Определить развитие ребенка с года

Определить развитие ребенка с года thumbnail

Развитие ребенка в 1 год

Общаясь с другими мамами и их детьми непроизвольно сравниваешь своего ребенка с его ровесниками. И очень сильно переживаешь, если твой ребенок в чем-то уступает соседскому малышу. Масла в огонь часто подливают родственники и знакомые «осведомленные» о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте и рассказывающие о каких-то фантастических малышах, умеющих в год чуть ли не читать стихи.

Помимо этого в Интернете много статей с перечнем того, что должен уметь малыш в 1 год, после прочтения которых складывается впечатление, что твой ребенок безнадежно отсталый.

– Смотрите так же: Дети застукали вас во время секса? Что делать?

Надо понимать, что у каждого ребенка свои индивидуальные темпы роста и развития. Однако есть определенные возрастные нормы и, если те или иные навыки и умения не сформируются у ребенка к 1 году, то можно говорить о задержке развития.

Давайте попробуем разобраться, что же всё-таки должен уметь годовалый малыш. Ниже мы собрали таблицу развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 1 год

По данным ВОЗ средний рост девочек в 12 месяцев составляет 74 см (границы нормы от 71,4 до 76,6 см) при весе 8,9 кг (границы нормы от 7,9 до 10,1 кг).

Средний рост мальчиков в 12 месяцев составляет 75,7 см (границы нормы от 73,4 до 78,1 см) при весе 9,6 кг (границы нормы от 8,6 до 10,8 кг).

Нормы ВОЗ разработаны с учетом того, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее ровесников, находящихся на искусственном вскармливании.

Также хотелось отметить, что к году у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна, показатель того, что зуб скоро появится.

Таблица развития ребенка приведена на основе издания доктора медицинских наук, профессора – Шабалова Николая Петровича.

Развитие ребенка в 1 год соответствует норме если он умеет:

  • ​Уверенно самостоятельно сидеть.
  • ​ Активно ползать (за исключением малышей, которые начинают вставать и ходить, минуя период ползания, что также является вариантом нормы).
  • ​Лазить по лестнице вверх или вниз.
  • ​Забираться на невысокие предметы, мебель.
  • ​Вставать на ножки из любого положения и уверенно стоять на них.
  • ​Ходить при помощи взрослого, держась за одну или две ручки.
  • Кушать с ложки, пить из чашки. Предпринимать попытки самостоятельно пить из чашки и есть ложкой.
  • Держать в руках нетяжелые предметы и перекладывать их с места на место.
  • Показывать рукой на интересующий предмет (указательный жест).

– Смотрите так же: Фото, которое должно быть у каждой мамы

Развитие речи ребенка в 1 год. Умственное и психологическое развитие соответствует норме если он:

  • Понимает значение хотя бы 10-30 слов.
  • Понимает простые бытовые инструкции, типа «найди», «дай», «отнеси».
  • Понимает понятия «можно» и «нельзя».
  • Понимает, когда его хвалят или ругают.
  • Выражает свои эмоции. Плачет или сердится, если его ругают. Радуется, увидев близкого взрослого.
  • Различает интонации голосов и выражения лиц и по-разному на них реагирует.
  • Узнает голоса и лица членов семьи.
  • Реагирует на своё имя, знает имена близких людей или заменяющие их слова «мама», «папа» и т.п.
  • Знает и реагирует на некоторые бытовые звуки – шум машины, лай собаки, звонок телефона.
  • Проявляет интерес к своему изображению в зеркале.
  • Несколько минут удерживает внимание на одном действии, например, рассматривание картинки в книжке или просмотр мультфильма.
  • Лепечет, повторяет слоги, подражает различным звукам, повторяет звуки за взрослыми.
  • Подражает действиям взрослых.

Развитие ребенка в 1 год

Так же, рекомендуем прочитать вот эту статью, где развитие ребенка расписано по неделям: Основные этапы развития младенца по неделям. Что и когда должен уметь делать малыш.

Что действительно должно насторожить в развитии ребенка 1 года:

  • Речь малыша лепетная, практически нет слогов, он не использует слова.
  • Его не интересуют игры с другими детьми.
  • Не стремится подражать действиям взрослых.
  • Не прислушивается к звукам музыки, к речи взрослого.
  • Не обращает внимания на свое отражение в зеркале и не гримасничает.
  • Игры ребенка носят разрушительный, а не конструктивный характер.
  • Не может выполнить простейшие просьбы взрослого, например, найти или принести.
  • Не может удерживать в руках игрушки и не может их подать по просьбе взрослого.
  • Не умеет ползать на четвереньках (некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски, но если надо, то становятся на четвереньки).
  • Не может сделать несколько шагов держась за руки взрослого или ходит с поддержкой за счет опоры на носки.
  • У ребенка выраженное ограничение действий у той либо другой руки.

Если родители заметили один или несколько перечисленных выше признаков, то следует обратиться за советом к педиатру. Надеемся такая таблица развития ребенка в 1 год поможет вам разобраться, что должен уметь малыш.

Спасибо! Обязательно подпишитесь на наш блог для молодых мам 🙂

Источник

Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.

Содержание статьи

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Базовые навыки

В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:

Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.

  • При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
  • Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
  • Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
  • Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
  • Умеет самостоятельно садиться.
  • Пытается произносить слова (гулит).

«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»

Физиологические изменения

Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.

У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.

Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:

Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.

  • Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
  • Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.

Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Физическое развитие

К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.

Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:

Ходить по ступенькам с помощью взрослых.

  • Спускаться с дивана, кресла или кровати.
  • Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
  • Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
  • Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.

В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.

Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.

Моторика и психика

Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:

Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.

  • Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
  • Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
  • Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
  • Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
  • Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
  • Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
  • Берет игрушки указательным и большим пальцами.
  • Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
  • Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
  • Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
  • Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
  • Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
  • Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.

Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.

В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.

Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.

Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.

Речевые особенности

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Детский режим

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.

Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организацийТоргуйте онлайн сFxPro™Содействие в подборе финансовых услуг/организацийЗаработок на цифровых валютах. Дома18+Учи португальский онлайн с нами

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/razvitie-godovalogo-malysha

Статьи по теме, которые вас заинтересуют:

Как убрать растяжки после родов в домашних условиях

Сокращения матки в послеродовой период

Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений

Источник

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник