Определения уровня умственного развития ребенка

Определения уровня умственного развития ребенка thumbnail

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене

1 субтест — исследование
дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса зна­ний испытуемого;

2         субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки
предметов и явлений;

3         субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между
понятиями;

4         субтест
выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и
ход его рассуждений при  помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновре­менно про себя.

Текст методики

Субтест 1.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно за­кончит начатое
предложение:

A. У сапога
есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

B.  В
году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

Г. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

Д. Самая большая птица…. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

Е. Розы это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).

Ж. Сова всегда спит… ( ночью, утром, днем, вечером).

3. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

И. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

К. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

Субтест 2.

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это “лишнее” слово надо найти и исключить его.

А.        Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б.        Река, озеро, море, мост, болото.

В.        Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата,

Г.        Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д.        Тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е.        Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Ж.      
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З.         Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И.         Число, деление, вычитание, сложение,
умножение.

К.          Веселый, быстрый, грустный, вкусный,
осторожный.

Субтест 3.

Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана пер­вая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (напри­мер: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под
чертой, которое связано со словом над чертой, (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов:
(лес/деревья). Примеры:

лес/деревья – библиотека (сад, двор, город, театр, книги);

бежать/сто­ять – кричать
(молчать, ползать, шуметь, звать, плакать).

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

Огурец / овощ………….георгин (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

Учитель / ученик………врач
(шприц, таблетки, больной, палата, термометр);

Огород / морковь………сад (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы);

Цветок / ваза…………..птица
(клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья);

Перчатка /
рука……….сапог (чулки, подошва,
кожа, нога, щетка);

Темный / светлый…….мокрый (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный);
Часы / время…………..термометр (стекло, температура, кровать,
больной, врач);

Машина /мотор……….лодка (река, моряк, болото, парус,
волна).

Стул / деревянный……игла (острая, тонкая, блестящая, короткая,
стальная);

Стол  / скатерть………пол (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).

Субтест 4.

Эти пары слов можно назвать одним названием, например:

брюки, платье… — одежда;

треугольник, квадрат… — фигура.

Придумай название к каждой паре:

а.  Метла, лопата… –

б. Окунь,
карась… –

в. Лето, зима… –

г.  Огурец, помидор… –

д. Сирень,
шиповник… –

е. Шкаф, диван… –

ж. День,
ночь… –

з. Слон,
муравей… –
и. Июнь, июль… –

к. Дерево, цветок… –

Правильные ответы:

1 субтест.

а. подошва

б. верблюд

в. 12

г. февраль

д. страус

е. цветы

ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва

2 субтест

а. фасоль

б. мост

в. песок
г. Москва

д. орешник

е. указка

ж. Нестеров

з. лебедь

и. число

к. вкусный

3 субтест

 а. георгин/цветок

б. врач /больной

в. Сад / яблоня
 

г. птица / гнездо

д. сапог / нога

е. мокрый/сухой

ж. термометр /температура

з. лодка/парус  

и. игла / стальная

к. пол / ковёр

4 субтест

а. рабочие инструменты          е. мебель

б. рыба                                   ж.
растение

в. время года                        
 з. время суток

г. овощ                                    и. животное

д.куст 
                                   к.
месяц лета

Оценка и интерпретация результатов

1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: “Почему не шнурок?”. После правильного
объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ис­пользуется помощь,
заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь).
За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова “всегда”, что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении
после­дующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,

умения выделять существенный признак)

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: “Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут
сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребе­нок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как “имя” и “фамилия”.

3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и
отношения)

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

Читайте также:  Развитие ребенка в чреве матери

4 субтест (способность к обобщению).

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки ана­логичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняю­щие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов,
полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = К х 100% / 40

где  К — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были
выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100%  ОУ),

3 уровень – 31,5 – 26 баллов (79,0 – 65%),

2 уровень – 25,5 – 20 баллов (64,9 – 50%),

1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Источник

МЕТОДИКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Предложена Э. Ф. Замбицявичене

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.

1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест – выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Текст методики

1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В тёплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.

Это “лишнее” слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа – одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр

3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием,

брюки, платье… – одежда

треугольник, квадрат … – фигура

Придумай название к каждой паре:

1. Метла, лопата…

2. Шкаф, диван…

3. Окунь, карась…

4. День, ночь…

5. Осень, весна…

6. Слон, муравей…

7. Огурец, помидор…

8. Июнь, июль…

9. Сирень, шиповник…

10. Дерево, цветок…

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: “Почему не шнурок?”. После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов “всегда”, что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: “Почему?”. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно” решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как “имя” и “фамилия”.

Читайте также:  Развитие ребенка после года рост

3 субтест. За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов – 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку – дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X х 100% /40

где Х – сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности – 32 балла и более (80-100% О.У.),

3 Уровень – 31,5-26,0 балла (79,9 – 65%),

2 Уровень – 25,5 – 20,0 балла (64,9-50%),

1 Уровень – 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Источник

  1.  Стандартизованная  методика  для  определения  уровня  умственного  развития  младших  школьников  Э.Ф.Замбацявичене.

Методика  исследования  сконструирована  на  основе  некоторых  методик  теста  структуры  интеллекта  по  Р.Амтхауэру. Тест  структуры  интеллекта  Р.Амтхауэра  включает  в  себя  9  субтестов, применяемых  для  измерения  речевых, математических  способностей, пространственного  воображения  и  памяти  и  рассчитан  на  групповое  применение  для  детей  от  12  лет  и  выше.

Область  применения:  определение  уровня  интеллектуального  развития, разработка  общих  и  индивидуальных  рекомендаций  по  коррекции  умственного  развития  учащихся.

 Описание  методики.  Для  младших  школьников  было  разработано  4  субтеста, включающих  в  себя  40  вербальных  заданий, подобранных  с  учётом  программного  материала  начальных  классов.

  В  состав  первого  субтеста  входят  задания, требующие  от  испытуемых  дифференцировать  существенные  признаки  предметов  или  явлений  от  несущественных, второстепенных. По  результатам  выполнения  некоторых  задач  субтеста  можно  судить  о  запасе  знаний  испытуемого.

  Второй  субтест  состоит  из  заданий, представляющих  собой  словесный  вариант  исключения  «пятого  лишнего». Данные, полученные  при  исследовании  этой  методикой, позволяют  судить  о  владении  операциями  обобщения  и  отвлечения, о  способности  испытуемого  выделять  существенные  признаки  предметов  или  явлений.

  Третий  субтест – задания  на  умозаключение  по  аналогии. Для  их  выполнения  испытуемому  необходимо  уметь  установить  логические  связи  и  отношения  между  понятиями.

  Четвёртый  субтест  направлен  на  выявление  умения  обобщать  (испытуемый  должен  назвать  понятие, объединяющее  два  слова, входящих  в  каждое  задание  субтеста).

Коррелирует  при  использовании  батареи  тестов:  1.2,  1.3, 1.20.

Инструкция.

1 субтест.

Инструкция  для  испытуемого: «Какое  слово  из  всех, что  я  назову, подходит  больше  всего?»

2  субтест.

Инструкция  испытуемому: «Одно  слово  из  пяти  лишнее, оно  не  подходит  ко  всем  остальным. Послушай  внимательно, какое  слово  лишнее  и  почему?»

3  субтест.

Инструкция  испытуемому: «К  слову  «птица»  подходит  слово  «гнездо».  Скажи, какое  слово  подходит  к  слову  «собака»  так  же, как  к  слову  «птица»  подходит  слово  «гнездо». Почему? Теперь  надо  подобрать  пару  к  другим  словам. Какое  слово  подходит  к  слову  «роза»  так  же, как  к  слову  «огурец»  подходит  слово  «овощ». Выбери  из  тех, что  я  тебе  назову. Итак, огурец – овощ, а  роза – …»

4  субтест.

Инструкция  испытуемому: «Каким  общим  словом  можно  назвать…?»

Задание  к  субтесту  I

                        Задание

Оценка  выполнения  в  баллах                        

1.    У  сапога  есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

1,9

2.    В  тёплых  краях  обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

2,8

3.    В  году…24 мес.,3  мес., 12  мес., 4  мес., 7  мес.

2,7

4.    Месяц  зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

2,3

5.    В  России  не  живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец.

2,6

6.    Отец  старше  своего  сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда.

2,2

7.    Время  суток…год, месяц, неделя, день, понедельник.

2,8

8.    Вода  всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

3,4

9.    У  дерева  всегда  есть…листья, цветы, плоды, корень, тень.

2.8

10. Пассажирский  транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

2.6

Задание  к  субтесту  II

                                                       Задание

Оценка  выполнения  в  баллах

1.    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2,6

2.    Река, озеро, море, мост, болото.

2,3

3.    Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

2,7

4.    Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.

2.6

5.    Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита.

2,4

6.    Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

2,5

7.    Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.

2,5

8.    Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

2,3

9.    Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

3,0

10.  Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

2,7

Читайте также:  Детский центр развития ребенка монтессори

Задание  к  субтесту  III

                                                             Задание

Оценка  выполнения  в  баллах

1

Огурец

Роза

2,0

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

2,4

морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

2,2

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

2,6

ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

2,4

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

2,1

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Термометр

2,5

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

2,2

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

2,2

скатерть

Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

2,1

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Задание  к  субтесту  IV

                                                          Задание

Оценка  выполнения  в  баллах

1.     Метла, лопата – …(инструменты)

2,6

2.     Лето, зима – …(времена  года)

2.1

3.     Окунь, карась – …(рыбы)

3.0

4.     Огурец, помидор – …(овощи)

2.2

5.     Сирень, ракита – …(кустарники)

2.6

6.     Шкаф, диван – …(мебель)

3.0

7.     Июнь, июль – …(месяцы)

2.4

8.     День, ночь – …(время  суток)

2.8

9.     Слон, муравей – …(животные)

2.2

10.   Дерево, цветок – …(растения)

2.2

Обработка  и  интерпретация  данных.

  Каждому  заданию  присваивается  определённая  оценка  в  баллах, отражающая  степень  его  сложности. Общий  результат  по  каждому  субтесту  определяется  путём  суммирования  баллов  по  всем  10  заданиям.

   В  первых  трёх  субтестах  правильные  ответы  выделены  курсивом, а  в  4  субтесте  даны  в  скобках.

   Оценка  в  баллах  по  каждому  заданию  получается  путём  суммирования  всех  правильных  ответов  по  данному  субтесту. Максимальное  количество  баллов, которое  может  получить  школьник  за  выполнение  I-II  субтестов, – по  26  баллов, III – 23  балла, IV – 25  баллов. Таким  образом, общая  максимальная  оценка  по  всем  4  субтестам  составляет  1000  баллов.

   Интерпретация  полученных  школьником  результатов  проводится  следующим  образом:

100 – 80  баллов – высокий  уровень  умственного  развития;

79 – 60  баллов – средний  уровень;

59 – 40  баллов – недостаточный  (ниже  среднего)  уровень  развития;

39 – 20  баллов – низкий  уровень  развития;

меньше  20  баллов – очень  низкий  уровень.

  При  обсуждении  результатов  следует  учитывать  не  только  общий  уровень  развития, но  и  роль  каждой  составляющей  в  общем  результате. Важно  оценить, насколько  гармонично  или  асинхронно  развиты  диагностируемые  интеллектуальные  умения, а  также  какой  из  параметров  значительно  улучшает  или  ухудшает  результаты.

  Фамилия  Имя  Отчество____________________________________

дата __________класс_______школа_________

Задание  1                                                                                                                                          

1.    У  сапога  есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2.    В  тёплых  краях  обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3.    В  году…24 мес.,3  мес., 12  мес., 4  мес., 7  мес.

4.    Месяц  зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5.    В  России  не  живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец.

6.    Отец  старше  своего  сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7.    Время  суток…год, месяц, неделя, день, понедельник.

8.    Вода  всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

9.    У  дерева  всегда  есть…листья, цветы, плоды, корень, тень.

10. Пассажирский  транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

         Задание  2

1.    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2.    Река, озеро, море, мост, болото.

3.    Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4.    Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.

5.    Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита.

6.    Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

7.    Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.

8.    Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9.    Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10.  Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Задание 3

1

Огурец

Роза

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Термометр

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

скатерть

Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Задание  4

1.     Метла, лопата –

2.     Лето, зима –

3.     Окунь, карась –

4.     Огурец, помидор –

5.     Сирень, ракита –

6.     Шкаф, диван –

7.     Июнь, июль –

8.     День, ночь –

9.     Слон, муравей –

10.   Дерево, цветок –

Источник