического инструментария, предназначенного для эффективной работы специалистов разных профилей, а также на основании опыта использования тестовых методик на базе ЦПМССДиП наиболее информативными диагностическими шкалами являются – CARS, ASDS, PEP и VABS. Данные шкалы позволяют выполнить следующие задачи:
выявление детей группы риска,
диагностика и дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра,
динамический контроль состояния детей с РДА,
планированием лечебно-реабилитационных мероприятий.
Источник