Определение условия психического развития ребенка

Определение условия психического развития ребенка thumbnail

Условия развития – те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Это окружающие предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними. Материальные условия влияют на познавательное развитие, социальные – на развитие личности поведения. От условий зависят индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех задатков, которые имеются от рождения, качественное своеобразие и сочетание психических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Условия психического развития: наследственность _ свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом; среда _ окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; активность _ деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются темперамент и задатки способностей. Природные свойства ребёнка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами качества возникают благодаря социальному наследованию (в процессе обучения и воспитания).

Генетические факторы _ потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление развития.

Помимо наследственности, биологический фактор, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Во время пренатального развития нарушения физического и психического равновесия у матери могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка. Примеры таких нарушений:

  • – недостаточное питание матери;
  • – заболевания матери в период беременности;
  • – употребление лекарств и других веществ.

В пользу значимости среды в психическом развитии ребёнка говорят исследования, доказавшие, что те участки мозга ребёнка, которые не упражняются в результате достаточного количества внешних впечатлений, контактов и т. д., перестают нормально созревать и могут потерять способность к функционированию.

В психологии развития известен термин «госпитализм» _ двигательная и эмоциональная заторможенность, резкое снижение активности. Это явление наблюдается при недостатке, дефиците необходимых и значимых для ребёнка контактов со взрослыми (в первую очередь, эмоциональных).

Социальная среда — понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей. Социальная среда _ это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики. Развитие личности как процесс «социализации» осуществляется в определённых социальных условиях семьи, ближайшего окружения (микроситуация); социально-экономических, политических и т. д. (макроситуация).

В психологии широко известна модель экологических систем, предложенная американским психологом У. Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны человек сам способен изменить (реконструировать) свою жизненную среду. С другой стороны – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

Вся эта экологическая среда состоит из четырёх составляющих:

Макросистема – сам субъект и его ближайшее окружение (семья, детский сад, сверстники по школе и т. д.) – оказывает непосредственное влияние на ход развития.

Мезосистема – взаимоотношения между микросистемами (события в школе, семье и связи между ними или связи между школой и группой сверстников).

Экзосистема – элементы среды, в которых субъект не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние.

Макросистема – установки, нравы, традиции, ценности окружающей культуры. Эта система влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на развитие и поведение.

Одним из ключевых понятий идей Л. С. Выготского выступает социальная ситуация как основной механизм психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находится с окружающей действительностью (прежде всего, социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные типы и формы деятельности, _ основное условие личностного развития.

Согласно А. В. Петровскому, сама социальная ситуация может быть стабильной или изменяющейся. Вхождение ребёнка как социального существа в жизнь общности (социализация) предполагает прохождение трёх фаз:

  • – адаптация (к действующим нормам, формам взаимодействия, деятельности);
  • – индивидуализация (как удовлетворение «потребности в персонализации», т. е. поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности);
  • – интеграция личности в общность (обусловлена противоречиями между стремлениями субъекта представить свои особенности в общности и потребностью этой общности одобрить лишь те из них, которые соответствуют её ценностям и способствуют успеху совместной деятельности и т. д.).

Источник

Современная психология видит причины развития в процессе жизни человека, в конкретных и противоречивых социально-психологических условиях, в самых различных аспектах Ее взаимодействия с окружающей средой (бытием). Движущими силами процесса развития провозглашающей присущие ему внутренние противоречия. Решение их является основой развития, определяется взаимодействием различных предпосылок, обстоятельств, условий, факторов, свидетельствует о возможности опосредованного управления им.

Становление ребенка как личности осуществляется на основе ее активного взаимодействия с социальной средой, в котором она черпает необходимые для ее социализации средства

(ценности, идеалы, нормы, знания, умения, привычки и т.п.). В процессе взаимодействия с окружающими создается индивидуальная ситуация развития, приводит своеобразие каждой личности и в значительной степени определяет путь ее развития.

Существует диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних условий психического развития. Внешними условиями природа и общество, необходимые для существования индивида, его жизнедеятельности, обучения и труда, для реализации возможностей развития. Они оказывают влияние на психическое развитие через внутренние условия, которые есть в самом индивиде. От природы индивида, его потребностей и других субъективных условий зависит, что именно с внешнего, объективного окружения для него значимо, что влияет на него и становится фактором его активности и развития.

Внешние и внутренние условия развития ребенка противоречивы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одни в другие. Так, внешнее, объективное, усваиваясь индивидом, становится внутренним. Внешнее не прямо становится внутренним, а претерпевает определенные изменения, преобразований. Сложен и процесс объективации внутреннего (перехода внутреннего во внешнее), которое определяет новые отношения личности к внешнему миру. Происходит интериоризация практических, умственных, речевых действий и моделей поведения, формируется способность оперировать объектами в образах, мыслях, превращать их мысленно и одновременно внешне проявлять отношение к ним, екстериоризуваты их.

Соотношение внутреннего и внешнего меняется в процессе развития индивида, приобретает своих специфических особенностей на разных его этапах. Так, внутренние условия постоянно обогащаются за деятельность ребенка. Благодаря появлению новых целей, потребностей, интересов становится возможным ее новое, содержательное отношение к внешнему миру. То, к чему ребенок был равнодушным, становится для нее значимым и привлекательным.

Важными условиями психического развития является наследственность и социальное окружение. Учет этого способствует эффективному использованию природных задатков и предпосылок развития ребенка. Из-за неадекватности понимания соотношения биологического и социального безуспешными есть практические попытки решать сложные противоречия между ними, которые порой возникают в жизни человека (например, половой патологии, алкоголизма, наркомании).

По наблюдениям психологов, немало фактов свидетельствуют о большое значение для нормального психического развития человека общества и его структурных и функциональных компонентов. Однако это не дает никаких оснований для негативных выводов о роли в этом процессе естественной основы человека, в том числе наследственности, условий пренатального (до рождения), натальному (рождение) и раннего постнатального (после рождения) развития, ее биологической (особенно мозговой) организации .

Анализируя данные возрастной физиологии, генетики, других наук, психологи пересмотрели некоторые представления о соотношении биологического и социального в развитии человека, прежде всего их убеждения о конфронтации биологического и социального в человеке уступило место осознанию необходимости выяснения диалектики взаимодействия биологического и социального, социально-духовной обусловленности биологии человека. Все больше сторонников находит утверждение, что для развития личности характерна неотделима единство природного, социального, психологического и духовного.

Итак, в развитии человека генетически противопоставляется социальному. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Из зародыша вырастает человеческий организм с присущими ему возможностями развития. Он формируется за счет веществ, усваиваемых из среды по заданной в его генотипе программой.

Генотип – совокупность всех генов организма, унаследованных им от родителей.

Генотип содержит свернутую информацию об историческом прошлом человека. В нем закреплена телесная ее организация, универсальность руки, способность к прямой походки и усвоения языка. Это так называемая консервативная наследственность. Генотип также несет информацию о программе индивидуального развития, адаптируется к специфическим социальных условий жизни. Подсчитано, что возможных вариантов человеческого генотипа в миллиарды раз больше количества людей, уже жили и живут сейчас.

Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру, морфологические признаки организма, отличающие человека от животных, строение нервной системы, пол, стадии и темпы созревания, ряд индивидуальных (нейробиологических и функциональных) особенностей, в частности группу крови, особенности обмена веществ, динамические свойства нервных процессов, некоторые анатомические и физические аномалии, безусловно-рефлекторные структуры. Нервная система таит в себе наследственно обусловленные огромные потенции для возникновения новых потребностей, форм поведения, нервных процессов. Они являются естественной основой активности человека, его способности развиваться, учиться и воспитываться.

Одним из естественных предпосылок развития есть задатки человека. Задатки – это еще не готовы психические свойства, а только природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются в жизни человека с помощью созданных обществом средств. При отсутствии необходимых условий задатки могут не развиваться.

Генотип приводит признаки и свойства организма через хромосомный аппарат и гены. В развертывании его программы существуют определенные препятствия, в частности такие внешние факторы, как радиация, экология, питание, родовые травмы. Поэтому все свойства организма обусловлены наследственностью. Например, на основе одинакового типа нервной системы часто формируются различные характерологические черты людей и, наоборот, на основе различных типов нервной системы развиваются схожие по характеру личности. Это зависит от индивидуальной ситуации развития.

Главным звеном, которая опосредует возможные влияния генотипа на становление психических особенностей человека, является центральная нервная система. Генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных образований головного мозга, обеспечивают внутренние условия для возникновения психических новообразований. Центральная нервная система выполняет и обратную функцию – опосредует влияние среды на реализацию генетической программы развития.

Независимо от уровня актуальной сенситивности (чувствительности) основой усвоения, например, движений, речи является активация определенной части генов. Однако главная особенность таких сенситивных периодов – это предопределенность развития окружением. Поэтому одна из важнейших их характеристик – специфичность опыта индивида. Эти периоды являются своеобразными фильтрами, которые “пропускают” одни влияния окружения и блокируют другие. Они могут быть узкими, их пропускная способность иногда ограничена передачей одного стимула из окружения (например, вовремя дать ребенку в руки музыкальный инструмент, кисть и краски).

Генотип инициирует стадии развития, приводит периодичность возникновения чувствительности к определенным внешним воздействиям. Однако невозможно с уверенностью утверждать, насколько конкретный тип поведения зависит от генетических факторов, а несколько от факторов окружения, поскольку индивидуальные различия определенной характеристики, в том числе и психологической, могут быть вызваны отчаянным, генотипом или одновременно тем и другим. Эти различия могут быть значительными. Так, по данным исследований, соотношение между максимальными и минимальными значениями времени реакции может отличаться вдвое, показатели памяти по тесту – почти втрое, а некоторые показатели темперамента – более чем в ЗО раз. Поэтому данные о среднем значении конкретной величины дают мало информации, поскольку индивидуальные различия всегда крупнее групповые.

В процессе психического развития ребенка соотношение влияния генотипа и среды меняется. Например, изучение влияния генотипа и среды на формирование у близнецов такой психической характеристики, как общий уровень реактивности, позволило исследователям сделать вывод, что у детей 4-х лет 46% вариативности этой характеристики связаны с влиянием генотипа, а 54% – с влиянием окружения; у детей 7 лет влияние генотипа составил 67%, однако только 12% вариантов были такими, что и в 4 года, то есть 55% пришлось на долю воздействий генотипа, которые в 4 года обнаружены не были. По результатам исследований, индивидуальные различия разных интеллектуальных функций в среднем более чем наполовину определяются генотипом, с возрастом влияние генотипа на их вариативность растет.

На ранних этапах онтогенеза человека прежде всего формируются загальновидови (универсальные) формы поведения, развитие которых обеспечивается преимущественно устойчивой частью гена. Индивидуально-специфические особенности поведения развиваются позже в процессе активного взаимодействия человека с окружающими. Оно может быть благоприятным для развития человека с одним генотипом и менее благоприятным для людей с другим генотипом. Например, у двухлетних детей их эмоциональные особенности определяют, будет ли интеллектуальное развитие связано с особенностями их окружения. При низкой эмоциональности ребенка такие особенности, как мера включения матери в

общения и игры с ней, разнообразие или однотипность игрушек, вид используемых наказаний, не связанные с уровнем развития интеллекта. У детей с высокой эмоциональностью такая связь есть.

Ребенок может получать от родителей не только генетически обусловленные предпосылки определенных способностей, но и подходящие для их интенсивного развития обстоятельства. Свидетельством этого являются профессиональные, творческие династии, например музыкантов, художников, ремесленников, спортсменов, ученых, политиков.

Соотношение между генотипом и окружением может быть разное. Если ребенок, унаследовав определенные гены, живет в соответствующих условиях для развития способностей и наклонностей, то такое соответствие между генотипом и окружением является пассивной. Это проявляется в тех случаях, когда взрослые обращают внимание на развитие ребенка и помогают ему в этом. Бывают ситуации, в которых ребенок сам активно ищет условия для развития своих задатков (без ведома родителей записывается в музыкальную или спортивную школу). В общем значительные индивидуальные различия в развитии интеллекта обусловлены соотношением генотипа, окружение и активности ребенка.

Существует гипотеза, согласно которой динамика процесса психического развития обусловлена последовательностью развертывания генетической программы. Это означает, что задатки влияют на динамику становления новых мозговых структур и механизмов, создают более или менее благоприятные внутренние условия для психического развития. Генотип приводит возможности, границы, но не определяет содержание психического развития, зависит от внешних условий и активности ребенка.

Окружение ребенка – это не столько предметы и явления природы, а прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, язык, духовные ценности. Но не все то, что окружает, является окружением (ситуацией) ее развития. На ребенка влияют только те аспекты внешних условий, с которыми она вступает в активную связь, в которых она действует. Со временем окружение ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается содержательно. В процессе развития она становится избирательно восприимчивой к конкретным факторов окружения, осваивает новые виды и формы деятельности.

Социальное окружение по-разному влияет на развитие ребенка. Это влияние зависит от уровня его культуры,

взаимоотношений людей, образования родителей, их скорби за становление личности ребенка. В связи с этим в одной семье часто вырастают разные дети, хотя наследственность близка.

Источник

Слайд 1

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНИЛА: КАРПОВА Е.А.

Слайд 2

Психическое развитие ребёнка. Понятие нормального психического развития. Нормальное развитие – значит “соответствующее неким нормам”. И тут сразу возникает проблема – что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики? Если придерживаться точки зрения разработчиков “тестов развития”, – то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация , реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе.

Слайд 3

Таким образом, в данном случае возрастная норма – это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки – абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.). В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: >. В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория > психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.

Слайд 4

Факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка. Предпосылки нормального психического развития детей. Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития? Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами. Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.

Слайд 5

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше. Здоровье матери – один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробные период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешеннности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Слайд 6

Условия нормального психического развития. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которые подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушения психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Слайд 7

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он – одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенком, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он да семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу

Слайд 8

Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развития двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонка моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Слайд 9

Родителям нужно защищать малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т.п.). Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Слайд 10

Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур, психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Слайд 11

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк ). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положение: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Слайд 12

Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идет о ребенку, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций. Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находиться. Для этого определяется коэффициент интеллекта – IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

Слайд 13

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объемы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится. Память – главный > в деле успешного обучения ребенка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень ее развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия.

Источник