Определение установки родителей на развитие ребенка

Инна Ковалева
Родительские установки и стили воспитания детей

Родительские установки и стили воспитания детей

Одним из важных факторов психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений. [5, с. 60].

Родительские установки являются одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Родительские установки – это совокупность родительского отношения к ребёнку, а также восприятие родителем своего ребёнка и способы поведения с ним.

Понятие «стиль воспитания» или «родительский стиль» часто встречается в психолого-педагогической литературе. Синонимом к нему часто употребляется понятие «позиция».

В работах как отечественных, так и зарубежных учёных представлены различные критерии и классификации типов семейного воспитания. К их числу относят таких учёных: Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкиса В., Личко А. Е., Крайг Г., Варга А. Я., Маккоби и Мартин, Захарова А. И. и другие.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость, авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник) [4, с. 28].

Выделяют следующие типы детско-родительских отношений, описанные Д. Бомринд [6, с. 78]:

– Демократический стиль. Характеризуется тем, что общение родителей с детьми начинает строиться на партнерских началах. Это проявляется в признании за ребенком права на независимость и собственные суждения. Родители стремятся убедить ребенка в необходимости тех или иных действий, а не добиваются послушания с помощью силы. Сам ребенок при этом демонстрирует активное, энергичное, независимое поведение, не просто использует предоставленную ему инициативу, но способен отстаивать и претворять свое решение, иногда заставляя родителей считаться со своим мнением. В то же время эти особенности поведения ребенка встречают поддержку и одобрение родителей. Тем самым ребенку сообщается, что его мнение ценно, достойно внимания и с ним считаются. Начиная относиться к ребенку как к полноправному партнеру, родители помогают ему занять новую более адекватную его возрасту позицию во взаимоотношениях со взрослыми. Арсенал средств, которые используют родители при общении с ребенком, направлен на поддержку его инициативы, уверенности в себе, подчеркивание его личного вклада в достижение общей цели, что способствует формированию благоприятного видения себя. Это позволяет сделать вывод о том, что данный стиль общения также способствует формированию системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение ребенка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но основывается также на оценке эффективности собственных усилий.

– Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что ребенку предоставляется инициатива в значительно меньшем объеме, ограничивается его участие в подготовке принятия семейных решений, контроль сопровождается повышенной критичностью родителей, отклонением всех предложений ребенка и их дискредитацией. Ограничивается самостоятельность и право на независимые суждения, а сочетание предоставления инициативы с отсутствием поддержки подрывает уверенность ребенка в себе.Характерна борьба за доминирование: родители пытаются упрочить свой авторитет и настоять на своем решении, а дети ведут борьбу за расширение своих прав, пытаются добиться признания со стороны родителей. При этом ребенок не просто отвечает протестными формами поведения, но активно пытается изменить эту ситуацию, выступая инициатором новых форм общения с родителями, или же пытается манипулировать ими для достижения своих целей. Родители же пытаются сохранить привычный для себя стереотип общения с ребенком, в котором ему отводится позиция слабого, безвольного, несамостоятельного, требующего постоянного руководства.

– иногда выделяют третий тип – смешанный, который характеризуется тем, что совмещает в себе черты двух предыдущих типов. [6, с. 80].

Если проследить, каким образом взаимосвязаны между собой эмоциональное развитие ребёнка и тип общения в семье, то можно увидеть, что у детей из семей с регламентированным типом общения была плохая социальная и личная адаптированность, а у детей, которые имели доверительные отношения с родителями – хорошая адаптированность.

Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности,малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием гармонично развитой личности можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от отношения к нему родителей. И если последние, хотят вырастить гармонично-развитую личность,им необходимо разобраться:

1. Какой тип преобладает в семье на настоящий момент?

2. Устраивает такой тип семьи самих родителей или нет?

3. Устраивает ли он других членов семьи?

4. Что именно родителей не устраивает?

5. Что можно предпринять для устранения того, что не устраивает родителей?

6. Зависит это только от родителей или других членов семьи?

7. Согласятся ли они что-либо менять в семье?

8. Готовы ли сами родители к изменениям?

Шевцова И. В. предлагает другой подход к классификации детско-родительских отношений. Он предполагает дифференциацию отношений на конструктивные и ошибочные. [6, с. 93].

Под конструктивными детско-родительскими отношениями понимается система воспитания, которая позволяет вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка. Существует несколько типов ошибочного воспитания:

– эгоцентрическое;

– тревожно-мнительное;

– гиперсоциальное;

– отвергающее.

Данные типы неконструктивных детско-родительских отношений основаны на крайностях воспитания. Эгоцентрическое предполагает тип отношений «не обращай ни на кого внимания, презирай всех». Тревожно-мнительное обусловлено передачей ребенку своих страхов – «если это произойдет…» или «накажем». Под отвергающим типом отношений имеется в виду реакция на ребенка, как на проблему, досадную помеху в организации родителями личной жизни. [3, с. 108].

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка первого года жизни

Н. В. Искодольский обобщил особенности детско-родительских конфликтов. Психологам хорошо известно, что кризис, конфликт – не всегда плохо, он может способствовать совершенствованию личности, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его». [2, с. 77].

Родители для ребенка – очень значимые люди, их мнение очень важно для ребенка в тот острый, кризисный период, когда происходит поворот от родителей к сверстникам, освоение новых образцов поведения. Очень важно в этот период не разрушать контакт с ребенком, поскольку тесная психологическая близость после этого может не восстановиться, и существует опасность для родителей и детей стать посторонними друг другу людьми.

По Н. В. Искодольскому существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт. Во-первых, это доминантное отношение – строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей – негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованы, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель. [2, с. 79].

Второй тип неправильного родительского стиля – отвергающее отношение, которое проявляется либо в равнодушие к своему ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат – разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение («я тебя не замечаю»). Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.

Третий тип ошибок родителей – симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать- ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение. [6, с. 92].

Исследователями и учёными среди матерей было выделено четыре типа отношения к ребёнку [5, с. 47].

Матери, относящиеся к первому типу, легко приспосабливаются к потребностям ребёнка. Их характеризует разрешающее, поддерживающее поведение.

Матерям второго типа свойственно сознательное желание приспособиться к желаниям и потребностям ребёнка. В результате неуспешной реализации этого стремления в их поведении наблюдается тревожность, напряжённость, отсутствие непосредственности в общении с ребёнком. Матери такого типа чаще доминируют, чем уступают.

Третьего типа матери склонны не проявлять большого интереса к ребёнку. Основу их материнства составляет чувство долга. В отношениях с ребёнком почти отсутствует теплота. Основной инструмент воспитания для матерей данного типа – жёсткий контроль.

Матерям четвёртого типа свойственна непоследовательность в отношениях с ребёнком, неадекватность к возрасту и потребностям ребёнка. Как правило, они допускают много ошибок в воспитании и плохо понимают желания и потребности своего ребёнка. Их воспитательные воздействия отличаются противоречивостью.

Наиболее тяжёлым для ребёнка является четвёртый тип материнства. Данный тип лишает ребёнка чувства стабильности в окружающем мире и провоцирует повышенную тревожность. Это связано с постоянной непредсказуемостью материнских реакций.

Учёные выделяют и неправильные стили в воспитании. Так, исследователь В. И. Гарбузов вместе с соавторами разграничивал неправильные типы воспитания следующим образом:

воспитание по типу А – эмоциональное отвержение, неприятие. Данному типу свойственно неприятие индивидуальных особенностей ребёнка, попытки «улучшения», «коррекции» врождённого типа реагирования, сочетающиеся с жёстким контролем, регламентацией всей жизни ребёнка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. Наряду с жёстким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребёнка, полным попустительством [1, с. 15].

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) – тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе среди друзей и особенно в детском саду, ожидание успехов на занятиях и в дальнейшем в школе (родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребёнка, однако либо вовсе не учитывают, либо недооценивают реальных психофизических особенностей и ограничений ребёнка) [10, с. 15].

Воспитание по типу В (эгоцентрическое)«кумир семьи», «смысл жизни», т. е. культивирование внимания всех членов семьи на ребёнке иногда в ущерб другим детям или членам семьи [1, с. 16].

В исследованиях мы находим широкое разнообразие стилей воспитания. А. Э. Личко рассмотрел стили семейного воспитания с акцентуациями и психопатиями. Исследователем Э. Г. Эйдемиллер были рассмотрены типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития. К таким стилям воспитанияможно отнести следующие типы:

– гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением. Может иногда доходить и до полной безнадзорности. Чаще всего данный стиль воспитания проявляется недостаток заботы и внимания к духовному и физическому благополучию ребёнка, его интересам, делам, волнующим тревогам. Существует и скрытая гипопротекция. Она выражена в формальном контроле, недостатке тепла и заботы в отношениях с ребёнком, невключённости в жизнь и переживания ребёнка. Этот стиль воспитания негативное влияние оказывает особенно на детей и подростков с акцентуациями характера по конформному и неустойчивому типу. Кроме того данный стиль может провоцировать и асоциальное поведение у ребёнка – бродяжничество, побеги из дома и т. д. В основе данного типа психопатического развития может быть неудовлетворение потребности в любви, приятии или эмоциональное отвержение [6, с. 242].

– доминирующая гиперпротекция. При данном стиле наблюдается сочетание обострённого внимания, заботы о ребёнке с мелочным контролем, обилием запретов и ограничений. Это усиливает безынициативность, несамостоятельность, нерешительность у ребёнка. Особенно ярко неумение постоять за себя встречается у детей с психостенической, сензитивной и астено-невротической акцентуациями характера. У детей с гипертимной акцентуацией характера такое отношение к нему вызывает противоположное чувство протеста, направленное против неуважения к его «Я». В данном случае наблюдаются и резко усиленные реакции эмансипации [49, с. 242];

Читайте также:  Детские загадки в развитие речи ребенка

– потворствующая гиперпротекция. Этот стиль можно назвать воспитание по типу «кумир семьи». В семьях с таким типом потакают всем желаниям ребёнка, проявляют чрезмерное покровительство и обожание. В результате у ребёнка формируется непомерно высокий уровень притязаний, стремление к лидерству и превосходству, но наблюдается и недостаточное упорство на собственные ресурсы. Данный стиль воспитания способствует формированию у ребёнка психопатий истероидного круга [6, с. 243];

– эмоциональное отвержение. Характеризуется игнорированием потребностей ребёнка, зачастую и жестоким обращением с ним. Скрываемое родителями эмоциональное отвержение ребёнка может проявляться в глобальном недовольстве ребёнком. Родителей не покидает ощущение, что их ребёнок «не такой», «не тот», «недостаточно активный, умный для своего возраста» и т. д. Данный стиль оказывает одинаково негативное влияние на всех детей. Но он по-разному сказывается на их развитии. Так, при эпилептоидной и гипертимной акцентуациях характера у ребёнка ярче будут выступать реакции эмансипации и протеста. Истеродные типы утрируют детские реакции оппозиции. Дети с шизоидной акцентацией характера нередко замыкаются в себе, уходят в мир грёз, мечтаний. Неустойчивые находят удовлетворение в детских и подростковых компаниях, нередко асоциальных [6, с. 243];

– повышенная моральная ответственность. Данный стиль характеризуется несоответствующими возрасту и реальным возможностям ребёнка требованиям бескомпромиссной честности, порядочности, чувства долга. Нередко на ребёнка возлагается ответственность за жизнь и благополучие близких. От ребёнка настойчиво ожидают больших успехов в жизни. Всё это сочетается с игнорированием потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания ребёнку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка» [6, с. 244].

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается личность ребенка.

Список использованной литературы

1. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С. 14-24.

2. Искольдский Н. В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С. 77-84.

3. Сатир В. Вы и Ваша семья. – М., 2005. – 278 с.

4. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 67-88.

5. Смирнова Е. О., Собкин В. С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков). // Вопросы психологии. – 1999. -№6.3 –11 с.

6. Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. – 1991. – №3.

Источник

ЦВЕТКОВА АЛЁНА АЛЕКСАНДРОВНА
Консультация для родителей «Родительские установки»

“О том, как влияют родительские установки на развитие детей. “

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к.психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: “Мама сказала….”, “Папа велел…” и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка “Ты всё можешь” победит установку “Неумеха, ничего у тебя не получается”, но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь

Читайте также:  Методика обследования познавательного развития ребенка раннего возраста

“Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…”. влечет

(Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.) Позитивная установка – “Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!”.

“Горе ты моё!” влечет (Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.) Позитивная установка –“Счастье ты моё, радость моя!”

“Плакса-Вакса, нытик, пискля!” влечет (Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.) Позитивная установка –“Поплачь, будет легче…”.

“Вот дурашка, всё готов раздать…”. влечет (Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.) Позитивная установка –“Молодец, что делишься с другими!”.

“Не твоего ума дело!”. влечет (Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.) Позитивная установка –“А ты как думаешь?”.

“Ты совсем, как твой папа (мама…”. влечет (Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.) Позитивная установка –“Папа у нас замечательный человек!” “Мама у нас умница!”.

“Ничего не умеешь делать, неумейка!”. влечет (Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.) Позитивная установка –“Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!”.

“Не кричи так, оглохнешь!” влечет (Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.) Позитивная установка –“Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!”.

“Неряха, грязнуля!”. влечет (Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.) Позитивная установка –“Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!”

“Противная девчонка, все они капризули!” (мальчику о девочке). “Негодник, все мальчики забияки и драчуны!” (девочке о мальчике). влечет (Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.) Позитивная установка –“Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого”.

“Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!”. влечет (Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, “уход” в себя или “уход” от родителей.)Позитивная установка –“Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!”.

“Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!” влечет (Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.) Позитивная установка-“Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!”.

“Уйди с глаз моих, встань в угол!” влечет (Нарушения взаимоотношений с родителями, “уход” от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.) Позитивная установка –“Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!”

“Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!”. влечет (Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.) Позитивная установка –“Давай немного оставим папе (маме) ит. д. “

“Все вокруг обманщики, надейся только на себя!” влечет (Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.) Позитивная установка –“На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…”.

“Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!”. влечет (Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.) Позитивная установка –“Как ты мне нравишься!”.

“Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!”. влечет (Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.) Позитивная установка – “Смелее, ты всё можешь сам!”.

“Всегда ты не вовремя подожди…”. влечет (Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, “уход” в себя”, повышенное психоэмоциональное напряжение.) Позитивная установка – “Давай, я тебе помогу!”

“Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!”. влечет (Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.) Позитивная установка –“Держи себя в руках, уважай людей!”.

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может “всплыть” в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

• Я сейчас занят (а…

• Посмотри, что ты натворил!

• Как всегда – неправильно!

• Когда же ты научишься!

• Сколько раз тебе можно повторять!

• Ты сведёшь меня с ума!

• Что бы ты без меня делал!

• Вечно ты во всё лезешь!

• Уйди от меня!

• Встань в угол!

Все эти “словечки” крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе…

• Я радуюсь твоим успехам!

• Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

• Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная “соломинка на ветру”, не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Источник