Определить и перечислить условия развития творчества ребенка в семье
Роль семьи в развитии творческих способностей детей
В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.
Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».
Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время – будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.
Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.
С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.
Роль семьи в развитии творческой личности ребенка
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека, ни для общества в целом. Черты характера, способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие.
Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.
Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Задача родителей в этой ситуации – воспринять как – будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребёнка.
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:
1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;
3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».
Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.
Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.
Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.
Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери – больше «мужского», инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.
Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.
Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:
1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся учёных, так и преступников и психически больных.
5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, – это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, родителям следует относится с уважением. Более того, родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка, но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей
«Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»
Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выгодский Л.С. Считает, что одним из принципиальных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Уже в самом раннем детстве можно узреть проявления творческих действий, которые более ярко просматриваются в играх детей. Игра ребёнка – это не обычное воспоминание о пережитом. Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них реальности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Дети могут воображать езду на лошади, сидя на древесной палке верхом, перевоплощаться в моряков, продавцов, космонавтов и т.д. В сюжетно-ролевых играх это является примером самого реального детского творчества.
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии считается, что дошкольный возраст является сенситивным для развития детского творчества. Это связано с чертами протекания отдельных психических действий, которые оказывают влияние на внутреннюю позицию ребёнка, на его отношение к окружающему. Поэтому решение трудности развития творчества начинается с раннего детства.
Как отмечает Т.Н.Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое понижение энтузиазма к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и скоплением собственного опыта у детей возникает адекватная самооценка. Они стесняются собственных работ, если что-то не выходит, отказываются показывать их окружающим. В итоге у ребенка может показаться неуверенность в себе и собственных возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.
И всё же многие педагоги считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а рисование, лепка, игра рассматривается учёными и педагогами как важнейшие сферы детской деятельности для развития общего психического развития ребёнка и формирования особых умений и навыков, так нужных для его удачного обучения в школе.
Не все родители понимают, как принципиально развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные психологами, указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе.
Мазару Ибука в собственной книге «После трёх уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество – «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым таковыми далекими от настоящей жизни, на самом деле являются зародышами творчества». Эти утверждения ещё раз указывают на то, что нужно как можно ранее создавать условия для развития творческих способностей детей.Среди современных исследований в области педагогической науке имеются бессчетные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка отводится семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в итоге чего возникла возможность более глубочайшего исследования семьи как общественного института воспитания.
В семье традиционно отсутствует жёстко заданная система взаимоотношений по вертикали, строгая структура власти с заблаговременно предписанными ролями и статусом. Контакты меж членами семьи строятся на базе родства, любви, привязанности, доверия, характеризуются открытостью и эмоциональностью. Для ребенка семья является более мягким и наименее ограничивающим типом общественного окружения, а эмоциональный компонент в семейном воспитании преобладает над оптимальным.
Как отмечает О.Л.Зверева, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Конкретно в этом возрасте создаётся база, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание. Поэтому семья в воспитании дошкольника играется важную роль. Частенько она бывает единственной средой, формирующей его личность.
На сегодняшний день область домашнего воспитания менее исследована по сравнению с воспитанием публичным, так как семья является достаточно сложным предметом научного исследования. Не все люди охотно пускают в свою семейную жизнь посторонних, даже если это исследователи. Не считая того, что для исследования семьи нужна разработка и применение способов, которые различаются от используемых в педагогике при исследовании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира либо известным построением разума, либо чувства, живущим либо обнаруживающимся, лишь в самом человеке».
Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит либо повторяет ранее создавшиеся и выработанные им в прошедшем приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих вариантах деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было. Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новейших образов либо действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не лишь сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из частей прежнего опыта новейшие положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».
Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать только избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, просто придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей, либо меньшей степени, оно же является обычным и неизменным спутником детского развития». Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.
В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новенькую продукцию». Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но хоть какое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны разные уровни, масштабы, результаты творчества у различных авторов.
Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его внедрения. Она разглядывает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.
Не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила характеристики, по которым можно отнести ту либо иную продукцию детей к творчеству.
Она поделила их на 3 группы:
1. Характеристики, дающие характеристику дела детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые происшествия и условные ситуации, искренность переживаний. На данной базе отлично развиваются художественные способности.
2. Характеристики, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новейших задач, внедрение разных вариантов, комбинирование знакомых частей в новейшие сочетания, оригинальность способов действий.
3. Характеристики свойства продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, успешно выражающих личное отношение детей и передающих план.
По этим показателям можно сказать, является ли та либо другая детская продукция творчеством.
Анализ исследований Т.Г.Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теп лова, Е.А. Флериной, посвященных проблемам детского творчества, дозволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (важного до этого всего для ребенка) продукта (набросок, лепка, песенка, притча, танцевальная зарисовка и т. Д.); создание к известному ранее не используемых образов, различных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения либо средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.
Таким образом, детским творчеством мы будем считать создание ребёнком субъективно нового продукта в итоге детской деятельности, являющегося значимым до этого всего для ребёнка.
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.
Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Л.С.Выготский отмечает, что рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.
Развитие творческих способностей – одна из принципиальных задач, которую нужно решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это необходимо с младшего возраста.
, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).
Отмечено, что дети выдумывают реалистические рассказы, создают виды предметов и явлений, имеющихся в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также выдумывают они и сказки. Традиционно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий узнаваемых им сказок, характерных черт персонажей (медведь постоянно неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрецкая). В данной собственной словесной деятельности дошкольники создают фантастические виды.
Ребёнок, рассказывая свою сказку, обучается употреблять ранее усвоенные фразы. Он употребляет их не механически, а в новейших композициях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и есть залог развития творческих способностей детского разума.
Театрально-игровое творчество дошкольников имеет свободный характер. Л.С. Выготский отмечает, что «наряду со словесным творчеством драматизация, либо театральная постановка, представляет самый нередкий и распространенный вид детского творчества». Драматическая форма переживания жизненньж впечатлений лежит глубоко в детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Как правило, фантазии детей не остаются в мечтах, а воплощаются в живые виды и деяния. Драматизация ближе, чем хоть какой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы различных видов творчества. Дети сами могут придумывать, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и необходимым до этого всего самим детям. Принимая роль в изготовлении декораций, частей костюмов, дети развивают изобразительные и технические способности. Занятия рисованием, вырезыванием, лепкой получают смысл и мишень как часть общего плана, волнующего детей, а сама игра, которая состоит в представлении детей-актёров, завершает эту работу и является полным и окончательным выражением.
Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, принципиально то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё – от занавеса и до развязки драмы.- обязано быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда лишь драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку»..
Детское творчество имеет ряд особенностей, которые нужно учесть, развивая творческие способности детей. Оно традиционно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, а является принципиальным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями удачливости детского творчества следует считать не художественную ценность вида, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого вида и его воплощения, оригинальности и вариативности.
Л.С. Выготский считал игру основой, источником, хоть какого, творчества, его подготовительной ступенью. Изюминка детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой. Из всех видов художественной деятельности детей исследователь выделял драматизацию как более своеобразную двигательной природе воображения детей и более близкую к игре.
Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы.Н.А.Ветлугина описывает детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она показывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.Для детского творчества характерны – гуманизм и оптимизм, где постоянно побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной’закономерности событий и отношений меж людьми, поэтому его герои просты и ясны в собственных положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию.Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное и оно имеет свои особенности, которые различают детское творчество от творчества взрослых.
Источник